Протокол № 13

17 октября 1917 г.

Заседание началось в 10 часов 15 мин[ут] утра в епархиальном доме, в комнате № 1.

Под председательством высокопреосвященного Тверского присутствовали расписавшиеся на прилагаемом при сем листе 35 членов Отдела и 4 не принадлежащих к составу Отдела члена Собора.

I. Оглашается и утверждается протокол предыдущего заседания Отдела.

II. Слушается заявление профессора Б. А. Тураева об освобождении его от возложенного на него в прошлом заседании Отдела поручения составить проект устава Ученого иноческого содружества.

Постановлено: освободить проф[ессора] Б. А. Тураева от составления проекта помянутого устава и поручить изготовление этого проекта о. архимандриту Гурию.

III. Возобновляется начатое в предыдущем заседании обсуждение вопроса об общежительной форме иноческой жизни, поставленного в первом тезисе положений Предсоборного Совета «о монастырском уставе» и 132-м параграфе постановлений Съезда представителей от монастырей.

По предложению высокопреосвященного председателя профессора И. И. Соколов и И. М. Покровский читают составленные ими по поручению Отдела Предсоборного Совета о монастырях и монашестве прилагаемые при сем доклады (См. в д[еле] Отдела № 4. — Прим. источника), в которых приводятся важнейшие данные из области византийско-восточного (доклад проф[ессора] Соколова) и русского (доклад проф[ессора] Покровского) уставов иноческой жизни и сделаны выводы относительно оснований, на каких должен быть выработан нормальный устав для русских монастырей.

По выслушании этих докладов постановлено снестись с Издательским отделом Собора о напечатании их для возможно более широкого распространения среди монашествующих.

Обмен мнений сосредоточивается на одном из главнейших выводов вышеозначенных докладов — о необходимости для всех русских православных монастырей стать общежительными.

Согласно одному взгляду, совпадающему с выводами докладов и требованием, содержащимся в первом тезисе Предсоборного Совета, общежитие представляет собою единственную форму иноческой жизни, которая отвечает монашеским обетам в постригальном чине и древней монашеской практике. Всякая иная форма является уклонением от обетов и поэтому все необщежительные монастыри, за исключением лишь немногих лавр и монастырей, обратившихся в древние памятники-святыни, должны подлежать обращению в общежительные.

По другому взгляду, согласному с постановлением Съезда представителей от монастырей, общежитие есть несомненно наиболее высокая и удобная для спасения души форма иноческой жизни, но вместе с тем по обстоятельствам времени необходимо мириться и с существованием своекоштных монастырей, в которых также возможна истинная монашеская жизнь и в которых имеются даже некоторые элементы общежития (например, трапеза). Из выслушанных докладов видно, что и святые отцы шли ко спасению различными путями. В деле спасения важно воплощение в жизнь спасительных обетов, а не форма. Каждая форма монашеской жизни имеет свои достоинства и недостатки. Общежитие, которое подводит всех под одинаковые условия, стесняет индивидуальность монашествующих. В своекоштных обителях эта индивидуальность менее ограничивается, и в них, кроме того, лучше, чем в общежительных монастырях, разрешается вопрос о содержании иноков; недостатки же их иногда совпадают с недостатками общежительных обителей. Ввиду этого принудительное обращение необщежительных монастырей в общежительные можно допускать только при наличии известных условий — например, материального обеспечения — и с согласия самих монашествующих.

Дальнейшее обсуждение вопроса отложено до следующего заседания.

Заседание закрыто в 2 часа дня.

Председатель Архиепископ Серафим

Секретари Архимандрит Гурий

Делопроизводители Н. Туберозов, П. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 65–66. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 75–76 об. Машинопись. Копия