Иннокентий, епископ Туркестанский и Ташкентский

(в мире Пустынский Александр Дмитриевич)

член Собора по должности.

Родился 23 сентября 1868 г. в селе Александро-Коровина пустынь Грязовецкого уезда Вологодской губернии в семье диакона. Окончил Вологодское духовное училище в 1883 г. и Вологодскую духовную семинарию в 1889 г., Киевскую духовную академию в 1893 г., кандидат богословия. С 1891 г. регент хора КДА. С 1893 г. в Северо-Американской миссии: псаломщик кафедрального собора в Сан-Франциско, затем иподиакон, член Аляскинского духовного правления. В 1894 г. пострижен в монашество и рукоположен в священный сан. С 1895 г. настоятель храмов Рождества Богородицы в городе Осеола Милс, Иоанна Крестителя в городе Филипсбурге. С 1895 г. помощник инспектора Новгородской духовной семинарии. С 1897 г. помощник инспектора, с 1898 г. инспектор, член совета и правления Московской духовной академии. С 1899 г. член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета, архимандрит. С 1900 г. магистр богословия, ректор Тверской духовной семинарии, цензор «Тверских епархиальных ведомостей», председатель епархиального училищного совета. С 1902 г. наместник московского Чудова монастыря. С 1903 г. епископ Аляскинский, викарий Алеутской епархии. С 1909 г. епископ Якутский и Вилюйский. С 1912 г. епископ Туркестанский и Ташкентский.

Участвовал в заседаниях первой сессии Собора.

С 1918 г. архиепископ Туркестанский и Ташкентский, в 1923 г. покинул епархию. С 1923 г. обновленческий архиепископ Курский и Обоянский, участник обновленческого собора. С 1924 г. митрополит Киевский и Галицкий Украинской автокефальной православной синодальной церкви, член Всеукраинского синода, организатор захвата обновленцами Киево-Печерской лавры, в 1925 г. участник обновленческого Поместного собора, член президиума Священного синода, ректор Высшей украинской богословской школы, сторонник объединения с Украинской автокефальной православной церковью. В 1929 г. уволен на покой, вернулся на родину, жил в деревне Дмитриково, служил в Свято-Троицком храме. С 1932 г. обновленческий митрополит Архангельский и Холмогорский, председатель Церковного управления Северного края. В 1933 г. арестован, приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. Служил звонарем во Введенском храме Алма-Аты. В 1937 г. снова арестован и расстрелян 3 декабря 1937 г. в Алма-Ате.

Источники: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 424; ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1969. Л. 1–6; Ф. 162. Д. 522. Л. 1–2; Архив УФСБ по Архангельской обл. Д. П-8248 (Верность. 2014. № 198); РГИА Украины. Ф. 711. Оп. 3. Д. 1922, 2163; Вологодские ЕВ. 1883. № 14. С. 200; 1889. № 14. С. 209; Приб. 1894. № 22. С. 331–341; Церковные ведомости. 1895. № 50. С. 442; 1897. № 13. С. 108; 1899. № 2. С. 13; 1900. № 48. С. 368; 1901. № 1. С. 12; 1902. № 51/52. С. 394; 1903. № 49. С. 388; 1909. № 18/19. С. 123; № 20. С. 193; 1912. № 9. С. 55; № 18. С. 106; № 28. С. 271; 1916. № 18/19. С. 122; 1918. № 17/18. С. 104; Приб. 1902. № 23. С. 762; 1903. № 51/52. С. 2023–2028; Маккавейский Н. Рецензия // ТКДА. 1899. № 12. С. 600–624; Православный собеседник. 1901. № 1. С. 91–92; 1902. № 2. С. 33; № 9. Прил. 3. С. 1–8; 1905. № 3. С. 542; Тверские ЕВ. 1901. № 4. С. 107–111; Американский православный вестник. 1904–1908; Русский паломник. 1909. № 21. С 339; 1912. № 36. С. 555, 560; Журналы миссионерского съезда. Иркутск, 1910; Якутские ЕВ. 1911. № 16–17; Попов С., прот. Преосвященный Иннокентий (Пустынский). Его служение на Якутской кафедре, 1909–1911 гг. СПб., 1913; Лебедев В. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за 100 лет его существования (1814–1914 гг.). Вологда, 1916; Вестник Всероссийского союза общин Древле-Апостольской Церкви. 1923. № 1. С. 16; Церковное обновление. 1924. № 2/3. С. 6; 1925. № 5/7. С. 54–55; Украинский православный благовестник. 1925. № 16. С. 12; ЖМП. 1955. № 3. С. 70; Grigorij (Afonsky). A History of the Orthodox Church in Alaska (1794–1917). Kodiak, 1977. Р. 88; Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. Кн. 2. М., 1998. С. 368; Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. «Я полюбил страдание…» Автобиография. М., 1999. С. 29–34; Ходаковская О. Сщмч. Пимен (Белоликов), еп. Семиреченский и Верненский. Серг. П., 2000. С. 214–215, 222, 234, 411–412; Хайретдинова А. Архипастырь богомудрый // Красный Север. 1994. 26 апреля; Ее же. В жерновах русской смуты // Вера-Эском. 2000. № 376; Лисичкин В. Крестный путь свт. Луки. М., 2001. С. 26–31, 36–37; Жилюк С. Обновленська церква в Украiнi (1922–1928). Рiвне, 2002; «Обновленческий» раскол. С. 104, 304, 309, 353, 421, 439–440, 486–488, 496–498, 501, 764–766, 1010; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004. С. 293, 296–299, 303, 318–319; Климент (Капалин), митр. РПЦ на Аляске до 1917. М., 2009; Хайретдинова А. «Пусть память будет живой». М., 2010; Кальченко К. Деятельность митрополита Иннокентия на Киевской обновленческой кафедре // Православя — наука — суспiльство. К., 2010; Преосвященный еп. Иннокентий (Пустынский) и Аляскинское викариатство. 1902–1909. Миннеаполис, 2012; Ефимов А., Ласаева О. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. М., 2012 (им. указ.); Биографический словарь выпускников КДА. Т. 2. К., 2015; Сальников А. Жизнь, отданная Богу // Благовестник. 2015. № 3; Валерий Лавринов, прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.