Протокол № 15

16 ноября 1917 г.

Заседание происходило в здании Духовной семинарии, от 10 до 12 ч[асов] вечера под председательством архиепископа Кирилла в присутствии 22 членов, список коих при сем прилагается. Секретарем заседания избран был священник С. Н. Кудрявцев.

Протоиерей С. Четвериков доложил о положении законоучительского кабинета: по подписке от членов Отдела поступило 338 р. с тем, чтобы сумма эта была возвращена книгами. По настоящее время израсходовано 125 р. Предстоят еще расходы по устройству лекций о. Богословским. Если эти расходы будут за счет членов Отдела, то книгами может быть возмещена только половина внесенных денег.

Решено расчеты по законоучительскому кабинету отложить до возвращения К. К. Стешенко.

М. Ф. Глаголев, считая необходимым до перерыва соборной сессии провести в спешном порядке некоторые предположения, говорит: 1) так как в настоящее время законоучители начальных школ распылены, то следует создать аппарат для объединения законоучителей по епархиям, а потом и по России, 2) так как среди населения России грамотных всего только 4% (статистика Озерова), то необходимо безотлагательно приступить в внешкольному просвещению народных масс, связав это дело с приходами, 3) позаботиться об организации законоучителей школы а) на почве педагогических вопросов и б) в материальном отношении, наладив общение с родителями учащихся.

Архиепископ Кирилл указывает, что нужно решить указанные М. Ф. Глаголевым вопросы, но в текущую сессию, конечно, этого сделать не удастся, так как много вопросов, решение которых отложено быть не может. Провести эти вопросы среди других дел, как вермишель, выражаясь думским языком, и не выгодно, и опасно для чести Собора. Ставить печать Собора на такие важные вопросы без достаточного обсуждения едва ли следует. Главное дело, для которого образован Отдел по Закону Божию, сделано (протест правительству). В предположениях М. Ф. Глаголева много такого, что не подлежит соборной работе. Это в большей части дело законоучительских съездов. На Соборе следует указать только принципы.

Епископ Анатолий. 1) Нужно составить и узаконить краткое положение о приходских комитетах для обучения Закону Божию в субботно-воскресных школах. Церковно-приходских школ не стало, остались только воскресные школы. Собору следует признать эти школы как минимальное средство для христианизации прихожан. Заботливые настоятели сумеют сформулировать школьные комитеты при церквах для ведения этого дела. 2) Нужно издать положение о законоучительских курсах для членов причтов и для всех законоучителей, чтобы поддерживать интерес к делу просвещения всего населения.

Рождественский и Успенский обращают внимание, что Отделы о церковных школах и о приходе обсуждают такие же вопросы.

Архиепископ Кирилл, подтверждая вышесказанное, говорит, что нужно соединенное заседание всех организаций, касающихся вопроса о просвещении народа, с чем все и соглашаются.

По предложению председателя, М. Ф. Глаголев оглашает свой доклад о внешкольном просвещении народа, относящийся к положению, выработанному Отделом для представления в Соборный Совет. Отдел утверждает доклад и избирает докладчиком М. Ф. Глаголева.

Доклад Отдела о Законе Божием о внебогослужебном внешкольном религиозном просвещении народа

«Шедшее, научите вся языки» — вот последнее завещание, которое оставил на земле своим последователям Основоположник нашего спасения и нашей веры. Имея отношение к миссионерству, проповедничеству и церковной дисциплине, эта заповедь Господа Иисуса Христа является знаменем и для религиозно-школьного просвещения народа.

Религиозно-школьное учительство, как озарение ума светом Евангелия, имеет свою самостоятельную задачу в ряду остальных видов церковной деятельности. Священный Собор только недавно сделал постановление протеста на насильственное отобрание у Церкви церковно-приходских школ. Чем дальше, тем очевидней, что государство не даст Церкви средств на развитие этого вида церковной деятельности. Между тем, в настоящее время больше, чем когда-либо, ясно, что религиозно-народное учительство требует особой заботы о себе. Церковь стоит пред необходимостью не только напрячь все усилия к осуществлению заповеди Христа о просвещении русского народа, но и сделать это в самые же ближайшие годы. После государственного потрясения просвещение масс в России, призванных притом в небывалых доселе размерах к осуществлению всеобщего голосования, должно стать самой главной заботой государственных людей. И уже Временное правительство прошлого состава объявило, что Министерством народного просвещения вносится на утверждение законопроект об осуществлении на всем пространстве Российского государства всеобщего и притом обязательного, со штрафом за каждый день непосещения школы, — народного обучения в течение ближайших пяти лет. По расчету, сделанному законодателями, вводится такая сеть школ, как ученических, так и учительских, которая даст возможность достигнуть того, что в России через пять лет не будет ни одного неграмотного ребенка. Одновременно разрабатывается законопроект и о всеобщем внешкольном образовании. Предусмотрены меры для осуществления такой же, как школьные, сети вечерних занятий, во внерабочее время, для взрослых, для открытия вечерних классов, курсов, а также вечерних начальных, средних и даже высших учебных заведений, с сетью библиотек, читален и эпизодических лекций на вопросы момента.

После таких усилий государства, вполне, притом, отвечающих действительной потребности, сознаваемой всеми сверху донизу, весьма возможно, что в ближайшие же годы, благодаря обязательной, как воинская, государственной повинности, в России не будет гражданина, не приобщившегося к обучению.

Принимаемые меры со стороны государства заставляют признать, что и Церковью должны быть сосредоточены все средства к тому, чтобы параллельно с гражданским всеобщим просвещением разливалось по земле нашей и воспитательное действие великих начал христианства. Здесь Церковь должна позаботиться о том, чтобы ни один верующий не миновал своим сознанием Божественной истины, чтобы в ее недрах не было ни одного члена, который бы не мог дать вопрошающему ответа о своем уповании, чтобы всякий, получивший в таинстве Миропомазания способность к возрастанию духовному, имел возможность совершенствоваться в том познании истины, идеал которой беспределен, как Отец наш небесный, совершенный. Пред Священным Собором стоит задача, чтобы ни один верующий не мог бросить упрека, что он лишен был возможности слышать не только школьное, но и внешкольное обучение вере, так как посещающих школу у нас в России только 4 человека на 100 населения, тогда как в Англии, например, 21 на 100 (статистика проф[ессора] Х. Озерова).

Внешкольное религиозное научение должно вестись по особо продуманной системе. Должен быть составлен: 1) план осуществления всеобщего и обязательного курса при помощи, главным образом, собственных средств Церкви, а также 2) план и необязательного, но желательного курса, построенный в расчете на содействие независимых от Церкви, но готовых прийти на помощь ей организаций. Ясно, что одним пастырям своими личными усилиями одолеть гигантскую работу невозможно. Необходимо привлечение всех живых церковных сил к просветительной деятельности. Необходимы организованные группы деятелей, необходимо согласование их работы, чтобы не терялось дорогое время, чтобы все местности равномерно находились под благодатным воздействием Христовой проповеди, необходима забота о просветителях, чтобы не было нужды в них в той или другой местности, необходимо, чтобы не зарывались в землю многочисленные таланты, особенно среди интеллигентной молодежи и женщин, — одним словом, чтобы в винограднике Божием работали все деятели, даже пришедшие в единонадесятый час в Церковь.

Внешкольное народное просвещение, как государственная задача, в ближайшее время завоюет не только важное, но и первое место в системе народного просвещения. И теперь уже нет организации, которая не открыла бы особого отдела по народному образованию с особым составом руководителей и служащих. Церковь не должна отставать от государства и общества. Но за отсутствием специальных ассигнований, она вынуждается заменить дорого стоящий труд присяжного педагога даровым трудом ревнителя веры, и средства, получившиеся от государства, — средствами единичных благотворителей и частных обществ, которые и будут предпринимать, открывать, содержать ведомыми им путями просветительные учреждения. Так как они обратятся, конечно, к Церкви за идеями и руководством, то Церковь должна быть готова к этому. История в общем своем развитии идет везде одним путем, и в этом заключается утешение для деятелей Церкви. Так случилось прежде нас с другими демократиями, особенно Англии и Америки, так неминуемо пойдет процесс и у нас. Указательницей технических приемов организации внешкольного религиозного учения при помощи общественных сил может быть хотя бы Америка, где глубокая религиозность граждан, как уже известно из специальных частных докладов членам Священного Собора, сочеталось с полной свободой религий, опирающихся исключительно на общественные организации.

Содержанием религиозно-народного научения во внешкольное время должен быть Иисус Христос Распятый. Эта основа должна быть укреплена изъяснением смысла Богослужения и Таинств. Все это программа того необходимого, которое должно быть дано и потребовано от каждого прихожанина и каждой прихожанки. Дальнейшее должно быть предоставлено свободе частной инициативы вплоть до содействия со стороны Церкви открытию громадных церковно-народных домов, богословских институтов и академий.

Громадная предстоящая Церкви религиозно-просветительная задача ставит вопрос о необходимости учреждения такой центральной и местной организации управления просвещением, которая смогла бы призвать к деятельности, планомерно направив ее, все народные силы, способные прийти на помощь своим младшим братьям в их стремлении к познанию Христа и Его заповедей. Это управление, получив специальные задания, в видах экономии средств могло бы быть приурочено к существующим церковным организациям: Училищному совету или Учебному комитету. Об организации его Отдел обязуется доложить Священному Собору позже.

Председательствующий Архиепископ Кирилл

Секретарь священник Сергий Кудрявцев

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 108б–109б. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.