Приложение к протоколу № 18

13 марта 1918 года

На собрании Отдела после ряда вопросов продолжено обсуждение доклада члена Собора проф[ессора] И. М. Громогласова о второбрачии священнослужителей.

Т. Гаранин <сказал>, что допущение второбрачия духовенства по снисхождению к немощам священников произведет громадный соблазн среди старообрядцев, которые обвиняют нас в ереси, в противлении канонам Церкви.

Говоров: «При исследовании и разрешении вопроса о второбрачии духовенства наше внимание невольно приковывается к решительному заявлению Слова Божия о том, что епископ, пресвитер и диакон «должен быть муж одной жены» (Тит. 1, 5-6; 1 Тим. 3,2, 12). По-видимому, <это> ясное требование Св. Писания, но, по обыкновению, и оно не избавлено от перетолкований ввиду попыток оправдать допустимость второбрачия духовенства. Чтобы покончить с таким толкованием, я считаю нужным привести ст. 9, гл. 5 I Тимоф. «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа». Как только мы пытаемся приложить к этому вполне сходному по содержанию с вышеприведенным выражением толкования, благоприятные для второбрачия духовенства, обнаруживается их несостоятельность и невозможность. Очевидное дело, мы имеем пред собою определенный термин Св. Писания с определенным содержанием. А потому в запрещении второбрачия для духовенства я вижу выражение, и в данном отношении я не могу согласиться с докладчиком Ильею Михайл[овичем] Громогласовым.

А теперь я хочу сделать указание иного рода.

Христианство есть религия духовного возрождения, постоянного бодрствования, подвига борения, а, следовательно, и креста. И великая житейская мудрость каждого христианина заключается в том, чтобы уметь, всецело отдаваясь воли Божией, нести данный Богом крест.

Святость христианского звания, высота пастырского сана определяют нам жизненный крест. И великая печаль, и сильные страдания постигнут человека, если он по малодушию вздумает уйти от испытания. На основании своего опыта жизненного, хотя и незначительного, я верую, что испытания даются человеку для того, чтобы он рано или поздно нашел себя как христианина и ощутил в жизни человека и мира действие воли Божией, всецело предавшись ей. Так я верую и думаю, что не избежать христианину крестоношения. Убегая или уклоняясь от одного креста, он встречает другой. Положим, «за страданья» мы можем разрешить духовенству второбрачие; но разве мы можем ручаться за то, что не умрет и вторая жена у священника. Ведь не редкость такие загадочные случаи, когда человек неумолимо лишается супруги или супруга и при 2-ом, и при 3-ем браке. Может быть и несчастный второй брак, разбивающий жизнь недавнего вдовца; а может быть и такой брак, когда при видимом благополучии, в силу болезненности жены, создается для человека такое невозможное положение, исполненное таких соблазнов, когда, по выражению И. Златоустаго, человеку нужно будет уметь ходить по горящим угольям и не ожечься, падать на острые мечи и не уколоться».

Прот[оиерей] Д. Рождественский: «Общепринятое понимание I Тим. 3, 2; Тит. 1, 6 таково, что для священнослужителя второй брак не допускается. В полном соответствии с таким пониманием слов апостола стоят канонические правила. По Ап. 17 – Вас. 12, вступившие во второй брак не могут быть служителями Церкви; кроме того, по Ап. 26 – Неок. 1, брак после посвящения в священный сан не допускается. По Ап. 18, не удостаивается священного сана взявший в супружество вдовицу. И для мирян второй брак разрешается лишь с наложением епитимии (Вас. 4); священнослужителю на брак двоеженца не разрешается пиршествовать (Неок. 7). Решится ли Отдел церковной дисциплины эти и другие правила отнести к числу отживших и подлежащих отмене? Такой вопрос подлежит обсуждению Отдела. Есть немало лиц, духовных и светских, состоящих в браке и вдовых, которые в разрешении второбрачия для священнослужителей склонны видеть панацею от всех бед и злоключений овдовевшего священнослужителя. Ссылаются на требование природы, забывая, что природа человека извращена грехом, и лицам, состоящим в браке, необходимо вести также неустанную борьбу с требованиями этой природы. Говорят даже, что безбрачие и состояние вдовства противно естеству. Но говоря это, не отвергают монашества. Почему же, допуская обеты всегдашнего девства, Царствия Небесного ради, не допускают обетов единобрачия для священнослужителей, ради высокой цели – служить для мирян примером воздержания и отречения от внешних благ и удобств жизни? Ведь и посты, которые теперь почти повсюду и духовными, и мирянами открыто нарушаются, как вредные для здоровья, как противные природе, в недавнее еще прошлое свято соблюдались без ущерба для здоровья хранителей предписаний церковного устава.

Говорят, что жена – необходимая помощница мужу-священнику, и овдовевший священник не может, будто бы, преодолеть свое служение столь успешно и ревностно, как имеющий таковую помощницу в лице своей жены. Вне всякого сомнения, жена священника упорядочивает его внешнюю жизнь, доставляет ему внешние удобства, освобождает его от тяготы мелочных житейских забот, тем самым косвенно способствуя успешности и благоплодности пастырского служения. Но нельзя отрицать и того, что жена (и семья вообще) являются препятствием на пути исполнения пастырского долга и вообще всякого идейного служения. И для священника «враги человеку – домашние его» (Мф. 10, 36); и оженивыйся священник так вынужден заботиться о том, чтобы угодить жене (I Кор. 7, 32-33). Жены священнослужителей, особенно – последнего времени, без всякого сомнения, вносят омирщение и суетность в уклад жизни нашего духовенства. Есть редкие исключения; но вообще указанный аргумент в пользу разрешения второбрачия духовенства следует совершенно оставить.

Указывают на горькое положение священников-вдовцов, посещающих малолетних детей, лишившихся матери; но эти несчастные дети матери себе не найдут, но рискуют найти в лице второй жены своего отца злую мачеху.

Защитники второбрачия для лиц священного сана заботятся, главным образом, о внешних удобствах и о всегдашнем благоприличии жизни священника-вдовца, а не о существе дела. Говорят о неприглядности внешней обстановки в доме вдового священника, о беспризорности его детей, о слабостях, которые доводят лишенных права на второй брак священников и диаконов нередко до трагического конца. Но, с одной стороны, слабостям подвержены и многие из священнослужителей, не терявших своих супруг, с другой стороны, многие же вдовцы-священники живут внешне вполне благоприлично, бодро и честно неся свой крест.

Недостаточно основательно вообще противопоставление жизни священника женатого и вдового. По I Тим. 3, 2 список (священник и диакон) должен быть не только единой жены мужем, но и целомудренным (греч. понятие, более обширное, сравнительно со слав.-рус. «целомудренный»; целомудрие в нашем смысле, без сомнения, вводит в объем понятия, обозначаемого греч. словом). Понятно, в чем состоит целомудрие брачной жизни, особенно священника: это также подвиг, и кто способен на такой подвиг, тот в состоянии, при помощи Божией, нести и крест вдовства.

Вопрос о второбрачии священнослужителей необходимо рассматривать в неразрывной связи с другими вопросами, – об условиях удостоения священного сана.

Имея в виду эти условия, необходимо прийти к такому выводу: если, как было доселе, священного сана будут сподобляться люди непризванные, без должного испытания архиереем, ранее достижения определенного канонами возраста – люди, для которых священнослужение и пастырство – ремесло, а не высокий подвиг, тогда разрешение второго, третьего и какого угодно по счету брака не повредит существу дела: оно все равно обстоит безнадежно плохо.

Разрешив священнослужителям второй брак, Собору настоящему или одному из будущих придется решать вопрос о третьем браке, об облегчении развода с женами, напр[имер] хроническими больными, и т. д.

Выход из духовного сословия для вдовых священнослужителей должен быть совершенно беспрепятственным, без всяких правовых ограничений».

Прот[оиерей] В. Синцов просит облегчить участь несчастных вдовцов, разрешив им второй брак. «Я вдовец, – говорит оратор, – у меня 8 чел[овек] детей. Передать чувства при погребении жены и страдания многих месяцев невозможно. Их может понять только переживший мои муки. Молитва меня успокаивала, но суровая действительность давила. Предо мною много примеров тяжелых падений вдовых священников, многие спились, погибли вследствие тоски. Я сам был на краю гибели, и спасла меня работа в громадном приходе и двух школах. В захолустье жизнь вдовца невыносима. Мое пожелание, чтобы Собор обратил внимание на вдовцов, дал бы им работу серьезную, поставил бы их среди интеллигентных людей. Я прошу обратить внимание, что тяжелее: жениться священнику на 2-й жене или снять сан?! Думаю, второе. Тяжесть подвига вдовца несравненно тяжелее монаха. Если далее случится падение священника, то ведь он губит всю свою жизнь и пастырскую работу. Я не настаиваю на второбрачии ввиду безнадежности сего вопроса, но прошу всеми средствами облегчить участь священника-вдовца».

Н.И. Знамировский: «В вопросе о второбрачии вдовец далее станет на точку зрения ап. Павла в разрешении им вопроса о неядении идоложертвенного мяса: если мясо соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек».

Клевезаль указывает, что против наемного воздержания и безбрачия медицина не дает никаких показаний: они не отражаются плохо на здоровье. «Я вдовец и хотел воздержаться от брака, зная взгляд Церкви на второй брак, но по совету духовника женился, имею прекрасную жену во всех отношениях, но угрызения совести часто посещают меня».

Протоиерей Миртов – против второбрачия. «У меня брат <был> священник вдовый с пятью детьми, он был на краю гибели, начал стариться. Но по моему совету он открыл Общество трезвости, начал громадную работу церковную и живет сейчас радостною жизнью. При чтении документов, касающихся второбрачия духовенства, я почувствовал мучившихся душ, но при всем ужасе этих страданий я вынужден сказать против второго брака духовенства. Но мы должны, тем не менее, принять все меры к облегчению участи вдовцов. В Государственном Совете говорили об ограничении прав расстригающихся священников, но я настаивал на необходимости шире раскрыть двери уходящим. Юношу 19-20 лет толкают в священство, пока он овдовеет, его представляют самому себе. Необходимо сузить возможность принятия сана юными людьми, исполнять правило о посвящении не ранее 30 лет, тогда и соблазны сократятся».

Н. Ф. Миклашевский указывает на глубокое уважение к ксендзам, хотя у них есть «господыня». Посему необходимо разрешить духовенству иметь более молодую прислугу, чем 60 лет. Второе. Обратиться с посланием от Собора с просьбой к православным, возможно более вдовых священников.

Высокопреосвященный председатель, заключая прения, указывает, что все ораторы относятся с большим снисхождением к вдовцам, но доводы против второго брака священнослужителей, основанные на Слове Божием, на канонах, на общецерковном сознании верующих, были очень многочисленны. Все ораторы требуют облегчения участи священников.

Все сказанное ораторами восполняет лишь обоснования для основных положений докладчика И. М. Громогласова.

Докладчик И. М. Громогласов указывает, что все сказанное по поводу доклада не опровергало его, а лишь восполняло. Неожиданными лишь показались возражения, говорящие, что любовь Христова должна превозмогать и возвышаться над канонами. Материал канонических обоснований сужен: докладчик был далек от формального отношения к вопросу о второбрачии священнослужителей.

Отвержение второбрачия священнослужителей имеет, во-первых, основание в христианском взгляде на брак как на союз моногамический: смерть не расторгает союза любви, – а во-вторых, – во взгляде на высоту пастырского служения, которое не допускает мысли о послаблении. Какой же это врач-пастырь, если он сам нуждается более всего в лечении?

Для докладчика непонятно и малосерьезно с практической точки зрения предложение одного из ораторов, жизнь вдовых священников, тайком увозимых подальше, чтобы не узнали. Но если узнают?! И что это за брак, что с ним нужно скрываться и прятаться?!

Большой Московский Собор 1667 <г.> не разрешил второбрачия, но не воспретил священникам жениться, чтобы, однако, они из клира не извергались, а оставались в низших степенях клира. Может быть, это решение будет принято и облегчит участь вдовцов. Необходимо сузить путь к пастырству и облегчить участь вдовцов, раскрыв широко двери ухода из священнического сана.

Необходимо, чтобы и архипастыри, и собрания, и народ облегчили участь вдовцов. Может быть, люди опыта в этом отношении укажут средства облегчения участи вдовых священников.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 214-222. Машинопись. Подлинник. Подписи отсутствуют.