Об автономии духовной школы

1. Управление духовною школою должно основываться на церковном основании для управления всей Церковью. Церковь же, соборная по своему существу соборна и по своему управлению. Лучшим образом сего является стремление определение св. Апостола Павла Церкви, как Тела Христова, применительно к изъяснению сего в 64 правиле 6 Вселенского Собора. в живом же теле человеческом все члены его самостоятельны в отправлении своих обязанностей и жизненного назначения. Но если отдельные члены или многие из них поставят себя центром и главными в жизни тела, то произойдет расстройство в согласии всех членов и в правильной жизни всего тела. Нет, при самостоятельности всех членов в теле, разум, воля и управление телом исходят от головы, все объединяющей и всему дающей направление и ход к делу для жизни тела. Без головы — смерть для тела. Можно жить телу без рук, без ног, без глаз; но отрубите голову, — и все здоровые, полнокровные полножизненные, гибкие, подвижные члены умрут и все тело умрет, лишившись источника жизни, их объединявшей и оживлявшей. Так беседует св. Иоанн Златоуст о Церкви, как теле Христове.

2. С этой стороны должна рассматриваться и соборная жизнь Церкви, а вместе и жизнь духовной школы, как церковной. Все члены Церкви и духовной школы самостоятельны или автономны в отправлении своих обязанностей, как церковного служения послушания. Но разум, воля и управление Церковью и духовною школою — от головы, от епископа, которому вверена Церковь от Первоиерархаархиерея Христа; ибо епископу сказано: елика аще свяжете на земли, … пасите стадо Божие, в нем же Вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Спаса; с него, по Апостолукалипсису, как с ангела Церкви, и спросит Господь Бог. Без епископа нет Церкви, а только сборище людей. Без епископа и школа не церковная, а мирская самочинная, только по недоразумению называемая церковною-духовною.

3. Между тем § 2 устава автономии духовной школы об епископе не упоминает. Указываемое же сим параграфом «свободное руководство всей жизнию школы» только лишь и рекомендовалось доселе и ректорами и епископами всем педагогам духовной школы, чтобы они душевно и жизненно словом и делом и примером устрояли жизнь духовной школы, чтобы бережно и внимательно создавали церковный характер в живых юных душах учащихся. Но самостоядеятельности однако в этом деле направлении однако не проявлялось в должной степени — § 3 говорит «о гармоническом взаимодействии» всех членов духовной школы, но без главы; § 4 говорит «об участии в строительстве школьной жизни каждого члена», но без главы. А § 5 говорит, что «руководство всею жизнию школы принадлежит всем членам школы», но не главе. По § 60 оказывается, что епископ, как глава епархиальной церкви, только сообщает педагогическому совету результаты своих наблюдений и высказывает свои соображения о желательной постановке …» Только «сообщает» и «высказывает», тогда как по § 46 даже директор духовной школы, «предлагает» совету свои замечания. Между тем совет может оставить и без внимания все сообщаемое епископом. А § 61 так мало уважает епископа, что в сущности делает его экономом духовной школы, обязанным заботиться о материальной благоустроенности школы, но оставаться вдали от внутренней жизни духовной школы.

4. Если иметь в виду участие епископа в духовной школе как председателя епархиального совета, из себя выделяющего школьный попечительный комитет, то надо согласиться, что председатель — не глава; председатель — случайный, временный «старшой» из состава лиц. Председатель, а следовательно и епископ есть лишь один из многих. Председатель — сегодня один, завтра другой и т. д. Они один другого сменяют, но жизнь всех уже ими председательствуемых идет свободно, как проходила до них и с ними. Ибо жизненной, органической связи между ними и председателем нет и не было. Была связь временная и случайная только.

5. Нет, от Бога поставленный хозяин епархии — архиерей — должен быть хозяином и духовной школы, руководителем ее, ответственным и перед Богом и перед Церковью. Как в живом теле, так и в теле Церкви — от епископа исходит главный жизненный нерв и управление всею поместною Церковию и всеми ее отправлениями и учреждениями. Это подобно тому, как идет жизнь от главы к членам и от членов к главе, управляющей всеми членами при полной их самостоятельности на своих местах и в исполнении своего назначения. На этом основании епископ через представительные от епархии учреждения и управленияяет как всею епархиею, так и духовною школою. И если теперь епископы к духовной школе имеют отношение больше, чем попечители округов к светской школе, то тем более это смогут сделать, когда освобождены будут от множества дел по епархии и по духовной школе от таких мелочей, как утверждение выдачи жалованья по смете, покупки всякой луковицы и т. п. Тогда общее направление и руководство духовной школой через поставляемых от епископа деятелей будет исходить от епископа и восходить к нему. По проекту же автономии духовной школы епископ даже не знает о представляемых на утверждение Учебного комитета выбранных педагогов.

Предлагаемый же проект автономии духовной школы, как уничтожающий всякую церковность духовной школы, принят быть не может. Таков мой принципиальный взгляд на данный проект. Полагаю, что прежде всего и следует войти в принципиальное выяснение данного проекта, а потом уже обсуждать и частности проекта. 26 сент[ября] 1917 г.

Андроник, епископ Пермский и Кунгурский.

Уклонившись 19 сего сентября от принципиального голосования принятых большинством Учебного отдела Церковного Собора тезисов решения вопроса о преобразовании духовной школы, представляю, согласно своего заявления собранию Отдела, свое отдельное мнение по данному делу.

В дополнение к моим, сданным высокопреосвященному председателю Отдела, трем тезисам по вопросу о преобразовании духовной школы, излагаю следующее:

Надлежит признать, что, к сожалению, доселе духовная наша школа в большей степени имела в виду цели сословные, а не церковно-пастырские, прежде и выше всего. Прежде всего эта неправильность и привела духовную школу к нецелесообразности ее для Церкви Российской: духовная школа не давала достаточного числа подготовленных и призванных кандидатов для поступления в клир. Не отрицается, конечно, что прошедшие духовную школу оказывались христианами и на других поприщах внешней жизни в государстве. Но это в одинаковой степени ожидается и от всякого христианина, прошедшего любую в государстве школу и не прошедшего никакой школы. Следовательно, эта заслуга не есть специальная заслуга и задача духовной школы. Между тем, если всякая мирская организация и всякое почти государственное ведомство нуждается в подготовленных работниках для своих целей, то тем более Святая Церковь нуждается в такой школе, исключительною задачею которой была бы только подготовка кандидатов в клир. Для целей же прав иных и тем более сословных — должны быть особые школы, чтобы совмещение в одной школе целей несовместимых не оказалось вредным для самой школы, а следовательно и для св. Церкви.

Тем более теперь в пору исправления всего церковного управления и в первую очередь надо позаботиться о том, чтобы Церковь была обеспечена потребным числом соответственно подготовленных кандидатов в клир. Того же настоятельно требуют и условия времени, предъявляющие высокие и многоразличные запросы к Церкви вообще и к церковным деятелям в частности. Таким требованиям не удовлетворяла и не может удовлетворить наша духовная школа ни количественным, ни качественным составом выпущенныхскаемых ею кандидатов в клир. Особенно за последнее время количественно незначительные кандидаты в клир из церковной духовной школы оказывались и качественно не самыми лучшими, ибо представляли собою лишь тех, кому по каким-либо причинам не представлялось возможным воспользоваться правом продолжать образование в университете или духовной академии.

Между тем принятые большинством Учебного отдела Собора тезисы для произведения преобразований духовной школы с одной стороны оставляют духовные училища и семинарии в неприспособленномкосновенном их положении, с определенным признанием четырех классов училища и четырех классов семинарии прежде всего общеобразовательными классами в соответствии с государственной гимназией и со всеми ее правами для учащих и учащихся, причем два высшие класса семинарии оставляются в ней для целей обозначения обучения кандидатов в клир. С другой стороны, указанные тезисы признают желательную возможность, где это будет признано, преобразование духовных училищ в полную и полноправную гимназию; следовательно уже совсем устраняется специально-пастырская цель училища, только замолчанная в выше указанном положении о духовном училище и семинарии вместе. Наряду с этим является почти как неизбежно и только терпимое зло или недоразумение условно признается возможным учреждать пастырские школы, где это будет признано нужным и осуществимым. Следовательно, в лучшем случае данными тезисами охраняются только права и удобства учащих и учащихся в духовной школе, но никак не святые нужды Церкви. Ибо, конечно, теперь из духовной школы меньше и прежнего будут поступать в Церковь подготовленные кандидаты в клир, а вероятнее того, — и вовсе никаких кандидатов не будет. Ибо духовная школа теперь уже неприкровенно намерена преследовать не пастырейские, а общеобразовательные цели. Посему, едва ли найдутся такие юноши, которые пожелали бы пойти в клир вместо возможности поступить из 4 класса семинарии в университет, имея в виду и то, что школа их и не предполагала с самого первого своего класса к пастырству. Очевидно, Церкви придется довольствоваться только теми малочисленными кандидатами в клир, каких будут давать намечатьчаемые жалкие пастырские по местам школы, которые по-видимому предполагаются в виде почти только надстройки если не над одноклассным, то над двухклассным печальным начальным училищем. Это явное невнимание, если не презрение к неотложным святым запросам Церкви, так настойчиво предъявляемым к Церковному Собору.

Нет, не школу, не выполняющую своей задачи, нам нужно отстаивать; не права и удобства учащих и учащихся в духовной школе следует охранять. Наш —Священныйого Собора — долг — быть выше этого и ответить на вопиющую уже давно насущную потребность св. Церкви в достаточном составе подготовленных пастырей, способных и воодушевленных на святую пастырскую работу, особенно по запросам переживаемого времени. Такие пастыри должны быть, если не высоко, то достаточно образованы и начитаны, способны руководить человеческими душами, воспитаны в любви и чуткости ко всему церковному укладу, готовыми на церковно-народное дело, на участие в котором они и готовились. Как Сам Вседержитель, помимо Своего влияния на весь народ, Его слушавший, и избравшийл для апостольского пастырствования особо 12 и 70 ближайших учеников и, их выделивши и приблизивши к Себе, нарочито приготовлял для церковного дела, особо и сверх обычной Своей проповеди научая их; — так и приготовление к пастырству нашего времени должно и может совершаться только особым, а не общечеловеческим путем для всех христиан.

Не между прочим, а нарочито, и свыше прочего должно проходить и образование и воспитание будущих работников в церковном клире, чтобы они, подражая лучшим пастырям Церкви, явились семенем евангельской жизни и для прочих, носителями света Христова и руководителями народа в деле спасения души. Очевидно, для этого требуется не только среднее или высшее общее образование, не только даже высшее богословское значениение, но сверх того возгревание духа, воспитание — духа пастырства, нарочитая пастырская подготовка.

Это именно и имела в виду действовавшая при Святейшем Синоде под председательством архиепископа Сергия особая Комиссия в июне—августе 1911 года. О трудах в ее Учебный комитет и Учебный отдел Предсоборного Совета не сказал ни слова в своей докладной записке соборному Учебному Отделу: как будто даже и не существовало такой Комиссии, о работах которой так много говорилось вкривь и вкось и писалось в свое время. Между тем труды этой Комиссии получили вполне законченный характер. Их необходимо теперь же извлечь из архива и исследовать внимательно. План всей духовной школы данною Комиссией намечен такой.

Прежде всего духовные четырехклассные училища с двумя первыми классами духовных семинарий преобразуются в шестиклассные училища по типу прогимназий; в них наряду с общеобразовательными предметами гимназий удерживается преподавание Св. Писания и других духовных предметов из курса духовного училища и духовных семинарий в соответственном объеме. Но вся школа и по воспитанию и по духу преподавания, как и по укладу своего быта сохраняется строго церковною. Кончившие такую школу юноши переходят по желанию или в старшие классы гимназий, или в специальное четырехклассное пастырское училище, существующее совершенно отдельно от указанной школы. В этом пастырском училище не только не сокращен курс богословских и философских предметов, но даже расширен и возвышен сравнительно с действующими духовными семинариями. Но самое главное: весь уклад жизни этого пастырского училища строго церковный, в целях создать соответствующее пастырское настроение у учащихся. Так как в такое училище пойдут только призванные юноши и вероятнее всего — из вышеуказанной шестиклассной школы духовной, то никакой строго-церковный уклад им не будет страшен. Это была бы специально-пастырская школа, готовящая может быть не многих, но верных работников для Церкви Божией. Но во всяком случае число их было бы никак не меньше того, какое мы теперь получаем от духовных семинарий в виде случайных остатков от того большинства, что уходят в университеты и т. д.

Как тогда предполагалось, так и теперь можно было бы здания духовных семинарий употребить для пастырских училищ с общежитиями. Здания же духовных училищ употребить под вышеуказанные шестигодичные духовные школы, при которых общежитие не обязательно.

По всем указанным основаниям, целиком отвергая указанные вначале сего принятые большинством соборного Учебного отдела тезисы (девять) что для преобразования духовной школы, как сводящиеся к тому, что Церковь в ближайшем будущем лишается духовной школы, а теперь определяется на полное неимение кандидатов в клир, осталосьюсь при особом решительном голосе: принять преобразование духовной школы или в направлении указанных мною и представленных Отделу моих трех тезисов или в направлении, намеченном особою Комиссией при Святейшем Синоде в 1911 году, труды которой непременно должны быть представлены на внимание Церковного Собора.

Означенное в сем мое особое мнение прошу представить огласить на уважение общего заседания Церковного Собора. 21 сентября 1917 г.

Андроник, епископ Пермский и Кунгурский.

Читал и присоединяюсь архиепископ Антоний, епископ Прокопий.

С подлинным верно,

Делопроизводитель М. Преферансов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 388. Л. 49–59. Машинопись. Копия.