Отдел по реформе духовно-учебных заведений, высказав несколько пожеланий, в сущности оставляет дело в прежнем положении.
Архиепископ Антоний, епископ Андроник и епископ Прокопий заявили отдельное мнение, считая такое предположение Отдела не удовлетворяющим главному требованию от школы, — которое предъявляется Церковью вообще и современной жизнью в особенности, — это готовит достаточное количество кандидатов в пастыри, возможно лучше подготовленных к тому.
Присоединяясь в данном основном мотиве к означенному отдельному мнению, я, с своей стороны, считаю долгом внести особое мнение, в виду некоторых новых соображений, как о побуждениях к отдельному мнению, так и о мерах к определенному положительному разрешению вопроса о лучшей подготовке кандидатов пастырства. Совершенно несомненно, что Церковный Собор с исключительной тревогой и напряженной заботой должен остановиться на вопросе о подготовке пастырей.
Всем известно, что наши семинарии давно уже выпускают недостаточное количество кандидатов в пастыри, — и к тому же обычно далеко не лучших из своих питомцев. Теперь же после переворота и введения выборного начала, в частности, число кандидатов из воспитанников семинарии сократится еще более, и уже сократилось, — как показывает действительность во многих епархиях, где приходится или ставить в пастыри не получавших достаточного образования лиц, или же, за отказом им, оставлять на неопределенное время места не занятыми.
Этого факта не отрицал и Отдел. А еще более грозно подчеркивался он общепризнанным ожиданием, что почти на всех епархиальных съездах заявлялось о прекращении взносов на семинарии и училища с будущего года; а в некоторых местах это проведено уже было и нынешним летом. И мотивом такого отношения к духовной школе было, прежде всего, несоответствие ее своему прямому назначению: вместо подготовки к пастырству задачей ее, хотя и полезной, и важно, но явно-второстепенной, — оказалось желание дать более доступным способом общее образование с некоторой религиозной окраской, и преимущественно детям духовенства.
Такая перестановка задач, естественно, не могла не встретить суда со стороны Церкви, в частности мирян.
Не может не остановиться на этом вопросе и Церковный Собор.
А если бы он на этот раз и отстранил от себя его, — как это сделал Отдела; то жизнь в самом близком будущем заставила бы уже другой орган Церковной власти так или иначе исправлять дело, — хотя бы уже по одному тому, что во многих епархиях церковные взносы на духовно-учебные заведения оставлены лишь именно до Собора.
Поэтому несомненно, лучше ему авторитетно решить радикальнее вопрос, нежели вместе с Отделом ждать не просто неизвестного, а очень вероятного критического будущего наших духовных школ.
Необходимость более коренного преобразования помимо указанного мотива — недостатка кандидатов в пастыри — сознается и самим Отделом: несомненно большинство ораторов его решительно склонялось к более радикальной мере — разделить общее образование от специально-богословского. Так же точно постановил и Московский съезд педагогов. К этому же склонилось большинство Отдела, а затем — и значительная часть общего Собрания Предсоборного Присутствия еще в 1906 г. Так решила и Комиссия Предсоборного Совета.
И однако, несмотря на все эти данные, а главное, вопреки собственным своим принципиальным соображениям, вопреки собственному своему тезису, который определенно говорит точно, что «педагогические основания требуют отделения общеобразовательных классов… от специально от богословских», — вопреки самому себе, Отдел неожиданно вынес противоположное решение: оставить дело духовно-учебных заведений в прежнем положении.
Причиной такого явления послужил, главным образом, финансовый вопрос и некоторые другие затруднения, отчасти материального свойства, а отчасти, впрочем, и более идеального характера. Подробно останавливаться на этом мы не станем сейчас, ибо это должен сделать докладчик Отдела; но снова отметим, что в своем решении Отдел руководился, прежде всего, финансовыми соображениями, затем желанием сохранить хотя данный тип школы с общим образованием, доступным для духовного сословия, а благодаря этому вопрос о пастырстве отодвинут был в тень и как бы забыт.
Церковный Собор в его целом, по нашему мнению, должен и может стать на обратную точку зрения: прежде всего, решить вопрос о подготовке к специальному делу — пастырству Церковному, — а уже потом думать о финансовой стороне и общем образовании для детей духовенства.
С этой точки зрения проект Отдела явно неудовлетворителен.
Но неудовлетворительны даже и те предполагавшиеся преобразования, к которым склонялся сначала Отдел, т. е. о выделении особого богословского Института, надстроенного над полной общеобразовательной духовной гимназией. Главным и неустранимым недостатком последнего является то, что он, по общему ожиданию почти всех членов Отдела, будет пустовать, — или же наполняться случайными и не подготовленными элементами. Не говорю уже о характере постановки учебно-воспитательного дела, которая ничем в сущности не отличается от малоудовлетворительных положений современных семинарий.
Но главное, в том и другом случае Церковь будет оставаться без нужных ей пастырей.
В виду такого очевидного результата, и поданы два отдельных мнения. Соглашаясь в положительной части с общим мнением епископа Андроника о необходимости создания специального типа пастырских училищ или пастырских семинарий в направлениях проекта Комиссии 1913 года, я, однако, прихожу к несколько иным практическим предположениям, которые и имею честь в самом конспективном виде изложить в данном заявлении.
Во-первых, если уж сравнивать семинарию с проектируемыми «духовными» или «православными» гимназиями, — то, несомненно, религиозного духа больше все же в первых, чем можно будет ожидать его от последних; и с этой точки зрения, нужно, — как это ни тяжело для нас — педагогов, — лучше сохранить то, что есть.
2. Но так как этим недостаток пастырства не устраняется, то необходимо создавать параллельные учреждения для лучшего воспитания пастырства. А именно.
а) Епархиальные епископы, как наиболее остро и ответственно заинтересованные в данном вопросе, должны вместе с Епископскими Советами и при содействии вообще своей паствы, организовать подготовку пастырей так или иначе, но именно около самих себя под ближайшим и действительным собственным архипастырским руководством. Будут ли это двухгодичные или трехгодичные пастырские курсы, или же пастырские училища, или иначе как-либо удастся епископу организовать дело, но я глубоко убежден, что, прежде всего, при этом условии легче всего будет воспитывать пастырей в желательном и должном духе. История же наших школ ясно свидетельствует, что вначале они были именно школами при епископах в прямую «надежду священства».
Подробности реализации этого плана невозможно сейчас предугадать, — ибо они могут быть разнообразны, смотря по местам; мы лишь отмечаем огромную важность инициативы епархиального епископа, ответственного пред Господом за своих прямых помощников и сотрудников прежде всех.
б) На втором месте должно поставить использование наличных религиозных сил Православной Церкви. Я разумею как отдельный центр, вроде выдающихся в религиозно-нравственном подвижничестве монастырей — каковы Оптина, Валаам, Зосимова Пустынь и др., так и отдельных личностей, — имена которых сейчас не стану называть, но которых, несомненно, можно найти в каждом большом общественном центре, хотя бы здесь в Москве, конечно, в Петрограде и т. д. Вокруг этих центров и людей нужно создать своего рода «свободные пастырские курсы», как организуются теперь различные «свободные университеты», — или как в Ветхом Завете организовались вокруг пророков так называемые «пророческие школы». Организацию этого дела можно вручить инициативе самого Церковного Общества, — особенно же там, где существуют подлинно православные активные Братства, каковым, например, является известное Братство Святителей в Москве. Должно по всем признакам ожидать, что создание повсюду подобных, действительно церковных единодушных Братств — вопрос ближайшего времени и острой нужды. Живые же и одушевленные силы их, по преимуществу из среды церковных и просвещенных мирян, а в монастырях братия, старцы с игуменом во главе, дадут и деятелей, помогут и в средствах.
Естественно, что и эти свободные «пророческие школы» должны быть в ближайшем ведении епископа, не столько в смысле контроля, сколько во всяческом сочувствии, содействии, духовном руководстве и несомненно материальной поддержке; ибо они будут делать дело Церкви вообще, а епископы прежде всего.
Где окажется возможность и необходимость, там нужно соединять оба вышеуказанных пути. Но мы особенно подчеркиваем важность второго исхода; ибо религиозное настроение и опыт обычно вопитываются более личным воздействием, нежели какой-либо системой, хотя бы и наилучшей: огонь от огня загорается. А от будущих пастырей в особенности потребуется именно этот духовный огонь живой веры и сознательного религиозного опыта. Пусть выходит по такому пути хотя 5, а самое большее даже 10 человек в год, но это будут подлинные живые силы пастырские.
По новости этого дела слышатся недоверчивые сомнения в реальности и практичности подобных организаций; это и естественно. Но важность дела, а главное — наличие действительных, а не воображаемых религиозных сил, должны пересилить сомневающихся. Конкретное же осуществление и выработка той или иной системы — дело всегда более легкое: были бы люди, а дело наладится; был бы дух, форму он сам отыщет. Нам лично это дело представляется не менее и даже более реальным, чем вышеуказанная организация школ при епископах.
г) Но так как кандидатов, выпускаемых из обеих вышеуказанных организаций, может быть и достаточно, то третий путь должен носить обычный школьный характер.
В этом отношении мы предлагаем следующий практический проект пастырских семинарий.
1. Духовные училища из 4 классов превращаются в пятиклассные, что в отношении зданий не представляет затруднений, ибо прежде находили, например, возможность организовать так называемые приготовительные классы в тех же самых помещениях.
2. По программе своей эти 5 классные училища должны быть приспособлены так, чтобы из 4 класса или 5-го можно было беспрепятственно поступать в соответствующие классы средних учебных заведений (гимназии). Но при этом, несомненно, должны быть сохранены и ограждены специальные предметы, отличающие духовные училища и имеющие в виду пользу Церкви — подготовку низших клириков Церкви и вообще более религиозное направление (Устав, Катехизис, церковно-славянский язык, церковное пение и проч.). Быт сохраняется прежний, улучшенный соответственно требованиям религиозной педагогики и современной жизни.
Примечание. Если бы не удалось, за громоздкостью, соединить в нужной степени предметы гимназические и специально-училищные, то, во всяком случае, 5 классов с большим удобством могут быть приравнены к 4 классам гимназии. Но желательно, а при некотором напряжении и возможно, лучше классы приспособить для беспрепятственного перехода.
3. Далее, из духовных училищ окончившие воспитанники переходят по двум направлениям: одни в старшие классы гимназии, — т. е. при предполагающейся реформе 7 классных гимназий — переходят в 2 старшие класса; другие же поступают в трехклассную пастырскую семинарию.
4. Дабы выход в гимназии был действительно беспрепятственный, необходимо создать собственные заведения; для этого на первых порах можно одно из духовных училищ (их обычно в епархиях бывает несколько) преобразовать в 2 старших класса гимназии; семинарии же оставляются под пастырские учебные заведения.
Примечание. 1. Впрочем, по соображениям удобства может быть и обратное перемещение: гимназия перемещается в семинарию, а пастырская семинария — в одно из духовных училищ;
Примечание II. Там где готовых помещений для гимназий не хватает, должно открывать 2 старших класса в другом месте, по найму, как это делается со всякими другими частными учебными заведениями; средств на это потребуется немного, ибо в последних 2 классах (общежитий не нужно) будет не более 50,100, а в самых больших центрах 150 человек; а в других — и гораздо меньше того (напр., в южных семинариях кончает курс от 20—50 человек).
5. В пастырские семинарии, кроме воспитанников духовных училищ, поступают и другие лица: кончившие не менее 4 классов гимназий и других соответствующих средних учебных заведений, учительские семинарии, высшие начальные училища, экстерны, диаконы и псаломщики.
Примечание: воспитанники не ниже 5 класса средних учебных заведений, а также окончившие учительские семинарии и т. п., поступают в пастырскую семинарию без экзаменов; другие же лица или держат дополнительные экзамены, по программе специально духовно-училищных предметов (Устав, ц[ерковно]-слав[янский] яз[ык], катихизис); а более желательно, чтобы они поступали в особый подготовительный класс при пастырских семинариях; сюда могут поступать лица и не получившие систематического образования, но ищущие службы Святой Церкви, — по известному экзамену.
6. Образование в пастырских семинариях носит характер богословско-философско-образовательный. Подробная программа предметов и расписание их прилагаются при сем. Здесь же достаточно упомянуть, что всего, по моему проекту, предполагается 20 предметов, из них 7 — светских наук, — чтобы понять, насколько широкое образование будет даваться в Пастырских Семинариях; не говоря уже о том, что и по количеству учебного времени (5 в дух. уч., 3 Паст. Сем. — 8) они превышают обычное среднее 7 классное образование.
7. Воспитание в пастырских семинариях сообразуется прямой задаче — подготовке в пастыри.
Примечание. I. Воспитание должно иметь в виду не только идеал, но и считаться с возрастом и силами юности.
8. Оканчивающие пастырские семинарии имеют право поступать в духовные академии существующего типа, — а также и в специальную Высшую Духовную школу, которая должна быть построена на особых началах с религиозно воспитательным характером.
Примечание I. Лица, поступившие в пастырскую семинарию без соответствующего среднего образования, не имеют права поступать в академии, — за особыми исключительными случаями выдающихся способностей.
Примечание. II. Как в академии, так и в высшую духовную школу имеют право поступать и все, окончившие средние учебные заведения, без экзамена.
Примечание III. Окончившие пастырские семинарии поступают преимущественно в сельские приходы; из высших же духовно-учебных заведений — в городские приходы и в преподаватели средних духовно-учебных заведений и гимназий.
Примечание IV. Кончившие 2 старших класса духовной гимназии получают все права, присвоенные средним учебным заведениям.
В объяснении вышеуказанного добавим следующее.
а) Данный проект сохраняет религиозное воспитание в дни юности (духовные училища);
б) пятилетнее обучение в дух. уч. дает довольно оснований полагать, что выбор дальнейшего пути, конечно при содействии родителей, будет сознательным;
в) специальная задача пастырских семинарий и более определенный религиозно-воспитательный быт приведут, в результате, к несомненно более однородному подбору учащихся, и, таким образом, если не совсем уничтожится, то в громадной степени ослабнет главнейший недостаток современных духовно-учебных заведений (особенно семинарий) — разнородность состава, вследствие разнородности задач — школы.
г) трехлетний курс пастырских семинарий (а не 4-летний или и более) достаточен для получения образования и воспитания; и в то же время мало выделяется, лишь на 1 год, над светскими средними учебными заведениями, что не будет отпугивать желающих поступать в семинарии.
д) наконец, все более разрастающаяся сеть низшей ступени средних учебных заведений по мелким городам и даже селам даст широкую возможность притоку к пастырству новому свежему элементу — простому классу, в частности — крестьянству; так что недостатка в кандидатах уже не должно быть.
е) в то же время детям духовенства дана будет возможность получить более доступное образование в течение первых 5 общеобразовательных классов. Если бы остались у Церкви средства, то возможно оказывать им помощь и в гимназии, из которой они пойдут уже хотя и по светскому пути, но, как показывает жизнь, могут нести и там религиозно-просветительное служение Церкви.
РАСПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПАСТЫРСКОЙ СЕМИНАРИИ.
Количество предметов. | Предметы. | Количество уроков в неделю. | Итого. | Подготовительный класс. | ||
1. | Ветхий Завет | 5 | 3 | — | 8 | В дополнительном и подготовительном классе, главное, нужно стремиться к тому, чтобы а) развить слушателей к прохождению богословских наук; а также б) расширить знания специальные. Поэтому там должны быть следующие занятия: 1) Прохождение более обстоятельное: а) Устава богослужения; б) Катихизиса, в) Церковно-славянск[ого] яз[ыка], г) Церковного пения. 2) Изучение Словесности Рус[ской] Гражд[анской[ Истории (до новейш[его] периода). 3) Чтение творений Св. И. Златоуста и дневника о. Иоанна Сергиева Кронштадтского. и 4) Упражнение в письменных работах преимущественно на богословские темы. |
2. | Новый Завет | 4 | 3 | 2 | 9 | |
3. | Литургика с Ц. Археологией | 4 | — | — | 4 | |
4. | Церк[овная] История Общ. | 2 | 3 | — | 5 | |
5. | Церк[овная] История Рус. | — | — | 3 | 3 | |
6. | Патрология | 3 | 3 | — | 6 | |
7. | Р. Литература новая и новейшая | 4 | 3 | — | 7 | |
8. | Гражд[анская] История рус. новейшая | 2 | — | — | 2 | |
9. | Психология | 3 | — | — | 3 | |
10. | Логика | — | 2 | — | 2 | |
11. | Философия | — | 4 | — | 4 | |
12. | Догмат[ическое] Бог[ословие] Ист. и облич. | — | 3 | 3 | 6 | |
13. | Раск[ол] и Сектант[ство] | — | 3 | 4 | 7 | |
14. | Нрав[ственное] Богословие и Аскетика | — | — | 4 | 4 | |
15. | Проповедничество (гомилетика) | — | — | 2 | 2 | |
16. | Пастыр[ское] Богословие | — | — | 3 | 3 | |
17. | Основное Богосл[овие] | — | — | 2 | 2 | |
18. | Каноника и Практ. рук. паст. | — | — | 3 | 3 | |
19. | Социология | — | — | 1 | 1 | |
20. | Дидактика | — | 2 | 2 | 4 | |
21. | Пение | 2 | 1 | 1 | 4 | |
Итого | 29 | 30 | 30 | 89 |
Дополнение. В качестве необязательных для всех предметов, но предлагаемых к изучению желающими должны быть: греческий язык, один из новых языков, еврейский язык; могут быть также и другие предметы: живопись, гигиена и т. под.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.
1) Количество уроков в неделю хотя и велико (до 30, или до 5 в день); но при этом должно иметь в виду следующее.
По моему глубокому убеждению, по требованию современной педагогики и моему 12-летнему уже опыту, — преподавание всяких наук, а богословских в особенности, необходимо, насколько возможно, ставить с пассивной на активную почву, — т. е. чтобы больше проявляли самодеятельности сами учащиеся. Для этого необходимо ввести непременно, как обязательное дело, так называемые практические занятия. Для этого каждый из преподавателей должен не менее 1 урока из 4 и не более 1 из 3 (систематично) посвящать этим практическим заботам (чтение рефератов, сочинений, статей и проч. на тему предмета своего). Подробный доклад об этом я представлял вместе с Правлением Тверской духовной семинарии в Учебный комитет в прошлом году.
В результате этого в течение каждой недели по крайней мере 7 (или даже 8—9) часов в неделю будут для большинства или и для всех свободными от трудов, — и даже душевным отдыхом на уроках. Останется для слушателя 22—23 ур. в неделю, т. е. менее 4 в день.
2) ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК, а также один из новых необходим для желающим идти в дух[овную] академию или в Высшую Духовную Школу.
Для кандидатов же в сельские пастыри он никоим образом не может считаться безусловно нужным, а потому и не помещен в числе обязательных предметов. — Необходимо на вещи смотреть здраво и реально.
Не говорю уже о том, что за массой уроков для него нет даже места.
На изучение греческого яз[ыка] достаточно по 2 урока в неделю в 2 последних классах.
3) Перемещение некоторых предметов возможно: напр., если трудной покажется психология в I кл. (теперешнем 2 семинарии), тогда ее можно перенести во 2-й (— 3 семинарии); а на место ее можно передвинуть еще один урок литературы, — и 2 раскола (история его); а во II кл. еще 1 урок раскола из III взять и т. под.
4) Для Церк[овной] Истории Общей оставлено лишь 2 ур. в I кл., дабы отдел об ересях проходился уже в 2 кл., — с воспитанниками более подготовленными.
5) При нрав[ственном] Бог[ословии] есть еще, «аскетика». Эту науку я преподавал лично целый год в обоих отделениях 6 класса Тверской духовной семинарии. Считаю ее для пастыря безусловно необходимой. У меня разработан подробный план ее.
6) Под «социологией» я разумею краткое сообщение сведений о праве, российских законах, форме правления, основах общественной жизни и т. под.; хотя бы в виде обязательных лекций.
7) Пастырское Богословие занимается изучением, главным образом, психологии пастырского служения, раскрытием пастырского душепопечения в разных формах его (последнее хотя бы по книге Св. Григория Двоеслова «Правило Пастырское»» или Амвросия Мед[иоланского] «о должностях пресвитеров»), — и изучением чтением основной пасторологической литературы (Слова о Священстве св. И[оанна] Злат[оуста], Григория Богослова и Дневник о. Иоанна Кронштадтского). А практическая сторона (по учебнику Нечаева) относится к канонике.
8) Литературу и Р[оссийскую] Гражд[анскую] Ист[орию] нужно изучать и новейшую, чтобы кандидат в пастыри был в курсе современной жизни.
9) Можно и сокращать объем программ; тогда будет меньше уроков: лучше усвоить существенное, но основательнее, чем много, но плохо.
10) Характер преподавания в каждом классе особый: в I — богословско-исторический; во II — богословско-философский; в III — богословско-практический (разумеется, — преимущественно).
Член Собора
С подлинным верно: делопроизводитель М. Преферансов
ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 388. Л. 60–67 об. Машинопись. Копия.