Приложение к протоколу № 24

Доклад Члена Собора прот[оиерея] Л. Туркевича при сем протоколе прилагается

Евдоким, архиепископ Алеутский и Северо-Американский. Доклад о предполагаемых реформах Алеутской епархии в административном и финансовом отношении уже был заслушан в пленарном заседании главного отдела, под председательством митрополита Платона и во всех своих существенных частях уже одобрен. Поэтому сегодня я лишь вкратце напомню собранию основные положения, которые положены в основу реформы Алеутской епархии. Таких основных положений три. Первое: наименование епархии — миссия. До самого последнего времени наша епархия – миссия не была чартирована в стране. Правда, лет десять тому назад представители миссии были озабочены этим вопросом и довели дело чартирования миссии даже до конгресса, истратив на это немало средств. Греки опротестовали чартор и миссия осталась без чартора до моего приезда в Америку. Между тем, в стране порядка и строгости невозможно оставаться без чартора ни одному самому незначительному учреждению или лицу. Чартор даст юридическое положение всему, ставить все под защиту закона станы, вводить все в законы страны. Вследствие отсутствия чартора в стране до сих пор юридически и законодательно не знали нашей миссии. Благодаря этому при возникновении судебных процессов, утверждение в имущественных правах и т. п., каждый раз пред судьями, не знающими совершенно нашей веры, приходилось бесконечно объяснять и доказывать, кто мы. Многое во время процессов мы потеряли только потому, что не были чартированы в стране.

Ныне Господь помог мне довести до благополучного конца дело. По этому чартору наша миссия называется «Русская православная Греко-кафолическая церковь». Каждое слово в этом чарторе на наших собраниях было тщательно и обсуждено. «Греко-кафолической Церковию» нельзя было назвать нашу миссию потому, что тогда одним росчерком пера мы передали бы все свои права и все свое имущество грекам. «Православной Церковию» нельзя было назвать потому, что так уже называется одна из обширных <…>* еврейства и мы тогда подарили бы все свое достояние евреям. Термин «русский» нельзя было выбросить потому, что многие из наших Верников бежали в Америку ради сохранения своей национальности и не хотят ни за что оставить это родное и дорогое для них слово.

На принятие нашего чартора Священным Синодом ставится в великое и непримиримое противоречие два законодательства — Священного Синода и Америки, так как наименование «Алеутская епархия» не совпадает с юридическим наименованием теперь миссии в стране. Всякий указ, всякое дело, начатое Священным Синодом по старому наименовании. Епархии будет не по адресу. А все это на юридическом языке чревато очень печальными последствиями.

Второе: разделение на епрахии.

Еще в бытность  Святейшего патриарха в Америке возникал этот вопрос и там предполагалось устроение Экзархата (cм. наши официальные печатные органы). В настоящее время, с ростом миссии это неизбежно положительно. Я хочу снять с себя всякую ответственность пред потерей за то, что я в свое время не предупредил высшую церковную власть о необходимых реформах миссии. И более того, скажу, если эти реформы не будут проведены, лично я считаю более невозможным служить в Америке, хотя бы за это подлежал  и самому высокому наказанию. Проведу по порядку проектируемые епархии.

1. Аляскинская. Не нахожу слов, чтобы сказать, до какого упадка дошла эта наша миссия. Закрыты почти все приходы. Приюты, школы, все разрушается и гибнет, не исключая нашего великого исторического памятника Собора на Ситхе, сооруженного великим Аляскинским миссионером епископом Иннокентием, впоследствии епископом Московским. Земли наши расхищаются. Наши верники, после напрасных многолетних страданий священников переходят в различные секты. А католики нагло даже объявили об американских заботах о закрытии Православной миссии на Аляске и о якобы отстоявшей ими передаче всего церковного имущества другим исповеданиям. Святители, жившие в Нью-Йорке, посещавшие Ситху по разу и то почти всего на несколько часов не могли, конечно, ничего сделать для Аляски. Управлять из Нью-Йорка Аляской ведь совершенно невозможно. На обмене письмами только с Ситхой нужно четыре недели, а в другие места параход ходит и всего только один раз в год.

2. Канадийская. Преосвященный Александр за год своего пребывания в Канаде организовал сто десять приходов и в докладе Св[ященному] Синоду пишет уже о необходимости для него викария. Если припомните, что его епархия простирается от моря до моря, то легко можно понять просьбу Преосвященного Александра. Притом Канада — <…>* законодательство ее отличается от законодательства Америки. В виду всего этого нет возможности управлять этой епархией из Нью-Йорка.

3. Бруклинская — арабская. Эта епархия уже существует давно. Управлять и ею невозможно русскому архиепископу, так как на фактически разбросана по всей Америке и даже <…>* в бытовом религиозно-церковном отношении представляет великое множество особенностей, которые ставят в безысходное положение всякого американо-русского святителя.

4. Сербская. Более 30 лет сербское и церковное гражданское  правительство старается органы управления епархии в Америке и давно уже пора решать этот жгучий для сербов вопрос в положительном смысле, ибо у нас нет достаточных сил управлять и своими делами.

5. Пенсильванстская. Более 200 приходов насчитывается в штате Пенсильвания с прилегающими штатами. Здесь сконцентрировались выходцы из Галиции и Угорщины. Объединены они все в ремеслах своих. Здесь центр дел и гнездо наших заклятых врагов и противников. Потому здесь настоятельно необходимо иметь своего постоянного епископа, который был бы неослабно на страже интересов нашей церкви. Преосвященный Александр изъявил свое согласие принять в свое заведывание эту епархию.

6. Минеаполисская. Минеаполис — старейший приход в миссии. Из Минеаполиса начал главным образом распространять Православие в Америке. Здесь долгое время была наша семинария в благоустроенном здании. К Минеаполису прилегает громадный район центральной Америки, оставленный нами совершенно без всякого внимания. Так, там постоянно встречаются забытые наши храмы, миссионерские станы и т. д. необходимо при этом вспомнить и то, что минеаполисцы ассигновали 15 тысяч долларов на постройку специального дома для епископа, возбуждали много раз ходатайства о даровании им епископа и настойчиво ждут епископа. Там мог бы быть Преосвященный Стефан.

7. Нью-йоркская. Епархия простирается от Канады до Мексики вдоль всего Атлантического побережья и заключает в себе более ста приходов.

Содержание миссии. Ни одна из заграничных миссий не была так нищенски обеспечена, как наша миссия. Если начальнику Иерусалимской миссии с его штатами давали почти 50 тысяч рублей в год, то на Американскую миссию с сотнями работников и множеством первоначальных учредителей давали всего только 70 тысяч рублей. Более разработанные сведения о финансовом положении миссии я дам при чтении нашего проекта об Американской миссии.

Делопроизводитель Н. Варжанский.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. Л. 119–121. Машинопись.

Священник Александр Кукулевский (доклад)

Я не имел удовольствия служить, как о. прот[оиерей] Туркевич, в центре управления Северо-Американской епархии; моя 16-летняя работа в Миссии происходила все время в периферии, в роли рядового работника и потому я позволю себе быть более практичным в своих выводах и замечаниях, касательно предложенного вниманию Отдела проекта переустройства миссии.

С содержанием проекта духовенство епархии было ознакомлено на Съезде духовенства в июле месяце прошлого года  и потому то, что я имею сказать, будет не моим личным мнением, а выражением общего мнения рядовых тружеников Миссии. Видит Бог, что Миссия Американская нуждается в коренном преобразовании, что нужды ее вопиющи, что положение ее катастрофическое. Не стану доказывать Собранию, что нам нужны деньги — этим я оскорбил бы присутствующих. Сообщу для иллюстрации следующее: в августе месяце, перед отправлением моим на Собор в кассе правления оставалось жалованья лишь на один месяц и после этого вот уже полгода как все служащие в центральных учреждениях сидят без цента; вся ассигновка была истрачена для затыкания дыр и прорех и на текущие расходы не оставалось ровно ничего. Как они там живут. Один лишь Бог знает. Повторяю: деньги нам нужны и необходимо переустройство Миссии, но нужно делать это так, чтобы принятые меры послужили к укреплению, а не к дальнейшему ослаблению Миссии. Нам легче будет оценить предлагаемые меры, если мы ознакомимся с настоящим состоянием миссийных дел. Посему я позволю себе в кратких словах сказать, что представляет из себя Американская миссия в настоящее время.

В прошлом мы грешили в сторону чрезмерного расширения Мисси, не сообразуясь с теми средствами, какие были у нас и в результате получилось не укрепление, а скорее ослабление дела Православия. Приходы были раздроблены до крайности, сильные приходы поделены на две и три части, ослаблены и обессилены финансово, так что ни одна из частей не в состоянии поддерживать себя без посторонней помощи. Настоятели таких ослабленных приходов, не имея средств к жизни, вынуждены или искать постороннего заработка (в качестве клерков, служащих в банках, частных конторах, агентов по продаже земли и т. п.), или же собирать подаяние в своей околице под видом сбора на церковь.

Не имея достаточного количества правоспособных священников для заполнения мест во всех этих многочисленных, часто ненужных и для дела вредных приходах, мы вынуждены были посвящать во священный сан людей, кои по своему умственному уровню совершенно недостойны были высокого звания священника. Укажу дл примера на одного, присланного мне в благочиние: человек этот не мог по книге прочитать Символ веры. Было много ставленников по умственному развитию своему стоящих ниже среднего фабричного рабочего. И это — в стране культурной, среди множеств врагов Православия, всегда готовых использовать наши промахи для нанесения нашему делу урона. Можете вообразить, как ТАКОЕ духовенство могло способствовать престижу святой Православной веры. Тон нашей приходской и церковной жизни был понижен, имя православного священника стало синонимом «жебрака», нищего, собирателя «коллекты». Этим мы отстранили от себя более порядочные элементы среди униатского и духовенства, и мирян.

Помимо людей недостаточно развитых мы допустили в свою среду еще много и людей морально негодных, заявивших себя отрицательным отношением к Православию, маловерующих и даже неверующих, людей склонных к унии и к сектантству. Благодаря этому обстоятельству у нас появились такие священники и такие приходы, относительно которых трудно было с определенностью сказать, что они такое: православные, униатские или сектантские. Резкая грань, отделяющая Православие от Унии и католичества, стала, как бы стираться, мы наступили в полосу полутеней. И это последнее обстоятельство не могло не служить источником нашей слабости.

Я уже упоминал о том, в каком состоянии находятся наши финансы. Уже полгода, как все центральные учреждения Мисси оставлены совершенно без всяких средств, все заложено и перезаложено и даже Кафедральный собор в городе Нью-Йорке не избежал общей участи. Мне неизвестно, что произошло в Миссии за время своего отсутствия в августе месяце прошлого года; более чем вероятно, что часть имущества продана за долги. Одно несомненно6 вынуждены были сокращаться. Еще до моего отъезда решено было Духовным правлением закрыть газету, закрыть столовую в Народном доме, предложить Преосвященному Стефану (Дзубаю) перейти на собственный стол, сдать в наем помещение в народном доме, дабы получить хоть какой-нибудь доход.

В частности, относительно предполагаемого деления епархии на епископии скажу, что минеаполиское викариатство по общему мнению духовенства епархии, является совершенно излишним: Миннеаполис стоит особняком, вокруг него приходов очень мало. То же самое должно сказать и про викариатство центральных штатов (Пенсильванийское), которое предназначено было  для Преосвященного Стефана (его там не приняли). Епископии сербская и сиро-арабская нужны, против них ничего нельзя возразить. Осуществление проекта во всей его полное потребовало бы более полутора миллиона ежегодно, откуда взять такие средства, особенно в настоящее время?

Не подумайте, что я стараюсь возражать против расширения и углубления миссийного дела в Епархии. Я хочу лишь подчеркнуть ,что в настоящий переходный период, до окончания войны мы должны быть более практичны в своих планах, не разбрасываться слишком, не выходить из пределов возможного. Расширение епархии как и всякого прочно поставленного дела, должно быть естественным, натуральным, а не форсированным, подогнанным к определенной цели. Посему повторяю: помощь нашей миссии нужна и нужна немедленно. Еще в сентябре месяце прошлого года мной было подано заявление в Святейший Синод о том, что Миссия на краю гибели и только немедленная помощь может спасти ее. В октябре заявление это было повторено, в декабре в Соборный Совет было подано за подписью 32 (по моей инициативе) заявление о том, что Миссия Северо-Американская гибнет и что в порядке спешности необходимо рассмотреть на Соборе это дело. Заявления и просьбы эти оказались безрезультатными и только теперь, по прошествии почти шести месяцев со дня подачи заявления в Соборный Совет, представляется возможность выслушать крик Миссии о помощи. Помощь нам нужна и мы умоляем Отдел о миссиях оказать нам таковую, войти в Священный Синод с просьбой о сем, но мы лишь хотим и настаиваем, чтобы полученные суммы тратились разумно, практично, в пределах уже существующего. Необходимо консолидировать слабые приходы, прекратить ненужные траты, ликвидировать предприятия, ныне лежащие тяжелым бременем на плечах Миссии. Все эти меры должны способствовать славе и чести святой Православной веры, защищать которую мы призваны в чужой, далекой стране, окруженные множеством врагов, зорко присматривающихся к каждому нашему шагу, готовых воспользоваться каждым нашим промахом.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. Л. 122–123. Машинопись.

Особое мнение архиепископа Евдокима по вопросу о самостоятельности Аляскинской миссии.

Проект реформы Аляскинского викариатства в самостоятельную епархию, поданный в Отдел без согласия и ведома правления, духовенства и моего, есть акт незакономерный, нарушающий интересы Миссий и по существу невозможный. Вот почему все три официальные представители Американской миссии, Члены Собора, решительно высказались против этого проекта.

Ничтожное число действительно существующих приходов на Аляске не может  составлять самостоятельной епархии. Это было бы неслыханным делом в истории Русской Церкви. Вот почему при наличности подобных условий Отделом ведомства Церковного управления было решительное отказано Преосвященному Нестору в открытии самостоятельной Камчатской епархии, хотя на это открытие было согласие правящего архиепископа Евсевия, консистории и духовенства.

2) Если давать полную самостоятельность Аляскинскому викариатству с его приходами, то к чувству простой справедливости тем более нужно превратить в самостоятельные епархии: а) Канадское викариатство, находящееся не в американских, а в английских владениях, в котором 110 приходов и глава которому в своем отчете Св[ященному] Синоду пишет о необходимости для него викария, б) Пенсильванийское с 200 приходами, в) Бруклинское с сиро-арабскою паствою, особой церковной практикой, особым языком, г) Сербское, д) Минеаполиское-угорское.

3) До настоящего времени великие труженики Американские миссионеры, заброшенные в далекие чужие неприветливые края имеют утешение в своей трудовой жизни в надежде на пенсию, выдаваемую только по Аляскинскому викариатству. С отделением же последнего от епархии этот источник вознаграждения потрудившихся миссионеров прекратился.

4. Миссия много потрудилась над собиранием земель в Аляскинском викариатстве и закреплением их за Церковью, немало потратила на это средств. В недалеком будущем эти земли — источники содержания всей нашей Миссии в Америке. По донесению нашего Сеатмийского консула министерству внутренних дел, через десять лет, когда Американское правительство приступит к разработке всех Аляскинских земель, Миссия будет иметь от своих епархий свыше трех миллионов долларов ежегодного дохода. Донесение это сдано Министерством в Св[ятейший] Синод. С отделением Аляскинского викариатства епархия лишается своих трудов и надежд на свое лучшее будущее.

5. В настоящее тяжелое время для большого объединения в трудах на благо Святой Церкви вся Русская Церковь разделяется на округа. Если люди, живущие в родной стороне на одной территории, связанные друг с другом всякими способами общения, заботятся о единении, а не о разделении, тем более об этом должны позаботиться мы, отрезанные от родины великим океаном, окруженные со всех сторон непримиримыми врагами, нуждающиеся в каждую минуту во взаимной поддержке.

6. Не могу я с легким сердцем отказаться и от части титула «Алеутский». В этом титуле заключена вся история Миссии, которая совершалась трудами, страданиями и слезами первосвятителей Миссии. Киевский первосвятитель и до дня сего именуется «Галицким».

7. Копию с проекта Преосвященного Филиппа прошу сделать для меня на предмет рассмотрения его в Правлении и сверки с подлинными документами

Член Собора Арх[иепископ] Евдоким C[еверо]-Американский

21 марта 1918 г.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. Л. 124–125. Машинопись. Л. 126–127-об. Рукопись.


* смысловое слово отсутствует

* Слово, вероятно,  пропущено

* Слово пропущено