Протокол № 10

6 октября 1917 г.

Заседание началось в 10 час[ов] утра в епархиальном доме, в комнате № 1.

Под председательством высокопреосвященного Тверского присутствовали расписавшиеся на прилагаемом при сем листе 32 члена Отдела.

I. Оглашается и утверждается протокол предыдущего заседания Отдела.

II. Слушаются: а) положения «о братстве ученых иноков» с преимущественною задачею научной разработки богословских дисциплин, представленные Предсоборным Советом в Священный Собор Православной Российской Церкви, б) письменный доклад члена Отдела проф[ессора] Б. А. Тураева о том же братстве, составленный по поручению Отдела Предсоборного Совета о монастырях и монашестве, и в) устный доклад преосвященного Феодора, епископа Волоколамского: 1) о постановлениях бывшего с 7 по 14 июля с. г. Всероссийского съезда ученого монашества по предмету учреждения братства ученых иноков с задачами материальной и духовной взаимопомощи и широкой церковно-просветительной деятельности и 2) о послуживших ближайшим поводом для выработки указанных постановлений и созыва самого съезда неблагоприятных для монашеской жизни и научной деятельности условиях несения учеными иноками духовно-учебной службы и испытаниях, постигших этих иноков в последнее время.

По открытии обмена мнений высокопреосвященный председатель в дополнение к означенным докладам приводит краткую справку о своем проекте отвода особого монастыря для ученых иноков, поданном им в [пропуск в тексте документа] году в Святейший Синод. Согласно этому проекту, состоящим на духовно-учебной службе инокам предоставлялась возможность в каникулярное время собираться для упражнения в монашеской жизни и для ученой деятельности в одном из монастырей (Волоколамском), где настоятель и несколько иеромонахов из братии принадлежали бы к ученому иночеству и где имеется библиотека и другие средства для научной работы. Сюда же могли бы поступать другие желающие из ученого монашества и присылаться для научения и искуса ищущие пострижения студенты духовных академий.

Обмен мнений сосредоточивается на § 1 постановлений Съезда ученого монашества об учреждении братства ученых иноков и о целях этого братства.

Часть членов высказывается против учреждения братства в проектируемом виде, усматривая в нем опасность для провозглашенного на последнем Монашеском съезде единения всех монашествующих. Установление ряда привилегий для братства и усвоение председателю его права присутствовать в Святейшем Синоде в качестве представителя ученых иноков, а не всего монашества и даже употребление самого названия «ученые иноки» несомненно внесут разделение в среду монашества. Кроме того, подобное братство в некоторых отношениях затронет интересы рядового монашества. Так, для осуществления «служения Церкви на различных поприщах церковно-просветительной деятельности», которое ставится целью братства, придется коснуться строя и имущественного положения монастырей; для помещения иноков намечается занятие монастырей, населенных уже монашествующими и созданных трудами и молитвами простецов, а не ученых. На Монашеском съезде ясно выразилось недоверчивое отношение к ученому иночеству при одном слухе об этом проекте.

Другая часть высказывающихся находит учреждение братства необходимым по следующим соображениям. Ученые иноки, рассеянные по учебным заведениям, предоставлены самим себе как в деле несения своего послушания, так и в деле духовного подвижничества. Они не имеют никакой поддержки, никакого руководства и вследствие этого часто не приносят ожидаемой пользы на служебном поприще и уклоняются от прямого монашеского пути. В настоящее время имеются иноки, лишившиеся духовно-учебной службы и не находящие пристанища. Братство даст всем им руководство и поддержку, даст временный или постоянный приют в своих монастырях, создаст нужную обстановку для духовного монашеского делания и, объединив и организовав их, наилучшим обрезом использует их силы на общее благо. Что касается до разделения, которое якобы настоящий проект вносит в монашество, то его нет оснований опасаться. Если бы церковная власть отвела какой-либо монастырь специально для пчеловодного дела или под санаторию, то никто не сказал бы, что такой монастырь отделился от других. Здесь имеет место только обслуживание разных потребностей. То же следует сказать и относительно братства: оно имеет в виду исключительно специальные потребности ученого монашества и лучшее использование его сил на общую пользу. Занятие монастырей для помещения ученых иноков не равносильно отнятию их у наличных насельников, ибо братство получит монастыри от церковной власти, которая является единственным их хозяином. Намеченные съездом монастыри, за исключением одного, или основаны для служения просвещению, или в прошлом были близки к просветительным задачам. Недоверчивое отношение к настоящему проекту на Съезде представителей от монастырей было создано искусственно и скоро рассеялось.

При обсуждении целей, поставленных братству ученых иноков, особое внимание уделяется его задаче дать неопытным еще в духовной жизни и рассеянным повсюду инокам возможность приобщиться к монашеской жизни. Все согласны с тем, что ученое монашество должно начинать с азбуки монашества, чтобы прежде и после пострижения ученые иноки пребывали бы в каком-либо строгом монастыре, неся послушания наряду с другими монашествующими. Одни полагают при этом достаточным установить порядок поступления таких иноков в монастыри по их выбору, не создавая для того особых обителей, большинство же считает невозможным обойтись без особых обителей.

Затем делается указание, что в п. «а» параграфа слова «в целях обеспечения соответствующего иноческим обетам быта при прохождении своего послушания» представляются излишними ввиду существования § 8 постановлений об ученом монашестве на духовно-учебной службе, которым монахам-преподавателям обеспечивается этот соответствующий иноческим обетам быт. Далее устанавливается, что важнейшими задачами для братства должны быть содействие поднятию духовной жизни монастырей, просветительная деятельность среди рядового монашества и мирского населения и научная разработка богословских дисциплин в лице способных для такой разработки иноков.

Постановлено § 1 принять с исключением из п. «а» приведенных выше слов и усвоением братству наименования, установленного в § 2, в следующей редакции: «§ 1. Иноческое всероссийское церковно-просветительное братство основывается: а) для единения ученых иноков между собою, б) для более плодотворного служения Церкви на различных поприщах церковно-просветительной деятельности и в) для братской взаимопомощи вообще».

Заседание закрыто в 2 час[а] дня.

Председатель Архиепископ Серафим

Секретари Архимандрит Гурий

Делопроизводители Н. Туберозов, П. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 47–49 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 63–65 об. Машинопись. Копия