Протокол № 14

7 ноября 1917 г.

Заседание происходило в зале Духовной семинарии под председательством прот[оиерея] Е. З. Капралова от 6 до 7 час[ов] вечера в присутствии 33 лиц, список коих при сем прилагается.

Председательствующий предлагает выслушать доклад 3-го Подотдела о вспомогательных средствах преподавания Закона Божия.

Свящ[енник] К. К. Стешенко излагает нижеследующий доклад о вспомогательных средствах для уроков по Закону Божию. Одной из неотложных задач современной русской школы, выдвинутых требованиями текущей жизни, является оживление законоучительского дела в целях пробуждения глубокого религиозного настроения среди учащейся молодежи. Никогда родительское сердце не болело такими думами о судьбе своих детей, об их житейской дороге, как в данное время полного распада принципов и устоев общественной и семейной жизни. Никогда отцы и матери так близко не принимали к сердцу больного и в то же время самого важного вопроса о выработке в детской душе стройного миропонимания, одухотворенного евангельскими началами, как в настоящее жуткое безвременье, когда суровая действительность, полная беспощадной борьбы за завтрашний день, так жестоко бьет и дряхлую старость, и невинное детство, и крылатую юность и заставляет всех искать опоры и утешения в глубоких религиозных настроениях, которые только и сильны поднять падающий человеческий дух на красивые вершины и внести в смущенную душу мир и покой среди тяжких ударов, борьбы и горя. И потому с особой настойчивостью в данный момент несется от семьи к школе горячая просьба — поближе подойти к детской душе и зажечь в ней возможно больше священного огня.

Вполне естественно, что в этой святой миссии школы главная работа должна пасть на долю законоучителя, всем своим служением призванного больше других заботиться о детских совестях; и потому пред ним настойчивее, чем пред кем-либо другим, должен всегда стоять вопрос: как, каким путем лучше разрешить эту ответственную задачу и на что, на какие вспомогательные средства, как на рычаги, можно опереться в этом трудном деле воспитания религиозной детской личности?

Главным фактором, обусловливающим успех этой сложной работы, конечно, является личность законоучителя, глубоко проникнутого евангельскими началами и проповедующего Христа и Его правду и вдохновенным огненным словом, зажигающим молодое сердце, и своей чистой жизнью, призывающей юную паству идти также по стопам Христа. И там, где есть это вдохновенное, сильное слово, где яркость одаренной натуры, захватывающей детскую душу задушевными тонами и красками речи, а также широтой христианского делания, — там христианизация учащегося детства творится самой этой личностью, ее моральным обликом и святыми делами. Но где этого нет, где религиозное воспитание личности ведется не богато одаренным педагогом, а кропотливым тружеником, затрачивающим немало труда на свой каждый урок, там большую услугу законоучителю и могут оказать так называемые вспомогательные средства.

Ценность их уже достаточно ясно определена практикой школы, широко применяющей их при изучении истории, природоведения, географии и т. п. предметов. Чувствуется интерес к ним и в законоучительской среде; но, к сожалению, вопрос о вспомогательных средствах по Закону Божию один из самых забытых вопросов законоучительства — и до сих пор, напр[имер], нет подробных каталогов или систематических указателей, которые указывали бы тот минимум, какой может и должен использовать законоучитель в своей работе, в качестве вспомогательного материала. И поэтому многие законоучители, особенно начинающие, не получившие соответствующих практических указаний ни в семинарии, ни в академии и предоставленные исключительно самим себе, нередко только по совету продавцов и торговцев устанавливают педагогическую ценность тех или иных пособий и начинают пользоваться теми из них, которые иногда не заслуживают никакого внимания.

Надеясь, что этот забытый вопрос, выдвигаемый и педагогикой, и повышенными требованиями к законоучительскому делу, в недалеком будущем будет основательно разработан опытными и осведомленными законоучителями, мы позволяем себе пока лишь в кратком списке более или менее систематически указать те вспомогательные средства, какие были испробованы нами, и которые, по нашему мнению и мнению других законоучителей, являются, если и далеко не совершенными, то все же лучшими из имеющихся на рынке и наиболее доступными по стоимости.

Приступая к этому перечню вспомогательных средств по Закону Божию, считаем нужным предупредить, что сборники, хрестоматии и друг[ие] пособия, заключающие в себе материал, с одной стороны, ценный для учащихся, с другой, доступный только законоучителю в качестве, напр[имер], руководящих статей, не разграничен нами, а слит в один общий отдел в том соображении, что каждый законоучитель, применяясь к уровню класса и к местным условиям школьной жизни, уже самостоятельно может сделать сводку особого материала и для учащихся, и для себя.

Кроме того, предоставляя пользование указанным материалом инициативе и педагогическому такту законоучителя, предполагая со стороны каждого наставника вдумчивое и осторожное отношение к детской душе, а стало быть, и к материалу, с каким к ней обращаются в целях гармонического развития, мы не распределяем материала и по принципу так называемых поклассных библиотек.

Теоретически признавая ценным распределение вспомогательных средств по классам в соответствии с их запросами и программами, мы в то же время думаем, что на практике неимоверно трудно, а в применении к некоторым существующим пособиям — хрестоматии, сборники — и невозможно последовательно провести такую организацию, так как, с одной стороны, в каждом классе найдутся дети, по своему развитию и запросам то поднимающиеся над классом, то отстающие от него, с другой — и ввиду того, что на книжных рынках нет подобной систематизации материала, а нередко, напр[имер], в хрестоматиях материал для детей дошкольного периода чередуется с материалом старших групп.

В силу этого за исходную точку в решении этого вопроса приходится принимать не индивидуальную жизнь и духовные запросы класса, а те или иные возрасты, объединяющие известные группы, предполагая, что каждый законоучитель, ознакомившись с духовной жизнью и уровнем своих учеников, организует более или менее близкие между собою группы и потом по своему уже личному выбору будет пользоваться тем или иным материалом.

Исходя из указанного принципа, мы и разделяем рассматриваемый ниже материал в одном случае на три отдела применительно к младшему, среднему и старшему возрастам, когда по чисто техническим условиям возможно рекомендовать издания для трех групп, в другом — на два отдела для младших и старших возрастов, причем возрасты учащейся молодежи взяты нами применительно к средней школе и объединяют приблизительно следующие классы: младший — от приготовительного до третьего включительно, средний — от четвертого до шестого и старший — седьмой и восьмой классы.

Хрестоматия и сборники

Переходя к указанию самого материала, мы считаем необходимым рекомендовать, прежде всего, в качестве наиболее ценного и наиболее доступного пособия для законоучителя, а равно и для каждого другого деятеля по религиозному просвещению масс, те хрестоматии и сборники, в которых собран интересный материал из библейской, евангельской и церковной истории, а также из художественной литературы, публицистики, гражданской истории, философии, богословия, археологии и т. п. отделов. Многие педагоги по личному опыту знают, как трудно, а нередко и невозможно иметь под руками нужную книгу, с одной стороны потому, что для этого требуются лишние средства, какими обычно не богата педагогическая корпорация, с другой стороны потому, что и достать эту книгу часто невозможно или по отдаленности от культурного центра, или по недостатку на книжном рынке. Все это приложимо, конечно, и к законоучителю, но только с той разницей, что ему еще труднее комплектовать нужную библиотеку уже хотя бы потому, что религиозно-нравственный отдел пока на нашем рынке представлен значительно слабее других, а своего крупного издательства, выпускающего необходимый материал по вопросам религиозного воспитания детской и народной массы, наша законоучительская среда еще, к сожалению, не имеет. Поэтому как для географа, историка, естественника, словесника и др[угих] педагогов наиболее ценным пособием служит хорошо составленная хрестоматия, включающая в себя лучший материал по той или иной специальности, так и для законоучителя очень важным вспомогательным средством в его религиозно-просветительной деятельности нужно признать хрестоматию и сборники, включающие в себя сказания о делах и подвигах Божиих людей; исторические справки о выдающихся событиях и лицах; акты, грамоты, постановления и др. подобные документы исторической важности; данные библейской истории и археологии; выдержки из святоотеческих творений и гражданской истории; произведения и выдержки из художественной литературы, затрагивающие религиозную проблему и ярко рисующие жизнь церкви в те или другие моменты, лучшие гравюры и снимки библейско-исторического и вообще религиозно-просветительного характера.

Располагая такими сборниками для всех групп учащейся молодежи, к слову сказать, не требующими таких средств, как комплектование целых вспомогательных библиотек, законоучитель, а равно и каждый другой деятель по религиозно-нравственному просвещению народной и детской массы не будет затрачивать дорогого времени на подыскание подобного материала среди моря книг и сможет придать своей работе интерес и многогранность с наименьшей затратой энергии, нервов и времени. Правда, существующие хрестоматии и сборники по Закону Божию далеко не полностью могут быть использованы при религиозно-просветительной работе, ибо наряду с материалом интересным и назидательным в них немало материала, не отвечающего поставленной задаче, и нужно надеяться, что в недалеком будущем на рынке появятся сборники и хрестоматии по религиозному просвещению с материалом строго подобранным, испробованным и психологически обоснованным; но и среди уже изданных и хорошо задуманных аналогичных трудов законоучитель при желании может найти много ценного вспомогательного материала.

К таким хрестоматиям и сборникам, по нашему мнению, могут быть отнесены следующие издания:

А. Для младшего возраста

1. Иисус Христос в изящной литературе, поэзии, живописи и скульптуре. Издан[ие] Петроград[ского] Александро-Нев[ского] о[бщест]ва трезвости. I–II ч[асти].

2. Детям о Христе. Издан[ие] Киев[ского] религ[иозно]-философ[ского] о[бщест]ва 1911 г. Ц[ена] 1 руб.

3. С. Успенский. Живые уроки по Закону Божию, катехизис в рассказах. Вып[уск] I–V. Изд[ание] Сытина. Цена за I–V в[ыпуски] 1 р. 70 к.

4. Поселянин. Святая юность. Прилож[ение] к жур[налу] «Русский паломник» за 1912 г. Ц[ена] 1 руб. 50 к.

5. Гр[игорий] Дьяченко. Искра Божия. Ц[ена] 1 руб.

6. Семейная библиотека: а) О добрых людях I–II кн[иги], б) Добрые и святые женщины, в) Маленькой христианке, г) Мальчику-христианину, д) Возлюбим друг друга. Изд[ание] П[етроградско]го о[бщест]ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, ц[ена] за 5 выпусков — 75 коп.

7. Свящ[енник] И. Жилов. Катехизис в звуках поэзии. I–II ч[асти], ц[ена] 1 руб. 50 к. за ч[асть]. У автора: Юрьев, Выставоч[ная] ул[ица], № 8.

8. Свящ[енник] Орлов. Как должно жить в семье. Изд[ание] 9-е, ц[ена] 1 руб.

9. Его же. Как должно жить в миру. Изд[ание] 4-е, ц[ена] 1 руб.

10. Святая неделя. Изд[ание] Александро-Нев[ского] о[бщест]ва трезвости, ц[ена] 20 к.

11. Светлое Христово Воскресение. Изд[ание] О[бщест]ва распростр[анения] рел[игиозно]-нрав[ственного] просвещения в духе Православной Церкви, ц[ена] 10 к.

12. Христос Воскресе. Светлое Христово Воскресение. Изд[ание] Комис[сии] по уст[ройст]ву общепросвет[ительских] чтений для фабрично-заводских рабочих г. Москвы, ц[ена] 60 к.

13. У яслей Спасителя. Изд[ательство] о[бщест]ва рел[игиозно]-нр[авственного] просвещ[ения], ц[ена] 15 к.

14. И. В. Преображенский. Праздник Рождества Христова. Сборник статей. Изд[ание] 9-е, ц[ена] 50 к.

15. П. Миртов. Божии искры. Ц[ена] 50 к.

16. Сельма Лагерлеф. Легенды о Христе. Изд[ание] Сытина. Цена 30 коп.

17. Гавалевич и Стахевич. Легенды о Богородице. Изд[ание] Саблина, ц[ена] 1 р.

18. П. Смирнов. Среди родной природы и в кругу хороших русских людей. 3-е изд[ание] Башмаковых — в Москве. Ц[ена] 1 р. 50 к.

19. Сборник религ[иозно]-нрав[ственных] стихотворений. Изд[ание] Московской синодальной типографии.

20. Хвала Богу. Изд[ание] Постоянной комиссии народных чтений. Ц[ена] 25 коп.

21. Свящ[енник] Н. Антонов. Храм Божий и церков[ные] службы. 2-е изд[ание], ц[ена] 1 р. 50 к.

22. Петров Г. С. Божии работники. Зерна добра. Изд[ание] Сытина. 35 коп.

23. А. Доганович. Библейские женщины. Изд[ание] Елова. Сергиев Посад. Ц[ена] 50 коп.

24. Прот[оиерей] Н. Александров. Священная история Ветхого Завета — библейский текст на церковно-славян[ском] и русском языках — для церк[овно]славян[ского] чтения. 2-е изд[ание]. Ц[ена] 75 коп.

Б. Для среднего возраста

25. Свящ[енник] Орлов. Церковь Христова. Ц[ена] 50 коп.

26. Его же. Святая Русь. Ц[ена] 50 коп.

27. Поселянин. Подвижники XIX столетия. Ц[ена] 1 р. 50 коп.

28. Свящ[енник] Н. Соколов. Церковно-историческая хрестоматия. Ц[ена] 3 р. 50 к.

29. Прот[оиерей] С. Богословский. Церковно-историческая хрестоматия. Изд[ание] Сытина.

30. Свящ[енник] И. Жилов. Поэтические произведения по истории христианской Церкви. Ц[ена] 60 коп. Юрьев, у автора.

31. Свящ[енник] Г. Дьяченко. Праздничный отдых христианина.

32. Семейная библиотека: а) матери-христианке, б) жене-христианке, в) мужу-христианину. Изд[ание] о[бщест]ва рел[игиозно]–нр[авственного] просвещ[ения]. Ц[ена] 40 коп.

33. Прот[оиерей] Благоразумов. Святоотеческая хрестоматия. Ц[ена] 2 р. Или: А. Невский. Хрестоматия для назидательного чтения. 3-е изд[ание] училищ[ное] при Св. Синоде Совета. Ц[ена] 1 р. 50 к.

В. Для старшего возраста

34. Н. Розанов. Лучи. 2-е изд[ание]. Ц[ена] 2 руб.

35. Прот[оиерей] Г. Ампелонский. Спутник законоучителя. Ц[ена] 1 р. 25 к.

36. Волны вечности в русской художественной литературе. Изд[ание] киев[ского] религ[иозно]-философского общества. Ц[ена] 2 р. 50 к.

37. Ктитарев Я. Н. Вопросы религии и морали в русской художественной литературе. Ч[асти] I–II. Ц[ена] 2 р. 25 к.

38. Соколов П. В поисках правды жизни.

39. Праздники Господни. 4-е изд[ание] Училищ[ного] совета при Св. Синоде. Ц[ена] 50 к.

40. Русская религиозно-философская мысль. 44 листка. Издан[ие] М. А. Новоселова в Москве. Ц[ена] 2 р. 20 к.

41. Выдержки из произведения Достоевского, Соловьева В. С., Толстого Л. Н., Чехова и др. по религ[иозному] вопросу.

Библиотеки

Помимо указанных и подобных им хрестоматий и сборников очень важным вспомогательным средством для каждого законоучителя в его педагогической деятельности могут быть и продуманно организованные библиотеки для взрослых групп учащейся молодежи, в состав которых, кроме книг чисто духовного содержания — жития святых, рассказы и очерки по истории Церкви и т. п. — должны быть включены и некоторые произведения светской литературы, христианизирующие детскую душу и углубляющие в ней евангельские начала любви и братства.

Для младшего возраста здесь можно рекомендовать такие, напр[имер], рассказы, очерки, как:

Горбунов-Посадов. Живая любовь, или Дамион-де-Бестер — друг прокаженных.

К. Лукашевич. Доктор Гааз.

В. Артабан. Врач-подвижник (И. В. Лешко-Попель).

Л. Черский. Анри Дюнак, основатель Красного креста. Милосердие. Подвиг.

Толстой Л. Бог правду видит да не скоро скажет. Где любовь, там и Бог. Чем люди живы. Кавказский пленник. Много ли человеку земли нужно.

А. Круглов. Чудесная свеча. Божий человек.

Гюго. Праведный старец.

Гаршин. Сигнал.

Алмазов. Великий отшельник.

А. Толстой. Иоанн Дамаскин.

Сысоев. Актеа.

Матвеева. Фабиола.

Е. Тур. Катакомбы. Мученики Колизея.

Викелас. Отец Наркисос.

Рождественская звезда. Изд[ание] Горбунова.

Короленко. Старый звонарь.

Сенкевич. Пойдем за Ним.

Мамин–Сибиряк. Последняя треба. Сочельник. Кара-Ханам. Легенда о Св[ятой] Елизавете Виперской.

Ключевский. Добрые люди Древней Руси.

Вердеревская C. Св. Франциск Ассиский.

И др[угие] небольшие рассказы и очерки, при выборе которых некоторую помощь может оказать законоучителю указатель книг для чтения на уроках Закона Божия свящ[енника] Е. Сосунцова. Ц[ена] 50 к. Казань, книж[ные] магаз[ины] Маркелова и Шаранова.

Во многих из этих и других подобных рассказах, конечно, непосредственно не затрагивается религиозная проблема, но зато мягкими тонами и яркими красками в них художественно зарисовано столько христианского подвига любви и самоотверженного служения другому человеку, что, читая или слушая их, детская душа сама стряхивает с себя паутину жизни и восторженно тянется к героическому и святому, а пробудить и углубить в детской душе святые порывы и настроения — это и есть основная задача законоучителя.

Для среднего возраста

Составленная под этим углом зрения библиотека по Закону Божию и для средней группы должна, по нашему мнению, помимо книг чисто духовного содержания, включать в себя также и такие произведения, как, напр[имер]:

Феррар. На заре христианства. Труженики хр[истианст]ва. И др.

Бекетова. «Два мира». Повесть из первых веков хр[истианст]ва.

Денисов. Сыны света.

Горев М. На службе Богу. Очерки и рассказы из жизни рус[ских] подвижников XIX столетия.

Поселянин. Божья рать.

Ингрэмо Д. Царь из дома Давида. Сын Каиафы.

Петров Г. С. По стопам Христа. Апостолы трезвости. Божьи свечи. Первые христиане. И др.

Сенкевич. Камо грядеши.

Корелли. История детской души.

Потапенко. На действительной службе. Генеральская дочь.

Немирович-Данченко. Мирская печальница. Наша сестра.

Некрасов. Русские женщины.

Вересаев. Страшная смерть невинного человека.

Михаил иером[онах]. Новая Церковь. И др.

Для старшего класса

Что же касается старших классов, где рельефно выступают уже более сложные запросы и где после детства и отрочества, обвеянного атмосферой религиозных переживаний, можно ожидать пробуждения широкого интереса и к философии религии, и к христианской публицистике, и к церковному вопросу в его широкой постановке, то здесь библиотечный отдел по Закону Божию должен состоять, главным образом, из небольших популярных брошюр, затрагивающих и освещающих указанные области. Брошюрный тип библиотеки для этого возраста вызывается главным образом тем, что учащиеся старших классов, благодаря пробужденному интересу к разнообразным сферам знания, а отчасти и ввиду сложных работ последних классов, не могут в массе заниматься чтением и изучением больших научных богословских трудов по тем или иным вопросам.

Кроме того, пылкая юность набрасывается на многие вопросы, хочет разобраться во многих запросах своего духа, а в этом случае скорее достигнут цели авторитетные популярные брошюры, обслуживающие духовную жизнь большинства, чем объемистые ученые труды, интересные и доступные только немногим.

Комплект такой библиотеки могли бы составить, по нашему мнению, такие брошюры и книги, как:

Религиозно-философская библиотека I–XXIX вып[уски]. Изд[ание] М. А. Новоселова.

Издания религиозно-философ[ской] библиотеки. I–XVI вып[уски]. Москва, возле Храма Христа Спасителя, д[ом] Ковригиной, кв[артира] 12.

Петров Г. С. Евангелие как основа жизни. Школа и жизнь.

Братья-писатели. Люди братья.

Иером[онах] Михаил. Церковь и Евангельские лилии. Перед стеной перед тайной. Новые и старые пути. Евангелие мещан. Церковь, литература и жизнь.И др.

Друмонд. Самое великое в мире. Идеальная жизнь.

Естественный закон в духовной жизни.

Иванцов-Платонов А. М. Что такое жизнь.

Поселялнин. О страдании.

Миртов П. Вера и жизнь.

Богдашевский. О Евангелии и евангельской истории. Евангелие как основа жизни.

Глаголев С. Религия и наука.

Гладков Б. Беседы о переселении душ и о сношениях с загробным миром — буддизм и спиритизм. 1. Путь к познанию Бога. 2. Исполнимы ли заповеди Христа. 3. Кто был Христос. 4. Причина нашего атеизма.

Денерт. Умер ли Бог. Религиозные воззрения естествоиспытателей.

Александров. Библия и естествознание.

Кожевников В. А. Современное научное неверие.

Дурылин. Церковный Собор и русская Церковь. Приход, его задачи и организация.

Бердяев Н. Душа России.

Волжский А. Святая Русь и русское призвание.

Ковальницкий А. Верить ли мне в Бога. Необходима ли религия для человека.

Вержболович М. Спиритизм перед судом науки и хр[истианст]ва.

Васман Э. Неодарвинизм и христианство.

Введенский. Религиозные сомнения наших дней.

Заозерский. О церковных нуждах. Церковь и государство.

Фиолетов. Собор и обновление церкви.

И другие брошюры и книги, указания на которые можно найти в апологетической библиотечке: Церковно-общественная мысль. 1917 г. № 2, в справочнике проф[ессора] Светлова, что читать по богословию, в каталоге библиотеки, составленной законоучителями г. Новочеркасска, в списке книг по Закону Божию воспитанникам гимназий М[инистерства] н[ародного] пр[освещения] прот[оиерея] Клитина и др.

Чтения, беседы, рефераты, собеседования и вечера

Следующим вспомогательным средством для законоучителя могут быть для младшего и среднего возраста беседы и чтения с световыми картинками и библейской, евангельской и церковной истории и археологии, а также чтения уже упомянутых произведений светской художественной литературы. Подобные чтения, помимо воспитания в детской душе эстетического чувства и христианских настроений, помогают еще законоучителю закреплять тот или иной материал, так как в данном случае дети, благодаря наглядности, многое усваивают наиболее сильной в их возрасте зрительной памятью. Что же касается старших возрастных групп, то для оживления и углубления среди них интереса к религиозной проблеме, а равно и для более глубокой христианизации их совести, о[тцы] законоучители могут пользоваться собеседованиями по заранее поставленным вопросам, рефератам и докладами, обсуждаемыми в кружковых собраниях, а также литературно-музыкальными вечерами на религиозные темы. В родной нашей изящной литературе и музыке, а также в творчестве западных литературных и музыкальных сил уделено немало внимания вечному религиозному вопросу, и, собрав эти волны вечности в литературе и музыке, законоучитель может лишний раз указать на абсолютную ценность для всех времен и народов религиозной проблемы, а удачным подбором произведений искусств религиозного характера может на подобных вечерах вызывать в душе учащегося юношества целую гамму религиозных настроений и переживаний.

Чайковский, Гречанинов, Рахманинов, Бетховен, Гайдн, Бах и д[ругие] дают нам целый ряд захватывающих музыкальных картин глубокого религиозного содержания. Достаточно здесь указать хотя бы на такие художественные произведения, как, напр[имер]: Чайковского — «Легенда», кантата, «Сцена в церкви», патетическая симфония; Гречанинова — «Смерть», вечерний звон; Рахманинова — «Христос воскрес»; Бетховена — «Прославление природы», Гайдна — «Семь слов Спасителя на Голгофе»; Фора — «У креста»; Чеснокова — «Святый Боже, музык[альная] картинка; Моцарта и Верди — «Реквием» и др.

Навевающие сами по себе на слушателя тихое молитвенное настроение указанные и подобные им музыкальные произведения создают глубокое впечатление, но особое религиозное чувство будят они в чуткой душе, когда сопровождаются соответствующими стихотворениями и выдержками религиозного характера из художественной литературы, как, напр[имер], религиозные стихотворения А. Круглова, стихотворения из сборника «Волны вечности в русской литературе», стр[ница] 7-я, № 36, «Христианка», «Иуда» Надсона, «В храме» Розенгейма, «Моление о чаше» Никитина, «Под красным крестом» Полонского, сцены из поэмы «Царь Иудейский» К. Р. и т. п.

Встречающие широкую симпатию со стороны учащейся молодежи, эти религиозно-нравственные вечера не представляют особой трудности и с технической стороны, так как в каждом среднем учебном заведении среди самих учащихся, несомненно, найдутся и проникновенные декламаторы, и певцы, и музыканты, способные даже с некоторой экспрессий передать аудитории красоту религиозного творчества.

Наглядные пособия (картины, карты, атласы, альбомы, диаграммы, таблицы и т. п.)

Далее, ценным пособием законоучителю могут быть и так называемые наглядные пособия, а именно: картины, карты, альбомы, атласы, диаграммы, таблицы, модели и серии художественных гравюр и снимков религиозного содержания. Отчетливое представление учащихся о географии и этнографии Св. Земли; ознакомление с наиболее колоритными картинами природы и жизни востока; знакомство с религиозными памятниками библейской древности и с ветхозаветным и новозаветным богослужением; наконец, более конкретное представление и глубокое понимание учениками жизни Христа, полной чудес и великого искупления, а также жития Богоматери и подвигов святых Церкви Господней, вся эта сложная задача законоучителя в значительной степени облегчается применением указанных наглядных пособий, из которых законоучителю необходимо иметь хоты бы следующие:

Карту полушарий, благодаря которой ясно представлялось бы положение Св. Земли и по отношению к другим странам;

Карту Палестины Кипперта или Ильина;

Ландшафты Палестины Юрера или Прейшена;

Картины из жизни Востока — природа, быт, обстановка, религиозные обряды, обычаи и т. д.;

Карту патриархатов;

«Богослужебные таблицы — Ветхий и Новый Завет» св[ященника] Соколова;

Семь Таинств. Изд[ательство] Т[оварищест]ва Сытина;

Библейские картины: Ветхий и Новый Завет. Изд[ательство] Думнова и Гречушкина;

Всенощное бдение и Божественная Литургия. Изд[ательство] Сидорского;

«Библейский атлас» свящ[енника] Березкина;

Спаситель мира — 50 картин русских художников. Изд[ательство] Смирнов и Дубенский;

Библия в картинах Дорэ или альбом священных картин: Ветхий и Новый Завет, состав[ленный] груп[пой] москов[ских] законоучителей. Изд[ательство] Т[оварищест]ва Сытина.

Серии художественных гравюр русских и иностранных художников религиозного характера: Рублев, Васнецов, Нестеров, Поленов, Сведомский, Врубель, Рафаэль, Гофман, Гвидо-Рени и др., а также изображения великих деятелей и подвижников — исторических и современных;

Модели-катакомбы, внешний и внутренний вид храмов, иконостасы, сосуды, языческие божества и т. п., изготовляемые, главным образом, самими учащимися из картона, дерева и глины.

Самостоятельно учащимися могут изготовляться и альбомы по церковной истории, богослужению, археологии, истории религий и др. отделам путем вырезки из журналов или собирания соответствующих рисунков и снимков и наклейки их в специальные тетради, что, естественно, значительно удешевляет пользование пособиями этого рода.

Учебники

Наконец, важным подспорьем законоучителю в его работе может быть и художественно изданный учебник по Закону Божию.

В последнее время все чаще и чаще раздаются голоса против употребления каких-либо учебников по Закону Божию. В этих протестах чувствуется иногда много тревоги за судьбу христианизирующей деятельности законоучителя, так как учебник, говорят, может вытравить из детской души те святые настроения, какие переживаются ею в часы задушевных бесед пастыря, и обратить исключительный предмет, каким должен быть Закон Божий, в обычный и шаблонный.

Конечно, было бы идеальным разрешение вопроса, если бы законоучителем всегда удавалось не только вызывать соответствующие настроения учащихся, но и сообщать им определенные и более или менее устойчивые знания по вопросам религии, выполняя всю эту сложную задачу в классные часы, но где этого нет по тем или иным причинам, там для углубления, закрепления истины веры, сообщенных в классах, необходимо детям пользоваться и учебником, но только составленным в строгом соответствии с требованиями и запросами класса.

Так как на уроках Закона Божия должен подробно раскрываться и уясняться материал, необходимый для изучения, то в учебнике прежде всего должны быть в возможно краткой и общедоступной форме только основные положения; отсюда, краткость и общедоступность является первым достоинством учебника по Закону Божию. Кроме этой черты, учебник Закона Божия должен отличаться еще и особым внутренним достоинством, а именно: он должен быть на всех своих страницах согрет той же теплотой и пастырской любовью к детям, какими должна отличаться и живая беседа законоучителя, а также должен быть написан языком близким к библейскому, но свободным от тех грубых подделок под язык Библии или детей, какие так часто режут глаз во многих теперешних учебниках. Само собой понятно, что все учебники по Закону Божию как проводники вечных истин, начиная с молитвенников и оканчивая руководствами для старших классов, должны отличаться и высокой художественностью издания, богато иллюстрироваться лучшими снимками и гравюрами и в то же время быть более других книг доступными по стоимости. Пока, к сожалению, подобных изданий очень мало на рынках, они возможны, конечно, только тогда, когда Законоучительский союз или какие-нибудь другие церковные организации будут иметь свое издательство на широких основаниях, работающее не для дивидендов только, а, главным образом, по идейным побуждениям.

Воспитание активной христианской личности

Многие из указанных вспомогательных средств при вдумчивом планомерном пользовании ими, несомненно, будут содействовать пробуждению и углублению в учащейся молодежи религиозного чувства; но задача законоучителя простирается значительно дальше. Здесь — в пробуждении религиозных переживаний — только начало его созидательной работы; завершение же ее — в воспитании активной христианской личности, которая не только вынашивает и хранит евангельские настроения в глубинах своего духа, но и проводит их в окружающую жизнь. Это и есть тот центр, та кульминационная точка, которую всегда должен иметь пред собой каждый законоучитель и в классной, и во внеклассной работе над вверенной ему паствой; постоянное и планомерное движение к этому центру — это соль служения его школе, это та основная задача, которая только и может придать и личности законоучителя, и его делу особый авторитет и ценность во всех общественных кругах.

Как же достигать этой святой и ответственной задачи? Как проводить в жизнь детей те высокие евангельские начала любви и правды Божией, которые благовествует законоучитель на своем уроке? Прежде всего, нужно научить каждого ученика, начиная с его младшего возраста, любить все, что только живет, и осторожно, а иногда с благоговением относиться к тому, что его окружает; прежде всего нужно воспитать в нем способность чувствовать радость бытия и счастье, разлитые во всей вселенной, и не только никогда не разрушать этой радости, но благоговейно подходить к ней и самому сливаться с нею, чтобы со всем Божиим миром душой и сердцем петь великую славу Творцу.

Экскурсии и паломничества

Важной вспомогательной силой для воспитания такого настроения, несомненно, могут быть, прежде всего, так называемые экскурсии в природу. Необъятный Божий храм, вечно живая книга — природа — властно зовет к себе человеческую душу, как заветные своды храма; и если благоговейно ввести детей в этот храм Божий и среди красот и гимнов природы предложить им вдохновенную беседу о Боге, о жизни, о любви ко всему, что живет и хвалит небо, — такие экскурсии с задушевной беседой или художественным чтением оставят заметный след во впечатлительном детском сердце и могут многих заставить полюбить и былинку, и букашку, и цветы, и Божьих птичек, и вообще все, что живет и движется в окружающем нас мире.

С подобными экскурсиями могут быть связаны и паломничества в религиозные центры и исторические места, прославленные подвигами Божьих людей, где наряду с воспитанием чувства природы можно пробуждать в детской душе и тяготение к великим подвижникам и героям, и порывания к святому и героическому в своей жизни.

Христианские содружества, союзы и т. п.

Пробудив в детской душе любовь ко всему живому, законоучитель должен позаботиться далее о том, чтобы вокруг детей были те небольшие ячейки и организации, куда они могли бы направлять свою любовь, свою жажду доброго делания, свои святые порывы к активному служению евангельским идеалам.

Такими ячейками для выявления христианской настроенности среди учащейся молодежи и для социального воспитания ее могут быть, напр[имер], следующие организации:

Христианские содружества учащихся с целью широкой взаимопомощи в удовлетворении духовных запросов путем устройства чтений, собеседований, рефератов, вечеров, библиотек, экскурсий, паломничества и т. п., а также и вообще в целях широкого активного служения делу христианской любви в школе и вне ее — напр[имер], организация бесплатных репетиций с неуспевшими и нуждающимися учащимися, материальная помощь беднейшим учащимся одеждой, книгами, платой за учение, за квартиру и т. д., устройство благотворительных литературно-музыкальных вечеров; организация для бедных детей улицы чтений со световыми картинами, литературно-музыкальных утр и других разумных развлечений с участием учащейся молодежи; планомерная материальная и духовная помощь беспризорным детям; борьба за трезвость и пр[очее].

Общества вспомоществования нуждающимся учащимся одного или нескольких учебных заведений.

Общество приискания мест окончившим высшие начальные училища, женские гимназии, профессиональные и другие учебные заведения.

Школьные кассы с отчислением известного % на благотворительные задачи.

Майские союзы для охраны природы, в частности, для защиты птиц, кормление, особенно зимой и охрана гнезд, деревьев, цветов и т. п.

Особый законоучительский класс

Вся эта сложная и многотрудная работа законоучителя по христианизации детской массы в значительной степени может быть облегчена, если уроки Закона Божия проводить в благолепном храме или в специальном, особом классе, которому должен быть придан и своеобразный внешний вид, отвечающий святости и важности законоучительского дела. В жизни школы законоучительский класс должен быть уютной церковкой, согретой духовной теплотой и озаренной небесными лучами, под сводами которой учащаяся молодежь оставляла бы житейские попечения, забывала бы грязь жизни и одним видом ее настраивалась бы на иной, более возвышенный лад.

В связи с таким высоким назначением даже самого законоучительского класса последний должен резко отличаться и по своей обстановке от обычной классной комнаты и скорее походить на небольшой уютный храм, обвеянный атмосферой церковности. Вот почему желательно в этом классе видеть стильную божницу, со Св[ятым] Крестом, Евангелием и богослужебными книгами, стены, украшенные религиозными картинами и гравюрами лучших художников, изображения великих подвижников и угодников Божиих, модели, диаграммы и т. п. Желательно также иметь здесь и индивидуальные парты или маленькие столики для каждого ученика, т[ак] к[ак] каждый слушатель, в таком случае никем не тревожимый, как это бывает, например, при двух или многоместных партах, может глубже проникать в свой духовный мир и, как ушедший в самого себя, сильнее переживать те или иные настроения и моменты в своем религиозном воспитании.

Таковы, по нашему мнению, те вспомогательные средства, которыми, как рычагами, то более, то менее значительными, может пользоваться законоучитель и каждый другой деятель в своем религиозно-нравственном служении детской и народной массе.

Помимо этих средств, исключительным фактором в деле воспитания религиозной личности несомненно является еще и Св[ятая] Библия, и благолепный храм Божий, истовая служба в нем, и полные красоты духовной песнопения и молитвы нашей Церкви, и живое участие учеников в богослужении в качестве чтецов, певцов, прислужников в алтаре и других сотрудников пастыря, но это та основа пастырского делания, в высоком значении и ценности которой никто еще не сомневался, и на которую, по нашему глубокому убеждению, может быть установлен только один взгляд — как на отправную точку в работе каждого священника в школе и вне ее.

Богослужебные сборники

Поэтому мы и считаем излишним подробно останавливаться на этом вспомогательном средстве, как несомненном и всеми признанном; но все же находим необходимым высказать пожелание, чтобы на рынке возможно скорее появились удешевленные богослужебные сборники для учащихся, куда входили бы избранные песнопения и молитвы воскресных и праздничных дней с переводом на русский язык, с соответствующими пояснениями и художественными иллюстрациями и стихотворениями, дабы юная душа учащейся молодежи глубже проникала в сокровенный смысл Божией службы и тоньше чувствовала ту красоту духовную, которая скрыта в высоких по содержанию и поэтических по форме стихирах, канонах и других молитвах и песнопениях.

Письменные работы, рисование, пение

В заключение считаем необходимым, хотя в кратких словах указать и на такие вспомогательные средства в законоучительском деле, как письменные работы, рисование и пение на уроках Закона Божия.

Если принять во внимание, что лучшие результаты в учебном деле достигаются тогда, когда педагог в своих занятиях с учащимися прибегает к воздействию на все три типа памяти, т. е. на память зрительную, слуховую и моторную, то вполне станет понятным значение письменных работ как применения моторной памяти и в деле преподавания Закона Божия как средства, закрепляющего в сознании и памяти учащихся те или иные истины веры Христовой.

Не говорим уже о том, что письменные работы, в которых так рельефно проявляется часто индивидуальность ученика, лишний раз прольют пред законоучителем свет и на сокровенные чаяния, настроения и запросы его юной паствы.

Что же касается пользования письменными работами как вспомогательным средством, то прежде всего законоучителю следует применять их там, где приходится одновременно заниматься с несколькими группами или сводными классами, разделенными между собою различными программами. В целях большей продуктивности таких занятий законоучитель, занимаясь с одной группой, остальным дает соответствующую письменную работу. Материалом для этих работ может быть, например, в младших группах последовательное списывание молитв или кратких формул христианской веры с переводом их на русский язык, благодаря чему детьми будет усваиваться и правильность произношения и ясность понимания тех или других молитвословий, нередко искаженных устной передачей. В качестве самостоятельных письменных упражнений детям этих групп можно давать, соблюдая конечно строгую последовательность, и те или иные темы, например, из личных религиозных переживаний: «Как я проводил светлый праздник. Рождество Христово». «Как я говел в первый раз». «Что я вижу в Божием храме» и т. п.

При изучении Священной истории, помимо передачи тех или иных событий, можно остановиться также на некоторых бытовых темах и описаниях; из курса богослужения можно рекомендовать такие темы, как описание крестных ходов, больших местных праздников, тех или других храмов, религиозных обычаев, настроений в те или иные великие дни; Четверг, Пятница, Суббота Страстной недели, Пасхальная утреня и т. п.

Что касается старших групп, то для них можно рекомендовать темы церковно-исторические, а также по христианскому вероучению, нравоучению и другим отделам, причем некоторый материал по этому вопросу в виде тем и пособий законоучитель может найти в кн[иге] прот[оиерея] А. Клитина «Письменные работы по Закону Божию в старших классах м[ужских] гимназий».

Помимо письменных работ, некоторым вспомогательным средством при уроках Закона Божия, особенно при одновременных занятиях с несколькими группами, может быть и рисование, в частности, свободное, которое, кроме закрепления знаний, может способствовать также развитию у детей самодеятельности и размышления. Конечно, с технической стороны в детских рисунках всегда много недочетов и погрешностей; многим и совсем не дает зарисовка даже простых предметов; но здесь важна не техника, не правильность очертаний и линий, а самый процесс детского творчества и идейное содержание рисунка. Свободно зарисовывая какой-нибудь священный предмет или тот или иной религиозный момент, иные авторы обычно вносят в свою работу много любви и настроения и лишний раз переживают духовную красоту и обаяние того, что в свое время оставило такой заметный след в их психологии.

Темы детских рисунков могут быть самые разнообразные, но начинать рисование необходимо, конечно, прежде всего, с таких знакомых детям предметов, как передний угол в доме для икон, божница, крест, св[ятая] икона, внешний вид часовни, храма и т. п., и затем уже переходить к более сложным рисункам, изображающим внутренний вид храма, его принадлежности, отдельные богослужебные моменты, события священной и церковной истории и т. п. Что касается теперь церковного пения на уроках Закона Божия, то законоучители могут пользоваться и этим предметом как вспомогательным средством и для воспитания чувства церковности, и для лучшего усвоения молитвословий и песнопений церкви, и для эстетического воспитания учащихся, но, конечно, только в том случае, если они сами располагают некоторыми данными для правильной постановки пения на своих уроках или могут рассчитывать на поддержку преподавателей пения.

Анкета

Заканчивая настоящую краткую заметку о вспомогательных средствах религиозно-просветительной деятельности в школе и вне ее, мы твердо верим, что при несомненном интересе к педагогической проблеме в законоучительской среде, поднятый нами вопрос, существенный для религиозного воспитания личности, в недалеком будущем будет освящен и разработан подробнее и всестороннее другими деятелями. Но полагаем, что и каждый законоучитель, равно как и другой какой-либо работник на ниве Божией в настоящее время, когда так болезненно ищутся новые пути в деле религиозного просвещения масс, должен и сам возможно чаще в печати делиться своими опытными указаниями, настроениями и думами о более ценных средствах и путях христианизации личности учащегося и путем соответствующих анкет просить свою аудиторию также открыто высказывать свои замечания, пожелания и мысли о средствах к более совершенной постановке религиозно-просветительной работы среди детской и взрослой среды, ибо «жатвы много, а делателей мало» (Мф. IX, 37).

По окончании доклада прот[оиерей] Е. З. Капралов заявил, что доклад о. К. К. Стешенко по разнообразию указанных в нем вспомогательных средств преподавания Закона Божия даже превосходит ожидания. Однако недостаточно сказано о внешних условиях преподавания Закона Божия; а это вопрос важный: необходимо позаботиться, чтобы дать, наконец, подходящую и приличную обстановку законоучительства. Затем, недостаточно ясно изложен вопрос о хрестоматиях по Закону Божию; именно: хрестоматия как книга для классного чтения не отграничена от хрестоматии как книги библиотечной. Как необходимое дополнение к указанным в докладе средствам обучения Закону Божию и естественный вывод из них, по мнению прот[оиерея] Капралова, должны явиться две работы: 1) сводка всех тех многочисленных мест из сочинений русских светских писателей, в которых говорится о религиозных вопросах; 2) составление полного каталога законоучительской библиотеки как для учащих, так и для учащихся, каковые каталоги, хотя и составлялись, но были очень кратки. Обе эти работы должны быть исполнены коллективным трудом о[тцов] законоучителей.

М. Ф. Глаголев признает предложенную прот[оиереем] Капраловым сводку и каталог необходимыми, но считает исполнение их на Соборе невозможным и потому предлагает объявить конкурс на составление их, а для конкурса выработать условия, образовать жюри и дать средства. По поводу доклада К. Стешенко М. Ф. Глаголев замечает, что, представляя много хорошего материала, доклад не дает определенных тезисов для Собора.

А. Ф. Гораин. Намеченное в докладе отведение особого класса для Закона Божия встретит большие трудности. Вопрос это поднимался и раньше, но не встречал сочувствия даже в богатых учебных заведениях. В нынешних демократических гимназиях иногда нет особого помещения для физических приборов, а для Закона Божия и ждать нечего. Ходить в храм для изучения Закона Божия также не всегда удобно. Хрестоматии по Закону Божию должны составляться определенно для каждого класса, как это делается по русскому языку. Каталог книг по Закону Божию необходим и составить его можно и здесь, на Соборе. В число средств преподавания Закона Божия следует ввести так называемое имманентное чтение авторов, т. е. возможно полное в течение года ознакомление с каким-либо писателем, причем следует указать и самих авторов. Ввиду различия в умственном развитии отдельных классов в школе следует составлять особые классные библиотеки. Собеседованиям в школе по Закону Божию, которые рекомендует доклад, нельзя отдавать много времени; они требуют большой подготовки; ими можно пользоваться совместно с рефератом, каковая форма обучения предпочтительнее потому, что реферат также вызывает обмен мнений, учебниками желательно пользоваться как можно меньше; особенно следует избегать учебник Филарета, чрезвычайно трудного для учеников и местами даже неправославного. Экскурсии законоучителя с детьми хорошо было бы соединять с экскурсиями естественников; оба преподавателя дополняли бы друг друга в своих объяснениях природы. Письменных работ по Закону Божьему не должно быть много, потому что ученики перегружены такими работами по другим предметам. Наконец, желательно, чтобы ученики составляли письменные альбомы по Закону Божьему, в которые вносились бы выписки из литературных произведений, относящиеся к религиозным вопросам.

В. В. Успенский. Доклад дал много ценных указаний о средствах обучения Закону Божию. Докладчик большой поклонник эстетики: в числе средств обучения Закону Божию он ставит музыку и живопись. Я хотел бы прибавить сюда еще поэзию, и в частности, поэзию православного богослужения, которое дает образцы высшей художественности и красоты, как это видим, напр[имер], в чине погребения. Но эта красота закрыта для нас отчасти славянским языком, отчасти небрежностью совершения богослужения. Чтобы выяснить эту красоту и глубину богослужения, следовало бы перед службой или после нее собирать учащихся и разъяснять им смысл богослужения праздника, тогда церковные песнопения будут крепче врезываться в память. Полезно также издавать отдельные богослужения праздников и других великих дней, напр[имер], Страстной седмицы, с объяснениями. Подобные опыты уже производились, и такие книжки пользуются большой любовью верующих, углубляя их внимание к совершаемой службе. В религиозно-воспитательном деле весьма важен религиозно-бытовой уклад жизни, какой был у нас в древности. Он влияет на душу сильнее обучения Закону Божию. Это отмечено у Достоевского. Теперь исчезают из нашего быта эти религиозные обычаи, и быть может, оттого наша жизнь загрязнилась. Законоучитель должен поддерживать этот религиозный уклад жизни в своих учениках и сохранять старые церковные предания. Относительно собраний религиозных чтений, указанных в докладе, говорят, что для них не хватит времени. Для устройства их можно было бы пользоваться вакациями, которые у нас слишком велики; так, можно было бы собирать учеников на Страстной неделе, на Пасхе, в Троицын день и т. п.

Преосвященный Кирилл сообщает пример влияния богослужения на мировоззрение учащегося юношества. В одном кружке учащихся студентов, курсисток, офицеров оказалось, что многие из них весьма интересуются богослужебными книгами и на изучение их отдают все свое свободное время, а одна математичка пишет доклад на богослужебные темы.

Свящ[енник] А. А. Секундов. Составление общего каталога по Закону Божию необходимо, но составление его не обязательно здесь, на Соборе. Наша работа должна продолжаться и после Собора. Все мы много читаем и узнаем много книг: каждый из нас пусть записывает и отсылает сведения в особое избранное для этого бюро.

К числу религиозно-воспитательных средств можно отнести также устройство спектаклей, как это доказывает опыт. В одной школе появилось у детей дурное направление, которое никак не удавалось исправить. Необходимо было чем-нибудь отвлечь детей с дурного пути. Я прочитал им пьесу Лукашевич «Красненький цветочек», пьеска понравилась, и дети сами предложили сыграть ее. Участие в спектакле и приготовления к нему так заняли детей, что они забыли свои дурные привычки. Мало того, когда началась война, они предложили осуществить идею пьесы — самопожертвование — на деле; они стали отказываться от сахара, булки и пр[очего], чтобы сделать сбережения в пользу раненых. Так спектакль помог делу законоучителя; поэтому им надо пользоваться, только следует осторожнее выбирать пьесы.

П. В. Смирнов. В сделанном докладе не выяснено, как относятся перечисленные вспомогательные средства к самому уроку по Закону Божию. По-моему, хрестоматия должна быть не только пособием, а руководством, и чтение из нее — центром всего урока, по крайней мере, при прохождении некоторых отделов программы по Закону Божию. К сожалению, существующие хрестоматии по Закону Божию составлены неудовлетворительно: они имеют характер только исторический, между тем, не менее необходимы хрестоматии веро- и нравоучительные, притом составленные из сочинений писателей не только светских, но и духовных.

Преосвященный Кирилл делает внеочередное заявление: оглашает поступившую от Председателя Собора докладную записку совета Всероссийского союза родительских организаций об обязанности и неотложности реформы преподавания Закона Божия в школе следующего содержания:

«Всероссийский родительский съезд, бывший в г. Москве в первых числах августа, признавая высокое и благотворное влияние в деле воспитания молодого подрастающего поколения за Законом Божиим, внес резолюцию об обязательном обучении в школе учащихся истинам религии. Делая такое решительное постановление, родители в то же время настойчиво высказывались за неотложную реформу в методах преподавания и в распределении учебного материала по Закону Божию. Все пожелания родителей сводятся приблизительно к следующим положениям:

1. Закон Божий, особенно в младших классах, должен носить характер воспитательного предмета.

2. Законоучитель в классе более ведет беседы и только в исключительных случаях дает материал для изучивания на дом.

3. Отметки за отдельные ответы детей, если бы они сохранились по другим светским предметам, по Закону Божию должны быть отменены.

4. Изучение богослужения не должно носить характера усвоения так называемой уставности, а должно быть направлено на понимание смысла священнодействий, церковных песнопений и молитвословий.

5. Священная история Ветхого Завета должна быть сокращена, а остающееся в первом классе время употреблено на знакомство детей с жизнью и деятельностью великих подвижников русской земли.

6. Священную историю Нового Завета необходимо проходить только по Евангелию и уделять на этот важнейший отдел не один, а два года.

7. Изучение пространного катехизиса м[итрополита] Филарета должно быть отменено; необходимые катехизические сведения о[тец] законоучитель может дать устно, пользуясь первоисточником Христова Учения — Евангелием и Посланими св[ятых] Апостолов.

8. При изложении веро- и нравоучения христианского желательно самое широкое знакомство учащихся непосредственно со Словом Божиим.

9. Общее пожелание, чтобы о[тцы] законоучители в своих отношениях к детям были не сухими педантичными педагогами, а живыми пастырями, любящими своих духовных чад.

Так несложны и естественны пожелания родителей. Имея основания полагать, что не все о[тцы] законоучители осведомлены об этих пожеланиях родителей, Совет Всероссийского союза родительских организаций и осмеливается почтительнейше просить Ваше Высокопреосвященство оказать высокое содействие к осведомлению о[тцов] законоучителей о пожелании тех, кои открыто и смело подняли свой голос за обязательность преподавания в школе Закона Божия».

По поводу прочитанной записки присутствовавший в заседании представитель Совета Союза родительских организаций прот[оиерей] Чиннов просит Отдел возможно скорее оповестить всех законоучителей для руководства в их занятиях, что принято Собором по поводу о преподавании Закона Божия и чего следует держаться.

Отдел ПОСТАНОВЛЯЕТ: ввиду того, что приведенные в записке Совета Союза родительских организаций положения, в коих изложены пожелания родителей относительно преподавания Закона Божия, вполне совпадает со взглядами Отдела на этот предмет, сообщить Совету Российского Церковного Собора, что положения эти могли бы быть объявлены для сведения всех о[тцов] законоучителей. Вместе с тем, Отдел признает желательным, чтобы утвержденные Св. Синодом программы по Закону Божию были опубликованы в «Церковных ведомостях» для руководства в школах.

Дальнейшее обсуждение доклада о вспомогательных средствах преподавания Закона Божия отложено до следующего заседания.

Председатель Архиепископ Кирилл

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 92–107. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.