Протокол № 18

10 ноября 1917 г.

Заседание началось в 10 час[ов] 20 мин[ут] утра в епархиальном доме, в комнате № 1.

Под председательством высокопреосвященного Тверского присутствовали расписавшиеся на прилагаемом листе 26 членов Отдела.

I. Оглашается и утверждается протокол предыдущего заседания Отдела.

II. По предложению о. архимандрита Гурия постановлено: помещенный в протоколе предыдущего заседания Отдела текст положения о должностных лицах монастыря, подчиненных настоятелю последнего (в изложении Всероссийского съезда представителей от монастырей, § 62), дополнить следующим примечанием: «В малолюдных монастырях, где не имеется лиц, подходящих для занятия монастырских должностей, настоятелям предоставляется право ходатайствовать пред епархиальным преосвященным как о совмещении таковых должностей в одном лице, так и о замещении некоторых из них монашествующими других обителей».

III. Докладываются поступившие на заключение Отдела при выписке из протокола Священного Собора от 28 октября с. г. за № 31: а) прошение прихожан церкви села Троицкого-Городилова Ливенского уезда Орловской епархии о назначении к церкви сего прихода на вакантное священническое место иеромонаха Коломенского-Троицкого Новоголутвина монастыря Ермогена, б) прошение сего иеромонаха о том же, в) доставленный по содержанию этих прошений отзыв преосвященного Серафима, епископа Бельского, от 14 <августа> с. г. и г) копия указа Св[ятейшего] Синода синодальному члену преосвященному Платону, митрополиту Тифлисскому, экзарху Кавказскому, от 6 октября с. г. за № 9222 с предложением внести бумаги по сему делу на обсуждение соборного Отдела о монастырях и монашестве.

Постановлено: иметь суждение по содержанию указанных бумаг в одном из последующих заседаний.

IV. Рассматриваются §§ 71–75 постановлений Всероссийского съезда представителей от монастырей о монастырском братском совете.

§ 71 и примечание к нему принимаются в изложении съезда с исключением из параграфа заключительных слов «и делопроизводителя, если они — монашествующие лица» и с исправлением: в параграфе — слов «братский совет» на «духовный собор» и в примечании слова «решении» («настоятелю предоставляется при решении хозяйственных дел») на «обсуждении» и «совета» на «собора»: «Монастырский <духовный собор>* состоит из настоятеля и должностных лиц монастыря: наместника, где таковой есть, казначея, ризничего и благочинного, а также эконома, где таковой есть. Примечание. Настоятелю предоставляется при обсуждении хозяйственных дел монастыря приглашать на заседание <собора> с правом совещательного голоса и недолжностных лиц из монашествующей братии, а также и посторонних лиц».

§§ 72 и 73 принимаются в редакции съезда с исправлением встречающихся в них слов «братский совет» на «духовный собор» и с исключением из последнего указания, что в духовном соборе все дела решаются «большинством голосов»:

«§ 72. Монастырский духовный собор собирается по мере надобности, но не менее двух раз в месяц.

§ 73. Монастырский духовный собор в заседаниях своих обсуждает и решает все более или менее важные внутренние и внешние монастырские дела, выслушивает доклады настоятеля и других должностных лиц монастыря о всех духовных и хозяйственных потребностях обители и делает соответствующие в данном случае постановления, проверяет доходы и определяет порядок расходования сумм, проверяет и свидетельствует ежемесячно приходо-расходные книги; по надлежащем обсуждении <собор> делает постановления о предоставлении достойных членов братства к рукоположению в сан священства, к пострижению в монашество указных послушников и о принятии в братство прошедших искус новоначальных».

В § 74 постановлено исключить начальные слова «законными и», а также слова «в том числе и для настоятеля» и вместо заключительных слов «постановления монастырского братского совета при участии в них и после подписи их не менее ¾ всего состава совета» поставить «постановления монастырского духовного собора», в § 75 слова «братским советом или представления особого мотивированного мнения кем-либо из членов совета» исправить на «духовным собором» и оба параграфа соединить в один в следующей редакции:

«Обязательными для всех насельников обители являются все постановления духовного собора. В случае несогласия настоятеля с духовным собором дело переносится в епархиальный монашеский совет».

V. Рассматривается составленная председателем сводка постановлений Всероссийского съезда представителей от монастырей и Предсоборного Совета относительно внутреннего строя монастырской жизни:

Внутренний строй монастырской жизни

а) Богослужение

1. Главной и изначальной задачей иночества было строго уставное богослужение, которое приучало христианина к непрестанной молитве и поддерживало в нем постоянное, живое ощущение Бога и удовлетворяло религиозные искания, а потому богослужение в монастырских храмах должно совершаться по Типикону, с точным соблюдением всего уставного чина, благоговейно, без всяких пропусков и без замены чтением того, что положено петь, и сопровождаться словом назидания. Богослужение является главною задачею и средством восстановления значения монастырей.

2. Вместо допускаемого иногда в обителях чтения стихир на «Господи воззвах», литии, стиховнех и хвалитех необходимо возобновление повсеместного в монастырях пения их без малейших опущений, причем желательно распространение по обителям пения стихир на «подобны».

3. В обителях, где при совершении богослужебных чинов соблюдаются особые, освященные веками обычаи, производящие умиление на молящихся, но не предусмотренные Типикином, хотя и не противоречащие духу православия, эти обычаи должны быть неизменно сохраняемы.

Примечание. Желательно, чтобы освященные веками особенности богослужебных чинов той или иной обители хранились не только в устном монастырском предании, но и были записаны в местном уставе монастыря.

4. Для монастырей малолюдных и бедных дозволяются в качестве временной меры следующие сокращения в уставе: а) заменять «подобны» простыми напевами и б) заменять чтением пение тропарей в канонах и библейских стихах к ним, но отнюдь не заменять чтением пение стихир, седальнов, тропарей и т. п. небольших групп песнопений.

5. Изменение порядка и определение рода и времени совершения богослужений в исключительных случаях зависит в монастыре от настоятеля.

6. При совершении всенощных бдений под воскресные и праздничные дни необходимо соблюдать тот порядок, какой и ранее практиковался в обителях, т. е. где под воскресные и праздничные дни всенощные бдения служились с вечера, то так оставить там и впредь, а где они были совершаемы утром (наприм[ер], в Ново-Афонском монастыре, на Валааме в зимнее время), то и совершать их утром.

Примечание 1. Желательно, чтобы впредь во всех монастырях (и в городских) вечерни совершались в свое время, т. е. вечером, а утрени — утром.

Примечание 2. Признается желательным вменить в обязанность женским монастырям совершение богослужений дневного круга в уставное время.

6*. Литии на всенощных бдениях совершаются соборным служением, причем служащие иеромонахи выходят во главе с настоятелем или предстоятельствующим вместо него другим лицом в мантиях и епитрахилях без фелони.

7. На утрени в будние дни, во время чтения начальных псалмов и пения «Честнейшую», когда каждение совершается иеромонахом, ему должен предшествовать иеродиакон в мантии и камилавке со свечей в руке (по примеру Свято-Троицкой лавры и других обителей).

8. Чтение за богослужением должно совершаться непременно на средине храма, причем никто из братии не вправе отказываться от предлагаемого ему чтения, будь то иеромонах или послушник.

Примечание 1. Безусловно воспрещается крикливое чтение Евангелия, Апостола, паремий и пр.

Примечание 2. Желательны уставные чтения за богослужением и в будничные дни; выбор времени их чтения и число их определяется усмотрением настоятеля согласно существующему местному монастырскому обычаю.

9. В будние дни Великого поста положенные по уставу чтения должны совершаться не только на утрени, но и за часами.

10. Восстановление уставных чтений при богослужении признается необходимым не только для соблюдения требований устава, но и в целях пополнения знания слушателей заключающимися в них богословскими сведениями.

Примечание. Ввиду того, что не все чтения имеются в печатных изданиях, необходимо составить особые «Торжественники» и «Сборники» всех воскресных и праздничных чтений в согласии с требованиями устава и в применении к настоящим потребностям.

11. За всенощными бдениями под воскресные и праздничные дни должны произноситься проповеди пред шестопсалмием; где это возможно, обязательно чтение толкового в русском переводе Евангелия после первой кафизмы и седальнов и чтение пролога по шестой песни канона.

12. Обители прилагают всемерное старание держаться при богослужении строго церковного, обиходного пения, сохраняя в то же время древние монастырские напевы местного происхождения и отнюдь не допуская таковых нецерковного характера.

Примечание. Необходимо соблюдать предписания устава о напевах, т. е. чтобы положенное для пения на «подобны» и пелось так, а не простым напевом.

13. В целях благолепия и назидательности монастырского богослужения необходимо неторопливое и благоговейное совершение служб священнослужителями — иеромонахами и иеродиаконами, которые должны подавать собою добрый пример во всем: правильно и истово изображать на себе крестное знамение, не спеша класть поклоны и не делать излишних телодвижений, памятуя, что они совершают великое Божие дело.

14. В служении литургии иеродиаконы должны принимать участие всегда с приготовлением к принятию Св. Таин. Иеродиаконы беспрекословно повинуются служащим иеромонахам в сознании, что иеродиакон есть только служитель иеромонаха, а иеромонахи имеют братское, негорделивое отношение и возможн<ую>, где нужно, снисходительность к сослужащим им иеродиаконам.

15. Встреча служащего настоятеля по принятому порядку, будь то архимандрит или игумен, является обязательной не только для певчих и сослужащих ему лиц, но и для всей братии монастыря, за исключением находящихся на послушаниях; совершается она по усмотрению настоятеля.

16. Прислуживающие в алтаре пономари ведут себя благоговейно, имея должную почтительность к служащим и делая все своевременно, чтобы за богослужением не происходило никаких замешательств.

17. Выход из храма во время богослужения как певчих, так и прочей братии монастыря, кроме только самой крайней нужды, недопустим, особенно во время важнейших частей его, например, во время чтения шестопсалмия, Апостола и Евангелия, пения Херувимской песни и т. п.

18. В отношении правильного хода богослужений помогают настоятелю ризничий, уставщик и регент, которые действуют каждый на своем послушании по указанию настоятеля, с его благословения. На обязанности ризничего монастыря лежит назначение чередных служащих, сообщение им распоряжений настоятеля о порядке, роде и времени совершения богослужений на тот или иной день и наблюдение за исполнением этих распоряжений. На обязанности уставщика лежит руководственное наблюдение за исполнением при богослужении церковного устава и на обязанности регента — все относящееся к богослужебному пению.

Примечание. Уставщиком по назначению настоятеля может быть всякое лицо, будет ли то иеромонах или послушник, но обязательно знающее церковный устав, а управление монастырскими хорами желательно поручать только монашествующим лицам.

19. В случае непорядка при богослужении, при пропусках и ошибочности в чтении и пении замечание виновным может делать только настоятель или заменяющее его лицо, а прочие могут только приносить настоятелю жалобу на замеченный ими при богослужении непорядок.

20. За благоповедением молящихся в храме — братии, мирян, детей и нищих — необходим строгий надзор, а потому: а) в помощь благочинному монастыря назначается один или несколько помощников, смотря по надобности, которые под его руководством кротко и смиренно принимают меры к прекращению всяких разговоров и к устранению непорядков; б) в отношении грудных младенцев нужно иметь терпение и снисходительность, прочих же детей и учащихся из них следует ставить вперед, мальчиков и девочек отдельно, и иметь за ними должный надзор чрез особо поставленного послушника или монаха; и в) наблюдение за нищими поручается также особому иноку или церковному сторожу.

21. Должно обратить серьезное внимание на церковный звон как на средство возбуждения религиозного чувства молящихся. В этих целях: а) следует иметь обученных звонарей и колокола, правильно распределенные, в известной системе, б) не допускать употребления церковных звонов игриво-веселого и песенного характера, а исключительно молитвенного покаянно-мелодичного или хвалебно-торжественного характера, в) установить, по примеру многих обителей, звон на 9-й песни канона утрени, во время пения «Честнейшую», когда требуется ударять в колокол девять раз, и производить торжественный трезвон по окончании всенощного бдения.

б) Старчество

1. Старцем называется в монастырях преуспевший в духовной жизни инок, которому поручается назидание братии. Он должен быть более или менее знакомым со Словом Божиим, отеческими творениями и правилами св. отец. Прежде всего он обязан сам все исполнять, чтобы слово у него не расходилось с делом, — тогда только будет у старца успех в духовном руководстве. Старец должен быть строгим по жизни, дабы мог учить во всем не только одним словом, но главное и делом. Здесь опытное знание — совершенная необходимость. Преподобный Кассиан Римлянин говорит: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам» (Доброт[олюбие]. Ч[асть] 4: О св. отцах, иже в Ските).

2. При самом лучшем настоятеле, по немощи нашего времени, нужен в каждой обители старец для духовного окормления насельников ее. Старчество есть самый жизненный нерв истинного, православного монашества; без него невозможно настоящее воспитание духа путем совершенного отсечения своего смышления. Ежедневно исповедуя старцу согрешения свои и самые мелочные даже помыслы и ощущения греховные и недоумения, иноки постепенно приучают себя к бдительности над собою, к сосредоточенности в себе, к непрестанному углублению в Писание. Это делание исполнено необыкновенной душевной пользы; ни один подвиг не умерщвляет страстей с таким удобством и силою, как этот. Телесное вожделение увядает от исповеди более, нежели от поста и бдения. При посредстве этого подвига иноки подробно и отчетливо изучают в самих себе падение человечества. Врачуя себя исповеданием своих согрешений, они приобретают знание и искусство помогать близким в их душевных смущениях. Ежедневное откровение и поверка совести есть древнейшее монашеское предание и делание, что видно со всею ясностью из творений св. отец. Св. ап[остол] Иаков говорит: «Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много (бо) может молитва праведного поспешествуема» (Иак. 5, 16).

3. Духовному окормлению старца подлежат все насельники обители, причем трудники и новоначальные по усмотрению настоятеля вверяются, кроме того, еще и ближайшему попечению о них кого-либо из монашествующей братии. Старцу доверяется знание внутренней жизни окормляемого им, с тем чтобы быть его руководителем, наставником, другом, самым ближайшим лицом, имеющим в виду правильную иноческую жизнь и вечное спасение окормляемого. Старец — могила для всего того, что ему открывается духовными детьми; он не имеет права и не может сообщать настоятелю обители о проступках братии, иначе старчество окончательно примет извращенный вид.

4. Представляется желательным, чтобы старцы имели священный сан. К ним приходят иногда люди, смущенные тяжкими грехами, а потому весьма необходимо, чтобы старцы могли не только успокаивать и назидать, но и разрешать от грехов смущенную совесть таинством покаяния. Легкие проступки нашей немощи очищаются уже самым откровением их старцу, но вообще очищение грехов требует таинственного благодатного воздействия, а некоторые из грехов должны быть немедленно разрешены в таинстве исповеди.

5. Хотя признается весьма желательным, чтобы старцы были в священном сане, однако ни в каком случае не следует отстранять от старчества тех опытных в духовной жизни лиц, которые уже старчествуют или могут, по рассуждению настоятеля обители, старчествовать, но по каноническим основаниям или каким-либо иным причинам остаются не в священном сане.

6. Естественное приготовление к старчеству совершается чрез постоянное и продолжительное духовное назидание у опытного старца, каковым путем преемственно поддерживалось и поддерживается старчество. Но наряду с поручением старчества лицам, получившим естественную подготовку, возможно поручение духовного окормления братии, по благословению настоятеля обители, с чрезвычайнейшей осторожностью и не заявившим себя преуспеянием в иноческой жизни. Настоятель может некоторых из них посылать по соглашению в те обители, где процветает старчество, для духовного окормления у опытных старцев.

7. Стремясь к основанию старчества в обителях, надо помнить, что это послушание легко приводит начинающих к гордости и духовному падению, а потому без указания воли Божией, благословения опытного старца и руководителя и проверки самого себя никто не должен решаться на руководство и духовное окормление даже младших себя. Дух совета есть величайший дар. Умерщвление падшей воли человека, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям. «Если ты хочешь отречься от мира, — говорит Симеон Новый Богослов, — и научиться евангельскому житию, то не препоручай себя неискусному и страстному учителю, чтобы не научиться вместо евангельского жития диавольскому житию» (Доброт[олюбие]. Ч[асть] 1, гл[авы] 32 и 34). «Слепец слепца аще водит, оба в яму впадут» (Мф. 15, 14). Старцы, которые принимают на себя образ древних св. старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть. Страшнее дело — принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по ведению Св. Духа и действием Духа! Страшное дело — представлять себя сосудом Св. Духа, между тем как общение с сатаною еще не расторгнуто и сосуд не перестает оскверняться действием сатаны! Гибельно оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом. Поэтому, зная, сколько духовного вреда приносится в монастырях и в миру самочинными и самовольными руководителями в духовной жизни, а также недостаточно опытными и одухотворенными священнослужителями, настоятели обителей не должны препоручать окормление братии не достигшим еще необходимого для старчества уровня благодатности и разумения духовного, и благоразумнее вести братию иным путем — руководством в деле спасения Священным Писанием и творениями св. отцов при совете и назидании монастырского духовника и современных отцов и братий.

в) Духовничество

1. Духовник для братии обители избирается настоятелем с духовным собором и со всею монашествующею братиею. Утверждается избрание епархиальным епископом.

2. В лаврах и многолюдных обителях могут быть и два братских духовника, причем они освобождаются от исповедания богомольцев, для которых назначаются настоятелями особые духовники. Ни в каком случае все наличные в монастыре иеромонахи не должны пользоваться правом исповеди богомольцев, а только назначенные с этою целью духовники.

3. В таких обителях, которые легко могут обойтись одним духовником для братии и богомольцев и в которые только в известные праздничные дни стекается большое число паломников, должны быть избираемы и назначаемы помощники братского духовника

4. В тех многолюдных монастырях, в которых имеется несколько братских духовников, каждый инок, по благословению настоятеля, должен обязательно исповедоваться только у назначенного ему лично духовника и ни в коем случае не может без разрешения, по благословной вине переходить на исповедь к другому духовнику.

5. Обязательное говение братии монастыря совершается: в Великом и Рождественском постах — по дважды и в Петров и Успенский посты — по одному разу. Во всякое же другое время говение совершается по благословению настоятеля, духовника или старца, если он есть в обители. В тех обителях, где принято для братии более частое говение, оно и впредь должно неуклонно происходить в обычных там порядке и чине.

6. Назначение епитимий как духовно-нравственных врачевств предоставляется рассуждению того, кто исповедует кающееся лицо, причем духовник при назначении должен руководствоваться духом христианского милосердия.

7. Там, где нет старчества, братия обители должна, приспособляясь к современной духовной немощи, руководствоваться «жительством по совету» при помощи своего духовника. Это жительство по совету основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и творениями св. отцов, при совете и назидании духовника и современных отцов и братий. Древним инокам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию; ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании и потому подвергаться частым и п<родол>жительным недоумениям и погрешностям. Современное иноческое жительство по Писанию и совету отцов и братии освящено примером главы монашества, преподобного Антония Великого, не бывшего в послушании у старца, жительствовавшего отдельно и заимствовавшего наставления из Писания и от разных отцов и братий: у одного он научился воздержанию, у другого кротости, терпению и смирению и т. д.

8. Духовник, преподавая советы братии, должен внушать: а) чтобы она оказывала настоятелю и прочему монашествующему начальству нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание, чуждое лести и ласкательства, послушание ради Бога; б) чтобы она не допускала в свое сердце злобу, недоброе чувство, если бы и случалось им потерпеть за нечеловекоугодие и твердость некоторую скорбь; в) чтобы она советовалась с добродетельными и разумными отцами и братьями, но усваивала себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью, не увлекалась советом по первоначальному действию его на них: по неопытности и слепоте зловредный совет может привиться единственно по неведению и неопытности, или потому что он угождает какой-либо сокровенной, живущей в них страсти; г) чтобы она с плачем и сердечными воздыханиями умоляла Бога, дабы Он не попустил ее уклониться от Его всесвятой воли к последованию падшей человеческой воли; д) чтобы она о своих помыслах, также и помыслах ближнего, о его советах советовалась со св. Евангелием, ибо тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Св. пророк Давид молился так: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце; и в сердце глаголаша злая» (Пс. 11, 2, 3). Симеон Новый Богослов говорит: «Изучай Божественное Писание и писания св. отцов, особливо деятельные, чтобы, с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и сердца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать; согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли, ложное же и худое познавать и отвергать, чтобы не быть обманутым» (Доброт[олюбие]. Ч[асть] 1, гл[ава] 33).

По обмене мнений постановлено: положения 4, 7, 9, 11 и второе примечание к положению 8-му раздела о богослужении — исключить; положение 15 того же раздела принять с дополнением начальных слов «встреча служащего настоятеля» словами «или наместника лавры» и следующих далее слов «по принятому порядку» словами «с крестом и пением»; положения 1 и 2 и 7 раздела о духовничестве принять, дополнив первое заключительным предложением: «Ни в каком случае он не должен сообщать о грехах братии настоятелю и кому бы то ни было и всячески обязан ограждать себя от подозрения в этом», второе — заключительными же словами «которым запрещается исповедовать в келье своей, а лишь в храме или особо устроенном помещении» и третье — после слов «руководствоваться жительством по совету при помощи своего духовника» словами «и приемного отца по Евангелию», остальные положения сводки принять без изменения.

VI. Рассматриваются §§ 113–119 постановлений Всероссийского съезда представителей от монастырей о монастырской дисциплине.

§§ 113, 114 (кроме примечания к нему), 115 и 116 принимаются в редакции съезда с исправлением в § 116 слов «братским советом» на «духовным собором».

«§ 113. Все насельники монастыря, как монашествующие, так и послушники, а равно и трудники, принятые в него в целях искуса или пришедшие сюда на время поработать на святую обитель по обещанию, находятся в безусловном подчинении и повиновения настоятелю.

§ 114. Взаимоотношения настоятеля с братиею и братии между собою должны быть построены на основах братской взаимной любви, при сыновней почтительности и полном послушании младшей братии к старшей и отечески руководительном отношении с проявлением справедливости, приветливости и снисходительности со стороны старшей братии к младшей.

§ 115. В отношении монастырской дисциплины настоятель руководится общемонастырским уставом и уставом своей обители, принимая все меры ко спасению братии и подавая во всем и всюду добрый пример.

§ 116. Высший надзор за поведением братии принадлежит настоятелю с монастырским духовным собором, ближайший же надзор поручается благочинному монастыря и его помощникам, если таковые имеются».

Вслед за § 113 положено поместить следующую статью: «Без благословения и разрешения настоятеля ничего в монастыре не предпринимается и не делается».

Примечание к § 114, предлагающее в руководство братии обителей правила еп[ископа] Игнатия (Брянчанинова) о внешнем поведении монашествующих, согласно предложению председателя постановлено заменить изложением этих правил в последующих статьях.

§ 117 принимается в редакции съезда с исключением слов «пробывших в ней не менее двух лет» и исправлением слов «братского совета» на «духовного собора»: «О выдающихся нарушениях монастырской дисциплины и обетов кем-либо из братии благочинный докладывает настоятелю, и последний уже сам вразумляет виновного, в более же важных случаях настоятель увольняет из обители трудников и послушников, а о проступках других лиц предлагает на обсуждение монастырского духовного собора».

В § 118 постановлено начальные слова «монастырский братский совет делает отеческое увещание провинившемуся брату обители» изложить: «монастырский духовный собор при разборе дел братии обители делает отеческое увещание провинившемуся», в § 119 дополнить первые слова «в случае упорства» словом «таковых», опустить дальнейшие слова «провинившегося и неисправления его монастырский братский совет поступает по своему усмотрению, если провинившимся является послушник, проживший в обители два года и более; относительно же провинившихся из иноков и указных послушников» и соединить оба параграфа в одну статью в следующем чтении: «Монастырский духовный собор при разборе дел братии обители делает отеческое увещание провинившемуся; если же это не помогает и не вразумляет провинившегося, то собор может налагать на него по своему усмотрению наказания сообразно его проступкам. В случае упорства таковых он должен сообщать с соответствующим заключением епархиальному монашескому совету».

Примечание к § 119 принимается с исключением из него рубрики «а»: «для исправления упорствующих в нарушении иноческих обетов желательно иметь впредь особый монастырь с особым уставом как лечебницу для них» и оставлением рубрики «б»: «монашествующие, совершенно неисправимые в своей жизни, подлежат извержению из иночества, причем необходимо предпринимать всевозможные меры к тому, чтобы эти лица по извержении из иночества, а равно и послушники, оставившие обитель, не носили духовного одеяния».

VII. Председатель предлагает на обсуждение составленные им на основании постановлений Всероссийского съезда представителей от монастырей правила еп[ископа] Игнатия (Брянчанинова) о внешнем поведении иноков и др. материалы положения относительно монастырского быта и дисциплины:

1. В своем внешнем поведении братия обители должна руководствоваться общими правилами, с древности соблюдаемыми, которыми отличается наша православная вера. Так: а) каждый брат, придя к церкви Божией, должен пред дверми ее оживиться крестным знамением и положить поясной поклон, воздавая этим честь жилищу Божию, которое — церковь.

б) По входе в церковь каждый брат обязан встать посреди ее против царских врат и положить три поясных поклона, а в Великий пост три земных; потом, поклонившись на обе стороны предстоящему народу, становится на свое место или поступает по принятому в его обители обычаю.

в) Если брат — клиросный и принадлежит к правому клиросу, то он, подошедши к своему клиросу, должен благоговейно положить поясной поклон пред иконою Спасителя, поклониться братиям, стоящим на клиросе, обращаясь сперва к левому клиросу, потом к правому, и, дождавшись окончания начатого пения, встать со скромностию на свое место. Если же брат принадлежит к левому клиросу, то, подошедши к нему, должен положить поясной поклон пред иконою Божией Матери и, поклонившись клиросам, сперва правому, потом левому, встать на свое место. На клиросах каждый должен занимать назначенное ему место. За отсутствием кого-нибудь следующий за ним становится на незанятое место, а отнюдь не младший по самоволию.

г) Церковь — земное небо. Пребывающие в ней должны стоять чинно, с благоговением, не облокачиваясь на столпы, ровно на обеих ногах.

д) Церковь — судилище Божие. Из нее можно выйти или оправданным, или осужденным, по свидетельству св. Евангелия (Лк. 18, 14). А потому должно отправлять чтение и пение с вниманием и благоговением, не позволяя себе празднословия, тем более смеха и шуток. На народ не должно оглядываться, а всячески хранить свое зрение от соблазна.

е) В св. алтарь как святая святых отнюдь не входить никому из неосвященных, за исключением пономарей и свечников (по 19[-му] пр[авилу] Лаодик[ийского] Соб[ора]). Самое поминовение родственников одинаково слышит Бог как из алтаря, так и из церкви. Если же является необходимость войти в алтарь или пройти через него, то это следует сделать с величайшим благоговением и страхом Божиим. Полагается при входе в алтарь снять камилавку, сделать три земных поклона, обратясь к св. трапезе, а в воскресенье, субботу, в праздничные и полиелейные дни — три поясных, потом, обратясь к иконе, стоящей на горнем месте, один поясной поклон; после этого поклониться настоятелю и брать благословение; если настоятеля нет в алтаре, то принять благословение от служащего иеромонаха. Кругом св. трапезы не должно ходить неосвященным и, если придется пройти по крайней нужде, то это должно исполнить со страхом Божиим. Не полагается стоять в алтаре без надобности, и подобает по исполнении дела или поручения немедленно выходить.

ж) Читающий псалмы и суточное последование, т. е. вечерню, утреню и часы, должен заблаговременно приготовиться и приискать тропари и кондаки дня, чтобы во время чтения в церкви не ошибаться, не производить остановки в молитвословии. Чтец должен стоять прямо, читать не спешно и не протяжно, произносить слова отчетливо, внятно. Читать должно просто, с благоговением, в один тон. Суточная череда чтения начинается с вечерни. Вступающий в чреду должен встать близ оканчивающего ее 9-м часом. Когда тот окончит, они оба вместе полагают поясной поклон к алтарю, потом поклоняются друг другу. Вступающий в чреду становится пред аналоем.

з) Чтец апостола, идя с клироса и на клирос, должен держать книгу в левой руке, несколько прижимая верх ее к груди своей. Выходя для чтения, он становится сперва пред иконою Спасителя или Божией Матери, судя по тому, к которому клиросу принадлежит, полагает поясной поклон пред иконою, потом кланяется своему клиросу и выходит на середину пред царские врата. По окончании чтения он воздает служащему поклон пред царскими врагами, идет к своему клиросу, становясь пред иконою, полагает поклон, затем кланяется противоположному клиросу и своему, после чего становится на свое место. Читая апостол, не подобает непристойно кричать, а только пользоваться природным голосом, с благоговением и внятностью.

i) Запрещается и певцам крикливое пение. Идя на сход и со схода, должно начинать и оканчивать пение всем вместе, отнюдь не оглядываясь по сторонам, выступая в порядке, неторопливо, друг за другом. Встав на сходе, должно выравниваться, класть поклоны не произвольно, а когда следует, не порознь, а всем вместе.

и) Поклоны при богослужении полагаются следующие: 1) когда служащий иеромонах выходит пред царские врата, чтобы благословить чтение 9-го часа или полунощницы или в алтаре пред благословением чтения часов — три поясных поклона; то же должна делать и братия, равно как и пред началом литургии; 2) при начале всенощного бдения — три поясных поклона, когда головщик возглашает: «Приидите поклонимся»; 3) при всех службах на всяком трисвятом и на всяком «Приидите поклонимся» — три поясных поклона, исключая «Придите» и трисвятое в самом начале утрени, на которых принято только совершать трижды крестное знамение, так же как в начале шестопсалмия и в середине, при произнесении аллилуиа; 4) знаменуются однажды крестным знамением пред началом Символа веры на литургии; 5) при пении стихир и стиховен полагается по одному поясному поклону, когда слова стихиры побуждают к поклонению; 6) когда при чтении кафизмы поется, а при окончании их произносится аллилуиа — полагается три поясных поклона, кроме воскресных и праздничных дней, суббот и полиелеев, в которые эти поклоны оставляются; 7) когда приходит на сход и уходит певчая братия — один поясной поклон и каждый клирос друг другу; 8) при первом прошении каждой эктении и при возгласе служащего — по одному поясному поклону; 9) пред чтением и после чтения св. Евангелия — по одному поясному поклону; 10) на девятой песни, при пении «Честнейшую херувим», при каждом повторении этих слов — по одному поясному поклону; 11) на литургии после «Приидите поклонимся» — один поясной поклон, а по окончании Херувимской — три поясных поклона; 12) переносимым Дарам как еще неосвященным воздается честь одним поясным поклоном; 13) по окончании «Тебе поем» — три глубоких поясных поклона для певчих, и молящимся — один земной; 14) по «Достойно есть» — один поясной поклон; 15) пред молитвой Господней земной поклон и после нее — поясной, а певчим — только крестное знамение; 16) при возгласе «Святая святым» — три поясных поклона; 17) при выносе Св. Тайн — крылосным один глубокий поясной поклон, а остальным — один земной; также при вторичном выносе Св. Таинств; 18) по окончании литургии — три поясных поклона; 19) в воскресные и праздничные дни, в субботы и полиелеи земные поклоны в церкви отменяются.

к) Камилавки снимаются с головы и становятся на плечо, на литургии: при входе с Евангелием и при чтении Евангелия, при великом входе, при пресуществлении Св. Даров начиная со слов Христовых «Приимите, ядите» — по «Достойно» включительно; при пении «Отче наш», при выносе Св. Таин. На вечерне: при входе. На утрени: при чтении Евангелия и при пении «Честнейшую». При чтении апостола на литургии и паремий на великой вечерне чтец снимает камилавку. Братия снимает камилавки при пении «Отче наш» пред трапезою и «Достойно» — после трапезы; снимаются и надеваются камилавки всеми одновременно.

2. Вообще в храме должно сохранять благоговение и порядок как для славы Божией, так и для собственной душевной пользы и предстоящего народа, который благоговением иноков назидается и неблагоговением их смущается, соблазняется и повреждается. Не должно выходить из храма безвременно; не должно позволять себе какого бы то ни было самомалейшего нарушения правил благочиния и благоговения. От небрежения к малому и ничтожному легко люди переходят и к важнейшему. Не подобает кашлять и сморкаться. Никто не должен выходить из церкви прежде окончания богослужения, кроме крайней нужды.

3. Строжайший порядок должен быть установлен и в трапезе, ввиду того что пребывание в ней является как бы продолжением богослужения и братия одновременно с принятием пищи назидается Словом Божиим, которое громко читается. Для этого в трапезе соблюдается глубокое молчание и передающие что-либо говорят тихо и кратко.

4. Трапеза в монастыре должна быть общая для всей братии и по возможности для настоятеля, кроме больных и занятых особыми послушаниями, не позволяющими им быть на трапезе своевременно. Никто не должен есть до пресыщения

Все монастырские келии должны содержаться непременно в полной чистоте и опрятности, а самая обстановка келий носить характер простоты, приличия и скромности, в частности в келиях настоятеля и братии не должно быть дорогих вещей, как то: золотых и серебряных предметов прихоти и роскоши, картин светского содержания, и не следует хранить лакомства и напитки.

5. Не должен быть допускаем в братских келиях прием мирян, а в особенности женщин, хотя бы и родственниц.

6. С особого разрешения настоятеля монашествующие и послушники могут принимать для свидания своих родственников на монастырской гостинице или в другом, по указанию настоятеля, помещении.

7. Одежда должна быть простая, но приличная и опрятная, без цветных подкладок и подрясников, исключительно черная. Монашествующие и послушники не должны подстригать волос и бороды не только во все время своего пребывания в обители, но и во время своих отлучек в мир.

8. Оказывая уважение старшим, вменяется в обязанность братии подходить под благословение ко всем иеромонахам с благоговением и верою. При встрече братия должна приветливо поклоняться друг другу.

9. Не следует ходить по монастырю с открытою головою, дозволять себе звать кого-либо криком или вообще вольные движения, дабы этим не нарушить внутреннее благочиние и не приводить в смущение богомольцев. При прогулках вне ограды монастыря не подобает никому из насельников обители ходить одному, но непременно вдвоем или втроем для избежания соблазнов.

10. Во всех обителях устанавливается следующий распорядок дня и труда, способствующий внутренней сосредоточенности братии:

а) каждый день вся братия монастыря, как клиросные, так и состоящие на особых послушаниях, должна посещать полунощницу и утреню;

б) по окончании утрени состоящие на особых послушаниях уходят с благословения настоятеля на свои послушания, чередные иеромонахи и иеродиаконы совершают затем позднюю литургию, молебны, панихиды и другие требы, как положенные уставом и обычаем монастыря, так и по просьбе богомольцев, а пономари и находящиеся на клиросном послушании иноки и послушники несут в это время каждый свои прямые обязанности;

в) в урочное время происходит братская обеденная трапеза; чтение жития дневного святого накануне его памяти признается необходимым помимо назидания братии еще и в целях более разумного внимания ее предстоящему за богослужением чтению и пению стихир, тропарей и канонов в честь того святого;

г) после трапезы наступает краткий отдых, уборка келий и исполнение назначенных послушаний;

д) в положенное обычаем монастыря время совершается вечернее богослужение, которое отправляют по церковному уставу чередные иеромонах и иеродиакон при участии пономаря и состоящих на клиросном послушании иноков и послушников, причем все свободные почему-либо от послушаний должны непременно посещать вечернее богослужение простых дней;

е) повечерие, совершаемое в церкви в положенное время, и вечернее правило с молитвами на сон грядущим, посещается всею братией, кроме больных и отсутствующих из монастыря по послушаниям, но и всеми этими монашествующими должны быть вычитываемы вечернее правило и молитвы на сон грядущим по возможности неопустительно.

Примечание. В городских монастырях чтение вечерних молитв на сон грядущим может быть допущено сряду после вечерней трапезы и в самой трапезе.

ж) Если монашество имеет ангельский чин, то понятно, насколько требуется частое возвышение духом над землею и достижение не только постепенного возрождения, но и постоянного пребывания на духовных ступенях своего крестного пути. Восхождение зависит от чистоты сердца, а чистота эта приобретается ежедневным молитвенным подвигом в своей келье и произнесением Иисусовой молитвы, как учат нас св. отцы, по четкам, с поклонами. Никто из монахов не достигал восхождения духом по ступеням божественной лестницы иным образом. Следовательно, келейная вечерняя или ночная молитва крайне необходима.

з) Все церковные службы под воскресные и праздничные дни и в самые праздники должна посещать вся братия.

и) Все свободное от послушаний и богослужений время братия посвящает чтению Священного Писания, святоотеческих творений и других книг религиозно-нравственного содержания (светские книги и газеты иметь не дозволяется) и келейному рукоделию, которое не возбуждает пристрастия к себе; неграмотные иноки и послушники должны посвящать это свободное время, наравне с домашней молитвой, обучению чтению и письму, церковному пению, рукоделиям и ремеслам под руководством, если это возможно, опытных лиц по назначению настоятеля.

11. Не разрешается посылка иеромонахов и иеродиаконов в мирские приходы для замещения болящих или уехавших священнослужителей и совершения треб.

12. Для всей братии монастыря является обязательным общий труд на монастырских полях, огородах и в лесу (уборка покосов, хлеба, огорода и другие работы) под руководством настоятеля или казначея.

13. Взаимные посещения иноков и послушников по келиям как не дозволенные монастырским уставом не должны быть допускаемы, и только для совета со старцем и духовником могут монашествующие и послушники посещать другие келии.

14. Главнейшее монашеское правило: избегать выхода за монастырскую ограду — в мир. Поэтому частые отлучки из монастыря и продолжительные отпуски как вредно, а часто и непоправимо вредно влияющие на иноков и на религиозно-нравственное их преуспеяние должны быть избегаемы и без особой нужды не могут быть разрешаемы. Такие отпуски возможны только для посещения св. мест или по болезни для лечения и по другим особо уважительным причинам, если настоятель найдет это полезным и нужным. Инока, предавшегося скитанию, надо считать изменившим Богу, совести и обетам иночества.

15. От благочиния чувств и навыков тела рождается благочиние помыслов, поэтому весьма важно наблюдение за собою. Приведший свое наружное поведение в порядок подобен хорошо обделанному сосуду без скважин: в такой сосуд можно влагать драгоценное миро, влагать с уверенностью, что оно сохранится в целости.

16. Пребывание богомольцев в монастырской гостинице может быть допускаемо не более трех суток и только в крайнем случае не более недели, но с особого разрешения настоятеля.

17. Вход в обители лиц женского пола должен быть ограничен до самой последней степени: женщины могут посещать монастырские богослужения и говеть в обители, помещаясь ненадолго в монастырской гостинице, но прием их в братских келиях, хотя бы и для услуг, безусловно недопустим.

18. В целях поднятия монастырской дисциплины и поддержания ее на должной высоте необходимо, чтобы монастыри не были местом ссылки по суду для лиц из белого духовенства и мирян, а равно и малолетних преступников, для которых надлежит устраивать особые исправительные учреждения.

19. Монастыри не должны строить на своей земле дачных помещений, особенно вблизи монастыря, и вообще дачные жители под стенами монастыря нежелательны.

20. Монастырские гостиницы для богомольцев должны содержаться в опрятности и чистоте. Необходимо, чтобы в пустынных обителях имелись 2-3 номера более хороших для желающих за плату получить некоторое удобство. Старшими, заведующими гостиницами следует иметь монахов безупречной нравственности, средних лет, опытных в приеме богомольцев, терпеливых, понимающих дело и любящих чистоту. Им следует предоставить самим выбирать себе послушников в помощь. Монастырский благочинный должен состоять ответственным наблюдателем за порядками в гостиницах. Он обязан ежедневно посещать гостиницы, осматривать номера и заботиться об удовлетворении богомольцев всем необходимым и разбирать все претензии и жалобы посетителей.

Постановлено: положения 16 и 18 принять, первое со внесением в него заключительных слов: «Остановка в монастырских гостиницах дозволяется только для богомольцев» и второе с исключением признанных излишними последних слов: «для лиц из белого духовенства и мирян, а равно и малолетних преступников, для которых надлежит устраивать особые исправительные учреждения»; прочие положения принять в предложенной редакции.

Председатель Архиепископ Серафим

Делопроизводители: Н. Туберозов, П. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 85–98 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 120–133 об. Машинопись. Копия


* В тексте: «братский совет».