Протокол № 16

27 ноября 1917 г.

Согласно постановлению Отдела XV от 16 ноября, по соглашению с Отделом XIV, 27 ноября состоялось общее заседание этих Отделов по вопросу о внешкольном религиозном просвещении народа. Заседание происходило в Епархиальном доме под председательством Кирилла, архиепископа Тамбовского, от 5 до 8 час[ов] вечера, в присутствии 18 членов Отделов, список коих при сем прилагается.

Открывая заседание, преосвященный председатель говорит, что критическое положение дела просвещения и воспитания народа озабочивает разные Отделы Собора, особенно Отделы о церковно-приходских школах и о преподавании Закона Божия. Последний Отдел считает особенно важным вопрос о религиозном просвещении народа и признает, что в этом отношении необходимо воспитывать народ и вне школы, а для этого нужно создать особую всероссийскую организацию. Отдел считает религиозное просвещение обязанностью законоучителя. Этого требует необходимое в таком деле единообразие и правильность предлагаемого народу просвещения, что едва ли может быть достигнуто в случае обучения народа религиозным истинам весьма разнообразно воспитанными и настроенными школьными учителями. Этого же вопроса касается и Отдел о церковно-приходских школах в принятом им проекте особой главы в приходском Уставе: «Просвещение населения».

По предложению председателя помянутый проект оглашается.

Проект особой главы в приходском Уставе

Просвещение населения

1. Одною из главнейших задач прихода является просвещение и воспитание православного населения в духе православной веры и Церкви Христовой.

2. Обязанность эту приход осуществляет, главным образом, чрез свои церковно-приходские училища.

3. В церковно-приходских училищах, кроме обязательного преподавания Закона Божия, богослужебного языка и церковного пения, изучаются и все другие общеобразовательные предметы по программам не ниже программ начальных школ Министерства народного просвещения.

4. Обучение Закону Божию в церковно-приходском училище лежит на обязанности приходского священника, а если их в приходе несколько, то на обязанности одного из священников, по избранию приходского собрания. При полной невозможности почему-либо для священника нести эту обязанность, обучение Закону Божию в церковно-приходском училище, под руководством и ответственностью священника, может быть поручено приходским собранием учащему в школе или другому лицу.

5. Церковно-приходские училища находятся в ведении прихода. Приходское собрание открывает и закрывает училища, избирает тип церковно-приходских училищ, решает вопрос о расширении школьных программ, изыскивает средства содержания, утверждает хозяйственные сметы и контролирует выполнение их.

6. Исполнительным органом приходского собрания по отношению к училищным делам является приходский совет.

7. В круге обязанностей приходского совета по заведыванию церковно-приходским училищем входит избрание кандидатов (кандидаток) на учительские должности. Избранный кандидат немедленно допускается приходским советом к исправлению учительской должности.

8. Ближайшее заведывание школьным делом вверяется школьному совету.

9. Школьный совет состоит из священника, одного представителя от родителей учащихся, двух от прихода по избранию приходского совета, из попечителя, если таковой имеется, и учащих в школе. Председатель школьного совета избирается приходским советом из числа членов приходского совета.

10. Церковно-приходские училища содержатся: 1) на церковные и приходские средства, пособия от казны, от земских, городских и других общественным и частных учреждений, на пожертвования отдельных лиц и поступления из других источников и 2) на общеепархиальные и церковно-школьные средства. Изыскание общеепархиальных средств, поступление и порядок расходования их устанавливаются съездом духовенства и мирян.

11. Для открытия и содержания церковно-приходских училищ смежные приходы, в целях удобства, могут объединяться в отдельные районы.

12. Приходское собрание имеет право вводить в приходском училище обучение ремеслам, полеводству, садоводству, огородничеству и т. п.

13. В целях выполнения обязанностей по христианскому просвещению и воспитанию православного населения приходу предоставляется учреждать и содержать, кроме церковно-приходских училищ, народные просветительные дома, библиотеки, читальни, дополнительные училища и классы, курсы для подростков и взрослых, катехизаторские, певческие, общеобразовательные, профессиональные, детские сады и др[угие] учреждения для детей дошкольного возраста и т. п.

14. Указанные в предшествующей статье просветительные учреждения находятся в заведывании и управлении приходского совета. Ближайшее заведывание каждым из этих учреждений приходский совет может поручать школьному совету, отдельным лицам или особым комитетам и допускать их в случае нужды к немедленному исполнению возложенных обязанностей. Утверждение в должности избираемых лиц или комитетов принадлежит приходскому собранию.

Примечание. Учреждения, имеющие вероучительный характер, действуют под руководством и ответственностью священника, а если священников несколько, то настоятеля прихода.

Затем оглашается принятый, по протоколу № 13, в Отделе о Законе Божием проект положения о внешкольном религиозном просвещении.

Прот[оиерей] П. И. Соколов. В нашем Отделе XIV идет речь о правах прихода в деле просвещения; при этом мы говорим вообще о просвещении, в его целом, и лишь между прочим говорим о просвещении внешкольном и дошкольном, и только с точки зрения прав прихода на устройство разных просветительных учреждений. Организация управления народным просвещением в круге наших задач у нас уже имеется. Отдел Закона Божия ставит дело религиозного просвещения шире, чем у нас, вынося его за пределы школы.

Архиепископ Кирилл. Теперь неизвестно, сможет ли церковно-приходская школа продолжать свое дело общего просвещения народа. Поэтому мы, в Отделе о Законе Божием, и думаем, не следует ли нам более озаботиться лишь религиозным просвещением, но уже всего народа — и детей, и взрослых. В таком случае над приходом может быть нужно общее руководство этим просвещением.

Прот[оиерей] П. И. Соколов. Для этой цели следует воспользоваться имеющейся уже школьной организацией Училищного совета при Св. Синоде. Религиозное настроение достигается соответствующим направлением всего образования, а в таком случае школа и школьное образование стоит на первом месте, о нем и должна быть первая работа, затем уже просвещение взрослых. Мы приветствуем это просвещение и предлагаем для него использовать готовую организацию Училищного совета. Она должна быть только приспособлена к этому делу и таким образом будет обслуживать и школьное, и внешкольное просвещение.

М. Ф. Глаголев. Проект Отдела о церковно-приходских школах касается только школьного образования. Но церковно-приходская школа не все население просвещает, и теперь она поставлена на второй план. Отсюда перед нами задача: если большая часть населения не знает школы, то нужно другим способом просветить ее о Христе. В Министерстве народного просвещения есть проект в течение 5 лет обязательного просвещения в школе и проект внешкольного обучения. Мы также должны сделать чрезвычайное усилие и научить каждого православного религиозной истине.

Выработанный в Отделе о Законе Божием проект положения о внешкольном просвещении и указывает minimum религиозного просвещения народа в ближайшие годы. Проект предусматривает и более широкое религиозное просвещение, но лишь как желательное. Им призываются к просвещению народа и интеллигентные круги. Я предлагаю проект Отдела о церковно-приходских школах принять, кроме статьи 13 и 14. Управление преподаванием Закона Божия следует приспособить к организации Училищного совета, но следует подумать о законоучительстве в средней школе, которое доселе подлежало ведению не Училищного совета, а Учебного комитета при Св. Синоде.

Свящ[енник] М. Ф. Марин. Между проектом нашего законоучительского Отдела по внешкольному просвещению и проектом Отдела о церк[овно]-прих[одских] школах нет противоречий. Мы как раз имели в виду создать центральную организацию, которая взяла бы на себя ведение всем делом христианского просвещения народа. Теперь, с отобранием большинства церковно-приходских школ, Училищный совет и может стать такой организацией.

Я в своем докладе, который вошел как материал в доклад эаконоучительского Отдела, подчеркивал, что нельзя такое важное дело, как внешкольное христианское просвещение, предоставлять случайности. До сих пор так и было. Нельзя же ожидать, чтобы наш приходской священник, почти единственный проводник в жизнь всех прекрасных предположений, может сам разрабатывать такой вопрос, — у него нет ни времени, ни знаний, ни средств. Вот центральная организация должна взять на себя обязанность заняться разработкой методов и средств религиозного просвещения. Для этого в центре можно найти лучшие научные и образовательные средства. На обязанности этой организации периодическое устройство съездов деятелей по внешкольному просвещению и инструкторских курсов как распространителей новых идей по провинции. Она имеет при себе справочное бюро, где деятели провинциальные могли бы получить нужные указания. Она широко поставит издательскую деятельность — книг, учебных пособий, программ и докладов для систематических чтений, картин для волшебных фонарей и пр[о]ч[ее]. Издательская деятельность должна носить характер не религиозный, а религиозно-культурный, чтобы удовлетворять широким запросам народа, что даст возможность поставить эту деятельность на коммерческую ногу. В провинциях, в свою очередь, создадутся такие организации, которые проведут в жизнь все данное центром. Я подчеркиваю, что оживление должно идти сверху, где лучшие силы и лучшие средства.

Прот[оиерей] П. И. Соколов. Внешкольное образование необходимо, потому что дети скоро забывают пройденное в школе, а дальнейшее образование для большинства недоступно. Отсюда связь школы с внешкольным просвещением. Училищный совет ведал и внешкольное просвещение, напр[имер], им устроено до 25 тысяч библиотек. Но мы были одни и, естественно, занимались больше школами. Теперь нам нужно и возможно соединиться с организацией преподавания Закона Божия. Присоединить Учебный комитет к этому делу трудно. Для внешкольного религиозного просвещения в Училищном совете есть большое издательство, которое для этого дела совершенно необходимо. Вам нужно только развить уже готовое дело, начинать же его самим и одним будет трудно. Кроме того, для внешкольного просвещения недостаточно одного Закона Божия; он должен стоять на первом плане, но нужно и общее всестороннее просвещение.

Архиепископ Кирилл. Наша задача — сказать от лица Церкви, как просветить народ истиной веры, а изыскать практические пути просвещения — это вопрос дальнейший.

Церковь должна поучать народ всеми имеющимися в ее распоряжении способами. И Учебный комитет, и Училищный совет и Свечной комитет — все, в конце концов, исполняют эту просветительную задачу. Школьное образование — это один путь, а есть и другие пути, напр[имер], проповедничество. Школьная организация Училищного совета уже готова; она должна теперь расширить свое дело и начать просвещать народ не только школой, а всеми способами, взяв все дело религиозного просвещения в свои руки. Проект Отдела XIV, как относящийся к приходу, следует принять сполна.

Свящ[енник] М. Ф. Марин. У нас в провинции нет органов, помогающих религиозному просвещению; нужно это начинать и будить нас сверху.

П. А. Соколов. Школа обучает детей 3-4 года. До школы дети остаются в народе без всякого просвещения, поэтому теперь стали появляться ясли, детские сады и проч[ее], которые подготовляют детей к школьному обучению. Таким образом, школа нуждается в дошкольных учреждениях. Но есть потребность и в послешкольном образовании, которое сохраняет и пополняет полученное в школе. Ясно, что и дошкольные и послешкольные образовательные учреждения связаны со школой; поэтому все общеобразовательные учреждения должны объединиться в одной общей организации.

В. Г. Добронравов. Прочитанные проекты Отделов XIV и XV не мешают друг другу. Проект Отдела XV о внешкольном просвещении нужно приветствовать. Особенно важно в нем то, что им требуется некоторый minimum христианских познаний как обязательный для всех. Но такое обучение религии всего народа — дело сложное, поэтому для него нужна большая организация. Одного прихода здесь недостаточно: кроме него должна быть организация центральная и епархиальная, как это и было в Училищном совете. В проекте положения Отдела XV епархиальная организация намечена слабо, между тем, она необходима, она будет руководить приходами в просветительном деле, при ней будет центральная библиотека, епархиальное издательство, склады и т. п. Чтобы всю эту организацию скорее пустить в ход, нужно организацию по внешкольному просвещению в центре соединить с Училищным советом при Св. Синоде, в епархиях — с епархиальными советами или с братствами. Но все эти учреждения преобразовать и приспособить к новой работе.

Делопроизводитель В. Т. Георгиевский с разрешения председателя.

Внешкольное образование составляло одну из существеннейших задач Училищного совета при Св. Синоде. Организуя во многих приходах при церковных школах внебогослужебные беседы и публичные чтения религиозно-нравственного содержания и вообще просветительного характера и привлекая к этой обязанности учащих в церковных школах, Училищный совет при Св.Синоде издал множество книг и брошюр для народного чтения, снабдив ими множество организованных им приходских и школьных библиотек.

Но в последнее время на эту отрасль деятельности имелось в виду обратить особое внимание и посвятить ему большие силы и средства.

Инспекция церковных школ замечала в последнее время, что в земских губерниях просветительная деятельность земских работников перенесла центр своих забот от школьного просвещения в сторону просвещения вообще народных масс посредством широкой организации внешкольного образования. Земцы спешно открывали повсюду высшие начальные школы с шестилетним курсом исключительно с целью подготовки будущих инструкторов и деятелей в деревне по части внешкольного образования.

Мне были известны широкие планы земцев в этом направлении, и я лично присутствовал на курсах инструкторов по внешкольному образованию, устроенных в Москве в декабре прошлого года; подобные курсы устраивались и в других местах. Училищному совету известно было и направление, которое должно было быть положено в основу этого просвещения народа. Предстояла серьезная задача поставить в противовес в приходах социалистическому и нередко враждебному к Церкви направлению, в каком должно было вестись дело народного просвещения земствами, свои организации по внешкольному образованию в духе веры и Церкви Православной. Мною был создан довольно значительный материал по этому вопросу и готовился обширный доклад в Училищный совет, в коем намечались меры к организации и у нас в приходах целого ряда просветительных учреждений для внешкольного образования народа, взрослых и детей в виде более широкой постановки внебогослужебных чтений, вечерних и воскресных классов, краткосрочных курсов просветительного и профессионального характера, устройство приходских библиотек и читален, сельских хоров и пр[очего].

К сожалению, революционные события и отобрание церковных школ прервали эту работу, и Училищный совет при Св. Синоде не успел осуществить этих мероприятий.

Горячо приветствуя работы Отдела по преподаванию Закона Божия по вопросу о внешкольном религиозно-нравственном просвещении народа, я вполне убежден, что все мероприятия, выработанные Отделом в этом направлении, Училищный совет при Св. Синоде в состоянии выполнить при помощи тех многочисленных культурных сил, имеющихся в его распоряжении в центрах и в провинциях и даже в глухих селах в виде испытанных работников на ниве народного просвещения.

П. Н. Луппов, не член Собора, с разрешения председателя сообщает, что по ст. 40 Положения об учреждении школ церковно-приходских и грамоты В[едомства] п[равославного] и[споведания] к предметам ведения уездных отделений Училищного совета относятся многие пункты внешкольного образования, и, таким образом, самое положение о церковно-приходских школах представляет полную возможность воспользоваться школьной организацией для целей внешкольного религиозного просвещения.

П. Д. Урусов. В Отделе о церковно-приходских школах мы говорили о необходимости внешкольного образования. Губернские земства в последние годы обращали внимание на это дело; но не была намечена программа работ. Говорили о народных домах и начали их строить. Но чему в них учили? Посредством издаваемых календарей и книжек распространялось социалистическое учение. О церковности или религиозности просвещения не могло быть и речи. Поэтому проект Отдела о Законе Божием имеет весьма важное значение.

М. Ф. Глаголев. В нынешнем движении светского общества не все идут против Церкви. Есть союзы интеллигенции, которые нам помогают; нужно привлекать их и озаботиться, чтобы они шли в ногу с нами. В Министерстве просвещения намечено введение всеобщего обучения в пять лет, установлена школьная сеть, сделаны все расчеты. Мы также должны выработать план работ по религиозному просвещению, он должен захватить и средние школы, поэтому нужно объединить все организации религиозного просвещения. Но это можно сделать и после, а пока нужно поставить себе задачи религиозного просвещения и воспользоваться существующими организациями.

Прот[оиерей] В. И. Синцов. Положение религиозного дела сейчас такое, которое можно обозначить одним словом — пожар, и потому нужно пользоваться тем, что есть. В селах по религиозному просвещению работают священники. Они готовы работать, но не могут: у них нет учебных средств, нет нужных книг, картин, волшебных фонарей. Книги Училищного совета не отвечали нуждам школы, между тем, из земской школы дети приносили хорошие книги, которые читали дома в семье. Издательская комиссия должна усилить и улучшить свою деятельность.

Прот[оиерей] А. В. Суворов. Все видят, что общество наше равнодушно к религиозному просвещению, небрежно относится к церковным праздникам. Мы, пастыри, должны все силы употребить на дело просвещения. Но нужна помощь. Я обязан сейчас же открывать чтения для взрослых, но я робею — смогу ли я это сделать своими силами. Вот эта робость удерживает многих от дела. Когда будет центр, из которого я получу помощь, я буду смелее. Нужно заготовить для нас эти беседы. В школе я также смущаюсь, исполню ли свою задачу, и потому прошу — дайте нам программы для обучения Закону Божию.

Преосвященный председатель, считая вопрос о необходимости центра религиозного просвещения выясненным, ставит вопрос, признают ли Отделы, что таким центром должен быть Училищный совет при Св. Синоде. Если Отделы это признают, то желательно, чтобы Собор утвердил это.

В. Г. Добронравов от лица деятелей церковной школы приветствует эту мысль.

М. Ф. Глаголев заявляет, что в Отделе о Законе Божием есть особый Подотдел по организации управления религиозным просвещением, который еще не кончил своих работ, и предлагает для разрешения этого вопроса образовать комиссию из членов трех Отделов XIII, XIV и XV: духовно-учебных заведений, церковно-приходских школ и Закона Божия.

Прот[оиерей] П. И. Соколов считает возможным принять предложение преосвященного председателя с тем, что за Училищным советом останется и его прежняя деятельность, т. е. что к нему только присоединится внешкольное религиозное просвещение, не уничтожая школьного дела.

Делопроизводитель Н. А. Сперанский с разрешения председателя, в порядке направления дела, предлагает, в случае принятия Отделами предложения преосвященного председателя в принципе, для дальнейшей разработки вопроса передать его в 4-й Подотдел Отдела о Законе Божием.

После краткого обмена мнениями Отделы ПОСТАНОВИЛИ: управление внешкольным религиозным просвещением возложить на Училищный совет при Св. Синоде в дополнение к его школьной деятельности, подробную же разработку положения об этом управлении поручить 4-му Подотделу Отдела о Законе Божием, с участием членов Отдела о церковно-приходских школах прот[оиерея] П. И. Соколова, В. Г. Добронравова и В. А. Рождественского и чинов Училищного совета при Св. Синоде П. Н. Луппова и В. Т. Георгиевского.

Выработанные Отделами проект особой главы в приходском Уставе «Просвещение населения» и «Положение о внешкольном религиозном просвещении» ПОСТАНОВЛЕНО считать принятыми.

Председатель Архиепископ Кирилл

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 111–117. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.