Доклад Отдела о церковном суде: об устройстве церковного суда. Общие положения

Докладчики: кн. А. Г. Чагадаев,

И. С. Стахиев,

В. В. Радзимовский.

По действующему закону (1-я ст. Уст. Дух. Конс.) церковно-судебная власть вверена духовной консистории, ведающей в то же время административные и финансовые дела епархии. Таким образом в деятельности нынешних консисторий допущено смешение судебных и административных функций. Между тем не только юридическая наука, но и современное церковно-общественное сознание настоятельно требуют отделения суда от администрации. На этой точке зрения стояло и Предсоборное Присутствие 1906 года, руководствуясь следующими соображениями: «а) соединение в одном установлении властей судебной и административной представляет весьма важные неудобства (IV, 16), так как при таковом соединении одна и та же власть и предъявляет требование и обсуждает последствия, т.е. является судьей в собственном деле, почему обвиняемые не могут иметь никаких ограждений от неправильного и пристрастного преследования (IV, 16); б) администратор не может совершенно освободиться от побочных влияний и сосредоточить свое внимание на вопросе о виновности и невиновности подсудимого (IV, 13); в) судебные и административные дела не сходны между собою как по предметам их и способу ведения, так и по отношению к ним лиц, ведущих их (IV, 12, 13, 29, 30); г) отделение церковно-судебной власти от административной, в смысле обособления судебных органов архиерейской власти от органов административных, желательно и необходимо, так как консистория, соединяя дела административные, судные и финансовые, подавлена множеством дел (1, 558 IV, 5).» Но провести в церковной области начало отделения суда от администрации полностью Отдел признает невозможным ввиду особого характера епископской власти по церковным канонам. Поэтому Отдел, принимая за основание, что церковно-судебные дела должны как возникать, так и получать свое завершение с ведома епископа, но самый суд должен производиться самостоятельно, полагает:

1. Все жалобы частных лиц, а также должностные донесения и сообщения о преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду, направляются к епархиальному епископу.

2. Дела, подведомственные единоличному епископскому суду, разбираются епископом непосредственно и без соблюдения особых формальностей, причем по самому свойству этого (келейного) суда, налагаемые за проступки епитимии не должны носить гласного характера.

3. Все дела, не подлежащие единоличному суду епископа, направляются им в соответственные церковно-судебные установления по принадлежности в порядке, установленном законом о судопроизводстве.

4. Судебные решения Благочиннического и Епархиального судов представляются на утверждение епископа, который со своим заключением представляет в высшую судебную инстанцию.

5. Решения церковно-судебных установлений епархий считаются утвержденными епископом и вступают в законную силу, если в установленный срок они не будут опротестованы епископом или обжалованы заинтересованными лицами.

6. Епископу принадлежит общий надзор за деятельностью всех церковно-судебных установлений и должностных лиц епархии.

Принимая все вышеизложенное в соображение, Отдел выработал следующие основания устройства церковного суда:

1. Церковно-судебная власть Православной Российской Церкви осуществляется самостоятельно на указанных в правилах о судопроизводстве основаниях и в устанавливаемом ими порядке: а) единолично — епархиальными епископами и б) коллегиально — особыми от церковного управления и законодательства судебными установлениями: Благочинническими, Епархиальными, Церковно-Областными судами и Высшим Церковным Судом.

2. Церковно-судебная власть означенных в предыдущей статье органов церковного суда распространяется на всех принадлежащих к составу Российской Православной Церкви клириков и мирян, независимо от жительства их в пределах Российского Государства или за границей.

3. Епархиальные архиереи, Благочиннические, Епархиальные, Церковно-Областные суды и Особое Присутствие Высшего Церковного Суда рассматривают подсудные им дела по существу. Высший Церковный Суд есть инстанция кассационная, а потому, не решая означенных выше дел по существу, он наблюдает за охранением точной силы закона и церковных постановлений и за единообразным их применением всеми церковно-судными установлениями.

Примечание. Особое Присутствие Высшего Церковного Суда является апелляционной инстанцией для дел, рассматриваемых Церковно-Областным судом в качестве суда первой степени.

4. Все должности судей и следователей — выборные на определенный срок.

5. Благочиннический суд состоит из трех клириков и двух мирян, избираемых в благочинническом округе на трехлетний срок, причем в составе этого суда должно быть не менее двух лиц пресвитерского сана.

6. Епархиальный суд состоит из пяти лиц белого или черного духовенства и трех мирян, избираемых в епархии на три года в особо указанном порядке, причем в составе этого суда должно быть не менее трех лиц не ниже пресвитерского сана.

7. Церковно-Областной суд состоит из трех епископов, четырех клириков и четырех мирян, избираемых областным собором на три года в особо указанном порядке, причем в числе клириков должно быть не менее трех лиц пресвитерского сана.

Примечание. В состав Присутствия Церковно-Областного суда по делам епископов входят одни епископы области в количестве не менее 3-х.

8. Высший церковный суд состоит из 4-х епископов, 3 клириков и 3 мирян, избираемых Всероссийским Поместным Собором на срок до созыва следующего Собора, причем в числе клириков должно быть не менее 2-х лиц пресвитерского сана.

9. Особое Присутствие Высшего Церковного суда для рассмотрения дел апелляционных состоит из членов этого суда: 3 епископов, одного пресвитера и одного мирянина по назначению Высшего Церковного суда, а в случае суда над епископом Особое Присутствие состоит из 3 епископов — членов Высшего Церковного Суда и 9-ти епископов, приглашаемых по жребию Высшим Церковным Судом из числа всех архиереев Российской Церкви.

10. По делам мирян и низших клириков в состав судебного присутствия должно входить не менее 2-клириков и 1 мирянина; по делам пресвитеров в состав того же присутствия должно входить не менее 2 лиц не ниже пресвитерского сана.

11. Председателями Благочиннических и Епархиальных судов могут быть лица не ниже пресвитерского сана, избираемые членами подлежащего церковного судебного установления из своей среды и утверждаемые в должности Высшим Церковным судом.

12. Председателями Церковно-Областных судов могут быть только епископы, избираемые членами сих судов из своей среды и утверждаемые в должности Высшим Церковным судом.

13. Председателем Высшего Церковного суда должен быть епископ, избираемый сим судом из числа своих членов.

14. При епархиальных судах состоят духовные следователи.

Примечание. Должность духовного следователя может быть совмещаема с должностью члена Благочиннического суда.

15. При каждом церковно-судебном установлении состоит особая канцелярия, чины которой, не принимая непосредственного участия в разрешении дел, находятся в ведении Председателя, от коего зависит и назначение сих лиц к должностям, а также увольнение их от службы.

16. В члены Благочиннических и Епархиальных судов могут быть избираемы лица из православных жителей данного благочиннического округа, которые: 1, имеют не менее 30 лет от роду и 2, получили образование не ниже среднего.

17. В члены Церковно-Областных судов и Высшего Церковного Суда могут быть избираемы лица, не моложе 30 лет от роду и обладающие высшим богословским или юридическим образованием.

18. Утверждение судей Благочиннических, Епархиальных и Церковно-Областных судов принадлежит Высшему Церковному суду.

19. Должностные лица церковно-судебных установлений пользуются правами и преимуществами, присвоенными всем состоящим на службе по церковному управлению, и имеют право на получение жалованья, устанавливаемого особыми штатами, прогонных, квартирных и суточных денег при всех разъездах и командировках по делам службы.

20. Члены церковно-судебных установлений пользуются в пределах, указанных правилами судопроизводства, полной самостоятельностью и независимостью при решении дел.

21. Лица, избранные в должности судей и духовных следователей, могут быть увольняемы от своих должностей не иначе, как по суду.

22. Высший надзор за всеми церковно-судебными установлениями и должностными лицами этих установлений в Российской Православной Церкви принадлежит Патриарху. Он имеет право требовать от всех судебных мест или лиц доставления нужных ему сведений и объяснений письменно, а в необходимых случаях также и личного представления оных.

23. Епархиальным митрополитам и архиереям принадлежит общий надзор за церковно-судебными местами и лицами их областей и епархий. В порядке же подчиненности церковно-судебных установлений надзор принадлежит: 1, Высшему Церковному Суду — за всеми церковными судами и должностными лицами Русской Православной Церкви, 2, Церковно-Областному суду — за состоящими в его области церковно-судебными местами и должностными лицами и 3, Епархиальным судам — за Благочинническими судами и должностными лицами, при них состоящими.

24. Заседания Благочиннических и Епархиальных судов должны состоять не менее как из 3-х членов, в том числе председателя. Заседания Церковно-Областного суда и Высшего Церковного суда должны состоять не менее как из 5-ти членов в том числе председателя. В заседании должен находиться секретарь судебного места.

25. В судебных заседаниях присутствуют участвующие в деле лица и их поверенные и защитники, а также посторонние лица, если по особому постановлению суда не признано необходимым рассматривать дело при закрытых дверях. Приговор суда объявляется всегда при открытых дверях.

Председатель Отдела Митрополит Сергий

Члены—Докладчики: И. Стахиев, кн. Чагадаев, Радзимовский

Делопроизводитель: Е. Панов

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 35. Л. 286–287 об. Типографский оттиск.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 36. Л. 7–8 об. (то же на Л. 93–94 об.) Типографский оттиск.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 79–80 об. Типографский оттиск.