Галахов Иаков Иаковлевич, протоиерей

член Собора по избранию от клириков Томской епархии.

Родился 13 марта 1865 г. в селе Городище Калязинского уезда Тверской губернии в семье священника. Окончил Тверскую духовную семинарию в 1885 г. и Казанскую духовную академию в 1890 г., кандидат богословия. С 1890 г. священник в Никольском храме города Бежецка Тверской губернии. С 1895 г. помощник смотрителя Кашинского духовного училища, с 1896 г. магистр богословия. С 1897 г. смотритель Новоторжского духовного училища, протоиерей. С 1905 г. ректор Черниговской духовной семинарии. С 1908 г. настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери в Томске, профессор богословия и член Ученого совета Томского университета, в 1909–1913 гг. гласный городской думы. С 1911 г. профессор богословия Томского технологического института и преподаватель богословия на Сибирских высших женских курсах. В 1917 г. делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян. Был женат, имел двоих сыновей.

Участвовал в заседаниях первой сессии Собора.

В 1918 г. приват-доцент историко-филологического факультета Томского университета, участник Сибирского соборного церковного совещания, член Высшего Временного Церковного Управления Сибири, в 1919 г. член Томского епархиального собрания, в 1920 г. арестован Омской ГубЧК, через 3 месяца освобожден, настоятель Троицкого кафедрального собора в Томске, в 1921 г. читал лекции по религиозным вопросам, в 1922 г. за «активное противодействие изъятию церковных ценностей» приговорен к расстрелу, замененному на 5 лет тюрьмы, содержался в Александровском исправительном доме, в 1924 г. освобожден по амнистии. Настоятель Благовещенского храма в Иркутске, награжден митрой, в 1927 г. за организацию «нелегального Комитета взаимопомощи сосланному духовенству» выслан на 3 года в пос. Станок Потаповский Сибирского кр., в 1930 г. переехал в Казань, на 1,5 года заключен в тюрьму и в 1932 г. как «участник контрреволюционной организации Истинно-Православная Церковь» приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан, с 1935 г. жил в Актюбинске. Расстрелян 12 сентября 1938 года.

Источники и литература: ГАРФ. Ф. 140. Оп. 1. Д. 14; ГА Томской обл. Ф. 102. Оп. 1. Д. 782, 946; Оп. 9. Д. 141; Ф. Р-236. Оп. 2. Д. 96; ЦДНИ Тобольской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 55. Л. 429; НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 8053; Оп. 2. Д. 591; Архив УФСБ по Омской обл. Д. П-4520; Архив УФСБ по Томской обл. Д. П-8940; Архив УФСБ по Иркутской обл. Д. 17462; Архив УФСБ Республики Татарстан. Д. 568995, 2-18199; Архив президента РФ. Оп. 24. Д. 419. Л. 23; Протоколы Совета КазДА за 1894 г. С. 200–218; 1897. С. 109–110; Церковный вестник. 1910. № 26. С. 812; 1913. № 40. С. 1258–1260; Томские ЕВ. 1910. № 24. С. 1022; 1913. № 13; 1914. № 11. С. 163; 1917. № 2. С. 46; № 8. С. 182; № 9. С. 211; № 10. С. 208; Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. СПб., 1913; Справочная книга по Томской епархии. 1914. С. 39, 48, 51, 92; Красное знамя. 1922. 5 и 13 апреля, 9 и 27 мая, 17 июля, 7 ноября; Дмитриенко Н. «Дело томских церковников» 1922 г. // Социально-полит. развитие Сибири (ХIХ–ХХ вв.). Томск, 1993; Боль людская. Книга памяти репрессированных томичей. Т. 4. Томск, 1994; Профессора Томского университета. Биографический словарь. Вып. 1. Томск, 1996. С. 73; Забвению не подлежит. Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. Омск, 2000. С. 205; Фаст М., Фаст Н. Нарымская Голгофа. Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М., 2004. С. 18, 30–37, 47, 171, 420, 447; «О, Премилосердый… Буди с нами неотступно…» Воспоминания верующих Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х — начало 1970-х годов. М., 2008; Журавлев В. Сибирский Церковный Собор 1918 года // Живоносный источник. 2009–2011. № 1–4.