Протокол № 14

20 октября 1917 г.

Заседание началось в 10 ч[асов] утра в епархиальном доме, в комнате № 1.

Под председательством высокопреосвященного Тверского присутствовали расписавшиеся на прилагаемом при сем листе 36 членов Отдела.

I. Оглашается и утверждается протокол предыдущего заседания Отдела.

II. Возобновляется обсуждение вопроса о необходимости для всех русских православных монастырей стать общежительными. Обмен мнений касается тех двух основных взглядов на вопрос, которые были высказаны еще в предыдущем заседании, а именно: 1) ввиду того, что общежитие является единственной отвечающей монашеским обетам формой иноческой жизни, все монастыри штатные и своекоштные, за исключением сделавшихся древними памятниками-святын<ями>, должны быть обращены в общежительные, и 2) признавая общежитие наиболее высокою и удобною для спасения формою иноческой жизни, необходимо, однако, по обстоятельствам времени мириться и с существованием штатных и своекоштных монастырей, в которых также возможна истинная монашеская жизнь.

Соответственно этим двум основным взглядам на вопрос предлагаются для голосования формулы:

1. Все русские православные монастыри должны стать в срок, указанный высшею церковною властью, общежительными, причем общежитие не исключает возможности и устройства отшельнических скитов.

2. Признавая общежитие, согласно иноческим обетам, наиболее высокой и наиболее удобной для спасения формой иноческой жизни, Всероссийский съезд представителей от монастырей ввиду обстоятельств настоящего времени полагает, что общежительные монастыри и впредь должны оставаться общежительными, а штатные и своекоштные монастыри желательно обращать в общежительные по согласию на это братии монастыря (§ 132 постановлений Съезда представителей от монастырей).

3. Признавая общежитие за норму подлинной монашеской жизни, Отдел высказывает глубокое убеждение, что введение общежития в жизнь русских монастырей будет содействовать духовно-нравственному подъему обителей и выполнению ими своего назначения, а посему перевод <не>общежительных монастырей в общежительные настоятельно необходим (пр[еосвященный] Евфимий, епископ Якутский и Вилюйский).

4. Все русские православные монастыри делятся на: а) общежительные и <б)> необщежительные, смотря по своей обеспеченности земельными угодьями и нахождению в малонаселенных, пустынных местностях или в городах. Согласно иноческим обетам, общежитие есть наиболее удобная для спасения, высокая и желательная форма иноческой жизни, а потому, где это возможно, необщежительные монастыри обязательно обращать в общежительные по согласию на это братии монастыря (высокопреосвященный председатель).

Голосуются и отклоняются сходные по содержанию первая (большинством против 6) и третья (большинством против 7) формулы. При голосовании второй формулы вносятся следующие поправки к ней:

а) вместо «Всероссийский съезд представителей от монастырей» поставить «Отдел»;

б) опустить слова «ввиду обстоятельств настоящего времени»;

в) слова «штатные и своекоштные монастыри» исправить на «необщежительные монастыри»;

г) после слов «необщежительные монастыри желательно обращать в общежительные» вставить «там, где это можно по местным условиям»;

д) вместо «по согласию на это братии монастыря» поставить «но с согласия на это настоятелей и высшей братии монастыря»;

е) вместо тех же слов поставить «но с согласия на это настоятелей и братии монастырей».

Поправка «д» отклоняется, остальные принимаются. Затем принимается вся формула в изложении: «Признавая общежитие, согласно иноческим обетам, наиболее высокой и наиболее удобной для спасения формой иноческой жизни, Отдел полагает, что общежительные монастыри и впредь должны оставаться общежительными, а необщежительные монастыри желательно обращать в общежительные там, где это возможно по местным условиям, но с согласия настоятелей и братии монастырей».

III. Рассматривается прилагаемый при сем проект устава Иноческого ученого содружества, составленный по поручению Отдела о. архимандритом Гурием.

При рассмотрении первого параграфа проекта устава вносится предложение об исключении из него слов «на киновиальных началах».

Параграф принимается в чтении: «При Всероссийском иноческом церковно-просветительном братстве учреждается с целью специальной научной разработки богословских, церковноисторических и археологических вопросов Иноческое ученое содружество, состоящее в ведении совета братства и в послушании настоятелю обители, где помещается содружество». В связи с этим принятые в заседании 13 октября положения об учреждении ученого содружества при братской академии постановлено опустить.

§§ 2–3 принимаются в изложении проекта:

«§ 2. В состав Иноческого ученого содружества принимаются монашествующие лица с разными научными специальностями, но преимущественно в области богословских знаний в широком смысле этого слова.

§ 3. К Иноческому ученому содружеству могут быть причисляемы на правах членов-сотрудников лица белого духовенства и миряне при условии подчинения его уставу».

§ 4 принимается в предложенной редакции с исправлением слов «монашествующие высшего богословского образования» на «монашествующие и других монастырей высшего богословского образования»: «К Иноческому ученому содружеству могут быть также причисляемы на правах ревнителей богословской науки монашествующие и других монастырей высшего богословского образования, желающие разрабатывать ту или иную область научно-богословского ведения под руководством членов содружества».

§ 5 постановлено принять в измененном чтении: «Иноческое ученое содружество организует ученые кружки для практических занятий по специальностям».

§ 6 принимается в предложенной редакции: «Содружество пользуется содержанием от монастыря, в котором помещается, а на свои постоянные расходы и нужды получает ежегодные субсидии из средств Иноческого просветительного братства».

§ 7 — о праве содружества открывать отделы — вследствие высказанного опасения, что предоставление этого права может повести к открытию отделов в монастырях вопреки желанию и в ущерб непосредственным задачам последних, а также ввиду возможности разрешения вопроса об отделах на других основаниях в инструкционном порядке исключается.

§ 8 принимается в редакции проекта: «Для более подробной регламентации жизни Иноческого ученого содружества советом братства вырабатывается особая инструкция».

Заседание закрыто в 2 ч[аса] дня.

Председатель Архиепископ Серафим

Секретари Архимандрит Гурий

Делопроизводители Н. Туберозов, П. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 68–69 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 101–102 об. Машинопись. Копия