Приложение 2 к протоколу № 19

Соображения избранной Советом Московской духовной академии Комиссии об учебном плане проекта Нормального устава

Не позднее 18 января 1918 г.

Совет академии 18 января 1918 года постановил разослать эти заключения Комиссии всем членам Совета, прося их сделать свои замечания в недельный срок.

Избранная Советом Московской духовной академии комиссия честь имеет предложить свои соображения об учебном плане проекта Нормального устава.

Против учебного плана Нормального устава комиссия принципиально не возражает. Разделение на общеобразовательные курсы и групповые — специальные курсы и предметы, удачное распределение предметов и последовательность (сначала общеобязательные курсы, потом распределение по группам) выгодно отличают новый учебный план от прежних, в частности, от плана последнего устава. Характерные для них многопредметность и избрание предметов для специального изучения в самом начале академического курса — явления отрицательные, и возвращение к учебному плану устава 1911 года не желательно.

Возражения и замечания относительно учебного плана имеют быть направлены двояко.

1) Если иметь в виду идеальную постановку академического образования, тогда широта нового учебного плана может быть только приветствуема. Открытие новых кафедр, приват-доцентур создавало бы благоприятные условия к получению общего и специального богословского образования в возможной широте.

Желательно только, чтобы общие курсы греческого и латинского языка были более продолжительными. Допущение, даже без экзамена, в академию окончивших семинарию по 2-му разряду и окончивших средние светские учебные заведения создало за последнее время сильное понижение уровня познаний студентов, особенно по древним языкам. И вот вместо роскоши — истории греческой и римской литературы (по 2 часа на специальной группе) — есть необходимость всем обязательно студентам преподавать греческий и латинский язык не менее как в течение двух лет с общим количеством 5 лекций по каждому языку.

Желательно было бы и то, чтобы примечание к § 128 было изменено в смысле категорического требования от всякого поступающего в академию или балла в аттестате по древним языкам, или удовлетворительной сдачи экзамена по этим предметам при самом поступлении (а не в течение первого года обучения в академии).

В распределении предметов для специального изучения представляется нужным для студентов церковно-исторической группы слушать специальные курсы по патрологии I и по истории византийской литературы не менее нужным, чем для студентов богословско-философской и богословско-словесной группы.

2) Но для настоящего времени и довольно продолжительного будущего этот широкий учебный план, проектируемый новым уставом, недостижим. При наличных условиях и обстоятельствах и в грядущем надолго нет возможности открыть 6 новых штатных кафедр и не менее 8 приват-доцентур, как это предполагается Нормальным уставом. Изменения возможны лишь в пределах наличного количества кафедр, а именно:

а) история русского раскола соединяется с историей сект;

б) читаются и латинский и греческий язык, каждый в количестве 5 лекций как обязательные предметы. Все высказанные выше замечания относительно древних языков сохраняют свою силу и при наличных условиях;

в) не занятая только в Московской духовной академии кафедра истории древнего Востока в ней заменяется историей христианского (не греческого) Востока;

г) открывается одна приват-доцентура — по истории западных европ[ейских] литератур.

Постановка практических занятий, как она предполагается по новому уставу, очень желательна. Но пункты устава (§ 121, 146) и отдел Объяснительной записки (стр. 12–13), трактующие о практических занятиях, недостаточно определяют их строй. Комиссия приветствует возможность, при уменьшении количества обязательных зачетов до 6, более солидной и полезной постановки практических занятий. К сказанному в уставе и Объяснительной записке о практических занятиях комиссия предлагает такие разъяснения и дополнения (см. § 121 с примеч[анием]).

С общими курсами могут быть соединяемы практические занятия в элементарной форме, причем для этих занятий могут быть употреблено из 3 недельных часов не более одного часа в неделю. На этих практических занятиях присутствуют все слушатели.

Что касается до практических занятий на группах, то здесь распределение, по каким предметам могут быть назначены семинарии, практические занятия, принадлежит Совету и имеет место в начале учебного года при рассмотрении планов преподавания (§ 41, «а», [п.] 23, 24), каковые Советом рассматриваются и приводятся в соглашение. Таким образом, практические занятия на группах ведутся не по всем предметам, а лишь по тем, по которым устанавливает Совет. Чередование практических занятий, семинариев будет, следовательно, подобно чередованию семестровых сочинений.

По предмету группы, по которому идет семинарий, экзамена не бывает, и балл за зачет по этому семинарию ставится в аттестате как балл по данному предмету. Балл за практические занятия по общеобразовательно<му> предмету не освобождает от экзамена по этому предмету. За общий и специальный курс по одному и тому же предмету ставятся в аттестате разные отметки.

§ 154 изменить, потому что отменять балловую систему отметок нежелательно. В соответствие с этим остаются и разряды, и право держать магистерский экзамен имеют только кандидаты, окончившие по первому разряду (ср. § 159, который соответствующим образом изменить).

§ 152, допускающий возможность сдачи испытаний по 2/3 предметов, преподаваемых на первом и втором курсе, исключить или заменить категорическим указанием на обязательность для перехода на следующий курс сдачи всех экзаменов по предметам данного курса и всех письменных работ.

§§ 173 и 174 заключают в себе противоречие. Московская духовная академия не видит оснований посягать на право библиотекаря заведывать библиотекою. Означенные §§ в указанном смысле желательно изменить.

Предметы, преподаваемые в академии  
  Предметы общеобязательные Число лекций
1 Св. Писание Ветхого Завета I каф[едра] Св. Писание Ветхого Завета II каф[едра] Св. Писание Нового Завета I каф[едра] Св. Писание Нового Завета II каф[едра] 3 3 3 3
5 Патрология I Патрология II Основное богословие Догматическое богословие Христианская этика 3 3 3 3 3
10 История древней Церкви История Русской Церкви Церковное право Психология История философии 3 3 3 3 3
15 Педагогика Еврейский язык Греческий язык Латинский язык Один из новых языков 3 2 5 5 5
    62
  18 курсов + новый язык.  

Группы специальных курсов и предметов

I. Библейская число лек[ций]
Св. Писание Ветхого Завета Ветхозав[етное] библ[ейское] богословие Св. Писание Нового Завета Новозавет[ное] библ[ейское] богословие Библейская история и география Библейская археология Ц[ерковно]-слав[янский] яз[ык] и русс[кий] с палеографией 2 2 2 2 5 3   5
  21
II. Богословско-философская  
Ветхозаветное библейское богословие Новозаветное [библейское богословие] Основное богословие Догматическое богословие Христианская этика Сравнительное богословие Патрология История византийской литературы Систематическая философия и логика Психология История философии 2 2 2 2 2 2 2 2 5 2 2
  25
III. Церковно-историческая  
История древней Церкви Патрология История византийской литературы Церковная археология и ист[ория] христ[ианского] искусства История православного богослужения 2 2 2   5 5
IV. Богословско-словесная  
Патрология История византийской литературы История проповедничества и гомил[етики] История русской литературы История запад[ной] европ[ейской] литературы Русс[кий] и ц[ерковно]-слав[янский] яз[ык] с палеограф[ией] 2 2 3 5   5   5
  22
V. Церковно-практическая  
Пастырское богосл[овие] с аскетикой и гомилет[ика] с ист[орией] проповеднич[ества] Церковное право История правосл[авного] богослужения Церк[овная] археол[огия] и ист[ория] христ[ианского] искусс[тва] Ист[ория] русс[кого] раскола и сект Педагогика 2 3 2 5 5   5 2
  24
А   Б  
История Западной Церкви История Грек[о]-Восточ[ной] Церкви История христианского Востока 3 5 5 История Русс[кой] Церкви Русская гражданск[ая] история История русс[кого] раск[ола] и сект 2 5 5
  29   28

Читали: Р[ектор] а[кадемии] протоиерей А. Орлов

М. Тареев

Д. Введенский

Е. Воронцов

Н. Туницкий

И. Попов.

Архиеп[ископ] Иларион

Прот[оиерей] Д. Рождественский.

Ф. Россейкин

Свящ[енник] П. Флоренский

П. Нечаев

А. Туберовский

Свящ[енник] И. Смирнов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 381. Л. 130–132а об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.