Протокол № 11

12 октября 1917 г.

Заседание состоялось в Епархиальном доме под председательством архиепископа Харьковского Антония в присутствии 33 членов Отдела, расписной лист коих при сем прилагается, и продолжалось с 10 до 2 часов вечера с перерывом на 15 минут.

I. По прочтении протокола № 10 предыдущего заседания, который был принят без поправок сначала был закончен обсуждением пункт 7-й «Положения Предсоборного Совета об единоверии», начатый на предыдущем заседании. По обмене мнений дополнительно к сказанному на прошлом заседании, выяснившем возможность (но необязательность) епархиальных единоверческих советов под отделениями же Советов право разуметь и благочиннические советы, постановлено: пункт 7-й читать в следующем тексте: «Единоверческие епископы в целях лучшего управления делами епархий, получают для себя в помощь по возможности епархиальные единоверческие советы и их отделения (советы благочинных), состоящие из духовных и мирян: при чем последние входят в двойном количестве». Таким образом, слово «имеют» Положения заменено словом «получают»; после слова «в помощь» вставлено «по возможности» в скобках и после слова «отделения» в скобках вставлено пояснение — «советы благочинных».

II. Засим, вниманию Отдела было предложено прошение причта Градо-Калужской единоверческой церкви, поступившее чрез Совет Собора, о предоставлении единоверческим причтам и по открытии самостоятельных единоверческих епархий права бесплатного обучения в духовно-учебных заведениях епархии при условии представлении причтами возноса на эти заведения, и об открытии при единоверческих церквах штатных вакансий псаломщиков. Постановлено: пожелания, выраженные в прошении, принять во внимание и иметь в виду при формулировании дальнейших пунктов «Положения об единоверии» (соответствующие примечания внесены в п[ункт] 10-й и 13-й при их редактировании).

III. Читали «журнал съезда священников единоверческих церквей Владикавказской епархии (1917 г. 25 сент[ября]), в коем выражено единогласное их суждение о пользе и необходимости миссионерства среди старообрядчества и разногласное по вопросу об учреждении особых епископов для единоверцев, при чем свящ[енник] Назарий Пузин как «присутствовавший лично на Нижегородском Всероссийском съезде» высказался «в полном согласии с постановлением означенного съезда». Свящ[енник] Николай Милованов, желая «для видимого возглавия иерархии» особого единоверческого епископа, опасается, однако, «церковного разделения и находит настоящее иерархическое отношение единоверия вполне удовлетворительным» и для единоверцев в смысле сношений с епископом даже «более удобным»; протоиерей же Иаков Матвеев считает совершенно недопустимым обособление единоверия от православной церкви, как он выражается «в виде самостоятельных единоверческих епископов» и рассматривает решение Нижегородского единоверческого съезда об особых единоверческих епископах как организованное о. С. Шлеевым продолжение дела о. Иоанна Верховского, «мечтавшего в свое время образовать единое всестарообрядчество», возглавив его епископами, получившими под видом временного мнимого подчинения Церкви благодать преемственно от Христа чрез православных архипастырей.

В параллель с этим журналом прот[оиерей] С. И. Шлеев просил у председательствующего разрешение прочитать выдержку из доклада священно-церковно-служителей единоверческого благочиния Ставропольской епархии Кубанской епископии Нижегородскому единоверческому съезду, которая гласит о готовности подписавшихся под докладом «принять все постановления Съезда в отношении расходов, если они будут посильны по управлению православных старообрядцев: на содержание епископов  и епархиальных советов и о желании кубанцев иметь в единоверческих приходах священников хотя и без образования, но из единоверцев, и миссионеров — из лиц, преданных делу единоверия. Журнал Съезда Владикавказских единоверческих священников и доклад кубанских единоверцев Нижегородскому съезду ПОСТАНОВЛЕНО принять к сведению.

IV. Читали заявление на имя Председателя Отдела протоиерея Ф. Воловея, в котором он просит Владыку предложить всем членам Отдела, ратующим за наименование единоверцев «православными  старообрядцами» ответить на вопросы: а) что древнее: обряды, содержимые единоверцами или содержимые православными, б) признают ли они взгляд Павла Прусского на ревнителей «мнимой» старины не как на старообрядцев, правильным и, если нет, то почему и в) наконец ,если именовать единоверцев «православными старообрядцами», то как тогда именовать раскольников, содержащих те же обряды, что и единоверцы и мыслящих также только себя «православными старообрядцами»? Преосвященный Тихон Уральский высказал по поводу этого заявления, что такое или иное наименование — дело привычки, кто к какому привык, тот и пусть то за собою сохраняет, поэтому можно было бы оставить в силе и то, и другой наименование, поставляя одно из них рядом с другим в скобках. Собрание с этим согласилось, но окончательное суждение по вопросу решено отложить до того времени, когда будет закончено рассмотрение всех пунктов Положения об единоверии».

V. Читали доклад Освященному Собору «о клятвах Московского Собора 1667 года  и об единоверии Варсонофия, епископа Кирилловского, в котором устанавливая взгляд, что клятвы Собора 1667 г. положены не на старые книги и обряды, а на хулителей новоисправленных книг и обрядов. Преосвященный высказывает опасение, что вопрос о снятии клятв поднят пред Собором такими единоверцами, которые смотрят на единоверие, как на место среднее между расколом и Православием, которые с презрением «смотрят» на православных, запрещая им даже молиться в своих храмах, точно также на обряды и на все богослужебные книги нашей Церкви смотрят по раскольничьи и в виду этого предостерегает Собор от снятия клятв как дела для Православия вредного. Этого же неискреннего течения единоверцам Преосвященный усвояет и мысль об новых единоверческих епископах и смотрит на учреждение таковых епископов как на шаг к образованию нового раскола: единоверцы со своими епископами хотят сделать попытку «оздоровить» православную церковь, а когда эта попытка окажется безуспешной, они с этими епископами отделятся от нашей Церкви, объявив ее еретической. Суждение по поводу означенного доклада в части, касающейся клятв Собора, ПОСТАНОВЛЕНО отложить до специального обсуждения этого вопроса в Отделе, по вопросу же об особых епископах для единоверцев принять к сведению.

VI. По ознакомлении с перечисленными бумагами Отдел перешел к рассмотрению пункта 8-го и последующих «Положения Предсоборного Совета об единоверии». По обмене мнений пункт 8-й принять в следующей редакции: «епархиальные Советы и благочиннические отделения епархиальных советов избираются на три года в общем съезде духовенства и мирян тех приходов, кои составляют единоверческую епархию».

9-й пункт принять без изменения.

В 10-м пункте, в связи с упомянутым выше прошением Градо-Калужского единоверческого Сошественского причта сделано добавление об обязательности взносов с единоверческих причтов на духовно-учебные заведения и сословные благотворительные епархиальные учреждения в следующей редакции: «делая взносы на свои епархиальные нужды единоверцы не освобождаются от сбора на общие нужды всей Православной Российской церкви, а единоверческие причты — на местные духовно-учебные заведения и сословные благотворительные учреждения».

11-й пункт «Положения» принять без изменения.

В 12 пункте слова «представители от причта» заменены выражением «все члены причта» и постановлено читать его в такой редакции: «во главе приходов стоят приходские Советы, куда входят все члены причта и представители мирян под выборным председательством».

В 13-м пункте пред словом «священнослужительские» принята вставка — «штатные» и пункт принять в следующем тексте: «Все штатные священнослужительские и церковно-служительские места в единоверческих приходах замещаются по выбору приходских общин с утверждения единоверческого епископа».

14-й пункт «Положения» с примечанием к нему, 15-й, 16-й, 17-й и 18-й приняты Отделом без изменения, но при этом выражено пожелание дополнить «Положение» еще несколькими пунктами или замечаниями, например, о съездах и вообще, организациях единоверцев и о школьной подготовке единоверческих пастырей и церковнослужителей, но предварительно по этим вопросам решено выслушать и обсудить особые доклады, которые заявили готовность представить Отделу о. прот[оиерей] С. Шлеев и А. Г. Куляшев.

Председатель Отдела подпись

Секретарь Отдела М. Смирнов

Делопроизводитель Н. Виноградский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 364. Л. 27–29 об. Машинопись.