Пахомий, епископ Черниговский и Нежинский

(в мире Кедров Петр Петрович)

член Собора по должности.

Родился 30 июля 1876 г. в городе Яранске Вятской губернии в семье священника. Окончил Яранское духовное училище, Вятскую духовную семинарию в 1896 г. и Казанскую духовную академию в 1900 г., кандидат богословия. В 1898 г. пострижен в монашество и рукоположен в священный сан. С 1900 г. помощник смотрителя Липецкого духовного училища. С 1903 г. смотритель Кременецкого духовного училища. С 1904 г. заведующий Свято-Феодоровской церковной учительской школой при Дерманском Свято-Троицком монастыре Волынской губернии, с 1906 г. настоятель монастыря, архимандрит. С 1911 г. епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии, настоятель черниговского Успенского Елецкого монастыря. С 1916 г. епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии. В 1917 г. избран епископом Черниговским и Нежинским.

Участвовал в заседаниях первой и второй сессий Собора.

В 1918 г. товарищ председателя и член президиума Всеукраинского Православного Церковного Собора, в 1922 г. выслан на три года из Черниговской губернии, жил в селе Предмостная Слободка Киевской губернии, с 1923 г. архиепископ, переехал в Москву. В 1925 г. заключен в Бутырскую тюрьму по делу митрополита Петра (Полянского), в 1926 г. выслан на три года в Коми (Зырян) автономную область, служил в храме села Деревянского. В 1928 г. вернулся в Чернигов, воссоздал епархиальное управление. В 1930 г. приговорен к шести годам концлагеря, отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения, в 1931 г. — на строительстве Беломорканала в лагере «Май-Губа», с 1932 г. в инвалидном лагере в Куземе Мурманской железной дороги. Вернулся в Яранск тяжело больным, жил у брата-священника, после его ареста в 1937 г. был помещен в Котельническую психиатрическую лечебницу. Скончался 11 ноября 1937 г. в городе Котельниче Кировской области. В 2000 г. прославлен в лике святых, память совершается 28 мая. Мощи покоятся в котельническом Никольском соборе.

Источники и литература: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 72; ЦА ФСБ. Д. Н-3677; ГА Черниговской обл. Ф. Р-8840. Оп. 3. Д. 6832; Церковные ведомости. 1900. № 39. С. 338; 1911. № 33. С. 276; 1916. № 40. С. 357; 1918. № 19/20. С. 114; Приб. 1911. № 39. С. 1595, 1634; 1918. № 7/8. С. 326; Православный собеседник. 1901. № 2. С. 65, 73; 1902. № 2. С. 65, 73; № 4; С. 139; 1904. № 12. С. 1158; 1913. № 12. С. 837; 1915. № 6. С. 293; Русский паломник. 1911. № 51. С. 815–816; Русский инок. 1911. № 41/42. С. 90; № 43. С. 59; Киевлянин. 1918. 11 января. С. 1; Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln; Braunsfeld, 1953. S. 44–46, 53, 74, 119, 120; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917–1945. Париж, 1977. С. 346, 390, 527, 543, 550; Andreyev I. Russia’s Catacomb Saints. Platina, 1982. P. 99, 151, 180–204, 211, 265; Резникова И. Православие на Соловках. Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. С. 172–173; Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М., 1998. С. 169–171; Сухих А., прот. Вспомним поименно. Кн. 2. Вятка, 2004. С. 41–42; Маркелов А. Влияние КазДА на духовное становление будущего архиепископа Пахомия (Кедрова) // Православный собеседник. 2007. Вып. 1 (14); Вестник ПСТГУ. История. 2009. № 1. С. 99; РДСМ. С. 168; Обзор следственного дела архиепископа Черниговского Пахомия (Кедрова) // Православие на Вятской земле (к 350-летию Вятской епархии). Мат-лы Межрегион. научн. конф. Вятка, 2007. С. 218–222; Общение архиепископа Пахомия (Кедрова) с представителями различных церковных направлений в Чернигове в 1928–1930 годах // Церковь. Богословие. История. Мат-лы IV Межд. научно-богосл. конф. Екатеринбург, 2016. С. 92–98.