Проект обеспечения духовенства постоянным определенным содержанием через приходское самообложение

[28 марта (10 апреля) 1918 г.]

Вне всякого сомнения, что духовенство за свой труд для православных прихожан должно от них получать и свое содержание. Так, по завету Самого Христа и Его апостолов служащие алтаря от алтаря и питаются. Так дело обстояло и обстоит доселе и у нас на Руси: духовенство получает подержание от своих прихожан в виде разных добровольных приношений.

Но изменившиеся условия жизни вынуждают позаботиться об обеспечении духовенства более определенным источником содержания. Определенность эта заключается в том, чтобы содержание свое духовенство получало не в виде унизительных и случайных поручных подаяний, что получаются за требоисправления. При своей скудости такие подаяния набрасывают еще и тень на духовенство, потому что дают повод укорять его в стяжательности.

Очевидно, указанный долг пасомых — содержать свой причт — должен выполняться ими каким-то иным порядком, а не через доброхотные поручные подаяния.

Обычно в таких случаях все разрешение данного трудного вопроса видят единственно в назначении духовенству определенного денежного содержания из средств Государственного казначейства. Конечно, обеспечивающее все культурно-просветительные нужды своих подданных государство должно бы в соответственной степени обеспечить им и религиозные потребности, как область культа. Государство могло бы с помощию своего аппарата управления тем или иным путем взыскать с своих подданных налог на содержание духовенства, из своих средств удовлетворяя последнее определенным денежным содержанием.

К сожалению, революционное Российское государство, даже в лице бывшего Временного правительства, определенно вступило не только на внеисповедный путь, но и на стезю отрицательного отношения к Православной Церкви. Экспроприация церковно-приходской школы, как исповедной, экспроприация церковно-школьного имущества, почти гонение на преподавание Закона Божия в школе — все это были весьма показательные признаки. Правительство народных комиссаров своим декретом от 22 января 1918 г. объявило уже открытый поход на Церковь, лишая ее публично-правового положения в государстве, лишая и права собственности. Посему не может быть ни малейшего сомнения в том, что от государства нашего духовенство и вся Церковь не получат никаких средств на свое содержание, как и гласит 10[-й] пункт вышеназванного декрета.

Церковь теперь, как и в первохристианские времена, должна сама взять на свое попечение содержание духовенства. Конечно, это не легко провести в жизнь. Но мы теперь пред лицом таких условий и всяких решительных по своей для нас отрицательности возможностей, что необходимо принять самые решительные меры к упрочению прежде всего самостоятельности и независимости Церкви перед лицом недружелюбного к ней государства. Теперь во взаимоотношении между Церковью и Российским государством мы поставлены в такие условия, которые вынуждают нас обратиться к немыслившимся нами прежде средствам обеспечения земной судьбы Церкви в России. Посему плодотворнее будет, предусматривая возможности, теперь же и принять меры к предотвращению беды для Церкви от внешних случайностей. Такой исход, между прочим, и в том, чтобы содержание духовенства было всецело возложено на самый приход, в вид<е> определенного денежного обеспечения. Такое содержание собирается путем самообложения платежеспособных прихожан. Но надо иметь в виду то, что не все приходы оказались бы в состоянии своими средствами сносно содержать даже одного только священника. Кроме того, есть приходы, которые с миссионерскою целию необходимо поддержать оказанием помощи в содержании причта.

В таких видах собираемые путем самообложения средства через епархиальное управление должны поступать в центральную церковную казну при Св. Синоде, а оттуда, согласно сведений с мест чрез епархиальные съезды, назначаться в содержание всех приходских причтов. Но ввиду новости дела, центральная казна может быть образована только в будущем. На первых же порах всякий приход вносит чрез самообложение только на содержание своего причта в приходск<о>й совет. На содержание же причтов бедных и миссионерских приходов все прочие приходы приглашаются жертвовать добровольно; из таких пожертвований епархиальное собрание и назначает соответствующее содержание на причты указанных приходов.

Одинаково при самообложении должно принимать в соображение различную по силам и условиям платежную способность прихожан. Посему на усмотрение и на распоряжение самого прихода должна быть возложена братски-справедливая раскладка всего положенного с прихода сметного назначения на содержание духовенства. Приходские собрания по заключению приходских советов могут освобождать от части или от всего взноса малосостоятельных и заслуживающих снисхождения прихожан, восполняя недостающее ко взысканию из тех или иных источников, имеющихся в распоряжении прихода.

Церковный закон о таком приходском самообложении через Церковный Собор должен быть проведен к исполнению на местах теперь же, независимо — будет или нет дано от государства денежное определенное содержание духовенству. Члены же Собора на местах через епархиальные съезды должны быть проводниками этого закона в дело, за святое послушание для Церкви Божией всемерно располагая православных христиан к принятию в жизнь данного порядка в содержании духовенства. Устроилось это в Финляндии православной, среди русских православных в Америке, — должно и может устроиться и в нашей России. Но необходимо решительно и планомерно взяться за это важнейшее дело для упрочения положения самой Православной Церкви в революционном государстве Российском.

Все дело обеспечения приходского духовенства в России может быть изложено в следующих кратких положениях.

По завету Христа (Матф. 10, 10) и Его апостолов (1 Кор. 9, 13) и по церковным канонам (Апост[ольское правило] 41), духовенство за свое духовное сеяние имеет право пожинать телесное от православных христиан (1 Кор. 9, 11), как материальное обеспечение своего существования.

1. Источниками материального обеспечения православного духовенства являются: а) определенное денежное вознаграждение годовое за определенный круг требоисправлений; б) добровольные приношения деньгами и натурой за прочие требоисправления; в) церковно-причтовая земля, г) арендные статьи и капиталы и д) в сельских приходах — ружный сбор, где он существует.

2. За определенное годовое денежное содержание причты совершают следующие требоисправления: а) крещение и миропомазание, б) исповедь и причащение, в) брак, г) елеосвящение, д) отпевание покойников в церкви (со встречей и проводами у храма), в часовне или на дому, е) посещение домов прихожан однажды в год с молебнами или Пасхи, или Рождества Христова, или Богоявления, или главного храмового праздника, сообразно с местными обычаями (по соглашению с приходским собранием), ж) богослужение в храме в воскресные и праздничные дни, во время говения в посты и в дни общецерковных поминовений, согласно местным обычаям, а также молебствия по общеприходским нуждам; свех того, з) выдачу прихожанам, по их надобности, письменных документов и разных справок.

3. За неперечисленные в ст. 2-й данного положения требоисправления причты получают от прихожан добровольные приношения, по взаимному соглашению. Таковое соглашение может быть определяемо и на приходских собраниях. По изменяющимся условиям жизни расписание размеров таких приношений может быть пересматриваемо на приходских собраниях.

4. За исполнение указанных в п. 2 требоисправлений приходское духовенство получает от прихода определенное денежное содержание (жалованье) помесячно в год: священник не менее 1200 р., диакон не менее 800 р., псаломщик не менее 600 р., в пропорции раздела братских доходов в частях 6 : 4 : 3 (другая половина соединенного собрания V и XVII Отделов, на стороне которой не был председатель, предположила: священник не менее 1800 руб., диакон не менее 1200 р., псаломщик не менее 900 руб.).

5. Означенное денежное годичное вознаграждение производится из средств прихода путем самообложения платежеспособных прихожан или из иных источников, имеющихся у прихода.

Примечание 1. Платежеспособность прихожан устанавливает приходское собрание на основании предположений приходского совета.

Примечание 2. О несостоятельных к платежеспособности приходах епархии имеет суждение епархиальное собрание, изыскивая средства на оказание пособия им в содержании причтов.

6. В тех приходах, где имеются причтовые капиталы или арендные статьи на содержание местного духовенства, а равно определенное содержание духовенства из местных источников (за исключением капиталов и арендных статей на поминовение или в вознаграждение за служение в приписных храмах и часовнях), члены причта получают дополнительное содержание из указанных в п. 4 средств только в размере разницы между суммою получаемого от указанных источников содержания и суммою причитающегося им в данное время содержания по установленному в п. 3 положению.

7. На основании 3[-го] п. сего положения приходским собранием намечается общая сумма вознаграждений всего наличного в приходе клира; соответственно имущественному состоянию и семейному положению каждого платежеспособного прихожанина, приходское собрание, на основании предположений приходского совета, делает раскладку всего подлежащего ко взысканию с прихода сметного назначения на содержание приходского клира; по такой раскладке уполномоченные от приходского совета лица собирают с прихожан не позднее как к 1 декабря каждого года назначенную сметой на следующий год сумму, которая приходским советом вносится в кредитное учреждение, откуда причт и получает положенное ежемесячно.

Примечание. В будущем, когда новый способ содержания духовенства привьется к жизни, необходимо, в целях равномерного распределения самообложения между приходами и в целях христианской взаимопомощи между ними в деле содержания причтов, учредить при Высшем Церковном Совете центральную церковную казну, в которую приходские советы чрез епархиальный совет и будут направлять собранное путем самообложения согласно сметы, составляемой Высшим Церковным Советом на основании сведений из епархий.

8. Епархиальные собрания изыскивают источники средств на содержание причтов беднейших, инородческих и миссионерских приходов епархии.

9. Приход на своем собрании изыскивает меры воздействия на упорно уклоняющихся от внесения установленного приходского самообложения на содержание причта.

10. В кафедральных и всех штатных соборах получают годичное помесячно жалованье — не менее: протоиерей 1600 руб. (другая половина соединенного собрания V-го и XVII-го Отделов — не менее 2400 р.), ключарь 1400 (— 2100) руб., священники и протодиакон по 1200 (— 1800) руб., диаконы по 800 (— 1200) р., иподиаконы по 700 (— 1050) руб., псаломщики по 600 (— 900) руб.

Примечание. Если при кафедральных и уездных соборах не имеется приходов, или оные приходы по своей малочисленности не могут своими средствами содержать многосоставного соборного клира, то епархиальное собрание изыскивает источник средств для назначения содержания соборным причтам в размерах, указанных в п. 9.

11. На случай инвалидности членов причта, из соответственных процентных отчислений с указанного в ст. 3 жалованья образуется всероссийская пенсионная касса духовенства для получения пенсии за 30-летнюю службу по общему порядку о назначении пенсий в размере 65% основного денежного содержания и в половинном размере за 15 лет службы.

12. Срок пребывания в последней должности для получения пенсии по этой должности определяется в пять лет.

13. Вдовам умерших священнослужителей или псаломщиков выслуженные мужьями пенсии должны выдаваться в размере половины; если у них есть имеющие права на пенсию дети, то на каждого сына или дочь должно выдаваться по одной четверти всей пенсии, всего, однако, детям не свыше трех четвертей этой пенсии; при круглом сиротстве каждый из детей должен получать по одной четверти пенсии, всего, однако, не свыше четырех таких частей, хотя бы сирот было и более; на том же основании должна назначаться пенсия детям, не имеющим уже матери, если их отец поступит в монахи.

14. Священнослужители, сложившие с себя сан по прошению (кроме случаев снятия сана по болезни, напр[имер], душевной невменяемости, боязни пространства и подоб[ного]), а равно псаломщики, вышедшие сами из духовного звания (кроме случаев болезни, напр[имер], душевной невменяемости и подоб[ного]), теряют права на пенсию как для себя, так и для своих семейств, но прослужившим не менее 10 лет возвращаются сделанные ими взносы в пенсионную кассу без начисления процентов и без вступительного взноса.

15. Священнослужители, подвергшиеся лишению сана по суду, а равно и псаломщики, по суду исключенные из духовного звания, лишаются права на пенсию только для себя, но не для своих семейств. В случае неимения семейств, означенным лицам духовного звания возвращаются сделанные ими взносы в пенсионную кассу без начисления процентов и без вступительного взноса.

16. Возвращаются сделанные взносы в пенсионную кассу без начисления процентов и без вступительного взноса и лицам духовного звания, принявшим монашество, если у них нет имеющих права на пенсию жены и детей (ст. 12).

17. Члены православных причтов, не утратившие прав на пенсию по ст. 13 и 14 до выслужения пенсии, выходя за штат по неизлечимой болезни, при которой не могут обходиться без постороннего ухода, если прослужили не менее 10 лет, должны получать ⅓ причитающегося по должности полного пенсионного оклада, с нарастанием к причитающейся неполной пенсии увеличения за каждый год сверх указанного минимального срока выслуги.

18. Причты бесприходных церквей женских монастырей тюремных и домовых содержатся на средства, получаемые от подлежащих начальств и учреждений.

Примечание. Для получения прав на пенсию, согласно данного положения, священно-церковнослужители указанных в 18[-й] ст. церквей, как и церквей кладбищенских, делают установленные означенным положением отчисления.

19. Все местные средства содержания приходского духовенства, как-то: кружечные доходы, проценты с причтовых капиталов, доходы от оброчных статей, земля, а также и обычные в некоторых местностях при требоисправлениях приношения в пользу всего причта хлебом или иными продуктами, делятся при всяком составе причта между священником, диаконом и псаломщиком в пропорции 6 : 4 : 3 части.

Примечание. Доброхотные даяния за особые труды отдельных членов причта, каждого по его званию, совершенные вне храма, составляют личное вознаграждение получившего и разделу не подлежат.

20. В таких же долях и на тех же основаниях делятся доходы между членами причтов церквей тюремных, домовых, кладбищенских и при женских монастырях.

21. При всех соборных причтах доходы делятся в частях: протоиерею 8 частей, ключарю 7 частей, священникам и протодиакону по 6 частей, диаконам по 4 части, иподиаконам по 3½ части и псаломщикам по 3 части.

Примечание. Действие настоящих правил не простирается: а) на проценты с таких капиталов или на доходы с таких имуществ, которые предназначены жертвователями на содержание только определенных членов причта, напр[имер], сверхштатных диаконов; б) на такие случаи, когда раздел между членами причта процентов со внесенного капитала или доходов с пожертвованного имущества определен самим жертвователем, и в) вообще на доходы и имущества со специальным назначением.

22. По церковным канонам (VII Всел[енского Собора] 12 пр[авило]) не подлежащая отчуждению церковно-причтовая земля, составляющая важнейший источник обеспечения духовенства и других приходских нужд, остается собственностию Церкви в лице приходского храма и в пользовании причта.

23. В приходах с земледельческим населением ружный сбор, где он существует, сверх денежного вознаграждения, производят или сами члены причта, или, по соглашению с прихожанами, особо уполномоченные от прихода лица, которые собранное передают причту в раздел.

24. В целях лучшего благоустроения своего приходы обязаны озаботиться обеспечением причта в селах домами и в городах домами или квартирами, со службами при них, а в сельских приходах — и с огородными усадьбами.

25. Заштатным священно-церковнослужителям, имеющим собственные дома на церковной земле, предоставляется право проживать в таковых по день смерти. После же их смерти таковое право предоставляется для личного жительства и их неустроенным вдовам и детям до их совершеннолетия, если на то последует согласие причта и приходского совета. По устроении же вдовы и детей, с домами их поступают на основании ст. 27 Устава о православном приходе.

26. При указанных условиях содержания духовенства, в целях лучшей постановки пастырского дела в приходе, члены причтов, разделяя между собою преподавание Закона Божия в начальных училищах прихода, не могут иметь свыше 12 учебных часов в неделю в учебных заведениях высшего типа, а также и свыше этого числа часов побочных занятий, кроме пастырско-приходского дела.

Председатель Отдела Епископ Андроник

Скрепил: делопроизводитель Михаил Струженцов

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 445. Л. 39–47. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 439. Л. 62–70. Машинопись. Подписи — автографы.

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 568–576. Машинопись. Копия. Подпись делопроизводителя Н. А. Соловьева — автограф.