Проект практических указаний священнослужителям и мирянам об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания

[24 августа (6 сентября) 1918 г.]

I. Св[ятые] храмы и часовни со всеми священными предметами, в них находящимися, суть достояние Православной Церкви, которое может быть отторгнуто от нее гражданской властью лишь посредством беззаконного захвата и насилия.

II. Православные христиане должны памятовать, что защита сих святынь есть то исповедание веры, к коему все мы призываемся самим нашим христианским званием и обетами, даваемыми при св[ятом] крещении.

III. Особо ревнующие о защите святынь, до готовности душу свою положить за них, для укрепления сей готовности призываются совместно давать торжественное обещание по нарочитом приготовлении к нему общим говением и елеосвящением.

IV. Никто из православных христиан под страхом церковного отлучения да не дерзнет принять участие в фактической передаче храмов, часовен и священных предметов, в них находящихся, советским властям на условиях, изложенных в изданной Комиссариатом юстиции инструкции, или износить по требованию сих властей хранящиеся там священные предметы.

V. Настоятелям храмов, церковным старостам, членам приходских советов и прочим хранителям священного достояния Церкви разрешается в случае явной опасности насилия над ними передавать советским властям, по их требованию, только описи и ключи от хранилищ священных предметов и прочего церковного имущества.

VI. В св[ятых] храмах, подвергшихся насильственному захвату со стороны советской власти, отправление службы Божией может быть прекращено распоряжением местного епархиального архиерея до тех пор, пока сии храмы остаются в руках насильников.

VII. В случае явного небрежения или безразличия прихожан к захвату и поруганию своих святынь храмы таковых приходов закрываются распоряжением местного епархиального архиерея и отправление общественного богослужения, а в исключительных случаях некоторых частных треб, в приходе прекращается впредь до полного и явного раскаяния всех виновных.

VIII. Никто из православных христиан под страхом церковного отлучения не должен входить в соглашение с советскими властями о принятии от них св[ятых] храмов и священных предметов на условиях, устанавливаемых изданною Комиссариатом юстиции инструкциею, и давать требуемую ею подписку.

VIII. Пред лицом несомненной опасности отнятия храма у верующих и перехода его в руки захватчиков, дозволяется давать подписку о принятии храма с богослужебными предметами на попечение прихожан, но: а) при непременном участии в таковой подписке всего состава причта; б) с исключением или, по крайней мере, с оговоркою о неприемлемости по долгу веры и совести пун[кта] в ст. 3, ст. 6 и ст. 8 приложенного к ст. 8 инструкции соглашения; и в) с пояснением, что принадлежность к вероисповеданию, о которой говорит ст. 12 сего соглашения, понимается в смысле соучастия в православных таинствах.

IX. Св[ятые] храмы и прочие священные предметы, отнятые советскою властью, могут быть принимаемы от нее на хранение и молитвенное употребление церковными приходами и братствами, с разрешения епархиального архиерея, лишь на общих церковно-канонических условиях.

X. Переход, хотя бы временный, православного храма в фактическое обладание чуждых и враждебных Православной Церкви лиц, соединенное с прикосновением их к священным предметам, есть поругание сих святынь; посему возобновление богослужения в таком храме и обращение прочих предметов к прежнему их употреблению требуют предварительного освящения их по установленному чину.

XI. Лишившаяся храма насилием гражданской власти община православных объединяется около своего пастыря, который с разрешения епархиального архиерея может совершать для нее божественные службы, не исключая и литургии, в частном доме, избранном для общей молитвы, на антиминсе, изнесенном из храма до захвата его насильниками.

XII. Необходимые для богослужения предметы должны быть в таких случаях приобретаемы на добровольные даяния верующих, причем священные сосуды могут быть без всяких украшений на них, кроме священных изображений, а облачения из простой новой холстины: да ведают насильники и осквернители храмов Божиих, что вера православная не нуждается во внешнем великолепии и что соблазн удержать его ценою покорности бесстыдному насилию не может склонить верных последователей Христа к подножию сатанинской власти.

XIII. Подробные правила по применению вышеизложенных основных постановлений вырабатываются высшим церковным управлением.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 559. Л. 27–29. Машинопись. Беловой экземпляр. Рукописная вставка.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 568. Л. 50–52. Машинопись. Беловой экземпляр. На первом листе вверху отметка: «Проект инструкции (первоначальный)». На первом листе внизу помета: «К делу об инструкции».

Опубликовано: Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917–1918 г.: Сб. документов. М., 2016. С. 194–196.