Иувеналий, епископ Тульский и Белёвский

(в мире Масловский Евгений Александрович)

член Собора по должности.

Родился 15 января 1878 г. в городе Ливнах Орловской губернии в дворянской семье. Окончил Гродненскую классическую гимназию в 1899 г. и Казанскую духовную академию в 1903 г., кандидат богословия. В 1901 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, в 1902 г. в сан иеромонаха. С 1903 г. член Урмийской духовной миссии в Персии. С 1904 г. преподаватель в Псковской духовной семинарии. С 1906 г. настоятель Великопустынского Спасо-Елеазарова монастыря, игумен. С 1910 г. настоятель новгородского Юрьева монастыря, архимандрит. С 1914 г. епископ Каширский, викарий Тульской епархии. В 1917 г. избран паствой епископом Тульским и Белёвским.

Участвовал в заседаниях первой и второй сессий Собора.

В 1918 г. ранен красноармейцами при расстреле крестного хода в Туле. С 1919 г. Тульский и Веневский, с 1920 г. епископ Тульский и Одоевский, член Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В 1922 г. обвинен в совершении молебна перед новоявленной иконой Божией Матери и противодействии изъятию церковных ценностей, приговорен к десяти годам строгой изоляции. В 1923 г. освобожден, архиепископ Курский и Обоянский, противодействовал обновленчеству. В 1924 г. обвинен в «антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности», в 1925 г. приговорен к 3 годам заключения в Соловецком лагере, в 1926 г. один из авторов «Памятной записки соловецких епископов». В 1928 г. освобожден по ходатайству митр. Сергия (Страгородского), выступил с поддержкой «Декларации», архиепископ Рязанский и Зарайский, член Временного Священного Синода, с 1929 г. архиепископ Рязанский и Шацкий. В 1936 г. как «организатор и вдохновитель контрреволюционной группы духовенства» приговорен к пяти годам ИТЛ, в 1937 г. снова арестован и расстрелян 24 октября 1937 г. на Каштачной горе в Томске. В 2000 г. прославлен в лике святых, в 2012 г. исключен из общецерковного календаря (ввиду открытия новых документов).

Источники и литература: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 508; Архив Историко-архивного отдела Рязанской епархии; Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 9611; Архив УФСБ по Томской обл. Д. П-10178; ГА Рязанской обл. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 98; Православный собеседник. 1901. № 3. С. 377–380; 1905. № 11. С. 95; Псковские ЕВ. 1906. № 20. С. 506–507; Церковные ведомости. 1906. № 18. С. 266; № 41. С. 442; 1910. № 44. С. 421; 1914. № 32. С. 377; 1917. № 35. С. 295; 1918. № 19/20. С. 114; ЖМП. 1932. № 11/12. С. 4; 1934. № 20/21. С. 3; Тульские ЕВ. 1914. № 31/32. С. 338; № 37. С. 538; 1915. № 19. С. 187; 1917. № 21/22. С. 127; № 25/26. С. 344; № 29/30. С. 377–380; 1918. С. 19/21. С. 240–249; Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии. Париж, 1933. С. 115; Спутник агитатора. 1937. № 23; Веселкина Т. Архиепископ Иувеналий // ЖМП. 1991. № 7; За Христа пострадавшие. Кн. 1. М., 1997. С. 532–533; Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000. С. 756–757; Были верны до смерти. Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 46–70; Фаст М., Фаст Н. Нарымская Голгофа. Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М., 2004. С. 79, 130–133, 357; Веселкина Т. Дух не ведает страха. Рязань, 2008; Дамаскин. Кн. 7. С. 13–14, 26–27, 34; Соловецкий сборник. 2014. Вып. 10. С. 153.