Замечания профессоров Петроградской духовной академии на учебный план проекта академического устава
Профессор И. П. Соколов изложил существенные пункты замечаний Петроградской духовной академии на проект академического устава в той части, которая касается учебных планов. Означенные замечания представляют собственно мнения отдельных членов Совета академии, внесенные письменно или устно высказанные в заседаниях Совета, но не подвергавшиеся голосованию. Почти все, присутствовавшие на заседаниях, члены Совета признают VIII главу проекта нуждающейся в коренной переработке. Главный недостаток усматривают в слишком большом до ужаса чрезмерном количестве общеобязательных предметов, устанавливаемом в § 122. «Многопредметность, — говорит проф[ессор] В. С. Серебреников, — которая распыляла академическое преподавание и убивала научный дух в профессорах и студентах, не ослабляется, а даже усиливается новым проектом. В нем, как и в предшествующем академическом уставе, отдается предпочтение учебным интересам пред учеными, материальной стороне преподавания перед методологической, чтению лекций перед практическими занятиями. Повторение для всех студентов общих семинарских курсов, хотя бы и в более совершенном виде, признается нецелесообразным и преобладающее значение в академии усвоятся специализации наук по группам (проф[ессор] И. С. Пальмов). Число общеобязательных предметов рекомендуется сократить до минимума. Самый выбор предметов для обязательного изучения всеми, как напр[имер] включение в этот разряд истории Греко-Восточной Церкви, проводится случайным и не объясняющимся из какого-либо одного принципа (проф[ессор] Н. И. Сагарда, проф[ессор] С. М. Зарин). С своей стороны, составители отзывов указывают и принципы, какие должны быть положены в основу разделения наук на общеобязательные и специальные. К общеобязательным предметам, по мнению одного из профессоров (Н. И. Сагарды), должны быть отнесены те, которые «составляют основу богословского образования и дают возможность выработать цельное православно-христианское мировоззрение», по мнению другого, те, которые имеют дело с первоисточниками богословского образования, в отличие от систематических, которые должны быть отнесены в категорию специальных (Д. П. Миртов), по мнению третьего, вообще «самые основные и в методологическом отношении наиболее типичные» (В. С. Серебреников). Три члена Совета Петроградской академии дают в своих отзывах и списки предметов, которые, по их мнению, следует или, по крайней мере, можно сделать общеобязательными. Списки эти значительно расходятся между собою. Одни включают 5 предметов и языки (Н. Н. Глубоковский), другие — 6 предметов (И. С. Пальмов), третьи — 9 предметов и языки (Н. И. Сагарда). Только три предмета оказываются вошедшими во все три списка: Св. Писание В[етхого] З[авета], Св. Писание Н[ового] З[авета] и История древней церкви. В двух только списках значится патрология и догматическое богословие (в одном из этих списков, как альтернативный предмет по выбору из двух: догматического и сравнительного). Ни в который из списков не вошли: история Греко-Восточной Церкви, история Русской Церкви, общее учение о праве и государстве (для которого, как темного и нигде в мире не существующего, проф[ессор] Н. Н. Глубоковский считает достаточным к[акой-]н[ибудь] приват-доцентуры при нравств[енном богословии], психология, педагогика. Зато в одном списке приняты не вошедшие в проект отдела систематическая философия и логика. О древних языках один из авторов, желающий сделать их общеобязательными, замечает, что они могут иметь лишь практическую постановку. Состав и количество общеобязательных предметов по проекту Отдела Собора и по проектам трем профессоров Петроградской духовной академии можно представить в следующей таблице.
Проект Отдела | Н. И. Сагарда | И. С. Пальмов | Н. Н. Глубоковский | |
1. Св. Писание В[етхого] З[авета] (исагогика) | 1. Св. Писание В[етхого] З[авета] | 1. Св. Писание В[етхого] З[авета] | 1. Св. Писание В[етхого] З[авета] | |
2. Св. Писание Н[ового] З[авета] (исагог[ика]) | 2. Св. Писание Н[ового] З[авета] | 2. Св. Писание Н[ового] З[авета] | 2. Св. Писание Н[ового] З[авета] | |
3. Патрология | 3. Патрология | 3. Патрология | ||
4. Основное богословие | 4. Основное богословие | |||
5. Догматическое богословие | 5. Догматическое богословие | 3. Догм[атическое] богословие (или сравнительное) | ||
6. Сравнительное богословие | 6. Сравнительное богословие | |||
7. Христианская этика | 7. Нравственное богословие | |||
8. История древней церкви | 8. Общая церковн[ая] история | 4. История древней церкви | 4. Древняя церк[овная] история | |
9. История Греко-Восточной Церкви | ||||
10. История Русской Церкви | ||||
11. Патристика | 5. История правосл[авного] богослужения | |||
12. Церковное право | 6. Церковное право | |||
13. Общее учение о праве и государстве | ||||
14. История философии | 9. История философии | |||
15. Психология | ||||
16. Педагогика | ||||
17. Греческий яз[ык] | 10. Греч[еский] яз[ык] | Только в практических занятиях. | 5. Греч[еский] яз[ык] | |
18. Латинский яз[ык] | 11. Лат[инский] яз[ык] | 6. Лат[инский] яз[ык] | ||
19. Еврейский яз[ык] | 12. Евр[ейский] яз[ык] | 7. Евр[ейский] яз[ык] | ||
20. Один из нов. языков | 13. Один из нов. языков | 8. Один из нов. языков | ||
9. Систем[атическая] философия и логика |
Относительно предметов для специального изучения на группах в замечаниях высказывается в качестве общего требования, что в специальные группы должны входить науки, внутренне связанные между собою единственным предметом (В. С. Серебреников), и кроме того все группы должны базироваться на одних основах общеобязательных предметов (И. Г. Троицкий). По вопросу о числе групп мнения расходятся: по мнению И. С. Пальмова групп может быть и более 5, проф[ессор] Н. Н. Глубоковский наоборот предлагает все не общеобязательные предметы разделить на три факультетские группы и уже в них установить последовательную специализацию, с некоторыми подразделениями на каждой из трех групп. Собственный проект распределения наук по специальным группам на указанной основе, взамен принятого Отделом, дает только один профессор И. Г. Троицкий; для богословско-философской группы предложил еще свой проект В. С. Серебреников (Таблица распределения прилагается). В отзывах профессоров высказан кроме того целый ряд замечаний по поводу отдельных предметов, вошедших в состав групп. Из числа предметов I группы предлагается исключить историю и филологию древнего Востока, как предмет непосильный ни для какого человеческого ума, или непонятный по своему содержанию и соотношению с академическими учено-педагогическими задачами, а потому и вообще вполне излишний в академическом преподавании (Н. Н. Глубоковский). К евриту и арамейскому языку рекомендуется присоединить и собственно сирийский язык (Н. Н. Глубоковский). Во II группе кроме прямых возражений В. С. Серебреников против введения в нее библейского богословия, патрологии и истории византийской литературы, предлагается еще и историю и философию религий ввести в состав основного богословия, которое переименовать в апологетику (Н. Н. Глубоковский). В III группе возражая против себя вызывает история славяно-русской духовной письменности (И. С. Пальмов) латинская и греческая палеография и славянская палеография, в которых не признается никакой необходимости (Н. Н. Глубоковский). Высказывается недоумение, почему не включена в эту группу истории русского сектантства (И. И. Айвазов). Из предметов V группы делается возражение против соединения с пастырским богословием аскетики и учения о миссии, совершенно разнородных с ним, и предлагается отделить их, причем учение о миссии присоединить к обличению сектантства (Н. А. Коновалов и Н. Н. Глубоковский). Катехетику и методику З[акона] Б[ожия] предлагается присоединить к педагогике (Н. А. Коновалов и Н. Н. Глубоковский). История сектантских учений признается неопределенною (Н. Н. Глубоковский). Названия: «История и обличение русского раскола» и «История обличение русского сектантства» рекомендуется заменить названиями: «История старообрядчества и обзор его вероучений» и «История русского сектантства и обзор его вероучений».
Самое изучение специальных предметов на группах авторы отзывов находят более желательным начать не с III курса, как в проекте Отдела, а со II курса, отнеся все общеобязательные предметы на I курс (Н. И. Сагарда, А. И. Сагарда, И. С. Пальмов). При этом высказывается мнение, что на общие курсы полезнее было бы назначить не по 3 лекции, а по 2, оставив 3 лекции на специальные курсы (Н. И. Сагарда).
I группа. | II группа. | III группа. | IV группа. | V группа. | |
И. Г. Троицкий. | И. Г. Троицкий. | В. С. Серебреников. | И. Г. Троицкий. | И. Г. Троицкий. | И. Г. Троицкий. |
1. Св. Писание | 1. Догм[атическое] богословие | 1. Основное богословие | 1. Церк[овная] история | 1. Патрология | 1. Нравств[енное] богословие |
2. Библейская история | 2. Логика | 2. Догм[атическое] богословие | 2. История др[евнего] Востока | 2. История зап[адных] исповед[аний] | 2. Литургика |
3. Библейская археология | 3. Метафизика | 3. Нравств[енное] богословие | 3. История греко-рим[ская] и зап[адно]-европ[ейская] | 3. Русская литература | 3. Пастырское богословие |
4. Библейское богословие | 4. Новейшая философия и Основы естествознания | 4. Систем[атическая] философия | 4. История русская | 4. Западно-европ[ейская] литература | 4. Гомилетика и ист[ория] проповедн[ичества] |
5. Арамейский и сирийский яз[ык] | 5. Педагогика и дидактика | 5. Психология | 5. История югославянская | 5. Югославянск[ая] литература | 5. Христианская миссия |
6. История философии | 6. Русский и церк[овно]-слав[янский] языки | 6. История раск[ола] и сектантства. |
ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 381. Л. 290–293. Рукопись. Черновик.