Протокол № 1

25 января 1918 г.,

в Епархиальном доме (комната № 8)

Заседание Комиссии происходило под председательством протоиерея А. П. Рождественского, в присутствии протоиереев П. Н. Лахостского и П. А. Миртова, князя Е. Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова, С. П. Руднева, А. А. Салова, С. Г. Рункевича и Н. Д. Кузнецова, и продолжалось с 10½ до 12¼ ч[асов] утра.

Предметом занятия заседания было редактирование представленного кн[язем] Е. Н. Трубецким и обсужденного на соединенном заседании Отделов о «церковном имуществе и хозяйстве» и «правовом положении Церкви в государстве», 24 текущего января, проекта соборного постановления о декрете «народных комиссаров об отделении Церкви от государства». Задачей Комиссии было редактировать означенное постановление согласно принятым на упомянутом выше соединенном заседании Отделов замечаниям по содержанию и изложению сего постановления в проекте кн[язя] Е. Н. Трубецкого и обосновать это постановление в потребных случаях ссылками на известные церковные каноны.

Проект соборного постановления был прочитан князем Е. Н. Трубецким от начала до конца. Попутно с чтением проекта происходил обмен мнений членов Комиссии касательно или редакции той или иной части проекта, или необходимости обоснования ее (этой части) ссылкой на каноны Церкви, и проект подвергался соответственным изменениям. Перередактированный таким образом проект соборного постановления Комиссией был единогласно принят и одобрен для внесения на пленарное заседание Священного Собора (копия проекта прилагается к сему протоколу).

Председатель Комиссии Протоиерей А. Рождественский

Делопроизводитель Н. Гринякин

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 550. Л. 1–1 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Пометы. Титул документа «Комиссия по проекту соборного постановления о декрете народных комиссаров „об отделении Церкви от государства“» имеет рукописное дополнение: «образованная Соборным Советом 11 янв[аря] 1918 г. (проток[ол] № 50)». К нему имеется рукописное подстрочное примечание: «В деле соборной канцелярии № 43»; «С 11 янв[аря] по 25 янв[аря] делом Комиссии ведал делопроизводитель г[осподин] Брюн (сведений от него в соборной канцелярии не имеется). Н. Гринякин». Рукописные вставки.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 56. Л. 2–2 об. Машинопись. Копия. Подписи отсутствуют. Без указания номера протокола.

2

Заявление А. В. Васильева о соборном послании по поводу переживаемых событий

21 января 1918 г.

В соборную Комиссию по выработке соборного послания, дополняющего Патриаршее.

Нижеподписавшийся предлагает:

1) Включить в соборное определение требований, чтобы Патриаршее и соборное послания читались за каждым богослужением ежедневно до прекращения междоусобий и безначалия.

2) Чтобы разъяснялось народу, что прещение Патриарха иметь общение с убийцами и врагами Церкви обязательно к исполнению для всякого верующего христианина, для каждой христианской семьи и в отношении ее членов, осквернившим себя богоотступничеством, убийством, насилием или грабежом.

3) В соборном определении ясно сказать, что требование Патриарха встать за веру христианскую, бороться за веру и против насильников должны [исполнять] все верующие христиане.

Аф. Васильев

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 550. Л. 8. Рукопись. Подлинник. Автограф. В левом верхнем углу отметка: «К протоколу Комиссии от 25 янв[аря] (имелось в виду при работе Комиссии). Н. Гринякин». В правом верхнем углу резолюция: «22 янв[аря]. В Комиссию прот[оиерея] Рождеств[енского]. М[итрополит] А[рсений]».

3

Заявление протоиерея Н. В. Цветкова о соборном послании по поводу переживаемых событий

22 января 1918 г.

В Комиссию по составлению посланий от Свящ[енного] Собора по поводу пережив[аемых] событий.

Речи ораторов о происходящем сейчас в России представляют сплошной и бесконечный скорбный лист бедствий и гибели нашего отечества и опасностей для судьбы Церкви. Все сообщения эти волнуют до глубины души и вызвали уже достойный отклик в душе нашего Святейшего отца Патриарха, составившего и давшего Церкви Русской свое послание.

Священный Собор, до глубины души взволнованный всеми этими событиями нынешних дней, должен также присоединить к голосу Патриарха свой искренний вопль души и составить для всего правосл[авного] народа послание, в котором он отчасти должен подтвердить слова Патриарха, отчасти их комментировать. В том и другом насущная нужда.

Я прошу позволения Освящ[енного] Собора предложить свои соображения о том, что должно быть содержанием этого послания.

1) Всех восстающих против действий большевиков они называют контрреволюционерами и говорят, что эти лица не идут навстречу народному правительству в даровании блага народу. Нужно показать в послании, что даваемое нынешними врагами «благо» не есть благо, а есть зло, пагуба для русс[кого] народа и по существу своему, и по средствам, которыми оно насаждается (существо: благо грубое, материальное, с отрицанием всего возвышающего нас одним материальным; средства: насилие, грабежи, ложь и пр.).

2) Уже указывалось на предыдущем собрании, что заседании Собора некоторыми ораторами, что когда будто бы схватили Церковь за живое мясо, подошли к ее имуществу, тогда только она так твердо и решительно заговорила, а раньше, когда во все время, когда творились злодеяния, губящие родину и Церковь, она молчала. Надо указать Собору, что не имущественные потери волнуют Церковь, а именно предательство родины и гонения на Церковь и на веру. И в послании Свят[ейшего] Патриарха лишь вскользь об имущественном вреде для Церкви, а о пагубных действиях для родины и Церкви в этом послании написано в послании Патриарха кровью его сердца.

3) Непременно нужно комментировать, кого нужно считать анафематствуемыми. По мысли послания нужно думать и в этом безусловно согласиться с Патриархом, что это а) правительство, власть нынешняя, по своим действиям сатанинская, антихристианская; b) все сознательно исполняющие приказания этого правительства во вред родине и Церкви и с) бессознательные элементы, по злой воле или по слабодушию идущие за этим антихристианским правительством. Независимо от сего анафема возглашается на самые идеи, полившие хулы на Христа и Церковь и предательские по отнош[ению] к родине.

4) Нужно определить отношение всего правосл[авного] русс[кого] народа к элементу в составе правительства, который по самому существу не подлежит христианской анафеме как чуждый нашей и враждебный нашей вере, который однако играет доминирующую роль в нынеш[ней] злой политике.

5) Нужно комментировать слова послания о воспрещении входить в общение с врагами родины и Церкви. Кого здесь разуметь: разуметь ли запрещ[ение] общения в мыслях в антихристианских, или здесь говорится о личном общении, напр[имер] уже с подвергнутыми анафеме, или же еще что-н[ибудь] здесь надо понимать.

6) Нужно твердо и определенно высказать в послании, как же должно относиться к власти народных комиссаров. Признавать ее или же не признавать, как это неуклонно сделал преосв[ященный] Прокопий и своим подвигом наглых врагов Церкви обративший в трусов. Это должно послужить для нас примером.

7) Дать директивы всем приходским общинам, чтобы они, немедленно и повсеместно собравшись, <…> или, что церковные общины не суть какие-то частные предприятия, а основные ячейки всей православной народной жизни в России, и чтобы они все выступили с заявлениями, что они не позволят кому-н[ибудь] прикасаться к неприкосновенной святыне каждого прихода — храму.

8) Дать директивы духовенству, чтобы оно в случае, напр[имер], отнятия дома, земли, не доходило с протестом своим до пожертвования жизнию, но в случае захвата храма, в особ[енности] настоятели храмов, — только чрез труп свой пропускали слуг антихриста для их беззаконного дела.

9) Указать в послании на нагло лживые сообщения органов печати большевист[с]кой о происходящих событиях и, в частности, событиях церковных.

10) Послание Святейшего Патриарха вместе отпечатать вместе с посланием Собора в возможно большем количестве и распространить его по всей России.

Мною было предложено выразить соболезнование Петроградскому митрополиту, преосв[ященному] Прокопию, Лавре и всему петрогр[адскому] верующему народу по поводу происшедшего грабительского нашествия на Лавру и выразить радость по поводу, по-видимому, всенародного общего воодушевления религиозного, приведшего в смущение слуг антихриста.

Мною было предложено в послании везде большевизм называть или сатанизмом, или антихристианством.

Протоиерей Николай Цветков, член Церковного Собора

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 550. Л. 5–6 об. Рукопись. Подлинник. Автограф. На первом листе слева на полях отметка: «К протоколу Комиссии от 25 января (имелось в виду при работе Комиссии). Н. Гринякин».

4

Заявление 29 членов Собора об антицерковных планах Совета народных комиссаров

[Не позднее 22 января 1918 г.]

Мы, нижеподписавшиеся, члены Священного Собора, осведомившись из публ[ичной] лекции помощника ком[иссара] Шпицберга о намерении правительства народных комиссаров 1) запретить совершение таинства Причащения, 2) закрыть храмы для богослужения и обратить их в здания для митингов, 3) отобрать священные сосуды у церквей, как якобы орудия колдовства, 4) объявить духовенство всех исповеданий подозрительным по революции, предлагаем немедленно оповестить об этом епархиальных архиереев для оповещения об этом по приходам всего православного населения и составления приходами приговоров протеста.

1. М. Глаголев

2. Аф. Васильев

3. П. Астров

4. Л. Артамонов

5. П. Менделеев

6. С. Шидловский

7. М. Арефьев

8. Войный

9. Г. Титов

10. Св. П. Чельцов

11. Свящ. Ф. Григорьев

12. В. Шепелев

13. С. Глаголев

14. Прот. И. Знаменский

15. В. Рубцов

16. Ф. Чернышев

17. В. Недельский

18. Прот. Ал. Альбицкий

19. А. Кирилл

20. А. Новосельский

21. Н. Гусев

22. П. Разумов

23. Ив. Малов

24. Е. Серафим

25. Е. Пантелеимон

26–27. Арх. Вениамин

28. Еп. Феофан

29. Вознесенский

30. А. Кронид

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 550. Л. 7. Рукопись. Подлинник. Подписи — автографы. Сверху в левом углу отметка: «К протоколу Комиссии от 25 января (имелось в виду при работе Комиссии). Н. Гринякин». В правом углу неразборчивая и частично зачеркнутая резолюция: «22 янв[аря]. В Комиссию Прот[оиерея] Рождественского. М[итрополит] А[рсений]».

Опубликовано: Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917–1918 г.: Сб. документов. М., 2016. С. 130–131.