Приложение к протоколу № 20

20 марта 1918 года

Докладчик проф[ессор] И. М. Громогласов

Священному Собору Православной Российской Церкви

Отдела о церковной дисциплине

Доклад

Отдел о церковной дисциплине, заслушав и обсудив вопрос о второбрачии священнослужителей, имеет честь представить Священному Собору нижеследующее.

Принимая во внимание

а) что запрещение второбрачия для священнослужителей представляет неизменную норму православного права, имеющую основание, кроме апостольских наставлений (I Тим. 3, 2, 12; Тит. 1, 6) и церковных канонов (3-е пр. Трул[ьского] Собора и др.), в идеале христианского брака и высоком понятии об обязанностях священнослужения;

б) что ни единичные фактические отклонения от этой нормы, допускавшиеся в прошлом, ни справедливое сочувствие тяжкой участи священнослужителей-вдовцов не дают основания для отмены означенного запрещения, особенно нежелательного в условиях переживаемого момента,

<Отдел> постановил принять и представить на уважение Священного Собора следующие положения:

1. Неизменно действовавшее в Православной Церкви, в виде общего правила, воспрещение овдовевшим священнослужителям вступать во второй брак с сохранением сана и священнослужения остается в силе и на будущее время.

2. Всемерное облегчение участи вдовцов-священнослужителей, остающихся верными своему званию, должно быть предметом постоянного внимания и деятельных забот как со стороны церковной власти, имеющей в своем распоряжении разнообразные средства к тому (перемещение вдовцов-священнослужителей, при желании их, из захолустных приходов в такие, где они не чувствовали бы себя в культурном одиночестве, привлечение их к живой и разносторонней церковной деятельности, предоставление возможности дальнейшего образования и т. п.), так и со стороны собратьев по церковному служению.

3. Священнослужители, не могущие понести вдовства, не лишаются, вместе с беспрепятственным сложением сана, права на занятие мест низших клириков, а равно и всякого рода должностей по учебной, административной и т. п. службе в церковных учреждениях.

Председатель

Докладчик

Делопроизводитель

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 241-241 об. Машинопись. Подлинник. Подписи отсутствуют.

Приложение к протоколу № 20 заседания Отдела Священного Собора о церковной дисциплине 20 марта 1918 года.

Доклад С. В. Троицкого «О диакониссах», прилагаемый при протоколе, вызвал оживленный обмен мнений.

Прот[оиерей] П. Миртов: «Доклад ясно доказывает, что институт диаконисс был в древней Церкви, но возрождение его в Русской Церкви доселе встречало противодействие. Теперешняя церковная жизнь требует участия всех церковно-общественных сил. Прот[оиерей] Успенский много поработал в вопросе о диакониссах. Можно надеяться, что восстановление диаконисс не встретит больших препятствий. Отдел в разработке проекта о восстановлении служения диаконисс имеет много всесторонне разработанного материала, прежде всего в трудах Предсоборного Присутствия, а затем в разработанном докладе покойного председателя Отдела о церковной дисциплине высокопреосвященнейшего митрополита Владимира».

В. В. Демидов предлагает разрешить вопрос о диакониссах принципиально, а разработку этого вопроса поручить подотделу.

А. Овсянников: «На пастырском собрании духовенства г. Шуи Владимирской епархии в начале января сего года, на котором и я присутствовал и делал доклад о работах Собора в первую сессию, настоятель Воскресенского собора прот[оиерей] П. М. Светозаров просил передать в Отдел просьбу о разрешении женщинам входа в алтарь, хотя и не во время богослужения, – для уборки, мытья полов и проч. Дело в том, что при соборе образовался кружок женщин, которые с большой заботливостью убирают храм, который поддерживается в должной чистоте, алтарь же убирают сторожа, и убирают несравненно хуже. Само собою разумеется, что вход в алтарь можно разрешить только женщинам пожилым и достойным».

Прот[оиерей] Суворов указывает, что в Тамбовской епархии многие обращаются к епархиальному архиерею за благословением учредить сестричества при храмах. Это – по существу то же, что и диакониссы.

Член Собора Черноуцан предлагает Отделу наметить объем понятия диаконисс. На Востоке при архиереях и при храмах имеются геронтессы – это по первому впечатлению страшное явление, но по существу дело крайне необходимое. Подобное же служение может быть установлено и у нас.

Свящ[енник] Елабужский: «В Вятской епархии сестричные организации служат храму, входят в алтарь. Крещенные язычницы из вотяков очень ревностны. Одна из крещенных просилась в монастырь, но ни я не благословил, ни духовник в монастыре. Она собирает девушек, учит грамоте, молитвам, однако это мало удовлетворяет ее, и она продолжает искать монастырской жизни. Посвящение в диакониссы, конечно, удовлетворило бы ее. Иоанниты использовали всецело религиозных женщин, и они много содействуют развитию секты. Учреждение института диаконисс дало возможность религиозным женщинам поработать для церкви, а не для секты, куда они попадают за отсутствием церковной жизни у нас».

Данилевский указывает на келейниц, или черниц, имеющихся в Поволжских епархиях. Они прекрасный материал для церковного служения.

Прот[оиерей] Т. Теодоров[ич] поддерживает необходимость разрешения вопроса об объеме вопроса о диакониссах. Необходимо его рассматривать совместно с вопросом об участии женщин в церковной жизни. Мужская прислуга в Церкви в большинстве <случаев> теперь немыслима.

Зибарев указывает, что во время войны многих женщин привлекли к храму, они убирают храм, поют, обучают пению церковному. Это участие женщин в церковном деле необходимо расширить и углубить.

Июдин поддерживает вопрос о немедленном восстановлении служения диаконисс, находя его благовременным и необходимым.

Высокопреосвященный председатель, обобщая прения по вопросу, указывает и со своей стороны на необходимость привлечения женщин к участию в церковной жизни. Уборка храма и алтаря женщинами уже практикуется в Православной Церкви по местам. Но у нас необходимо более широкое участие женщин в церковной жизни. К владыке обращалась на днях барышня, окончившая гимназию, с просьбой дать церковную работу. И таких просьб много. Отдел должен разработать правила применительно к условиям и навыкам русской жизни, как женщина может служить Церкви. Мы не новаторы в этом деле. До нас многие поработали в этом вопросе. Нам необходимо разрешить вопрос об участии женщины как члена клира.

У мариавитов в каждом приходе имеются женщины, помогающие священнику, они воспитываются в монастыре, приготовляются к церковному делу, но они не монахини. По предложению высокопреосвященного председателя избирается комиссия для разработки вопроса о диакониссах.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 242-243. Машинопись. Подлинник. Подписи отсутствуют.