Протокол № 17

7 ноября 1917 г.

Заседание началось в 10 ч[асов] 15 м[инут] утра в епархиальном доме, в комнате № 1.

Под председательством высокопреосвященного Тверского присутствовали расписавшиеся на прилагаемом при сем листе 33 члена Отдела.

I. Оглашается и утверждается протокол предыдущего заседания Отдела.

II. Докладываются поступившие из Соборной канцелярии бумаги: 1) петиция состоящих в братии <Енисейского> Спасского монастыря иеромонахов Антонина и Иннокентия и иеродиакона Палладия на имя исполнительного комитета Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, без даты, об истребовании от Св[ятейшего] Синода распоряжений относительно установления выборного начала при замещении должностей настоятелей в монастырях и привлечения монастырской братии к участию в заведовании хозяйством обители, а также о принятии комитетом мер к пресечению направленных против авторов петиции и противоречащих началам революции действий Енисейского общественного комитета и настоятеля Енисейского монастыря и о пр., с приложением разных документов, касающихся предмета петиции; 2) заявление священника села Отводные Берега В. Ячменева на имя обер-прокурора Св[ятейшего] Синода от 23 июня с. г. о необходимости поручить Предсоборному Совету заготовить к будущему Поместному Церковному Собору материалы по вопросами об управлении и внутренней жизни женских монастырей; и 3) донесение Св[ятейшему] Синоду архиепископа Московского и Коломенского Тихона от 19 июля с. г. за № 8211 с ходатайством об осуществлении постановлений Московского монашеского съезда 15–19 мая с. г. а) о признании за монашествующими всех гражданских прав и отмене ограничивающих эти права узаконений, б) о включении в состав членов консисторий монашествующих лиц, избираемых на епархиальных монашеских съездах, в) о замещении должностей настоятелей в столичных ставропигиальных монастырях лицами по выбору тех же съездов и г) учреждении при Московской кафедре монашеского совета.

Постановлено: принять к сведению.

III. Высокопреосвященный председатель докладывает составленные им во исполнение постановления Отдела в предыдущем заседании две статьи, имеющие заменить §§ 50–53 постановлений Съезда представителей от монастырей:

«Правилами Священных Соборов (4[-е] пр[авило] IV Всел[енского] С[обора]; 21[-е] пр[авило] VII Всел[енского] С[обора]; 4[-е] пр[авило] Двукр[атного] С[обора]) монашествующим предписывается пребывать в иноческом послушании в тех монастырях, где они положили начало, постриглись и отреклись от мира, и отнюдь не переходить в другие монастыри, за исключением тех случаев, когда сама духовная власть признает полезным переместить монаха, известного по благочестию и честному житию, в другую обитель для ее благоустройства и ради общей пользы. На этом основании разрешается по нужде и ради пополнения малых обителей переводить монашествующих из одного монастыря в другой по их собственному желанию, с согласия настоятелей и духовного собора и с утверждения того епископа, к епархии которого принадлежит монашествующий».

«Монашествующие, признанные виновными по суду, должны оставаться в своих обителях для исправления стараниями братии и мерами вразумления настоятеля, для чего провинившийся низводится на низшее послушание, отделяется от прежнего сообщества во избежание соблазна и поручается надзору опытного монаха. Только в исключительных случаях и после многократных увещаний допускается перевод осужденного в иной монастырь, и лишь в надежде на его исправление этой последней мерой».

Постановлено: принять эти статьи в предложенной редакции.

IV. По предложению высокопреосвященного председателя Отдел постановляет дополнить принятые в прошлом заседании постановления относительно братии обители следующею статьею:

«Предварительно рукоположения монашествующих лиц в священный сан надлежит тщательно выяснять, не состояли ли эти лица до поступления в монашество в браке и в каком именно; те, которые обязаны двумя или тремя браками или женаты на вдовах, не могут быть удостаиваемы посвящения в иеродиакона или иеромонаха».

V. Рассматриваются: а) переработанные высокопреосвященным председателем §§ 57–61 постановлений Съезда представителей от монастырей о монастырских настоятелях и наместниках и положения Предсоборного Совета об архиереях-настоятелях и б) §§ 62–70 помянутых постановлений съезда о прочих должностных лицах монастыря.

Высокопреосвященным председателем предложены были следующие положения:

1. «На должность настоятеля монастыря избираются лица, достаточно опытные в духовной жизни, прошедшие хозяйственные и другие послушания, из братии той обители, где освободилось место настоятеля. Если в монастыре пребывает на покое архиерей, то он может быть при желании и с его согласия также избираем на должность настоятеля».

2. Первая редакция: «Избрание настоятеля монастыря совершается в присутствии благочинного монастырей или монашествующего лица по назначению епархиального начальства, посредством тайного голосования записками, при участии всех манатейных братий обители, кроме опороченных по суду лиц и тех, которые состоят под следствием по явно преступным делам. Получивший наибольшее число голосов представляется на утверждение епископа и на назначение настоятелем Св[ятейшим] Синодом».

Вторая редакция: «Избрание настоятеля монастыря совершается в присутствии благочинного монастырей или монашествующего по назначению епархиального начальства, посредством тайного голосования записками, при участии всех манатейных братий обители, кроме опороченных по суду лиц и тех, которые состоят под следствием по явно преступным делам. Каждый участвующий в выборе пишет на своей записке двух кандидатов, и по подсчете голосов двое из получивших наибольшее число избирательных голосов отмечаются в акте избрания, который затем представляется благочинным монастырей епархиальному епископу на его усмотрение».

3. Первая редакция: «В случае несогласия епархиального архиерея с произведенными выборами он предписывает совершить вторичное избрание монастырского кандидата. Если же епископ не признает возможным утвердить и вторичные выборы, то доносит о том Св[ятейшему] Синоду с указанием своего кандидата».

Вторая редакция: «Епархиальный архиерей или утверждает одного из представленных кандидатов и представляет такового Св[ятейшему] Синоду к назначению, или доносит последнему о несоответствии этих кандидатов и представляет своего кандидата».

Примечание. «Указанное правило об избрании настоятеля самою братиею не распространяется на те монастыри, где настоятелями состоят по положению правящие или викарные епископы».

4. «При неимении в среде братии монастыря кандидатов на должность настоятеля монашествующие могут: а) с ведома и согласия настоятеля другой обители избрать себе кандидата из числа монашествующих в ней, б) обратиться к епархиальному епископу за указанием кандидатов или в) просить своего епископа избрать им настоятеля по своему усмотрению».

5. «Обязанности настоятеля монастыря по отношению к подчиненной ему братии как начальника и духовного отца, заботящегося о духовном усовершенствовании вверенных ему детей и о спасении их душ, за которые он отвечает Господу».

6. «В частности, настоятели: а) председательствуют в монастырском духовном соборе, б) везде являются представителями своего монастыря, в) руководят всею жизнью св. обители, духовно-нравственною стороною (при участии духовника), богослужениями, всеми денежными, экономическими и хозяйственными делами при посредстве и содействии должностных лиц, как то: наместника, где таковой есть, казначея, ризничего, благочинного и эконома, где он есть, г) принимают в монастырь новоначальных и других послушников, д) поощряют ревностных иноков своей обители и отечески наказывают ленивых и духовно немощных, е) возможно чаще ведут общие и частные живые беседы с братией о монашеской жизни и обязанностях иноков, ж) принимают по делам и для беседы богомольцев, паломников и прочих посетителей обители, стараясь их приветить ласковым обращением и успокоить духовно-назидательным словом, и з) должны при своем значительном и ответственном положении в монастыре для всей братии, рабочих в обители, для богомольцев и окружного населения служить примером доброй жизни и начитанности в святоотеческих книгах».

7. «Епархиальные епископы (и викарные) не могут (не должны) быть (назначаемы) настоятелями монастырей».

8. «Если настоятелем монастыря состоит епископ, то он не пользуется по содержанию никакими преимуществами сравнительно с обычными настоятелями».

9. «Архиереи, уволенные на покой без пенсии и имеющие пребывание в монастыре, пользуются содержанием и столом по определению епархиального начальства».

10. «Наместник монастыря, где таковой есть, в отношении своих обязанностей заменяет настоятеля в его отсутствии, действуя совместно с духовным собором. Избрание наместника в лаврах и первоклассных монастырях происходить тем же порядком, как и избрание настоятеля монастыря».

По обмене мнений постановлено принять первое положение, исправив в нем в целях ослабления требований от кандидатов в настоятели монастырей слова «лица, достаточно опытные в духовной жизни, прошедшие хозяйственные и другие послушания» на «лица, опытные в монастырской жизни»; 2-е и 3-е положения одобрить во второй редакции, заменив во 2-м положении в предложении «всякий участвующий в выборе пишет на своей записке двух кандидатов» слово «двух» словом «одного»; 3-е положение дополнить примечанием: «Желательно, чтобы настоятели (настоятельницы) при своей жизни заботились о подготовлении себе преемников, приучая их во всех отношениях к важной обязанности руководителей духовной жизни и распорядителей имуществом обители. Настоятели (настоятельницы) могут письменно засвидетельствовать о своем желании иметь подготовленных ими лиц преемниками. При представлении братией обители кандидатов на должность настоятеля благочинный доносит епархиальному архиерею о заявленном прежним настоятелем желании»; положение 7-е, лишающее епархиальных и викарных епископов права быть настоятелями монастырей, исключить; остальные положения принять без изменения.

При рассмотрении § 62 постановлений Съезда представителей от монастырей постановлено исключить из числа должностей, замещаемых по выбору братии, должности монастырского <благочинного> и делопроизводителя, дополнить слова «эконом, где таковой есть» словами «по положению» и внести указание, что выборные должностные лица увольняются от своих должностей епархиальным архиереем. Соответственно с этим параграф принимается в чтении: «Должностные лица — казначей, ризничий, духовник и эконом, где таковой есть по положению, — должны быть избираемы посредством тайного голосования всей монашествующей братией обители из указанных ею лиц при согласии на их кандидатуру настоятеля и утверждаются, а равно и увольняются епархиальным архиереем».

§§ 63 и 64 о разрешении избирать на некоторые из должностей, указанных в § 62, монашествующих, не имеющих священного сана, и рясофорных послушников и о порядке увольнения выборных должностных лиц опускаются.

§ 65 принимается в изложении съезда с исключением слов «согласно постановлениям монастырского братского совета», устанавливающих руководство отдельными действиями казначея монастыря со стороны монастырского совета: «Казначей монастыря ведет лично приходо-расходные книги и имущественные монастырские описи или наблюдает за правильным ведением их; под руководством настоятеля хранит и расходует монастырские суммы. Где нет эконома, казначей заведует хозяйством монастыря. Казначей производит, с благословения настоятеля, совместно с экономом, где таковой есть, наем и расчет рабочих и прочие расходы».

§ 66 принимается в изложении съезда с прибавлением к словам «ризничий… следит за благоговением, чистотою и порядком в храме» слов «и ведает пономарями» и с исключением заключительного предложения — «Где нет особого библиотекаря, ризничий заведует библиотекой»: «Ризничий монастыря заведует всем церковным имуществом, следит за благоговением, чистотою и порядком в храме и ведает пономарями, назначает с благословения настоятеля чередных служащих, сообщает им распоряжения настоятеля о порядке, роде и времени совершения богослужений на тот или иной день и наблюдает за исполнением этих распоряжений, ведет лично опись церковного имущества и журнал богослужений и произносимых поучений или наблюдает за правильным ведением всего этого».

§§ 67–70 принимаются в редакции съезда с исправлением в § 70 слов «монастырского братского совета» на «духовного собора»:

«§ 67. Благочинный монастыря наблюдает за правильным исполнением устава монастырского быта и вообще за благоповедением братии и послушников, служа для всех примером собственного поведения.

§ 68. Духовник монастыря исповедует братию, паломников и прочих посетителей обители и руководит братией в духовно-нравственной жизни.

Примечание. В хозяйственные и прочие дела обители духовник не входит.

§ 69. Эконом монастыря, где таковой есть, заведует сельскохозяйственным инвентарем, скотом и прочим подобного рода имуществом монастыря, руководит рабочими и всеми работами по обители и заботится о приобретении для обители продуктов и необходимых материалов.

§ 70. Делопроизводитель монастыря заведует делопроизводством по монастырской канцелярии, участвует в заседаниях духовного собора, ведет протоколы заседаний и составляет отчетность. Делопроизводитель ответствен пред законом».

Заседание закрыто в 2 часа дня.

Председатель Архиепископ Серафим

Секретарь Архимандрит Гурий

Делопроизводители Н. Туберозов, П. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 79–83 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 109–113 об. Машинопись. Копия