Протокол № 10

19 октября 1917 г.

Заседание открывается под председательством протоиерея Евгения Зотиковича Капралова в 5½ час[ов] вечера в здании Духовной семинарии в составе 35 членов, список коих при сем прилагается.

Председательствующий предлагает огласить доклады Подотделов, если таковые выработаны.

Преосвященный Анатолий заявляет, что во 2-м Подотделе о внешкольном религиозном воспитании были изготовлены два доклада: свящ[енником] М. Ф. Мариным и М. Ф. Глаголевым, каковые доклады, как имеющие много общего, он, преосвященный предложил соединить в один, что и сделано М. Ф. Глаголевым.

М. Ф. Глаголев оглашает доклад о внешкольном религиозном просвещении народа следующего содержания.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНЕШКОЛЬНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ

Общие положения

1. Народно-просветительную миссию Церковь осуществляет главным образом через внешкольное преподание христианской истины.

2. Целью внешкольной народно-просветительной миссии должно быть сообщение детям и взрослым начал христианской веры и жизни, способствующее осуществлению обетов Св[ятого] Крещения.

Задача Церкви

3. В достижении Церковью указанной в п. 2 цели обеспечивается возможность получения необходимого круга познаний в вере, определяемого каждый раз на Всероссийском Поместном Соборе, всем до одного детям и взрослым, исповедующим православную веру.

4. Ревнующим о большем совершенствовании изыскивается возможность получения всего необходимого для разумного познания Христа как Истины и Краеугольного Камня жизни, до высшего богословского или иного знания включительно.

Приход как главный деятель

5. Основной церковной организацией, осуществляющей задачи внешкольного религиозного просвещения народа, является православный приход, действующий под руководством пастыря как самостоятельно, так и при посредстве особых, созданных им или же независимых от него, помогающих ему организаций.

6. В пределах прихода обязательно устраиваются еженедельные, по крайней мере, занятия с детьми и взрослыми по определенной программе, завершаемой в течение года.

7. Местом для занятий может быть св. храм, также школа или другое какое-либо подходящее помещение.

8. Прихожане, не прошедшие курса Закона Божия в начальной школе, обязываются к прослушанию внешкольного курса по очереди, определяемой в самом приходе.

9. Занятия ведутся или священно-церковнослужителями, или же поручаются другим правоспособным лицам: учителям, учительницам, учащейся молодежи, прихожанам и, в особенности, прихожанкам, уже прошедшим курс религиозного поучения.

10. Кроме обязательных занятий, в приходе устраиваются, по возможности, периодические или случайные занятия, способствующие достижению задач религиозного просвещения народа, а также создаются соответствующие учреждения и организации.

Другие деятели

11. Кроме прихода внешкольное религиозное просвещение народа приурочивается к другим, более высшим, административно-церковным центрам, где оно осуществляется так же, как и в приходе, или самостоятельно, или же при посредстве особых, созданных ими, равно как и независимых от них, помогающих им организаций, при высшем руководстве архипастырей, священноначальствующих в каждом из указанных центров.

Помогающие организации

12. Помогающими Церкви организациями могут признаваться как существующие уже, оказавшие услугу Церкви, — братства, попечительства, общества (например, религиозно-нравственного просвещения, религиозно-философские, трезвости и др.), союзы (например, законоучителей, родительские, педагогов духовной школы, клира и мирян и др.), кружки ревнителей, содружества, — так и могущие образоваться подобные им свободные организации.

13. Церковные и содействующие им свободные организации имеют право: а) устраивать систематические курсы и лекции, вечерние и воскресные классы, чтения и показывание туманных и кинематографических картин, читальни, библиотеки, музеи, школы, средне-учебные заведения, богословские, церковно-археологические и др. институты и академии, библейские и церковно-исторические кабинеты; б) организовывать церковно-народные дома, курсы для лекторов и деятелей религиозного воспитания, союзы книгонош, церковно-певческие, учащихся, молодых христиан, женщин-христианок, братьев и сестер милосердия и христианской помощи; в) устраивать паломничества, экскурсии, общественные собрания; г) предпринимать издательство книг Св. Писания, церковно-богослужебных, житий святых и других, также журналов (особенно для юношества и детей) и газет, листков и брошюр для распространения и раздачи; издавать иконописные изображения и художественные произведения: живописные, скульптурные, музыкальные, кинематографические ленты и световые картины; д) вообще пользуются всеми средствами для достижения цели народного религиозного внешкольного просвещения.

Денежные средства

14. Средствами для предприятий по внешкольному религиозному просвещению народа служат, главным образом, местные специальные сборы приходов и организаций, самообложение, доходы от предприятий, пожертвования доброхотных дателей, а также общецерковные ассигнования и вспомоществования из средств государственных, местного самоуправления и других источников.

Центральный орган

15. Центральное церковное управление внешкольным религиозным просвещением народа, находящееся при высшем органе церковного управления: 1) разрабатывает проекты, а также планы и системы организаций по внешкольному народному просвещению, 2) ведает изданием руководящих распоряжений, согласующих действий местных организаций, 3) посылает на место руководителей и инструкторов из своей среды или же посторонних, устраивает курсы инструкторов на местах, 4) созывает всероссийские и местные съезды представителей просветительных организаций для совместной разработки вопросов и ознакомления с новыми задачами и средствами внешкольного религиозного образования, 5) предпринимает издательства всякого рода, а также снабжение изданиями населения, 6) организует союзы необходимых деятелей (книгонош, борьбы с безнравственностью, с неверием, охраны детства и т. п.), 7) организует статистику как постоянный и подвижный показатель деятельности и результатов ее, а также справочное бюро по вопросам просветительного дела, 8) составляет ежегодный отчет о состоянии дела с предположениями на будущий год, представляя его высшему органу церковного управления на утверждение и доводя его до сведения, по возможности, всех деятелей внешкольного религиозного просвещения.

16. Помянутое в п. 15 управление действует на основании особого, утверждаемого Всероссийскими Поместными Соборами, положения.

17. Средства для содержания центрального церковного управления, ведающего внешкольным религиозным просвещением народа, получаются из государственного казначейства или же, за отсутствием такого ассигнования, покрываются из общецерковных источников.

Отделения

18. Центральное церковное управление внешкольным просвещением народа имеет отделения по округам, епархиям и уездам, действующие на основании правил, утверждаемых высшим органом управления Всероссийской Церкви, и получающие свое содержание из местных источников, если не будет церковного ассигнования.

Объединяющая отчетность

19. Все церковные и содействующие им свободные организации, работающие по внешкольному религиозному просвещению народа, ведут тщательную отчетность своих занятий и предприятий, обязательно представляемую не реже как по четвертям года в центральное церковное управление внешкольным просвещением для немедленного же составления им сводки и общей картины положения дела и объявления к общему сведению.

По прочтении доклада председательствующий заявляет, что в докладе вопрос о внешкольном религиозном просвещении поставлен широко: с ассигнованиями из казны, с организацией управления и пр. В таком виде его осуществление едва ли возможно, ибо на помощь правительства надежды мало, а предположенная организация управления — слишком сложное дело. Из других пунктов доклада многие относятся к другим Отделам, например, к приходскому, о внутренней миссии. В нашем Отделе должна быть разработана менее широкая регламентация вопроса.

М. Ф. Глаголев возражает, что доклад предполагает общий закон от лица Собора. Пусть нынешнее правительство отказывает нам в помощи, но политическая обстановка может измениться, и вот на этот случай у нас должна быть готова широкая организация внешкольного просвещения. Минимальную программу его дает приходская организация через школу, но Церковь должна дать возможность просвещения и взрослым; мы должны руководить приходом в этом деле, предупреждать возможность отпадений от Церкви, а пропаганда иноверия идет сильная. Поэтому нам и следует создать широкую и сильную организацию, с большими средствами и с органом управления ею.

Свящ[енник] М. Ф. Марин. Церковь — такая большая организация, что в ней необходимо управление религиозным просвещением. Задача наша большая, велики должны быть и средства для нее, и широты организации бояться нечего.

Если мы в нашей работе встретимся с другими Отделами, то это значит не то, что мы входим в чужую область, а что и другие Отделы занимаются вопросами религиозного просвещения народа.

Прот[оиерей] В. А. Шингарев полагает, что программа Подотдела чрезмерно широка. Для ее осуществления нужны не только большие средства, но и большие силы, которых у нас нет. Лучше поставить себе скромную, но осуществимую задачу — научение необходимым первоначальным знаниям детей и взрослых. Католики и протестанты дают немного знаний, но прочно, на всю жизнь. Нам необходима катехизация. Хорошо поставить ее — вот наша задача.

Преосвященный Анатолий. Положения доклада не все охватывают в вопросе о том, какими путями должна идти христианизация общества. В программу следует ввести еще общества трезвости, благотворительность в приходе и т. п. Всю программу нам сейчас, конечно, не провести: для этого нет средств и сил, но мы должны начать дело просвещения и выработать пока приходские организации и создавать школы. Для управления делом религиозного просвещения нет нужды создавать новую организацию. У нас уже есть большая школьная организация — Училищный совет; им следует воспользоваться и для внешкольного просвещения народа, тем более, что в положении о церковных школах предусмотрены и воскресные школы. Во всяком случае, та или другая организация управления необходима, и предложенная в докладе программа внешкольного просвещения не широка и не излишня.

Свящ[енник] М. Ф. Марин. Сложная организация дела просвещения взята именно у католиков и протестантов. Одной катехизации мало. Жизнь стала очень сложна, и крестьянину теперь нужно говорить обо всем. Сельский священник часто это сделать не в состоянии, организация и даст ему эту возможность.

Свящ[енник] К. К. Стешенко. Широкая постановка вопроса в докладе смущает; кажется, что выполнить эту программу не хватит сил. Но они у нас есть, их только не будили; и численно, и духовно мы еще сильны; лучшая иллюстрация этому — настоящий Собор. В просвещении народа к священнику придут на помощь живые силы и интеллигенция. Иначе быть не может: если Русь не пойдет с нами, тогда не о чем и говорить. Но мы будем не одни. Нужны большие материальные средства, но и они найдутся, только надо сорганизоваться. У нас 50 000 законоучителей. Это большая сила. Один законоучитель без средств и пособий бессилен, но дайте ему книги, картины, пособия, средства и он сделает много. У нас мала религиозная литература, обратиться за ней теперь некуда. Нужна своя организация, большая и сильная, которая возьмет это дело в свои руки. Можно воспользоваться Училищным советом, Синодальной типографией, а пока нет книг, пособий и средств, мы ничего не сделаем.

Прот[оиерей] И. Ф. Трухманов. Намеченный план просвещения народа широк и неосуществим, потому что на помощь правительства надеяться нельзя. Надо брать вопрос ближе к жизни и указать, что и как делать сейчас, когда сельские священники в очень трудном положении. Баптисты не задаются широкими планами и идут просто с Евангелием и уловляют людей. В деревне таким широким планом только запутаешь людей. Земства также занимаются внешкольным просвещением народа и действуют различно: одни ставили внешкольное просвещение широко и ничего не достигли, другие начинали просто и скромно, и дело идет хорошо. Так надо поступать и нам. Что касается средств, то они будут. У народа есть духовные запросы, и на дело просвещения он даст средства. Нам в приходах нужны пока небольшие маячки, в малом масштабе. А прежде всего нужно встряхнуть, вдохновить духовенство. Итак, я предлагаю начинать с малого.

М. Ф. Глаголев. Члены Отдела оо. Шингарев и Трухманов говорят о необходимости ограничиться минимальной программой внешкольного просвещения, именно катехизацией. Но в предложенном проекте такая программа: катехизация есть и поставлена на первом плане (п. 6) как обязательная, а прочие предположения, более широкие, представляются лишь желательными.

Свящ[енник] М. Ф. Марин заявляет, что начинать дело просвещения можно и с малыми средствами, не опасаясь того, что нет денег. Капитал явится, сначала небольшой, а потом он вырастет.

Н. Н. Медведков. Крестьяне наши очень темны в деле веры: по дальности расстояния многие лишь по большим праздникам бывают в церкви. Сельский священник, одинокий в селе, задавлен трудом, часто совершенно для него посторонним. Здесь сравнивали его с клячей, которая не может сдвинуть воз с места, а вы требуете от него катехизации и разного рода трудов по внешкольному просвещению народа. Нужно обратиться с этим к приходской внешкольной организации и озаботиться, как ее устроить, потому что сил теперь нет и в приходе. Я думаю, что следовало бы образовывать и привлекать к делу катехизации в селах женские кружки.

В. В. Успенский. Мы смешиваем вопрос о программе религиозного просвещения народа со способами ее осуществления. Собор должен указать широкие, светлые пути просвещения, поэтому надо приветствовать широкую программу просвещения, и хотя сейчас придется ограничиться малым, но на этом пути важен и первый шаг. Не следует смущаться настоящей печальной обстановкой жизни: будут и лучшие времена, найдутся в народе и другие силы. Нет сомнения, что на помощь священнику в его труде просвещения придут миряне и с их помощью можно будет осуществить самую широкую программу. А просвещение народа есть дело первое и самое важное, и его не нужно стеснять.

Председательствующий. Я согласен с В. В. Успенским, что нам не следует бояться широкой программы просвещения народа. Раны Церкви широки, должны быть широки и меры для их исцеления. Церкви и приходы в опасности от болевого сектантства; идет широкою волною организованное инославие; идет католичество, в настоящий момент уже в виде иезуитства; целые отряды агитаторов посылаются в деревню с пропагандой неверия. Эти тучи должны нас встревожить и озаботить, как спасти православие. Поэтому нужно принять широкую программу работы Церкви. Мы уже запаздываем с этим делом, как впрочем и всегда. Следует различать предложенный доклад, как программу соборного закона, от его осуществления. Программа широка, жизнеспособна, обнимает все потребности народа в религиозном просвещении. Другое дело, как ее осуществить. Мы начнем нашу работу, конечно, с малого, но самого важного, а программа все же пусть остается. Баптисты и католики сильны именно хорошею организацией, у нас же была до сих пор организация бюрократическая, которая связывала пастыря в его работе просвещения.

Доклад М. Ф. Глаголева есть схема просветительной работы, которую Собор должен поручить духовенству. Во время прений о нем были возражения, что проект внешкольного просвещения широк и неосуществим, что нельзя рассчитывать на финансовую помощь правительства, что в проект входят предметы трудов других Отделов Собора, что слишком много возлагается на сельского пастыря, между тем, как было бы достаточно одной катехизации, что широта начинаний заслонит реальную работу. С другой стороны, говорилось, что программа даже узка, потому что в нем не входит вопрос о народной трезвости. О средствах материальных говорилось, что они найдутся в народе без правительства.

В виду вышесказанного председательствующим ставится вопрос: принимает ли Отдел представленный доклад 2-го Подотдела о внешкольном религиозном просвещении народа принципиально или же признает нужным ограничиться минимальной программой внешкольного просвещения.

Произведенным голосованием доклад принципиально принимается.

И. Ф. Иорданский предлагает сообщить доклад в Отдел о приходе.

Н. Н. Медведков и В. В. Успенский предлагают обсудить вопрос вместе с Отделом о церковно-приходских школах.

Отдел ПОСТАНОВЛЯЕТ: обсудить вопрос о внешкольном религиозном просвещении народа в совместном заседании с Отделами о приходе и о церковно-приходских школах, поручив председательствующему войти в соглашение с этими Отделами по вопросу о времени общего заседания.

Заседание закрывается в 8½ часов вечера.

Председательствующий Прот[оиерей] Е. Капралов

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 76–81б. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.