Протокол № 18

9 ноября 1917 г.

Заседание происходило под председательством архиепископа Харьковского Антония в присутствии 24 членов, расписной лист коих прилагается к сему протоколу, и продолжалось без перерыва с 10 ¼  час[а] 45 м[инут] утра до 1 ч[аса] 15 м[инут] дня с перерывом в 20 минут.

Предметами занятий заседания по заслушании и утверждении с незначительными изменениями по тексту и редакции проекта протокола № 17 предыдущего (3 ноября) заседания, были вопросы:

1) о единоверческих приходах, кои в случае учреждения Собором единоверческих епархий, пожелают остаться под управлением православного епархиального епископа;

2) о Совете Всероссийских Съездов православных старообрядцев, в виду поступившего в Отдел протеста московских единоверцев против названного Совета;

3) о докладчике Священному Собору постановлений Отдела об устроении единоверия;

4) о предмете следующего заседания Отдела и

5) о приглашении на одно из заседаний Отдела московских беглопоповцев.

I.

При обсуждении вопроса об единоверческих приходах, кои в случае учреждения Собором единоверческих епархий, пожелают остаться под управлением православного епархиального епископа, высказывались разные мнения: одни находили нужным, чтобы таковые приходы имели на сей предмет собрания и составляли на них приговоры, надлежаще удостоверенные (со стороны их действительного соответствия свободному желанию прихода без какой-либо особой агитации) епархиальною или гражданскою местною властию и при наличии 4/5 желающих из состава прихода (применительно к примечанию ст[атьи] 14 принятого Отделом Положения о Единоверии), оставались в ведении православного епископа. Другие полагали, что если Собором будут учреждены единоверческие епархии, то в них должны войти все единоверческие приходы. Третьи считали это последнее мнение неприемлемым по той причине, что некоторые единоверческие приходы единоверческие только по имени. Иные считали соответственным предоставить решение этого вопроса Совету всероссийских съездов православных старообрядцев и т. д.

По обменен мнений по сему вопросу и приняв во внимание, что по смыслу ст[атьи] 2 принятого Отдалом Положения о Единоверии, в отдельные епархии, возглавляемые единоверческими епископами, выделяются единоверческие приходы, Отдел постановил остаться при смысле помянутой 2 ст[атьи] Положения о особой статьи по настоящему вопросу не составлять. Попутно с означенным вопросом представитель московских единоверцев, присутствующий на заседании Отдела в качестве сведущего лица, Я. М. Пашков объяснил, что если Священным Собором будут учреждены единоверческие епархии, то у московских единоверцев останется вопрос только о кандидате во епископы для них, что раньше московские единоверцы высказывались против единоверческого епископа в предположении, что таковой епископ будут только один, не все Единоверие и в опасении из-за лица, какое могло быть назначено и поставлено во епископы для всех единоверцев: в настоящее же время, раз Собором будут учреждены единоверческие епархии, московские единоверцы в принципе не против единоверческих епископов.

Согласно данному Я. М. Пашковым объяснению архиепископом Антонием предложено и Отделом принято на докладе Священному Собору об устроении единоверия заявить (в случае доклад последует до проектированного заседания Отдела совместно с представителями московских единоверцев), что единоверческая епархия Московского района готова к фактическому ее открытию.

2.

Предварительно суждений о Совете Всероссийских Съездов православных старообрядцев прот[оиерей] С. Шлеев оложил Отделу об уставе, истории образования, составе (первоначальном и нынешнем) и административно-организационном значении для Единоверия названного Совета. При обмене мнения одни из членов Отдела высказывались за дальнейшее существование Совета, а другие за упразднение его. Представитель московских единоверцев Я. М. Пашков заявил по сему вопросу, что большинство московских единоверцев в принципе не против Совета и что вопрос этот у московских единоверцев стоит ныне в других условиях и иначе, чем в 1912 году: раньше, при хлопотах единоверцев об одном на все Единоверие единоверческом епископе и Совета при нем, у московских единоверцев было некоторое опасение такового Совета, к тому и 3-летний срок по выборам в первый состав Совета истек уже в 1915 году, а новых выборов не было, а теперь, если будет несколько единоверческих епископов с Советами при них, то означенный Совет явится, так сказать, Советом Советов, против которого московские единоверцы принципиально не возражают.

Резюмировав прения по вопросу, архиепископ Антоний предложил Отделу сделать такое постановление: Совета не упразднять, но видоизменить его согласно тому Положению об устроении Единоверия, какое выработано Отделом и будет утверждено Священным Собором, каковое предложение архиепископа Председателя и принято Отделом.

3.

 По вопросу о докладчике Священному Собору принятого Отделом Положения об устроении Единоверия обсуждалось и голосовалось два предложения архиепископа Председателя: а) о числе докладчиков и б) о лицах. По тому и другому предложению, при чем по второму записками. Отделом единогласно постановлено: а) избрать двух докладчиков и б) именно — архиепископа Антония и прот[оиерея] С. Шлеева.

4.

Предметом следующего заседания Отдела постановлено иметь вопрос о клятвах патриарха Антиох[ийского] Макария и московских Соборов 1656 и 1667 гг. на именуемые старые обряды — с докладчиком в Отделе по сему вопросу проф[ессором] М. Н. Васильевским.

5.

Представителей от московских беглопоповцев постановлено пригласить для выслушания их суждений о духовных нуждах, пожеланиях и намерениях беглопоповщины, на заседание Отдела, имеющее быть в четверг 16 сего ноября в епархиальном доме, о каковом постановлении Отдела и известить означенных представителей московской беглопоповщины чрез Соборную Канцелярию от делопроизводства Отдела.

Председатель А[рхиепископ] Антоний.

Секретарь

Делопроизводитель Н. Гринякин.

                                  Н. Виноградский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 364. Л. 44–46. Машинопись.