Протокол № 10

6 октября 1917 г.

Заседание состоялось в Епархиальном доме под председательством епископа Челябинского Серафима в присутствии 29 членов Отдела, расписной лист коих при сем прилагается, и продолжалось от 6 до 9 часов вечера с перерывом на 15 минут.

I. Сначала был прочитан и принят (без поправок) протокол № 9-й предыдущего заседания Отдела 4 октября.

II. Засим, был подвергнут обсуждению вопрос о составе, порядке избрания и заседаниях Комиссии, проектированной на заседании Отдела 29 сентября для обследования распределения единоверческих церквей и приходов по единоверческим епархиям, учиненного на Нижегородском единоверческом Всероссийском съезде. В результате обсуждения в состав Комиссии постановлено ввести шесть членов: трех из единоверцев и трех из православных, причем из последних — одного епископа, одного клирика и одного мирянина. Избрание произвести закрытым голосованием всего собрания Отдела посредством подачи записок. Задания же Комиссии считать определившимися уже на предыдущем заседании Отдела, а именно, как записано в протоколе № 9: «Комиссия возможна только для того, чтобы дать свое заключение по постановлению Нижегородского Всероссийского единоверческого съезда о распределении единоверческих приходов по единоверческим епархиям, имея в виду, что и насколько в одних из территорий означенных единоверческих епархий образование таковых епархий практически возможно, в других — сомнительно, а в третьих — безнадежно». После подсчета поданных во время перерыва записок, избранными  в означенную Комиссию оказались из православных: 1) преосвященный Челябинский Серафим (13 гол[осов]), 2) свящ[енник] Прилуцкий Василий Дмитриевич (12 гол[осов]) и 3) профессор Васильевский Михаил Николаевич (13 гол[осов]), из единоверцев: 4) прот[оиерей] Шлеев Симеон Иванович (23 гол[оса]), 5) свящ[енник] Волков Петр Михайлович (13 гол[осов]) и 6) свящ[енник] Сосновцев Андрей Иванович (12 гол[осов]).

III. Далее, прочитано было примечание к пункту 6-му «Положения Предсоборного Совета об единоверии», где говорится, что «Кандидаты на первые единоверческие епископии намечаются на Всероссийском съезде единоверцев и представляются на утверждение Всероссийского Поместного Собора». Суждение по содержанию этого пункта постановлено отложить до представления своего заключения, упомянутого в п[ункте] II настоящего протокола Комиссиею.

IV. После сего начать, но за истечением урочного для заседания времени, не закончен<ный> обсуждением пункт 7-й «Положения Предсоборного Совета об единоверии или православном старообрядчестве». В этом пункте говорится, что «единоверческие епископы в целях лучшего управления делами епархий, имеют для себя в помощь епархиальные единоверческие советы и их отделения, состоящие из духовных и мирян, причем последние входят в двойном количестве». Некоторые члены Отдела высказали опасение посильно ли будет для единоверцев материально содержать епископские советы, которые должны быть учреждениями постоянными и в тоже время представительными от всей обширной экстерриториальной единоверческой епархии, возможна ли даже будет для них правильная постоянная работа при отдаленности места жительства их членов, зачем, в состоянии ли будут эти советы взять на себя и надлежаще выполнить функции духовных консисторий, напр[имер], по защите единоверческого церковного имущества от посягательства на него со стороны старообрядцев — по хранению документов и т. д. Им казалось также неясным. Почему, вопреки канонам, в состав епископских советов введено двойное количество членов из мирян и в каком отношении с советами и архиереями будут стоять предложенные п[унктом] 7-ым «Отделения» Советов. Наконец, нужно ли вообще обсуждать особо епархиальные и приходское управление единоверцев, когда на Соборе рядом и параллельно работают епархиальные Отделы по высшему и епархиальному управлению и о приходе.

Со стороны защитников текста п[ункта] 7-го «Положения» было сделано разъяснение, что материальная сторона дела единоверцев не страшит, потому что они рисуют себе упрощенную постановку епископских советов, лишь «в помощь» архиереям с несложным и недорогим составом членов; дела для советов и их отделений а малоприходных единоверческих епархиях ожидается немного. Функции духовных консисторий на себя брать они не будут, нужные же документы из консисторий будут испрашивать по мере надобности в них на определенные случаи. Двойное количество мирян в Советы введено по примеру Греческой церкви и применительно к тому преимущественному праву мирян у единоверцев — участников в делах Церкви — каковое им дано с самого  начала единоверия. «Отделения» же Советов проектированы в территориях тех православных епархий, из которых будут выделены единоверческие епархии, а по своим отношениям к епископу они будут напоминать собою прежние уездные «протопопии». Что же касается надобности особо обсуждать обрисованный в п[ункте] 7-м «Положения» и в последующих строй епархиальной и приходской жизни у единоверцев, то, с одной стороны, отожествлять порядок жизни единоверческой, напр[имер], приходской нельзя вполне с православным: тогда как у православных приход — единица территориальная, а у единоверцев — экстерриториальная и по строю общинная и, следовательно, особая речь о строе епархиальной и приходской жизни у единоверцев должна быть, но, с другой стороны, в п[ункты] 5-й, 7-й и последующие «Положения» внесено почти все то, что уже есть у единоверцев на деле и даже регламентировано, а потому может быть принято Отделом без особого обсуждения.

Председатель А[рхиепископ] Антоний

Секретарь Отдела М. Смирнов

Делопроизводитель Н. Виноградский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 364. Л. 25–26 об. Машинопись.