Протокол № 6

31 августа—13 сентября 1918 г.

Проф[ессор] Керенский читает свой доклад о старокатоличестве и об отношении старокатоликов к Православной Церкви и возможность соединения с нею.

Архиепископ Евдоким. В связи с докладом проф[ессора] Керенского, поделился с теми впечатлениями, которые он вынес из встречи и бесед с руководителем мариовитского движения в 1912 г. в Марианбаде. Один из этих руководителей епископ Козельский ознакомил преосвященного с историей мариавитства. По заверению Козельского, странно было бы думать, что все движение находит этот же Козельский. Причина восстановления мариавитства лежит гораздо глубже. Мариавитство вызвано в жизни заметным расхождением Римской Церкви в учении и жизни со Словом Божиим и несколько католических священников пришли к убеждению, совершенно независимо друг от друга пришли к убеждению в уклонении их Церкви от полноты христианского учения. На первых порах им не хотелось верить, что погрешности вкрались в церковную жизнь, с ведома высших церковных властей. Чтобы разрешить свои сомнения, они отправились в Рим, где и были приняты папою Пием. Пий принял их милостиво, выслушал внимательно и обещал принять с своей стороны все меры к расследованию их жалобы и дал свои указания. Но по возвращении их из Рима их постигло разочарование в надеждах, какие они возлагали на папу. Их подвергли суровому допросу, почему они ездили в Рим, подвергли запрещению в священнослужении и гонению. Их последователей также не оставили в покое, подвергали всяческим издевательствам, запрещали устраивать богослужебные собрания, натравливали на них католиков. Результатом таких преследований был окончательный разрыв мариавитов с Католической Церковью. Мариавиты в лице своих руководителей обнаружили […] и искреннее уважение к православию и преосвященный докладчик того мнения, что возможно было бы со временем присоединение мариавитов к православию, причем исходною точкою сближения с мариавитами могло бы служить их глубочайшее […] искреннее уважение к святейшему Таинству Евхаристии. Перейдя затем к мариавитству в Америке преосвященный указал на массовое развитие там этого движения среди толпы эмигрантов. Росту мариавитского движения в Америке среди польского населения только содействуют сами же католики […]. Глава католикосата папа Бенедикт XIV, всецело стоит на стороне […] американцев, а тем более, […] Симпатии католических вождей к Вильгельму известны. Ныне покойный кардинал Раллитолла потому только и не попал в папы, что не был сторонником немецкой ориентации, почему на его избрание и было положено […] императором Фран-Иосифом. Известно также то равнодушное отношение, которое сохранил папа Бенедектин при разгромлении католической Бельгии немцами. Такая политика пап не может содействовать укреплению симпатий к католичеству в Америке, а наоборот, делает все более широким тот ров, который образовался между католичеством и мариавитством. Но при этом преосвященный высказал опасение, как бы мариавитское движение в Америке, не смотря на симпатии мариавитов к православию (например Повал Полли просил его принять в православие), при нашей […] не направилась в сторону сближения с англиканством или со старокатоличеством.

Проф[ессор] И. П. Соколов вносит поправку в том смысле, что мариавиты вступили в унию со старокатоликами и в настоящее время составляют ветвь старокатоличества. Кроме того мариавитство сосредоточивается почти исключительно в Польше, не выходя из ее границ, в Америке же его нет вовсе. Там за мариавитство принимают национальное церковное движение.

А. В. Карташев, указывает, что для успеха сближения разных христианских исповеданий, нужно совершенно изменить доселе практиковавшийся метод ведения этого дела. Нужно оставлять […] богословских соглашений, так как этот путь ведет не столько к единению, сколько к разъединению. Необходимо достигать единения путем практического сближения с иноверцами, будя в них чувство любви и симпатии к православным и православию.

До сих пор дело достижения единения разных исповеданий строилось […] и не достигалось ощутительных результатов. Теперь необходимо образовать крупное единение, не уклоняясь даже от молитвенного общения с инославными. И только пробудивши в сердцах иноверцев дружбу и любовь к себе, можем надеяться на установление и богословского единения с ними.

Проф[ессор] Керенский замечает, что старания установить догматическое единение морального стремления к сближению в жизни с тем, чтобы затем перейти и к единомыслию по религиозным вопросам: доселе разделяющих нас и католиков.

Епископ Симон всецело присоединяется к мнению А. В. Карташева о необходимости поставить дело сближения с инаковерующими на иную почву. Богословские споры […] преосвященный к единению […] а наоборот, еще более отчуждают спорящих друг от друга. Необходимо возможно чаще и ближе общаться с иноверцами.

Проф[ессор] И. П. Соколов высказывает опасение, чтобы фактическое сближение не повело к разложениям на подобие того, как брожение на фронте вызвало разложение армии. Необходимо на

[…]

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 495. Л. 56–57 об.; 58–58 об., 63–63 об. Машинопись. Без окончания.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 495. Л. 64–69. Рукопись. Черновик.