Положение Относительно административного устройства и материального содержания Северо-Американской Епархии-Миссии

1. Северо-Американская епархия-Миссия, вследствие огромности занимаемого ею пространства, разнообразия существующих в ней географических, племенных, национальных и политических условия жизни и вытекающих отсюда трудностей ея обозрения и управления, в соответствие с историческим ходом ее развития расчленяется на ряд отделенных, связанных между собою епархий и округов.

2. Епархии эти следующие: 1. Архиепископская с кафедрою в г[ороде] Нью-Йорке; 2. Канадская с кафедрою в г[ороде] Монреале или Виннипеге; 3. Аляскинсккая с кафедрою в г[ороде] Ситхе; 4. Бруклинская (для сиро-арабов) с кафедрою г[ороде] Бруклине; 5. Пенсильванийская с кафедрою в г[ороде] Питсбурге; 6. Минеполисская с кафедрою в г[ороде] Минеополис и 7. Сан-Францисская с кафедрою в г[ороде] Сан-Франциско.

3. Администраторскими округами являются: 1. румынские приходы и церкви с центром в г[ороде] Реджайна (Канада); 2. для албанских приходов и церквей с центром в г[ороде] Филадельфии; 3. для болгарских приходов и церквей с центром в г[ороде] Торонто и 4. для греческих приходов и церквей с центром в г[ороде] Нью-Орлинсе (Нью-Орлиане?).

4. В епархии-миссии вводится Окружное соборное управление с созывом епископов на Собор чрез каждые 3–4 года.

5. При каждом епископе учреждаются местные Духовные Правления, а при Правящем Архиерее — Центральное Духовное правление, права которого расширяются.

6. Управление епархиями, сосредотачиваясь в Духовных Правлениях, стоит в строгой связи с благочинническими и приходскими советами, действующими по «нормальному Уставу», принятому в Епархии-Миссии.

7. Содержание Епрахии-Миссии исчисляется, кроме приходов, на центральные и общеепархиальные учреждения, как то: Духовные правления, Семинарии, Женский колледж, Училищный Совет, епархиальную типографию, монастыри, школы, пенсионные и прогонные назначения и проч[ее].

Христос Спаситель, посылая своих учеников на великое дело благовестничества, заповедал им «быть свидетелями даже до последних земли». Св[ятая] Церковь до дня сего исполняет эту заповедь Христа Спасителя, когда исповедует себя «Вселенскою» Церковию, когда самоотверженно несет свое благовествование действительно до «последних земли». На миссиях Св[ятой] Православной Церкви главным образом лежит это великое и святое служение. Между этими миссиями не последнее место занимает Северо-Американская миссия.

Огромная область, занимаемая Епархией-Миссией в составе Православной Всероссийской Церкви, по величине своей и протяжению ранвяется почти всей Европейской России. Простираясь от 60о северной широты до Мексиканского залива или 30о она, в то же время числит 70 градусов от крайнего пункта на Атлантическом побережье до прибрежной полосы Великого океана. Если присоединить сюда Аляску, которая сама по себе равняется чуть ли не одной пятой всей территории только Соединенных штатов С[еверной] Америки, то пред нами будет епархия, огромнее которой невозможно указать на земном шаре.

Иллюстрируя высказанное положение действительными, понятными способами, например, измерения пространств в размерах Северо-Американской Миссии-Епархии можно сказать так: на проезд от крайнего пункта на побережье Атлантического океана до крайнего пункта на побережье Тихого океана, если ехать с экспрессом, делающим в сутки 800 миль, надобно употребить не менее 8 суток (из г[орода] Бенгор в штате Мейн, через г[ород] Бостон в г[ород] Нью-Йорк — 2 ½ дня, оттуда через г[ород] Чикаго в г[ород] Сан-Франциско или г[ород] Сиэтл — 5 ½ дней). Если же чисоить еще проезд морем на остров Ситку и затем на остров Уналашка и далее в Михайловский редут, потребуется употребить еще полных 15–20 дней, чтобы, не останавливаясь в пути, проникнуть до предельной точки Миссии-Епархии. Самые обширные русские епархии оказываются небольшими сравнительно с Епархией-Миссией, а обычные епархии будут казаться небольшими клочками земли.

Из этих необозримых пространств можно понять все трудности, а вернее, невозможности одному Епископу уследить за всем, что делается во всех концах его обширной Епархии. Положа руку на сердце, откровенно нужно сказать, что Архиепископу, живущему на берегу Атлантического океана в таком громадном государстве, как Северо-Американские Соединенные штаты, невозможно никоим образом поспеть вовремя везде и всюду, хотя бы он отличался наигромаднейшими способностями, самыми стальными физическими силами и обладал несметными капиталами. В самом деле, взять хотя бы только одни богослужения. Как поспеть везде и всюду, когда при самой усердной работе Архиепископ может в течение года посетить только 40 приходов, так как в Америке, чтобы иметь народ при службе в храме надобно совершать службы только по воскресным дням. Вот почему уже и в настоящее время мы имеем приходы, которые не видели Епископа по 17 лет, между тем как в Америке вся церковная жизнь заждется на посещении, служении, благовествовании и благотворительности епископа. Как далее усмотреть за всем по приходам, сосредоточенным не на пространстве одной губернии, а на пространстве целых двух государств и даже трех. Как, наконец, возможно даже по временам понять то, что совершается в том или другом приходе, находящемся от Северо-Американского Духовного правления при Архиепископе на тысячи миль.

Дело управления Епархией-Миссией усложняется особенностями того состава прихожан, какой значится в Миссии. В состав Миссии входят: русские из России, Галиции и Угри, сербы, черногоры, греки, сиро-арабы, алеуты, эскимосы, индейцы, румыны, болгары, албанцы, кольши и американцы. Это удивительная смесь племен и наций; представительство почти от каждого уголка, где только живо Православие в Европе и в Азии; разнородность не только по происхождению, но и по месту их прежнего жительства и предварительном — до Америки — политическим и социальным влиянием; конгломерат языков и наречий, возможный по-видимому, только в таком мировом котле, каким для всех народов еще доселе представляет собою обширная и гостеприимная Америка. Управление епархией с таким составом прихожан сопряжен со множеством совершенно разнородных и не легко преоборимых трудностей. От миссийного деятеля требуется не только отличное знание истории и взаимных отношений между этими народами в прошлом и настоящем, но и самое тонкое знание быта того или другого народа, полное проникновение в душу народа и полное постижение народной психологии. Постоянная применяемость к этому многоразличию племенных и национальных особенностей требует от деятеля миссийного, стоящего во главе управления, напряжении постоянного, необычайного, почти непосильного и верности поистине равноапостольной, неоскудевающей.

К тому же Северо-Американская Православная Епархия-миссия представляет собою авангард Русской и вообще Греко-восточной церкви, весьма сильно выдвинутый в среду инославия. Дать возможность этому авангарду составить из себя крепкое, цельное, внутренне и внешне связное сплоченное ядро — это одна из первейших задач для плодотворной работы этого авангарда Православной Церкви. Возможность сразу, на месте, без опущения и проволочки, но вместе и авторитетно разрешать дела, возникающие в области, где так много сплетается народностей, где все живут под влиянием особого политического и социального американского строя, является условием, единственным и несомненным, для жизненности этого авангарда Православия.

В политическом отношении Миссия работает в двух государствах, весьма различных по своему строю и характеру правления, а именно, собственно в Америке и в Английским владениях в Канаде и Австралии. И это обстоятельство никак не может быть опускаемо при обозрении деятельности миссии и обсуждении касательно лучшей постановки в ней всего миссийного дела.

Переживаемые Россией политические  обстоятельства также вынуждают обратить серьезное внимание на организацию Миссии. Потерявши надежду на освобождение от Австрийского ига, наши верники ныне снова вынуждены обращать свои взоры на Австрию, с которой связаны тысячами видимых и невидимых нитей, начиная от уз кровного родства и кончая имущественными, правовыми, национальными началами. В настоящее время под влиянием тяжелых политических обстоятельств, среди наших зарубежных братьев славян в Америке наблюдается течение организовать даже свою независимую Церковь или перейти снова в Унию.

С другой стороны, в настоящее время обнаруживается сильное течение у некоторых национальностей (сербы, румыны, греки) иметь своих православных епископов в Америке. Русской Церкви необходимо предотвратить или предупредить это событие. Появление в Америке самостоятельных православных епископов не только лишит Русскую Миссию ее первенства, но и внесет великий беспорядок в нашу церковную жизнь. Новая независимая Епископия в Америке, несомненно, будет источником укрывательства в ней всяких лиц, нежелающих подчиниться Русской Церковной власти по каким бы то ни было обстоятельствам. Говорить о цельности, сплоченности, внутренней крепости и силе Православия в Америке как авангарда Церкви среди инославия, тогда уже вовсе не придется.

Последнее обстоятельство — жизнь и работа на виду всех иновславных церквей, обществ и исповеданий, особенно требует внимания ради скорейшего и наиболее благоразумного устроения Миссии-Епархии в Америке. Чем больше организованности при внутренней свободе отдельных частей будет проведено в управлении этой епархией и во взаимоотношениях ее частей, тем более благоприятный получится отзыв со вне о силе и благостности святого Православия. Начала христианского братства должны гармонически соединиться здесь с началами чисто восточной, православной соборности; единство и цельность Церкви Православной на месте должны идти в согласии с необходимостью естественною и законною, быть ей в то же время представительницею в каждом частном случае тех автокефальных восточных церквей, откуда прибыли в Америку нынешние прихожане Епархии-Миссии. Только при этом условии, а не при разрозненности и разделении с Православной Церковию в Америке будут считаться инославные, только при таком условии она в состоянии будет держать мобилизованными для борьбы с инославием свои силы и выдерживать напор на нее со стороны многоразличных, враждебных по отношению в ней сект и деноминаций. И время настоящее является, по-видимому, наиболее подходящим для проведения в действительность плана самой точной организации Епархии-Миссии. Будущее надобно встретить с ясным пониманием, что кому и как надобно делать и чего придерживаться неуклонно в долготу времен.

Совокупность перечисленных данных обязует пересмотреть в корне вопрос относительно административного устройства Миссии в Северной Америке и разрешить его в следующем смысле.

Вся территория Миссии должна быть разделена на несколько епархий.

Количество этих епархий подсказывается прежде всего географическим и племенным разделением области, занимаемой Миссией-епархией. Уже на первый взгляд естественно выделить в особо управляемые церковные единицы — Канаду и Аляску: первую, как область, подчиненную английским властям и населенную предпочтительно выходцами из Буковины и Румынии, а вторую, как область весьма удаленную и требующую специального постоянного надзора и в то же время населенную алеутами и индейцами. Нечего и говорить, что Австралия, Гавайские острова и вся Полинезия, куда уже проникли наши американские миссионеры и где основали уже постоянные приходы (прот[оиерей] И. Корчинский, свящ[енник] И. Дорош) как страны, чрезвычайно удаленные и населенные людьми, владеющими английскою речью, представляют из себя особую группу в миссионерском отношении, тяготеющую к побережью Америки у Тихого океана.

Однако и самый материк собственно Соединенных Штатов географически в племенном своем составе (что касается народностей, признающих Св[ятое] Православие) далеко не однороден. В нем фактически различают: 1-х, приатлантическую область, так называемую «Новую Англию», где в то же время среди православных преобладают выходцы из России. Это штаты: Мейн, Род Айланд, Коннектикут, Вермонт и другие, кончая Нью-Йорком (у американцев для этих штатов даже время считается особое, часом раньше следующей, более внутренней полосы Америки). Вторая область — это штаты Нью-Джерси, Пенсильвания, Огайо, Виржиния и Индиана с Иллинойсом и Мичиганом, где Православная церковь в Америке наиболее обильна приходами и храмами и где живут по преимуществу выходцы из Австрии, главным образом, галичане. Штаты вглубь Америки, дальше города Чикаго, Висконсин, Миннесота, Миссури, Айова, обе Дакоты, Канзас, Монтана и другие, вплоть до горного хребта Кордильер, так называемые «средне-западные штаты», представляют из себя уже третью, особую географическую группу, богатую развитым хуторным хозяйством, с преобладанием значительным угорщан. Южная область Соединенных штатов настолько определенно разнится от северной части государства, что лет сорок-пятьдесят тому назад рознь между «южанами» и «северянами» грозила политическим разделением одних от других; степные пространства и почти тропический климат характеризуют эту область с физической точки зрения, тогда как в племенном отношении ,что касается православия, эта область населена преимущественно греками и сиро-арабами. Это четвертое подразделение. Пятым, о котором вскользь уже говорено раньше, когда говорилось об Австралии и Гавайских островах, является область побережья Тихого океана. Штаты Вашингтон и Калифорния настолько отграничены от остальной Америки Кордильерами, что их выделение в особую группу явно само собою, а в племенном отношении для Православия отменно важно, ибо там живут либо обамериканившиеся сербы и греки, либо сектантствующие выходцы из России — молокане и духоборы. При возможности устроить особую церковную, чисто миссионерскую область на островах Тихого океана, где живут выходцы из России чрез Сибирь, пред нами шестое подразделение Миссии.

Другое требование к подразделению Епархии-Миссии вытекает из того, что народности, исповедующие православную веру, уже создали доныне и продолжают стремиться неуклонно в том же направлении к созданию особых национальных своих церквей в Америке. Так, например, сиро-арабы, получившие более или менее законченный вид особой церкви под водительством почившего в Бозе Преосвященного епископа Рафаила Бруклинского, никак не могли успокоиться, пока не выименовали для себя преемником Владыке Рафаилу — о. Евфимия. Группировка сербских приходов не закончена еще доселе, но благоустройству церковному в Америке сербов не хватает именно определения их в сформированную церковную группу под водительством своего природного епископа-серба. Албанцы (АО главе с о. Ноли в г. Филадельфии), болгары (во главе с архимандритом Феофилактом в г. Торонто в Канаде) и румыны тоже стремятся к самоопределению в церковные группы с национальным языком в Богослужении и управлении. Что касается греков, то, живя доселе особенно замкнуто, и они в последнее время стремление обнаруживают, с одной стороны, к самоопределению, как отдельная церковная единица в Америке и,  с другой, ко вступлению в неизбежный контакт с Русскою Церковию в Америке в виду недостатка у них св[ятого] мира, антиминсов и церковно-богослужебных вещей, имеющихся у русских.

Третьим моментом, далеко не маловажным при организации Миссии-Епархии для плодотворной работы миссионерской в настоящем и в самом ближайшем будущем оказывается взятый из рассмотрения исторического хода развития Миссии в прошлом. В самом деле, если начальный переход Миссии, прославленный миссионерскими равноапостольными трудами приснопамятного митр[ополита] Иннокентия, связан с г[ородом] Ситхою на Аляске, где доселе имеется кафедральный собор и помещение для Преосвященного Аляскинского, то промежуточный, последовавший за продажею Аляски американцам привязан к г[ороду] Сан-Франциско, где тоже имелся кафедральный собор и было помещение для Архиерея. Это был второй этап в развитии Миссии, когда она стала крепкою ногою на материке собственно Соединенных штатов. Третьим этапом явился г[ород] Миннеаполис в штате Миннесота, где в 1891–1892 годах, при Преосвященном Владимире, произошло присоединение к Православию из Унии целого прихода, состоящего из угорщан. Образовался центр, откуда Миссия распространялась в ближние и дальние штаты, все в направлении больше к Атлантическому океану. Устроена была здесь Миссионерская школа, упроченная трудами о. архимандрита Анатолия (ныне епископа Томского) и преобразованная впоследствии в Духовную семинарию. Труды почившего в Бозе святителя Николая (умершего в сане архиепископа Варшавского) и приснопамятного о. протоиерея Алексия Товта дали новые пункты для Миссии, главным образом в штате Пенсильвания. При святителе архиепископе Тихоне центр Миссии решительно перенесен в г. Нью-Йорк, где устроена кафедра правящего епископа и откуда Православие неудержимо стало распространяться в соседних штатах. Тогда же впервые усмотрена необходимость расчленения Миссии и создано два викариатства — Бруклинское для сиро-арабов (Преосв[ященный] Рафаил Авиавини) и Аляскинское для инородцев на Аляске (Преосв[ященный] Иннокентий Пустынский). Последовавшее затем сильное распространение Православия в канаде и в штатах Новой Англии в святительство архиепископа Платона, уже как бы преднаметило совершившееся в 1916 г. выделение в Миссии особого викариатства Канадийского (Преосв[ященный] Александр Немиловский). Таким образом, история развития Миссии, те этапы, какие она прошла в прошлом доселе, этапы, как видим, пространственно весьма отдаленные один от другого, но в то же время являвшиеся в свой период как очагами распространения из них вокруг Православия и нуждающиеся ныне только в утверждении такового своего значения, все в совокупности подтверждает необходимость различения Мисси на несколько центров и епархий.

Перейдем в выводу. Вышеуказанные предпосылки, географические, племенные и исторические организацию Епархии-Миссии должно учесть, однако, в той мере, в какой они выявились уже ныне каждая порознь. Посему, если справедливо вполне первое положение, что Миссия должна быть разделена на несколько епархий, то должно быть принято и то, что о некоторых из них может быть в настоящее время речь как о предполагаемых к открытию. О последних можно говорить поэтому, как об особых специальных округах, требующих управителя со званием только администратора.

Административно Епархия-Миссия в Северной Америке в настоящее время должна состоять из 7 епископий и 4 административных округа. Епископии эти следующие: 1-я — для Атлантического побережья, оканчивая штатом Нью-Йорком; 2-я — для Пенсильвании, включая штаты Огайо, Иллинойс и Мичиган; 3-я — для срединных штатов, включая Миннесоту, Висконсин, Канзас, Миссури, Небраску, Дакоты, Монтану, Юту и Айову; 4-я — для всей обласьт Канады; 5-я — для всей Аляски и побережья Великого океана, включая приходы на Гаваях и в Австралии; 6-я — для сиро-арабов с кафедрою в г[ороде] Бруклине и 7-я — для сербов. В будущем должны быть намечены епископии там, где в настоящее время имеются пока администраторы. Это (8-я) для албанцев в г[ороде] Филадельфии, (9-я) для болгар в г[ороде] Торонто, (10) для румын в г[ороде] Рейджане и (11-я) для греков (предположительно в г[ороде] Нью-Орлинсе.

Такое подразделение может осуществляться, конечно, только постепенно, при наличности подходящих кандидатов (главным образом из греков для южных штатов из сербов для тихоокеанских). Это же подразделение принудительно предполагает создание в Америке окружного Правления с предоставлением одному епископу прав старшинства, а другим соподчинения и широкого самоуправления. Едва ли много нужно говорить о той плодотворности и кипучести работы в каждом миссионерском округе-Епархии, какой будет возглавлен Епископом, ближайшим руководителем и вдохновителем округа. Принцип самоопределения народностей дал бы возможность выйти с достоинством из тех пока непреоборимых трудностей, какие создает время, предъявляющее запросы национального объединения каждой народности.

Рост православных приходов в Америке и нужда непосредственного смотрения за приходами с благословения Свят[ейшего] Синода, уже создали два фактических викариатства, а не бумажных, не фиктивных, как было прежде, — Канадийское и Аляскинское с широкими правами самоуправления. Благодетельность этой реформы налицо. По отчету Преосвященного Александра в Канаде в настоящее время уже имеется 110 православных прихода, 63 священника, 4 мужских монастыря и т. д. Если такие успехи Миссия сделала в Канаде с епископом во главе в один год, притом как первый, самый трудный, какие успехи сделает наша Миссия в Канаде в последующее время? В последнее время даже мазепинцы «викраинцы» заявляют открыто, что их вера должна быть «православной». До полумиллиона живет  в Канаде русских людей из Австрии. Все они будут достоянием нашей Миссии. Уже и сейчас работа епископа в Канаде настолько осложняется, что сознается необходимость и ему дать помощника в лице епископа-викария.  И понятно почему: ездить от моря до моря епископу не представляется никакой возможности ни физической, ни денежной.

Не поступило отчета о деятельности нашей Миссии на Аляске и на Тихоокеанском побережье. Но, несомненно, она будет плодотворна и многозначительна для нашей Церкви. Если враги наши многократно печатали в своих газетах о закрытии нашей Миссии на Аляске, о разрушенных и повалившихся церковных зданиях там, то в этом много было правды. Наша Миссия на Аляске имела действительно такой вид, что ее как бы там уже не существовало. Даже знаменитейший памятник, плод трудов незабвенного Преосвященного Иннокентия, Ситхинский собор, едва не разрушился от ветхости и забытости. Заботливая рука Преосвященного Филиппа, взявшаяся за немедленный ремонт этого замечательного памятника, спасла его и снова поставила на должную высоту и красоту.

Тихоокеанское побережье великой грустью наполняет сердце всякого заботливого человека. Нынешним годом посетил побережье сам архиепископ, начиная почти от Сиэтла до Сан-Диего.  И на всем этом громадном пространстве не оказалось ни одного православного священника (настоятель С[ан]-Францисского собора о. Александров был в отпуске в России). А, между тем, по всему побережью живут русские люди тысячами. Архиепископ нашел там пять посторонних храмов и в них не было священников. Один из храмов дошел до такого разрушения, что может быть назван мерзостью запустения, стыдом и позором для Миссии. В таком крупнейшем центре, как Лос-Анжелес не только никогда люди наши не видели епископа, но даже и священника, хотя здесь живут уже 25 лет. Русское Правительство знало об некоторых их этих людей и поручило архиепископу расследовать одно дело о секте «холираллес», а Миссия ничего не сделала для этих людей. Конечно, не сделала по недостатку времени и средств. В Сакраменто к Архиепископу привели для крещения четверых из одного семейства, при чем старшему мальчику было уже семь лет. А скольких людей не видал и сам архиепископ, имевший только кратковременные остановки, при том только в более крупных центрах. Все эти факты говорят о том, как давным-давно нужно дать для Тихоокеанского побережья своего особого епископа, который бы имел больше возможности смотреть за всем непосредственно и решать дела на месте без канцелярской волокиты и при том совершенно неразумной. Кто же, в самом деле, может решать дела, которых не видит, не знает и под час даже не понимает.

Преосвященный Стефан, епископ Угорский, объединил около себя не один десяток громадных угорских приходов, бывших до того времени униатскими. Только несчастная война на время приостановила это движение в сторону Православия. Миссия была уже накануне победы полной и окончательной, так как главные вожди Угорского народа были у русского посла с просьбою принять весь Угорский народ под русский стяг.

Преосвященный Евфимий трудится с великим успехом среди сиро-арабов, благоустрояя церковно-общественную жизнь, умножая школы и приходы.

В настоящее время необходимо немедленно же создать и еще два новых Епископских круга в Штатах, чтобы подвинуть  дело нашего церковного строительства в Америке. Центральную Америку от Канады до Мексики с Миннеаполисскую епархию, о чем настоятельно просят сами минеаполиссцы. Штаты: Пенсильвания, Огайо, Иллинойс, Мичиган выделить в особую Епархию, ибо в этих Штатах насчитывается свыше 200 приходов. А все Атлантическое побережье (штаты Мейн, Массачусетс, Коннектикут, Род Айланд, Ньо-Йорк и Нью-Джерси, в каковых штатах насчитывается свыше 100 приходов) оставить за архиепископом. При таком делении нашей Миссии потребуется еще один епископ для Америки.

Итак, общий план управления Северо-Американской Миссией был бы такой. При введении окружного правления, все епископы православные в Америке управляли бы каждый своей определенной областью. В случае нужды, не менее раза в три года собирали бы собор для обсуждения текущих дел: координации работы, определения границ епархий, определения участия в помощи одной области по отношении к другой, также участия в содержании общих учебных заведений, монастырей, приютов и т. д. Для общего управления всеми православными епархиями в Америке при Правящем Архиепископе должно быть Центральное С[еверо]-Американское Духовное правление, объединяющее с правки по всем американским епархиям, ведающее рассылкою св[ятого] мира, антиминса, ставленнических и представительных гратом и т. д. При каждом епископе имеется свое местное Духовное Правление, ведающее приходами и священнослужителями своей области. Внутреннее устроение каждой епархии зависит от нее самой. Однако общими основаниями для единства Православной Церкви в Америке являются: кроме единства веры и Богослужения, один источник для получения св[ятого] мира и антиминсов, также единство высшей духовной школы — семинарии и Женского колледжа, единства церковно-училищного Совета, общность Православного общества взаимопомощи и других учреждений, действующих из центра Миссии, как то: Эмигрантское общество, общество ревнителей Православия, епархиальный Церковный склад и Епархиальная типография и т. п. Видимым проявлением единства Церкви являются Поместные Соборы из представителей от духовенства и мирян чрез определение промежутка времени (3–4 года) для общего суждения по делам Церкви и неуклонное следование постановлениям этим Соборов в связи с сохранением канонов Вселенской Церкви по их духу и форме. Каждая их епархий, распадаясь на отдельные благочиния (количество коих устанавливается на епархиальных собраниях представителей от духовенства и мирян), состоит из числа приходов, отчисленных к означенным благочиниям — епархий. Приходы управляются приходскими советами, избираемыми на приходских собраниях, тогда как управление благочиниями принадлежит благочинническим советам, составленным на благочиннических собраниях. Каждой епархии представляется право устроения местных средних учебных заведений при кафедре епископа и школ по благочиниям и приходам, сколько в состоянии приходы и округи содержать. Средства на содержание таковых приходских и благочиннических, учебно-воспитательных, благотворительных и общественных учреждений, как и собраний, изыскиваются соответствующими единицами — приходскими или окружными, согласно действующему в приходах Северной Америки «Нормальному Уставу». Права и обязанности прихожан, равно как и пределы, обязанности и порядок действования должностных лиц в приходах определены по параграфам в том же «Нормальном Уставе», пересматриваемом на общемиссийных съездах и утверждаемом Правящим архиереем. Содержание местных епархий и Духовных правлений в них находится в зависимости отчасти от изысканных местных средств, отчасти падает на Центральное Духовное Правление в связи с получаемым в последнем пособием из сумм Святейшего Синода.

Прав главной Консистории или Центрального Духовного Правления, благодаря трудности сношения с Свят[ейшим] Синодом, должны быть значительно расширены. Не подлежит никакому сомнению, так говорить властно научает опыт, что для ускорения церковного делопроизводства необходимо Свят[ейшему] Синоду дать большие полномочия этому новому центральному Правлению при архиепископе. Говоря откровенно, сношения с Свят[ейшим] Синодом в настоящее время представляют собою картину одних ужасов. Жизнь не ждет ни одной минуты, а ответа из Свят[ейшего] Синода нет не только на многочисленные доклады, даже на десятки каблограмм. Нужно помнить и то, что Свят[ейший] Синод никоим образом не может решить многих дел, происходящих в Америке, а заглазное решение некоторых дел Свят[ейшим] Синодом дискредитирует только Свят[ейший] Синод.

Приведем несколько подобного рода фактов.

У нас нет служебников. Десятки священников служат по списанным от руки служебникам на нескольких страничках. Собираем последние деньги, около 2 тысяч рублей, посылаем в Синодальную типографии, там их засчитывают за прежние долги Миссии и очень предупредительно просят прислать остальной долг и потом почти всю сумму на заказные служебники. Миссии пришлось напечатать в своей Миссийной типографии служебники.

К приезду настоящего архиепископа в Америку в 1915 г. не было антиминсов у 20 священников. Большая часть из них, чтобы не быть выгнанными с прихода, служила им без антиминсов или на картинах, изображающих снятие со Креста Спасителя. На каблограмму о немедленной высылке антиминсов ответа не поледовало. На доклад Свят[ейшему] Синоду в сентябре месяце последовал указ из Свят[ейшего] синода с указанием того, как должны быть выписываемыми антиминсы из Свят[ейшего] Синода. В январе 1916 г. получено сообщение от г[осподин]а директора Хозяйственного управления с просьбой указать, как послать в Америку антиминсы. Идет сейчас уже 1917 год, а антиминсов из Свят[ейшего] Синода еще не получено. Что оставалось делать Миссии? Грешно ли это было или не грешно, возможно или невозможно, но Миссия решила напечатать антиминсы в своей Миссийной типографии, снявши точное клише с старого антиминса.

Больше года тянулась переписка с Свят[ейшим] Синодом о неотложной необходимости посвятить для Бруклинской Арабской епархии епископа. Посланы свыше десяти докладов, весом в общей сложности со всеми документами — на французском, английском, арабском и русском языках — до четверти туда, посланы десятки предостерегающих каблограмм, ответа не получено. Между тем, наконец, сиро-арабское духовенство заявило архиепископу, что если в течении двух недель не будет рукоположен епископ для них, митрополит Герман, временно прибывший в Америку из Сирии для сбора пожертвований на школу, объявит себя главой Бруклинской епархии и мы вынуждены будем подчиниться ему.

Действительно, через две недели Архиепископ получил письмо от митрополита Германа, в коем он извещал архиепископа, что он вступил в управление Сиро-Арабской епархии, переписывает на себя церковное имущество и просит Архиепископа больше не вмешиваться в управление этой Епархии. Согласиться с этим решением — да простит Бог этого проходимца, невежественного до последней степени! — значило потерять громадное церковное имущество и допустить в стране двоевластие церковное. Общим советом епископов, членов Правления, выдающихся наших священников  и мирян мы решили посвятить во Епископа Сиро-арабского архимандрита Евфимия, представленного Миссией в Свят[ейший] Синод, как кандидата во епископа Бруклинского.

Послали запрос в Свят[ейший] Синод о необходимости занять хотя бы под Собор деньги. На каблограмму с большим промедлением получается письменный ответ с запросом, на что нужны деньги, кто сделал долг. А по Американским законам, если только к указанному, не только числу, но даже часу деньги не будут внесены, здание немедленно продается за какую бы то ни было цену.

Полное незнание в России местных законов делает совершенно невозможным приводить в исполнение и многие распоряжения Свят[ейшего] Синода. Предписывается открыть при Русском эмигрантском Доме сберегательную кассу, а по местному эмигрантскому закону за это следует полное закрытие эмигрантского Дома навсегда. Предписывают открыть сберегательные кассы по всем «селам» в Америке. Но, прежде всего,  «сел» в Америке совсем нет, а во-вторых, священник никак не может открыть у себя сберегательной кассы. Открываем для этой цели Банк в Нью-Йорке, как единственный выход в данном случае, идут запросы, для чего открыть Банк и т. д.

Не будем умножать примеров. Думаем, достаточно для иллюстрации защищаемой нами мысли и приведенных.

В особенности новый строй правления Миссией в Северной Америке необходим будет, если Галиция и Угорщина останутся во власти Австрии или Польши. Уже и сейчас, предвидя только это обстоятельство, многие из наших приходов хотят стать «независимыми» или выбрать себе своего Галицкого епископа, чтобы только порвать с Россией и показать свою лояльность своему Правительству. Все подобного рода движения заставляют делать быстрые распоряжения, не терпящие никакого промедления.

По-видимому, в данном случае необходимо будет придать Миссии некоторый вид даже автокефалии. Эти строки пишутся нами не по любви к автокефалии, а по неизбежности найти какой-либо благоприятный выход из затруднительного положения.

Расчет содержания Центрального Северо-Американского Духовного правления с старшим епископом во главе и местных духовных правлений с их Епископами во главе исчитывается в таких цифрах:

  Жалование Квартира На разъезды Всего:
Старший Епископ 3000 2000 1000 6000
Дух[овное] Правление: секретарь 1200 600 1800
Два письмоводителя 800 800 400 400 — — 1200 1200
На Канцелярию 800
Также на пособие 3-м членам Правления 400 400 400 — — — — — —   1200
На сторожа 600

Всего на Центральное Духовное правление — 12 800

На Епископов: Канадийского, Аляскинского, Питтсбургского, Миннеаполисского, Бруклинского и предполагаемого для Сан-Франциско, сербского, — всего шести:

На шесть епископов и на Духовные правления при каждом Епископе 2000 (12000) 1500 (9000) 800 (4800) 4300 (25800)
На 6 секретарей 1000 (6000) 500 (3000) — — 1500 (9000)
На 6 письмоводителей 700 (4200) 300 (1800) — — 1000 (6000)

На 2-х членов Правления при каждом Епископе в виде пособия:

На каждого члена 300 300
На каждое Правление 600     3600
На сторожа 400 (2400) 400 (2400)
На Канцелярию 200 (1200)

Всего же на одно Правление — 8000

(На все вместе — 48000)

Четыре администратора на Церкви округов с приходами — албанскими, болгарскими, румынскими и греческими вызывают расходы в таком исчислении:

  Пособия На разъезды Всего:
На четыре 1000 (4000) 500 (2000) 1500 (6000)
На Канцелярию 300 (1200)

Всего на 1 администратора 1800

 На все четыре — 7200

Так как учреждения Епархии-миссии неминуемо должны содержаться на средства от Центрального Духовного Правления, то подаем исчисления и на них в минимальных размерах.

На общее содержание Семинарии –  12000

[На общее содержание] Женского колледжа – 3600

[На общее содержание] Миссийной типографии – 18000

[На общее содержание] Училищного Совета – 3600

Всего – 37200

В частности, по Училищному Совету:

Преподавателю жал[ование] – 1000, кварт[ира] – 500, разъезды – 500

Всего 2000

2-м членам пособия по 350, всего 700

На Канцелярию – 500

И письмоводителя – 400

Всего – 3600

По Женскому Колледжу:

Заведующей жал[ование] – 1000, всего 1000

4-м преподающим по 350 – 1400

На Канцелярию – 500

На письмоводителя – 300

На прислугу – 400

Всего – 3600

По Миссийной Типографии:

Заведующему жалование – 2000

Редактору газеты – 2000

На поновление машин – 2000

На рабочих и сторожа – 10000

За помещение – 2000

Всего – 18000

На содержание монастырей в Миссии: свято-Тихоновского в Пенсильвании, Покровского (женского) в штатах Вермонт и двух — мужского и женского — в Канаде в г[ородах] Восток и Шандро по 1500 пособия на каждый, всего в год пособия — 6000.

На вспоможение Приютов: в память старца Германа на о[строве] Кодъяке – 3000, в память митр[ополита] Иннокентия в Сирию – 1500 и в память прот[оиерея] Ал. Товта в Спрингфилде 1500. Всего – 6000.

На содержание 7-ми викариатских духовных школ: в Нью-Йорке, Буффало, Кливланде, Миннеаполисе, Сан-Франциско, Сиэтле и Виннипеге по 6000 на каждую в год ,всего на все семь – пособия – 42000.

Пособия для Эмигрантского Дома в Нью-Йорке и Сиэтле и для русского народного Дама в Нью-Йорке по 3000 – 9000. На разъезды общеепархиального (1-го с двойным окладом по округу и всей Миссии) и 6-ти викариатских наблюдателей церковно-приходских школ (по 2000) – 16000.

Пенсии всем священнослужителям должны быть исчислены по расчету 10 в год по 1000, всего – 10000.

На вдов и сирот (5 в год по 800) – 4000

На проезд миссионерам в Америку и обратно общим счетом на 4 прибывающих и 4 отбывающих, считая по 500, всего на 4000, на единовременные пособия – 2500, на содржание духовенства (считая 600 приходов по 1800 в год на приход, именно: 1200 священнику и 600 псаломщику), всего 1080000.

Истого всего в год на Миссию-Епархию – 1278700.

Смета эта исчислена по минимальным данным. Более или менее точная смета расходов по содержанию Епархии-Миссии должна быть не менее полутора миллионов долларов ежегодно, как о том писали мы раньше в особом докладе Свят[ейшему] Синоду.

Считаем долгом пояснить, что суммы, предполагаемые для расходования на Миссию в Се[верной] Америке, нисколько не выше, а скорее ниже в сравнении с тем, что пропорционально расходуется ежегодно Русскою Церковью на содержание других ее Миссий.

Тогда как миссионеры так называемой «Внешней Миссии» в Сибири  и в Приуралье получают по 600 р[ублей] жалования в год, и разъездные, работающие в Северо-Американской Миссии получают крохи, по 20–15–10 и даже 5 долларов в дополнение к скудному их содержанию от приходов.

Тогда как на Японскую Миссию отпускается свыше 100 000 р[ублей] в год при 30 тамошних приходах, — для Америки едва набирается 70 000 для ее свыше 600 приходов. В то же время для деятелей Палестины и Сирии идут такие сравнительно крупные расходы, что каждый иеромонах имеет содержание свыше 1000 р[ублей] на год. Соотношение весьма прискорбное для работников в Сев[ерной] Америке, на которых, кроме работы чисто миссионерской и пастырской лежат еще труды по целому ряду учреждений Миссии, именно Народного Дома, Епархиальной типографии, Дух[овной] семинарии, Эмигрантского Дома, Сиротского приюта, Женского колледжа и других.

Дабы не чувствовалась отрешенность Северо-Американской ветви Православной Русской Церкви и для постоянного жизненного общения этой вести с великой ее матерью — Российской Церковию, необходимо осуществить следующие два положения:

1) Необходимо иметь постоянного представителя С[еверо]-Америк[анской] Епархии-Миссии при Высшем Церковном управлении в России, который бы входил в состав того высшего Миссионерского Совета, который будет ведать делами всей миссии Русской Церкви.

2) Иметь для нужд отбывающих в Миссию или приезжающих оттуда временно или на более или менее продолжительный срок в качестве постоянного подворья С[еверо]-Американской Миссии какого-либо монастыря в г[ороде] Москве. Наиболее подходящими для этой цели являются Знаменский монастырь. Кроме необходимости иметь его для постоя в нем о.о. миссионеров в этом монастыре сосредотачивалась бы церковно-торговая сторона Миссии: чрез Знаменский монастырь проходила бы закупка для Миссии столь ей нужных облачений, книг, церк[овных] вещей и проч[ее] и пр[очее]. Проверка того, подходят ли кандидаты, желающие принять на себя труд миссионерства в Америке, некоторое ознакомление с их будущим делом, справки, даже некоторая подготовка были бы приурочены как к этому монастырю, так и к представителю Миссии в Миссионерском Совете при Свящ[енном] Синоде Церкви в России.

Председатель Отдела Архиепископ Евдоким

Иннокентий, епископ Туркестанский

Анатолий, еп[ископ] Томский и (?)

Феофилакт, епископ Слуцкий

Представитель Сербской Церкви архиепископ Михаил

Член Собора протоиерей Симеон Шлеев

Серафим, епископ Челябинский

Кафедральный протоиерей Нью-йоркского Собора Леонид Туркевич.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. Л. 83–100-об. Рукопись.