Представление профессором А. И. Покровским отдельного мнения 41 члена Отдела по устройству епархиального управления

7 октября 1917 г.

В заседании отдела 6 октября 1917 г. состоялось тайное голосование двух формул — формулы преосвящ[енного] Георгия и формулы проф[ессора] А. И. Покровского — по общим основаниям предстоящей реформы епархиального строя.

Результат голосования оказался более благоприятным для первой формулы — преосвящ[енного] Георгия, собравшей 48 положительных голосов. Но и вторая формула — проф[ессора] Покровского — объединила около себя очень внушительную группу, в количестве 41 члена Отдела.

Учитывая это обстоятельство, а также принимая во внимание и важность самого вопроса, все представители меньшинства уполномочили меня внести мою формулу на уважение Поместного Собора и подвергнуть его авторитетному голосованию.

Во исполнение этой просьбы долг имею представить Собору как самую мою формулу, так и ее краткую мотивировку, применительно к 83-му § Устава.

Формула:

«Во главе епархии стоит епископ, который управляет епархией на основе Св. Писания и церковных канонов, при непременном соборном содействии клира и мирян.

Причем в делах веры, священнодействия и пастырского душепопечения епископу принадлежит вся полнота власти.

В делах же административных, судебных и хозяйственно-экономических представители клира и мирян, совместно с епископом, имеют право решающего голоса.

В случаях же расхождения епископа с паствой спорное дело, согласно требованию канонов, переносится на суд большего Собора — митрополичьей области».

Краткая мотивировка формулы

Доводы из Св. Писания: учение ап[остола] Павла о теле Церкви Христовой (1 Кор. 12, 12–27; Рим. 12, 4–5) с толкованиями св. Ио[анна] Златоустого: «В Церкви не имеет места ни высокомерие начальствующих, ни раболепство подчиненных. И ныне, если один не говорит полезного, пусть другой встанет и говорит. Хотя бы то был и меньший, но если предлагает что-либо полезное, предпочти его мнение, хотя бы то был даже последний, не оставь без внимания».

Свидетельство мужей апостольских: Игнатия Богоносца: «Старайтесь все делать в единомыслии Божием, имея епископа председательствующим вместо Бога и пресвитера, занимающих место собора апостолов» (Магн[езийцам] 6 гл.). Он же: «Почитайте… епископа, как и Христа, Который есть Сын Отчий, пресвитеров же, как собор Божий, как сонм апостолов, — без них нет Церкви» (Магн[езийцам] 3 гл.). Его же: «Что такое собор пресвитеров, как не священная коллегия что такие они как не советники и сотоварищи епископов? Итак, кто не повинуется им, тот презирает Христа и Его установления» (Тралл[ийцам]).

«Церковные каноны» — памятник конца II века называет пресвитеров «сотаинниками» и «соратниками» епископа.

«Апостольские постановления» о пресвитерах говорят: «Пресвитерам, как постоянно труждающимся около слова учения, пусть отделяют двойную часть, в благодать апостолов Господних, коих и место занимают они как светильники епископа и вожди Церкви, ибо они — собор и совет церковный» (II, 28).

Св. Ио[анн] Златоуст: «Мы не деспотически приказываем вам, мы поставлены для учения словом, а не для начальствования над вами… Мы готовы уступить вам власть, лишь бы сохранить единство Церкви».

Он же: «Не велико расстояние между пресвитерами и епископами. И первые получили так же дар учительства и так же суть представители Церкви, поэтому то же самое, что сказано о епископах, применимо и к пресвитерам. Первые одним только правом совершать рукоположения выше последних, и в этом одном заключается их видимое преимущество перед пресвитерами» (На 1 Тим. 3, 8–10).

Подобные выражения и мысли мы в множестве находим и у Эрма, Полик[арпа] Смирн[ского], Григория Бог[ослова], Василия Великого, св. Киприана Карф[агенского], Амвр[осия] Мед[иоланского], бл[аженного] Иеронима, Оригена и мн[огих] др[угих].

Послание восточных патриархов 1848 г.: «Мы не имеем никакого светского надзирательства или, как говорит его блаженство (папа), священного управления, а только соединены союзом любви и усердия к общей нашей матери в единстве веры. У нас ни патриархи, ни Собор никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас самое тело Церкви, т. е. самый народ».

Профессор Новороссийского университета

и Московской духовной академии

Александр Покровский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 252. Л. 89–90. Рукописный подлинник. Подпись — автограф.