Протокол № 19

15 ноября 1917 г.

Заседание началось в 3 час[а] 15 мин[ут] дня в епархиальном доме, в комнате № 1.

Под председательством высокопреосвященного Тверского присутствовали расписавшиеся на прилагаемом при сем листе 23 члена Отдела.

I. Оглашается и утверждается протокол предыдущего заседания Отдела.

II. Рассматриваются предложенные председателем положения о монастырском быте, составляющие продолжение рассмотренных в прошлом заседании.

«1. Вход в обители лиц женского пола должен быть ограничен до самой последней степени: женщины могут посещать монастырские богослужения и говеть в обители, помещаясь ненадолго в монастырской гостинице, но прием их в братских келиях, хотя бы и для услуг, безусловно недопустим.

2. В целях поднятия монастырской дисциплины и поддержания ее на должной высоте необходимо, чтобы монастыри не были местом ссылки по суду.

3. Монастыри не должны строить на своей земле дачных помещений, особенно вблизи монастыря, и вообще дачные жители под стенами монастыря нежелательны.

4. Монастырские гостиницы для богомольцев должны содержаться в опрятности и чистоте. Необходимо, чтобы в пустынных обителях имелись 2-3 номера более хороших для желающих за плату получить некоторое удобство. Старшими, заведующими гостиницами следует иметь монахов безупречной нравственности, средних лет, опытных в приеме богомольцев, терпеливых, вежливых, понимающих дело и любящих чистоту. Им следует предоставить самим выбирать себе послушников в помощь. Монастырский благочинный должен состоять ответственным наблюдателем за порядками в гостинице. Он обязан ежедневно посещать гостиницы, осматривать номера и заботиться об удовлетворении богомольцев всем необходимым и разбирать все претензии и жалобы посетителей».

По обмене мнений постановлено: 2-е положение принять, исключив из него для придания большей определенности заключающейся в нем мысли заключительные слова: «для лиц из белого духовенства и мирян, а равно и малолетних преступников, для которых надлежит устраивать особые исправительные учреждения»; остальные предложения принять без изменения.

III. Рассматриваются и принимаются §§ 133–135 постановлений Съезда представителей от монастырей отдела «Об особых условиях жизни и быта отдельных монастырей».

«§ 133. Внутренний строй монастырской жизни и быт в городских и ставропигиальных монастырях и архиерейских домах, где <есть> монашествующие, должны быть по возможности общими и одинаковыми с прочими монастырями.

§ 134. Монашествующие, живущие на монастырских подвориях, должны сообразоваться во всем внутреннем строе и быте с обычаями и порядками своего монастыря, находясь под надзором местного благочинного монастырей.

§ 135. Скитские общежития руководятся принятым в каждом из них уставом».

IV. Рассматриваются следующие составленные председателем на основании постановлений Съезда представителей от монастырей положения о монастырском имуществе и хозяйстве:

«1. Все движимое и недвижимое имущество, а также капиталы, принадлежащие монастырю, составляют имущество монастыря как юридического лица.

2. Отчуждение и обмен недвижимых имуществ, принадлежащих монастырю, допускается не иначе как с разрешения высшей церковной власти.

3. В случае присоединения монастыря к другому монастырю все его движимое и недвижимое имущество и капиталы поступают в распоряжение монастыря, к которому он приписывается.

4. Приобретение материальных благ в монастыре не должно быть главною целью и задачею начальствующих в обители, а лишь одним из средств и способов к развитию монастырских учреждении и послушаний, содействующих духовному преуспеянию монастыря как главной заботе иноческой жизни.

5. Источники доходов и способы извлечения их должны соответствовать нравственным началам и основам иноческой жизни. Только те монастыри процветают в экономическом, нравственном и духовном отношениях и только те монашествующие достойно носят свое звание, которые приучены в обителях к трудам и молитве.

6. Все работы по монастырскому хозяйству должны исполняться по возможности самими насельниками обители, причем трудовое послушание наряду с молитвенным подвигом обязан нести по мере своих сил и способностей, не имея права от него отказываться, каждый из входящих в состав братии.

7. Ввиду того, что монастыри являются не только молитвенными, но и трудовыми братствами, то за ними должно сохраниться в полной мере право на обладание принадлежащими им земельными угодьями.

8. Для сохранения внешнего благосостояния и развития своей деятельности все монастыри, обладающие земельными угодьями, обязаны, где это представляется возможным, вводить усовершенствованное хозяйство в соответствии с условиями и потребностями местности и развить свою промышленность чрез устройство целого ряда предприятий, как для удовлетворения потребностей своего хозяйства, так и для продажи продуктов и изделий монастырского производства.

9. Начальствующие в монастырях должны во всех своих хозяйственных предприятиях и распоряжениях исходить из того понятия, что в обителях обязательны образцовые хозяйства, которые не должны походить на крестьянские, малокультурные; наоборот, монастырское хозяйство непременно должно быть показательным и поучительным для окружного населения. Поэтому вменяется настоятельствующим самим изучать те отрасли хозяйства и промышленности, которые вводятся в их обителях, и обращаться за указаниями и советами к специалистам.

Примечание. Недозволительно монастырям иметь скот, похожий на крестьянский, малопородистый, и строить что-либо, даже изгородь, на деревенский образец. Все должно быть образцово, прилично и поучительно для деревенского населения.

10. Для монастырей доступны следующие отрасли промышленно-хозяйственной деятельности:

а) хлебопашество, луговодство, льноводство, лесоводство, шелководство, хлопководство в соответствующих местностях, огородничество, садоводство, плодоводство, ягодоводство, производство лечебных трав, сушка плодов и овощей и виноградоделие и виноделие;

б) скотоводство, птицеводство, пчеловодство и рыбный промысел;

в) мельницы, маслоделие, сыроварни и мыловарни;

г) мастерские — кожевенные, ткацкие, красильно-набивные, вязальные и прядильные, плотничьи, столярные, резные, токарные и вообще древообделочные, позолотные, гончарные, фаянсовые, сапожные, слесарно-кузнечные, литейные и вообще металлообрабатывающие;

д) мастерские — для изделия иконостасов и киотов, деревянной посуды, ложек, церковной утвари;

е) иконописные, литографские, переплетные и типографии;

ж) швейные церковных облачений и различные отрасли специального и изящного женского труда в женских обителях; и

з) изготовление наглядных учебных пособия (гербарий, коллекций минералов).

11. Сотрудничество монастырей в хозяйственном отношении может еще проявляться в следующем:

а) в устройстве в некоторых монастырях ремесленных и хозяйственных курсов, руководимых опытными инструкторами;

б) в устройстве курсов для подготовки инструкторов из среды иноков и

в) в создании епархиальных, окружных и центральных организаций как для выписки необходимых материалов и продуктов, так и для сбыта изделий монастырской промышленности.

12. Капитальные постройки и перестройки в монастырях производятся с разрешения епархиального начальства и при соблюдении общегражданских и технических правил; причем строители должны помнить, что в обителях все постройки совершаются на столетия и должны быть весьма прочны, практичны и не походить на временные мирские сооружения. Без этого старинного и мудрого правила обители никогда не достигнут необходимого устойчивого вида.

13. На сумму, определяемую монастырям епархиальным монашеским советом в распоряжение настоятеля и духовного собора, они могут производить постройки и ремонт без предварительного разрешения епархиального начальства.

14. Требуется ограничивать число наемных рабочих в монастырях до последней крайности, дабы обители не походили на землевладельческие усадьбы и не получалось впечатления, что они не нуждаются в земле.

15. Следует беречь монастырский лес как самое важное, дорогое и нужное достояние, требующее великой заботы и ежегодной чистки, для того чтобы он рос правильно, быстро и не подвергался болезням. Уборка хвороста и валежника не должна производиться неумело, наемными рабочими, но своими силами, при наблюдении монастырского начальства.

16. В отношении содержания монашествующих довольствием вменяется в обязанность в каждой епархии установить по своим местным условиям:

а) необходимое однообразие, чтобы послушники и монахи не имели соблазна к перемещению из одного монастыря в другой по причине обстановки и содержания;

б) во всех необщежительных монастырях — один размер кружки для иеромонахов, иеродиаконов и послушников по важности послушания и соответственно их исправности;

в) во всех общежительных монастырях, где не происходит денежных выдач, однообразие в довольствовании братии одеждою и пищею. При снабжении одеждою принять за правило, чтобы новые вещи выдавались не иначе как по представлении старых. При выдаче чая и сахара принимать во внимание род послушания, степень усердия к исполнению возлагаемых обязанностей, а также поведение;

г) порядок выдачи молока к чаю, где имеется достаточное количество коров. В известный час братия должна по звону колокола приходить в трапезную для получения молока, но отнюдь не ходить самолично на скотный двор за ним;

д) правила сдачи монастырской братией своего белья для стирки тому монаху, который заведует бельем, с воспрещением лично передавать его скотницам и наемным прачкам, чем нарушается порядок и отвлекаются работницы от дела. Сдавать белье должен один так называемый бельевой монах.

17. Вменяется в обязанность начальствующим в обителях иметь привратниками монастырей исключительно монахов (или монахинь). Это необходимо во многих отношениях, и привратническое послушание одно из самых важных. Ради Господа могут исполнять послушание только монахи. Надо образовать это послушание из 2-3 человек, которые бы сменялись, и внушить им, что на них возлагается строгое наблюдение за каждым входящим в монастырь. Наблюдательность, преданность интересам монастыря, ласковое обращение с богомольцами и требование от монахов и послушников исполнения монастырских правил о выходе за ограду составляют условия, без которых нельзя быть монастырским привратником. Вольнонаемные дворники в обителях не допускаются; дело настоятеля найти таковых в миру и принять в число братии, если бы в монастыре оказался недостаток в подходящих монахах.

18. Ближайший надзор за монастырским хозяйством принадлежит епархиальному епископу и осуществляется им наряду с прочими монастырскими делами чрез епархиальный монашеский совет и благочинных монастырей.

19. Непосредственное заведование монастырским хозяйством принадлежит настоятелю (настоятельнице) монастыря с имеющимся при нем монастырским духовным собором, по установленным высшею церковного властью правилам.

20. Круг дел, разрешаемых настоятелем с одним духовным собором или при участии всей братии монастыря, а затем восходящих на усмотрение епархиального и высшего церковного управления, определяется особыми правилами.

21. На духовном соборе монастыря лежит: а) постоянная <з>абота о сохра<нн>ости движимого и недвижимого имущества и капиталов монастыря, а равно и о всех документах на это имущество; б) составление описи всем движимым и недвижимым имуществам и капиталам монастыря в двух экземплярах, из коих один хранится на месте, при делах духовного собора, а другой передается в епархиальное управление; и в) составление ежегодно отчета по хозяйственной части и сметы доходов и расходов на предстоящий гражданский год и представление его на утверждение епархиального архиерея.

22. На обязанности казначея монастыря лежит: а) ведение приходо-расходной книги монастыря по установленной церковной властью форме и б) установление особой отчетности по каждой отдельной отрасли монастырского хозяйства (имение, дома и пр.), представляемой ежемесячно монастырскому духовному собору для включения в общую монастырскую отчетность».

По обсуждении приведенных положений постановлено: положения 9-е и 10-е ввиду трудности осуществления без наличия известных условий содержащихся в них предписаний опустить; положение 8-е принять, вставив в целях предотвращения возможного увлечения в монастырях внешними трудами в ущерб внутреннему деланию после слов «обязаны, где это представляется возможным» слова «без ущерба молитвенному делу»; положение 16-е одобрить с исправлением в нем для ослабления силы требования слов «вменяется в обязанность в каждой епархии установить» на «в каждой епархии желательно установить»; остальные положения принять без изменения; причем положения 12, 13, 14, 15, 16 и 17 выделить в особую инструкцию под заглавием «Инструкция настоятелю монастыря по хозяйственной части», а положение 19-е дополнить примечанием: «При сем прилагается инструкция настоятелю монастыря по хозяйственной части».

Заседание закрыто в 5 час[ов] вечера.

Председатель Архиепископ Серафим

Секретарь Архимандрит Гурий

Делопроизводители Н. Туберозов, П. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 100–104 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 146–150 об. Машинопись. Копия