Протокол № 19

26 марта (8 апреля) 1918 г.

Заседание открывается под председательством высокопреосвященного Кирилла, митрополита Тифлисского в здании Духовной семинарии в 9 ч[асов] 30 м[инут] вечера в присутствии 10 членов Отдела и одного лица не из списка состава Собора, согласно прилагаемому списку.

Преосвященный председатель предлагает огласить проект воззвания к интеллигенции, который на предыдущем заседании постановлено было исправить, преимущественно со стороны языка, поручив это составителю проекта свящ[еннику] М. Ф. Марину.

Свящ[енник] М. Ф. Марин заявляет, что воззвание им исправлено, но совершенно избежать иностранных слов оказалось невозможно, так как многие такие слова, напр[имер], национальный, культура и т. п. настолько укоренились в русском языке, что заменить их другими, чисто русскими было бы трудно. Затем оглашает исправленный проект воззвания, при сем прилагаемый.

Преосвященный председатель предлагает высказаться по поводу прочитанного проекта.

М. Ф. Глаголев полагает, что если для выработки окончательной редакции избрана будет комиссия, то может быть в обсуждении проекта сейчас в заседании Отдела не представляется надобности.

Преосвященный председатель. От лица Собора выпускать это воззвание неудобно. В нем много оправданий того, что не требует оправдания, а это Собору не подходит. Может быть, Собору следовало бы наметить лишь главные мысли воззвания, а особая комиссия найдет надлежащую редакцию для них.

Прот[оиерей] В. И. Синцов указывает, что в первой части воззвания есть некоторые преувеличения; не вся интеллигенция склонна к материализму.

М. Ф. Глаголев также находит, что объедение, пьянство и т. п. нельзя ставить в вину интеллигенции; она в этом повинна не более других классов общества.

В. Г. Добронравов. Главная черта интеллигенции — это материалистическое отношение к жизни и отсутствие идеальных интересов. Личное участие в строительстве жизни отрицается интеллигенцией. В этом она расходится с нашими задачами и стремлениями. В нашем воззвании мы и должны призывать ее к тому, чтобы возродить в себе человека.

Прот[оиерей] П. Е. Крутиков. Мне кажется, что русский народ может <вести> не интеллигенция, а только наша Православная Церковь. Для этого необходимо, чтобы народ признал власть церковную и жил по духу и по уставу Церкви. К этому и должны мы призывать в своем воззвании нашу интеллигенцию, к тому же должны направлять нашу школу и призывать весь народ. Мы первые должны подавать пример такого послушания церковной власти и жизни по уставу Церкви; но мы только на словах призываем к этому, а в действительности постоянно нарушаем устав Церкви. Кто, напр[имер], у нас соблюдает посты? Оттого и воззвание у нас не выходит. Мы, если и принимаем что из церковной жизни, то только тогда, когда это приятно для нас, напр[имер], духовные концерты, хорошее пение в Церкви и т. п. Итак, будем призывать всех к жизни по Церкви.

Преосвященный председатель. Действительно, расхождение интеллигенции с простым народом больше всего выражается в этом удалении ее от Церкви.

М. Ф. Глаголев. Такое отчуждение началось уже давно. Теперь пора призывать ее как блудного сына в дом отчий.

Н. А. Вознесенский. Нужно, чтобы в нашем воззвании интеллигенция увидела, как в зеркале, свои ошибки по отношению к народу. Лет 20 назад в одном уездном городе я предлагал встречать Новый год не с шампанским в руках, а молитвой в храме Божием. Интеллигенция только посмеялась надо мной, но простой народ одобрил эту мысль и пришел в храм. Теперь этот обычай принят повсеместно.

Пост никогда не соблюдается интеллигенцией, а народ их соблюдает. Таких примеров разницы в отношении к Церкви много. В нашем послании нужно указать конкретно, что должна делать интеллигенция и как жить по духу церковному; а предложенный проект я считаю слишком отвлеченным.

Преосвященный председатель. Наша интеллигенция пробовала обращаться к народу и в прежнее время ходила в народ; но это ни к чему не привело: народ только смеялся. Между тем, мы часто видим, что какой-нибудь юродивый, простой монах или начетчик своими речами захватывают массу народа. Где секрет такого влияния? Да в том, что народ видит у них нечто общее с собой; эти люди делают то, что народ ценит, и народ идет за ними, потому что верит им; и сами они верят в то, что говорят и делают. Мы же не проводим в дело того, что говорим. Нужно звать интеллигенцию к тому, чтобы она ближе подошла к народу, стала с ним, как говорится, на одну доску. А для этого необходимо воспитание воли.

Свящ[енник] С. В. Орлов (не член Собора). В этом отношении образованный класс оказался не на высоте. В событиях последнего времени, в действиях Временного правительства нигде не было видно никаких следов религии: ни креста, ни священника, ни храма; правительство участвует в гражданских похоронах. Все это не в духе народа.

В. А. Правдин. В сельской школе происходит то же самое: неверующий учитель развратил всю школу, совершенно отбил детей от Церкви, тогда как прежние простые учителя из дьячков привлекали к ней.

Прот[оиерей] В. И. Синцов. Нельзя предъявлять к интеллигенции слишком строгие церковные требования. Кривое дерево не исправишь. Довольно и того, если образованный класс не будет противодействовать народу в его религиозном направлении. Нужно указать, что народ шел правильным путем, идя вместе с Церковью. Теперь он от Церкви отстал и нужно возвратиться к ней. Для этой цели очень полезна раздача религиозных книг; у меня в приходе такие книги брали нарасхват, особенно жития святых: наглядность их более всего привлекает народ; я давал их читать в свободное время ученикам в школе, после Утрени во время исповеди и неизменно был большой успех.

Преосвященный председатель. Итак, воззвание признается необходимым. В нем следует указать, что главная причина разделения интеллигенции с народом — утрата общих религиозных ценностей. Надо соединиться вновь на почве церковности, и тогда будет положено начало народного оздоровления. Эти мысли должны быть выражены в воззвании; а для изложения их следует образовать комиссию.

ПОСТАНОВЛЕНО: для установления окончательной редакции воззвания образовать Комиссию, пригласить в нее священника М. Ф. Марина, М. Ф. Глаголева, В. Г. Добронравова, В. В. Успенского, С. Н. Булгакова и прот[оиерея] П. Н. Лахостского.

По предложению преосвященного председателя Отдел переходит к обсуждению Положения о школьном преподавании Закона Божия.

Глава 3-я имеет заголовок: «Слово Божие, богослужебные книги и жития святых должны быть главным источником воспитательно-школьного воздействия».

По поводу текста этой главы членами Отдела делаются незначительные замечания и редакционные изменения, и затем глава 3-я принимается.

Заседание заканчивается в 12 часов ночи. Следующее заседание назначается 28 марта (10 апреля) 1918 года в 9 час[ов] 30 мин[ут] вечера.

Председатель митрополит Кирилл

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 135–137. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.