О целибате духовенства

Доклад протоиерея о. Г. Спасского

Доклад вызван современными условиями нашей церковно-общественной жизни: наши духовенство и Церковь находятся сейчас в крайне тяжелых условиях. Теперь следует ждать, что кадр образованных священников сильно поредеет; теперь надеть рясу является уже смелостью; надо понять весь трагизм души современного духовенства. Основной, коренной вопрос заключается здесь в материальной необеспеченности: тут корень всяких насмешек, корень вырождения духовенства. Облик, светлый облик пастыря превращен в презираемого «попа». Из-за необеспеченности происходит вырождение нашего духовного сословия, обеспечение это является ненормальным, почему из рядов духовенства и бегут все, особенно же сколько-нибудь талантливые или образованные. Мы идем к полному вырождению образованного духовенства (уже теперь, даже в центральных епархиях, есть целые уезды, где нет священников со средним образованием). Всюду деморализация, приниженность духовенства, <на> которое больно давит пресс ненормального материального обеспечения. <Существует> Мечта о трех выходах: жалованье, самообложение и самодеятельность. Мы идем к краху: рассчитывать на правительственные ассигнования не приходится; говорить о самообложении также не приходится, так как народ наш и так жаждет освобождения от бремени уже имеющихся платежей; самодеятельность, или самобилизация, но про нее только можно сказать: «Улита едет, когда-то будет». Нам надо облегчить то испытание, которое угрожает духовенству; чтобы поставить духовенство в более удобные условия жизни, следует снять с него брачные узы. Вопрос о безбрачном состоянии духовенства можно сравнить с васнецовской картиной «Витязь на распутье». Сколько разбилось юных жизней и надежд… «Надо содержать семью» – вот роковой вопрос. Надо входить в истерзанные души и в то же время брать рубли даже за такое таинство, как исповедь. Рубль, вторгаясь в священное дело, является уже стеной, преградой. Священник поставлен в необходимость брать деньги за все, так как за его спиной стоит семья (художественные примеры у Чехова, у Некрасова). Мы обязаны воспитывать детей, содержать семью. Сбываются слова апостола: «оженивыйся печется о семье». Священники наши в большинстве многосемейные. Горькая необходимость заставляет прибегать к мерам против деторождения, а в то же время грозно звучат слова Библии «проклинающей за проливание семени». Положение многосемейного священника трагичное: вечные думы о семье: «враги человеку – домашние его». Нам следует отменить обязательность брака для духовенства. При переживаемых условиях священникам лучше быть безбрачными. Я возражаю против выставляемой некоторыми католической идеи в данном отношении: мы берем ведь только одну организацию, а не идею (слова св. Василия Великого о языческих сочинениях и <слова> Иоанна Златоуста: «Как огонь жжет испытание целомудрия»). Поэтому молодых людей без испытания не надо рукополагать, а в священники разрешать вступление тем, которые уже «перегорели». Правда, это радикализм, но сам народ пойдет навстречу этому; теперь в западных епархиях стали назначать на места священников-иеромонахов, что дало положительные результаты. Сельские обыватели и теперь говорят: «Одного нам содержать куда легче, чем семейного». Мы переживаем время действительно «воинственности» Церкви: на Церковь надвигаются величайшие испытания. Царства Христа и антихриста скоро вступят, кажется, уже в бой. Чуткие души (Святой Серафим Саровский, Соловьев) чувствовали эти страшные времена; приближается, быть может, святое исповедничество нашего духовенства. В аргументации целибата я стою на точке зрения апостола Павла, что лучше оставаться неженатым, хотя таковые и «будут иметь скорби по плоти». Каноны (26-е правило апостолов) допускают вступления в клир безбрачных. Священник стоит теперь перед дилеммой: или отдаться всецело Иисусу Христу, или погрязнуть в житейских дрязгах. Мое предложение: не обязывать вступающих в священнослужители принимать обязательно брачное состояние.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 83-84. Машинопись. Подлинник. Без подписи.