Протокол № 13

26 января 1918 года

Заседание происходило под председательством заместителя председателя протоиерея П. И. Миртова в комнате № 5 Епархиального дома, началось в 5 часов вечера, присутствовал 21 член Отдела, расписавшийся на прилагаемом листе.

1. Слушали протокол предыдущего заседания (28 ноября 1917 г.) и постановили принять его.

2. Слушали проект соборного постановления о постах, оглашенный председательствующим.

Проект соборного постановления о постах:

«Собор признает, что посты, разновременно вошедшие в практику Православной Церкви, являются благодатным средством для воспитания в чадах ее благочестивой настроенности. Но, принимая во внимание, что, согласно 69-му правилу св. апостолов, апостольским установлением должен быть признан только пост в Св. Четыредесятницу, а также в среду и в пяток каждой недели, посты же Успенский, Рождественский и Петровский – вошедшими в практику церковную силою обычая в позднейшее время, Собор находит возможным, ввиду тяжелых условий социально-экономического быта русского народа за последние годы, предоставить пастырям Церкви права, по соображениям душепопечительного характера, а также во внимание к требованиям как духовной, так и телесной гигиены, освободить немощных чад своих духовных, снисходя к их немощам, от обязательного соблюдения постов, о которых не упоминается в 69-ом апостольском правиле».

По заслушании проекта соборного определения о постах постановили передать его на рассмотрение протоиереям Миртову и Теодоровичу и профессору Громогласову.

3. Председательствующий предложил ходатайствовать пред Соборным Советом о включении в состав Отдела о церковной дисциплине проф[ессора] И. М. Громогласова, прот[оиерея] П. И. Сербинова и иеромонаха Афанасия, согласно выраженному ими желанию.

Предложение принято.

4. Председательствующий предложил выслушать доклад делопроизводителя о документах, поступивших в Отдел.

По заслушании доклада председательствующий обратил внимание членов на то, что в Отделе накопилось много материалов в виде прошений, докладов и др., поступивших от духовенства и мирян и касающихся разных вопросов церковной дисциплины, и предложил просить делопроизводителя составить перечень вопросов, возбужденных в указанных материалах, чтобы члены Отдела заблаговременно могли разобраться в этих вопросах и приготовиться к решению их.

Предложение принято.

5. Профессор Громогласов предложил для удобства рассмотрения привести в систему вопросы, перечень которых будет составлен делопроизводителем.

ПОСТАНОВИЛИ поручить профессору Громогласову и делопроизводителю привести в систему означенные вопросы.

6. <Доклад> «О внебогослужебном одеянии и волосах священнослужителей», составленный И. В. Фигуровским. Доклад при сем прилагается.

7. По заслушании доклада председательствующий предложил обсудить его.

В обсуждении вопроса приняли участие священник Намнек, прот[оиерей] Сербинов, прот[оиерей] Теодорович, проф[ессор] Громогласов, прот[оиерей]-проф[ессор] Рождественский, Гусев, Шахов, председательствующий и Черноуцан.

По обсуждении доклада председательствующий предложил поручить проф[ессору] Громогласову и прот[оиерею] Сербинову составить резолюции к заслушанному докладу.

Предложение принято.

8. Председательствующий предложил на голосование положения, которые вытекают из доклада Фигуровского и каждые должны бы лечь в основу резолюции.

1-е положение. «Ни в апостольских правилах, ни в постановлениях Вселенских и поместных соборов нет определения относительно рощения волос для священнослужителей; напротив, есть определенное постановление Вселенских соборов, предписывающее священнослужителям не отпускать, а подстригать волосы. Относительно же одежды в одном из правил Трульского собора говорится, что священнослужители носят одежду, присвоенную клиру, но самая форма одежды не устанавливается».

Положение принято.

2-е положение. «В обход ясных постановлений Вселенских соборов в практику Русской Церкви вошел обычай, освященный веками, по которому клирики носят длинные волосы и определенной формы одежду».

Положение принято.

3-е положение. «Руководясь духом любви к немощным братьям нашим, в изъятие из общего правила возможно допустить в исключительных случаях ношение мирской одежды и укороченных волос».

3-е положение вызвало новый обмен мнений, в котором приняли участие прот[оиерей] Рождественский, священник Намнек, проф[ессор] Громогласов, Руднев, Гусев, председательствующий, прот[оиерей] Теодорович и Шахов. Между прочим, председательствующий предложил дать такую свободу священнослужителям, вынужденным поступать на гражданскую службу, в определении себе формы одежды и вида волос, а что касается духовных лиц, состоящих на пастырской службе, то решение вопроса об одежде и волосах предоставить личному их такту или епархиальной власти. Прот[оиерей] Теодорович предложил разрешить ношение светского платья и подстриженных волос и заграничным, и окраинным священнослужителям. Священник Намнек предложил вынести такое постановление: «Не ставить священнослужителю (священнику и диакону) в вину ношение им коротких волос и во внеслужебное время – и светской одежды, где это приносит пользу делу; но при этом рекомендовать духовенству без особой нужды не отступать от установившихся старых традиций в ношении длинных волос и рясы».

По предложению председательствующего дальнейшее обсуждение вопроса отложено до следующего заседания.

В 8 часов 50 минут вечера председательствующий объявил заседание оконченным.

За Председателя прот[оиерей] П. Миртов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 151-152 об. Машинопись. Подлинник. Подпись присутствует.