Протокол № 18

23 марта (4 апреля) 1918 г.

Заседание открыто в 9 час[ов] 30 мин[ут] вечера в зале Духовной семинарии под председательством митрополита Тифлисского, экзарха Кавказского Кирилла, в присутствии 15 членов Отдела и 2 членов Собора не из Отдела XV, список коих при сем прилагается.

По открытии заседания заместитель председателя М. Ф. Глаголев от лица Отдела приветствует председателя, высокопреосвященного Кирилла, с назначением его на кафедру митрополита Тифлисского, экзарха Кавказского, а высокопреосвященный Кирилл произносит ответное слово с благодарностью Отделу за приветствие.

Затем заместитель председателя М. Ф. Глаголев и делопроизводитель Отдела Н. А. Сперанский докладывают текущие дела и поступившие в Отдел сообщения и запросы.

ПОСТАНОВЛЕНО: постановления и приговоры родительских комитетов при учебных заведениях и светских обществах о необходимости преподавания Закона Божия в школах принять к сведению.

Запрос об освобождении от изучения Закона Божия в школе по желанию родителей учащихся обсудить после доклада Подотдела I о школьном преподавании Закона Божия. Жалобу прот[оиерея] Д. Недельского на священника С. Розова за лишение его Розовым слова в собрании — передать по принадлежности преосвященному Евдокиму, управляющему Костромскою епархиею.

Преосвященный Председатель сообщает, что Подотдел I о религиозно-нравственном образовании и воспитании в школе выработал проект Положения о школьном преподавании Закона Божия и предлагает огласить его.

Проект Положения при сем прилагается.

М. Ф. Глаголев. Положение о школьном преподавании Закона Божия не представляет собою чего-либо совершенно нового: это не более как компиляция трудов по Закону Божию Предсоборного Совещания, Всероссийского съезда законоучителей и съезда родительских организаций, происходивших незадолго до созыва Собора. В это положение вошло все, что выразилось в постановлениях этих съездов, что вообще одобрено современною законоучительскою мыслию. Оно разделяется на 10 глав.

Положение читается и обсуждается по главам.

Гл[ава] 1 озаглавлена: «Русская народная школа должна быть христианская, национальная».

Преосвященный Председатель. В трех статьях, составляющих 1–ю главу Положения, существенно важно то, что здесь указывается причина ненормального положения нашего школьного законоучителя: беда в этом деле в том, что русские образованные люди держатся слишком материалистического мировоззрения как на жизнь вообще, так и на школу. Отдел призывает русских образованных людей к слиянию их идеалов с простонародными религиозно-церковными идеалами. Эта мысль ценная; ее следовало бы высказать еще решительнее, чем это сделано.

Свящ[енник] М. Ф. Марин. Эта мысль взята из моего доклада и там она была выражена решительнее. Действительно, материалистическое отношение к жизни мы видим и в школе, и в обществе. Преподаватели в школе относятся в Закону Божию отрицательно: они считают, что ученикам совершенно достаточно получить научные сведения и не заботятся об их нравственном усовершенствовании. Между тем, необходимо, чтобы была религиозно-нравственная основа школы. Равным образом и само общество равнодушно к религиозному обучению в школе. Понятно, что при таком положении нельзя научить детей Закону Божию.

А. В. Васильев указывает, что в изложении 1-й главы различаются христианство и православие как основа русской школы, как будто это что-то различное, между тем, истинное христианство неотделимо от православия; поэтому следовало бы сказать: христианство в его православном понимании.

Преосвященный председатель объясняет, что составитель Положения указывал на значение христианства в мировой жизни вообще и православия в судьбах собственно России. Затем высокопреосвященный Кирилл указывает, что в ст. 3-й первой главы, где говорится о необходимости отвергнуть материалистический взгляд на весь строй жизни, слово «народной» излишне.

Н. А. Вознесенский. Название первой главы: «Русская народная школа должна быть христианская и национальная»; между тем, последняя мысль не проведена в Положении. Русский народ доселе живет в предрассудках и суевериях, и пастыри Церкви не в силах с ними бороться. Мне приходилось видеть дикий разгул в деревне в Чистый понедельник — крестьяне провожали Масленицу, и священник говорил, что он ничего не может поделать. Из судебной практики мне известен случай, что грабители убили человека и из его жира сделали свечу, с уверенностью, что такая свеча помогает успешно воровать.

Школа должна применяться к условиям жизни и взглядам народа и бороться с подобными обычаями и суевериями. Но мы не видим этого; наша школа не обращает внимания на религиозные обычаи и верования народа.

Преосвященный председатель. Такая борьба не составляет национального характера школы, а составляет цель и задачу всякой школы. Это просто правильная постановка просвещения в школе независимо от национальности.

А. В. Васильев. Вопрос о национализации школы очень важный. Он поставлен уже давно, но до сих пор не выяснен. Народность школы в том и состоит, чтобы программа ее была жизненна, чтобы школа вела борьбу с пороками и заблуждениями народа.

М. Ф. Глаголев. О борьбе с народным суеверием упомянуть следует. Оно, конечно, со временем, с развитием просвещения исчезнет, но нужно, чтобы этому содействовала проповедь христианства. Об этом можно будет сказать в шестой главе Положения.

Л. К. Артамонов. Просвещение мирское не избавляет от суеверия; от него можно освободиться только путем просвещения христианского.

Преосв[ященный] председатель. Если нет больше возражений, то первую главу можно принять.

ПОСТАНОВЛЕНО: первую главу Положения принять.

Преосв[ященный] председатель. Вместе с Положением о преподавании Закона Божия 1-й Подотдел составил проект воззвания или обращения к интеллигенции. Он является результатом тех мыслей о необходимости единения образованных русских людей с народными религиозно-церковными идеалами, которые высказаны в 1-й главе Положения; а потому его своевременно рассмотреть теперь же, непосредственно после этой главы. Прошу огласить воззвание.

Свящ[енник] М. Ф. Марин читает проект воззвания, при сем прилагаемый.

Преосв[ященный] председатель, не касаясь содержания воззвания обращает внимание на то, что в нем чрезмерное количество иностранных слов и выражений и что от имени Церковного Собора таким языком говорить нельзя.

Свящ[енник] М. Ф. Марин. Первоначально мы хотели составить два воззвания: к простому народу и к образованному классу. Это обращение к интеллигенции и язык его будет для нее приятен.

М. Ф. Глаголев. Я думаю, что многие из образованных людей придут к нам, когда мы призовем их к себе на помощь; поэтому я приветствую мысль о воззвании к интеллигенции. Нужно, чтобы оно дошло до Собора. Оглашенный проект воззвания я считаю неудачным, и о. М. Ф. Марин не отрицает этого. Следовало бы составить особую комиссию для его составления, пригласив в нее членов Собора и не из нашего Отдела. Я думаю, что воззвание должно быть более кратко, чем то, которое прочитано.

А. В. Васильев. Язык этого воззвания — это плод антинародного направления нашей школы. Нельзя ратовать за народность школы и говорить таким языком. В нем ни разу не упоминается даже слово вера, и везде говорится о религии, хотя слово вера лучше и выразительнее. Однако по содержанию воззвание можно бы принять, только следует изложить его другим языком: на русском языке оно будет сильнее.

Свящ[енник] П. М. Ратьковский. Воззвание хорошо по содержанию, и его следует принять, хотя следовало бы пополнить: в нем есть всякие доводы, но нет доводов догматических, а они необходимы в таком обращении.

Свящ[енник] С. П. Старков. Приветствую идею воззвания, но не нахожу нужным разделять интеллигенцию и народ. Собор должен объединить весь народ, а не разделять его. Кроме того, в воззвании должна быть более ясно проведена мысль, что историческая роль русского народа состоит в том, чтобы выявить религиозный идеал.

Преосв[ященный] председатель. Мысль о необходимости обращения к образованному классу народа уже давно ютится в разных углах Собора и высказывалась в разных его Отделах. Совершенно правильно предположение, что для этого нужна работа совместная, сборная от разных отделов. Высказывалось уже и то, что должно быть одно общее воззвание ко всему народу. Несомненно, должна быть одна общая причина нынешних бедствий русского народа. Говорят, что русский народ в существе своем глубоко анархичен. Собор и должен указать эту черту, обличить ее строго, но в то же время и с елеем милосердия. Поэтому здесь возможна работа и других Отделов. С нашей стороны, кроме составителя, мог бы принять участие В. В. Успенский, А. В. Васильев.

Свящ[енник] М. Ф. Марин. Другие Отделы имеют другие цели и будут преследовать в своих воззваниях свои задачи, а мы хотели обратиться к народу со своей точки зрения, имея в виду, что простой народ и интеллигенция очень расходятся в вопросах религиозного просвещения.

Преосв[ященный] председатель. Может быть, это воззвание следовало бы пустить не от Собора, а от Отдела.

Прот[оиерей] Орлов, не член Собора, также высказывается за необходимость обращения ко всему народу в одном послании.

Л. К. Артамонов. Я вполне одобряю прочитанное воззвание по его содержанию. Что касается языка, то у нас вошли в обычай иностранные слова; но их нужно изгонять из церковной речи; все то же можно высказать и на чисто русском языке. Я также против разделения народа и против двух воззваний; нас и так уже разделили на буржуев и пролетариев. Та интеллигенция, для которой нужны иностранные слова, нам не нужна и она не пойдет с нами. А проект воззвания хорош.

А. В. Васильев. Это воззвание по частному предмету, его и следует оставить согласно проекту. Но возможно обращение не к одним образованным людям, а ко всему народу. Нужно раскрыть причину наших бед и весь обман, которому подвергается русский народ. Здесь сказано, что русский человек — анархист в своей сущности. Нет, он не анархист; он чтит власть, но он прямолинеен в своем стремлении к правде. Это его достоинство. Нужно раскрыть ему, что согласно с истинной верой, что нет.

Преосв[ященный] председатель. Итак, признается необходимость в воззвания к образованному классу, только его надо исправить.

ПОСТАНОВЛЕНО: в дополнение к первой главе Положения о школьном преподавании Закона Божия и как вывод из нее признать необходимость воззвания к интеллигенции; ввиду чего представленный проект воззвания исправить, поручив это составителю проекта.

Глава вторая. Она имеет заголовок: «Закон Божий в школе должен иметь воспитывающий характер».

Преосв[ященный] председатель. Если это Положение пойдет от имени Собора, то надо иметь в виду, что речь о воспитательном характере Закона Божия в школе ведется здесь по книге законоучителя Егорова. Но с этим нужно быть осторожным: в ней указываются как пособия для законоучителя сочинения Ренана, Форрара и т. п. От лица Собора так говорить нельзя. Это частный взгляд, частный метод преподавания, а не соборный.

М. Ф. Глаголев. С книгами Ренана, Штрауса и т. п. считаться в школе необходимо; их необходимо разобрать и избежать этого нельзя, потому что ученики сами спрашивают и указывают на них.

В. Г. Добронравов. Я считаю неправильным изложение 3-й статьи во второй главе: обучение Закону Божию должно приобщать детей к религиозному опыту, собранному в: 1) Святой Библии, 2) богослужебных книгах, 3) творениях святых отцов и 4) в жизни св[ятых] Божиих подвижников. Библия не есть лишь религиозный опыт. Это не религиозный опыт, это не собрание житий святых. Нужно фразу изменить.

Редакция второй главы подвергается незначительным изменениям, и Отдел ПОСТАНОВЛЯЕТ: вторую главу Положения принять.

М. Ф. Глаголев делает предложение о предоставлении делопроизводителю Отдела Н. А. Сперанскому, ввиду его педагогического опыта как преподавателя гимназии, права участия в совещаниях Отдела. Предложение принимается.

В виду позднего времени — 12 час[ов] ночи — преосвященный председатель закрывает собрание, назначив следующее 26 марта (7 апреля) в 7 час[ов] 30 мин[ут] вечера.

Председатель Кирилл, митрополит Тифлисский

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 121–123а об. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.

31

Проект доклада Собору «Положение о школьном преподавании Закона Божия»

До 23 марта (4 апреля) 1918 г.

1. Русская народная школа должна быть христианская, национальная

Христианство как источник мировой культуры, как великая духовная сила, воспитывающая и облагораживающая человека, как истинная и историческая действительность, как единственный для христиан путь разумной жизни в настоящем и твердой надежды в будущем, и Святое Православие как историческая основа созидания и утверждения русской жизни должно быть основою всего строя русского народно-школьного воспитания.

Необходимо, чтобы русская народная школа была проникнута основами христианского мировоззрения, как в идеалах своего воспитания и образования, так и в постановке предметов преподавания.

Для успешности христианского воспитания в школе необходимо, чтобы русскими образованными людьми была отвергнута материалистическая основа господствующего мировоззрения во взглядах не только на школу, но и на весь строй народной жизни; только в единении образованных русских людей с простонародными религиовнецерковными идеалами могут быть созданы условия для действенности слова о Христе — пастыря Его в школе.

2. Закон Божий в школе должен иметь воспитывающий характер

Закон Божий православно-христианской веры должен преподаваться во всех начальных, средних и высших учебных заведениях для православно-русского населения на одинаковых условиях со всеми общеобразовательными предметами школы.

Цель школьного преподавания Закона Божия — воспитывать душу детей, постепенно раскрывая им основы христианского миропонимания и возгревая в них любовь к Православной Церкви.

Обучение Закону Божию должно приобщить детей к религиозному опыту, собранному в: 1) Святой Библии, 2) богослужебных книгах, 3) творениях св. Отцов и 4) в жизни святых Божиих и подвижников веры и благочестия.

Воспитывающее обучение Закону Божию в школе должно быть неразрывно связано с изучением догматических основ христианства как неотделимой его сущности, как языка религиозной нравственности.

Воспитывающее обучение Закону Божию должно развивать в учащихся особенно те качества духа, которые необходимы для строения гражданской и общественной жизни, как-то: долга пред своим народом и Отечеством, повиновения старшим и от Бога поставленным властям, целомудрия и целомудренной чистоты языка, умеренности и трезвости, уважения к чужой собственности, внутренней правдивости, честности, добросовестности и исполнительности, трудолюбия и т. п.

3. Слово Божие, богослужебные книги и жития святых должны быть главным источником воспитательно-школьного воздействия

Чтение Слова Божия, особенно чтение Святого Евангелия должно быть введено в постоянное школьное употребление, по слову Спасителя: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне».

Классное чтение слова Божия, помимо программного его изучения, желательно как ежедневное назидание юных христиан и христианок; учащиеся и дома при руководстве законоучителя систематически исполняют долг назидания своего в учении Христа Словом Божиим.

Дети и юноши знакомятся с богослужением Святой Церкви не только через систематическое его изложение, но и через частое назидание свое в нем при посредстве чтения с изъяснением подлинных богослужебных книг и исполнения церковных песнопений; при этом желательны особые детские издания богослужебных книг и песнопений.

Углублять истину и укреплять ее в сознании и намерениях учащихся необходимо постоянным обращением законоучителя к житиям святых, великих светильников веры и благочестия, как Древнего Востока и Запада, так и Древней Руси.

Законоучитель не должен обходить вниманием и менее ярких светильников добра и разума, живших в обычных условиях житейской обстановки, как бы среди нас.

Желательны особые издания для школы житий святых, отвечающих всем не только внешним, но и внутренне-педагогическим условиям; издания эти желательны, как <в> форме сборников, так и в виде отдельных житий тех святых, имена которых наиболее любимы русским народом.

4. Школьное преподавание Закона Божия должно быть обвеяно духом деятельного единения с общецерковной жизнию

В учебных заведениях, где большинство учащихся православные, уроки начинаются краткой общей молитвой, с чтением из Евангелия или другой священной книги в порядке указателя богослужебных чтений.

Законоучитель заботится, чтобы в классах занятий Законом Божиим была святая икона; (она может быть благословением классу на все время пребывания его в учебных заведениях от епископа, законоучителя или родителей); учащиеся по очереди исполняют долг попечения о ней.

Желательно познакомить учащихся накануне празднования памяти того или другого чтимого святого житием его; желательно, чтобы все дети знали житие и подвиги своего святого или знакомы были с особенностями подвигов того лика, к которому принадлежит его святой.

Учащиеся непременно исполняют ежегодный долг христианина — Исповедь и Причастие святых Таин, по возможности с участием в этом их родителей; по праздничным и воскресным дням присутствуют за богослужением, деятельно участвуя в нем чтением, общим пением, прислуживаем в алтаре и по храму, чтением народу житий Святых между Утреней и Литургией и т. п.

Желательно, чтобы при учебных заведениях устраивался благолепный храм; при нем пастырем-законоучителем должна быть организована приходская жизнь на общих основаниях с привлечением учащихся и учащих к деятельному сотрудничеству в ней.

В больших приходских храмах желательно совершение особых служб только для детей, с их исключительным участием в совершении богослужения.

Из учащихся при содействии учащих и родителей, могут устраиваться школьные братства для воспитания участниками их собственного деятельного сознания живой принадлежности к Православной Церкви. (Забота распространения их и руководства в организации возлагается на высшее церковно-школьное просветительное управление.)

5. Методы и планы преподавания в школе Закона Божия должны отвечать научно-педагогическим требованиям

Воспитывающее обучение Закону Божию в школе во всем должны сообразоваться с законами роста детской души.

Методы и программы обучения Закона Божия пересматриваются как в отношении церковности, так и с точки зрения психологии и вообще соответствия их научным требованиям; обязанность эта возлагается на высшее церковно-учебное управление.

Классная и экзаменационная проверка познаний должна иметь в виду ознакомления законоучителя с учащимися и их духовным ростом, а также и оценку с поощрением их труда и стараний.

6. О начальной школе

В планах преподавания Закона Божия в начальной школе изучение Ветхого Завета может быть сокращаемо до основных священных лиц и фактов, без которых невозможно было бы маленькому христианину понимание дела спасения Христа; основное внимание должно быть обращаемо на Новый Завет и особенно на Святое Евангелие, а также на жития святых угодников Божиих.

Применительно к особенностям возраста детей этой школы научение Закону Божию в ней должно быть живоносным представлением образов, лиц и фактов духовной жизни, в противоположность к отвлеченно-теоретическому положению их и сухому рассказыванию.

При научении молитве законоучитель преподает детям молитвенное правило, как основу ежедневной молитвы христианина, постепенно расширяя его в течении всего курса.

Священная история не должна быть только рассказом о событиях, лицах и поучениях, но источником назидания — в совершенстве жизни ко Христу и Господу.

В школах с двумя или тремя отделениями законоучителю рекомендуется во время занятий с одним отделением предлагать другим в качестве самостоятельного занятия чтение Слова Божия и жития святых.

7. О средней школе

Во всех учебных заведениях среднего типа воспитательно-образовательное обучение Закону Божию сохраняется до конца курса, включая и выпускные классы, хотя бы они и имели специальный характер.

Религиозное обучение в старших классах и особенно в выпускном должно быть обоснованием мировоззрения юношей на православно-христианских началах и должно отличаться философско-апологическим характером.

Соответственно с психологическими особенностями детской природы преподавание Закона Божия в младших классах должно осуществлять преимущественно религиозно-воспитательную цель, а в старших — религиозно-образовательную.

8. Приходские организации призываются к содействию в школах всех типов в улучшении религиозно-воспитательного дела

В целях предохранения религиозного воспитания и обучения народа от противорелигиозных и противоцерковных влияний это воспитание и обучение поручается попечению со стороны советов и собраний тех приходов, в районе которых они находятся.

Приходский совет содействует имеющимися в его распоряжении средствами наилучшей постановке школьного преподавания Закона Божия, неопустительному посещению детьми своего прихода уроков, посещению ими богослужений, также должному исполнению христианского долга исповеди и Святого Причащения, принимая все меры, чтобы облегчить и помочь в этом школе.

Все свои мероприятия по религиозному научению детей приходский совет осуществляет в постоянном сотрудничестве с обучающими Закону Божию и родителями учащихся.

Об организации школьного обучения Закону Божию по приходам каждым приходским советом составляется ежегодный статистический отчет по форме, выработанной высшим церковным школьно-просветительным управлением, и представляется в епархиальный совет для статистической обработки и представления в свою очередь сводного отчета высшему церковно-просветительному управлению.

9. Должное использование вспомогательных средств преподавания является очередною задачей как высшего и епархиальных церковно-школьного управления, так и каждого законоучителя

В целях поднятия успешности обучения по Закону Божию при центральном управлении религиозно-народным просвещением: 1) устраивается образцовый кабинет и музей по Закону Божию как постоянная показательная выставка учебно-педагогического материала, необходимого для учащихся и учителей; по образцу его устрояются кабинеты и музеи по епархиям; 2) постоянные одногодичные и краткосрочные курсы для законоучителей и для желающих из учащих всех школ: начальных и средних; 3) состоят инструкторы, объединяющие деятельность местных организаций законоучителей, а также и организаций пастырско-законоучительских и мирянских, ведающих дошкольное, школьное и внешкольное религиозное образование и воспитание; 4) созываются общецерковные законоучительские съезды; 5) даются учебники и учебные пособия по Закону Божию, периодический орган.

На центральное управление школьным просветительным делом возлагается также: 1) произвести сводку всех многочисленных мест из сочинения русских светских писателей, в которых говорится о религиозных вопросах; 2) составить полный каталог законоучительской библиотеки, как для учащих, так и для учащихся разных возрастов с составом книг, как духовных, так и светских авторов, способных углубить в детских душах евангелические начала любви и братства; 3) составить по возрастам хрестоматии и сборники, включающие в себя сказания о делах и подвигах Божиих людей; исторические справки о выдающихся событиях и лицах, акты, грамоты, постановления и др[угие] подобные документы исторической важности; данные Библейской истории и археологии; выдержки из святоотеческих творений и гражданской истории; произведения и выдержки из художественной литературы, затрагивающие религиозные вопросы и ярко рисующие жизнь Церкви в те или другие моменты; лучшие гравюры и снимки библейско-исторического и вообще религиозно-просветительного характера, входя для сего в необходимое соглашение и переговоры с авторами, собственниками и другими лицами и учреждениями, от которых будет зависеть или разрешение на право пользования, или доставлением материала; 4) составить руководства и указатели для организации и введения применительно к возрастам детей бесед и чтений с световыми картинами по библейской, евангелической и церковной истории и археологии, а также и из художественной литературы; 5) разработать план изготовления, как то: картин, карт, альбомов, атласов, диаграмм, таблиц, моделей, серий гравюр и снимков религиозного содержания и вообще всего того, что необходимо для отчетливого представления учащимися о географии и этнографии святой земли; ознакомления с наиболее выдающимися картинами природы и жизни востока; знакомства с религиозными памятниками библейской древности, с ветхозаветным и новозаветным богослужением; для более жизненного представления и глубокого понимания учениками дела Христа, Его чудес и великого искупления, а также жития Богоматери и подвигов святых Церкви Господней; 6) озаботиться составлением при посредстве лучших педагогических сил новых учебников по Закону Божию для всех классов школ разных типов; 7) разработать наставление и ввести руководство экскурсиями природы, как вечно живую книгу Бога, паломничествами в разные центры и исторические места; 8) издавать наставления организации христианских содружеств учащихся и обществ с целью широкой взаимопомощи учащихся и для удовлетворения их духовных вопросов, как то: кружок по устройству чтений, собеседований, рефератов, вечеров и всего того, что служит делу научения христианской любви в школе; 9) способствовать устройству при учебных заведениях особых педагогических поставленных комнат для преподавания Закона Божия, приспособленных также для молитв и богослужений; 10) выработать тип желательного составления богослужебного сборника для учащихся с песнопениями, священными изображениями и пояснениями.

Допускается к школьному употреблению, кроме синодальной, особая учебная Библия на родных языках, по содержанию и тексту не отличающаяся от Библии синодальной, но снабженная художественными иллюстрациями, картами, вводными сведениями и разъяснительными подстрочными примечаниями.

Для религиозного воспитания детей и юношества необходимо пение богослужебных песнопений как религиозно-вдохновляющий акт; желательно занятие их музыкой, исполнение в присутствии их, а также и ими самими классических авторов русской и европейской музыки, как смягчающее и облагораживающее душу действие.

10. О законоучителе

Искренняя вера и благоговейная настроенность законоучителя есть самое первое условие успеха в деле преподавания Закона Божия.

В процессе преподавания З[акона] Б[ожия] как учеб[ного] предмета законоучителю следует пользоваться лучшими применимыми к З[акону] Б[ожию] методами научной педагогики, для чего ему необходимо быть во всеоружии и высоте педагогических и научных знаний.

Авторитет личности законоуч[ителя] должен утверждаться как самодеятельностью его в области богословско-педагогической, так и всем жизненным укладом школы.

Каждому законоучителю рекомендуется войти в тесное соприкосновение с местными законоуч[ительскими], учительскими и родительскими организ[ациями]. Законоучителями могут быть лица не только ду[ховные], но и светские обоего пола, имеющие богословское образование или получившие методическую подготовку по преподаванию З[акона] Б[ожия].

Все преподающие З[акон] Б[ожий] в учеб[ных] завед[ениях], на какие бы средства ни содержались эти заведения и в чьем бы ведении они ни состояли, обязываются ежегодной отчетности, по начальным школам пред <ними> и их советами, а по школам 2-й и 3-й ступ[еней] — пред епарх[иальным] советом для объединения постановки З[акона] Б[ожия] в религиозно-педагогическом отношении, для выработки и принятия мер к улучшению материального и правового положения законоучителей. Законоучители началь[ных] школ с детьми, принадлежащими к равным приходам, как наприм[ер], в Москве и Петрограде и некоторых др[угих] городах, могут давать свои сведения непосредственно епархиальному совету с его предварительного согласия.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 125–127 об. Машинопись.

32

Воззвание к интеллигенции

До 23 марта (4 апреля) 1918 г.

Национальное горе, национальный позор, гибель родины — вот мысли, под гнетущим впечатлением которых живут теперь все сознательные русские люди. За внешним ужасом совершающихся событий мы чувствуем самое страшное — разложение духа русского народа, действительную причину нашего национального горя.

Грандиозное здание оказалось стоящим на песке, великан на глиняных ногах. И наша насторожившаяся мысль со страхом гадает: не конец ли это нашей исторической, а следовательно, и культурной роли в мировой жизни. Но будущее нам знать не дано, и наша обязанность не признавать малодушно нашу окончательную гибель, а найти в себе мужество признать карающую руку Божию и начать энергичную работу за моральное возрождение родного народа. Со всею искренностью, достойной серьезности момента, установим действительные причины нашего духовного разложения и сделаем отсюда все выводы, как бы они неприятны нам не были. Мы много думали в эти несчастные годы и уже, кажется, всем стало ясно, что в нашем общественном мировоззрении таились разрушительные силы, которые расслабили нас, а теперь окончательно взорвали наше национальное существование.

Не новы эти злые силы, с ними мы встречаемся на первых страницах Библии. О них сказал апостол, что в мире царствуют похоть плоти, очей и гордость житейская, только теперь для большего обобщения грешного человечества они торжествуют под флагом автономии человека. Корень зла, которое теперь вылилось в апокалипсических ужасах нашего времени, заложен в веках возрождения, когда была провозглашена эмансипация человека от неба. Много всяких людей нашей гордой культуры подводили фундамент под это строение новой Вавилонской башни. Мы, русские, играли в этом построении языческого мировоззрения второстепенную роль, но ученики обычно бывают радикальнее своих учителей, и никто так прямолинейно не прошел весь этап этого пути, как мы, русские. Излишне было бы напоминать все крайние течения нашей мысли в литературе и искусстве. Наша историческая действительность много способствовала созданию упрощенного и узкого мировоззрения. Духом нигилизма была отравлена наша социальная жизнь, все истинно человеческие объективные ценности были выкинуты из нашего мировоззрения. Душа русского человека, опустошенная от своего самого ценного и животворного содержания — религиозного, требовала заполнения и ничего не касалась в нашей культуре общедоступного и всем понятного, кроме классических хлеба и зрелищ. У нас образовался настоящий культ объедения, пьянства и увеселения, и вся жизнь обратилась в борьбу за эти блага, почему и свобода политическая воспринята была как главное средство к устроению животного довольства, и неудивительно, если она дала страшный толчок к углублению нашего социального развращения. Нигилизм проник в темную массу и вытравил из души простого человека все святыни. Вся моральная гниль и зараза со страниц нашего экзотического искусства выплыла на широкую улицу порок<ов>, обманы и самая откровенная порнография приобрела права гражданства.

Русского человека окружает какая-то специфическая атмосфера, живя в которой, трудно не загрязниться. Русский народ заживо гниет и разлагается духовно и телесно. И может быть, и мы не до конца испили чашу, может быть, нам суждено пройти весь цикл апокалипсических бед и гнев Божий, и за войной, голодом последует смерть и ад хотя бы в виде недалекой чумы и чужеземного рабства. Но это зависит от нас. Бог не искушает напрасно никого, наше решительное выступление на путь национального возрождения удержит карающую руку Божию.

Собор умоляет русскую интеллигенцию выступить решительно на борьбу с этой моральной заразой, оздоровить организм русского народа через привитие ему истинно человеческих ценностей. Таких ценностей существует лишь только две: национальность и религия, и религиозно-национальное перевоспитание русского народа — единственный путь спасения. Национальное лицо — Божий дар, ни один народ не может отрицать своих национальных особенностей без вреда для своего культурного развития; это будет хулой на Бога. Народы расселены Богом по всему лицу Земли, чтобы они стремились к Богу как к центру, идя каждый своим путем, и чем ближе они подходят к центру мировой жизни, тем ближе подходят и друг к другу. Нет иного основания для устроения дел человеческих, не исключая и национальных, кроме положенного в мировых планах Божиих, Господа Иисуса Христа. Пренебрежение к этому краеугольному камню не может пройти безнаказанно. Русской интеллигенции нужно искупить свой исторический грех легкомысленного отношения к религии как к пережитку старины или, по существу, реакционной силе. Опыт настоящих дней должен разрушить это исторически выросшие недоразумения, он показал первенствующее значение религии в социальной жизни. Религия явила себя вновь самой прочной силой души человека и выдержала огненное испытание, и если что еще держит русский народ, то это единственно — религия. В распоряжении чисто человеческой культуры не оказалось ценностей, которые могли бы совершенно заменить религию. Так всегда и мыслили о религии действительно национальные русские гении, и нужно горячо желать, чтобы вся русская интеллигенция обрела, наконец, свой национальный путь. Все русское культурное общество должно проникнуться сознанием важности социальной обстановки и выступить на борьбу с развратителями русского народа, растлителями его духа, кто бы они ни были и каково бы ни было их общественное положение. При сознании необходимости такой организованной борьбы она может быть успешно проводима через литературу, суд чести, лекции, кружки и лиги, особенно родителей и учащихся, борьбе с порнографией всех родов. Пора нам от пассивного переживания перейти к решительной борьбе со злом русской жизни. Нельзя дольше закрывать глаза, опускать руки, история больше не позволяет этого.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 128–129 об. Машинопись.