Доклад профессора С. С. Глаголева «Сравнительная оценка юлианского и григорианского стилей»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОТОКОЛУ № 30 ОТ 15 (28) МАРТА 1918 Г.

15 (28) марта 1918 г.

По юлианскому календарю продолжительность года превышает действительную на 11¼ мин[ут]. По григорианскому — только на ½ минуты. Но при сравнительной оценке достоинств стилей нужно иметь в виду точки зрения: 1) астрономическую, 2) практическую и 3) историческую. 1) Астрономически оба календаря негодны, ибо для астрономии требуется несравненно большая точность. 2) Практически оба календаря совершенно достаточны, ибо ошибка на сутки в григорианском календаре возрастает лишь в 120 лет. Сама по себе эта ошибка не важна, она происходит в период, превышающий длительность человеческой жизни, и, наконец, новое расхождение с григорианским календарем у нас фактически произойдет в 2100 году. 3) Исторически григорианский календарь вреден, о чем будет сказано ниже. Юлианский отвечает научным требованиям.

Должно признать, что юлианский стиль несовершенен, и несовершенство, относительная неудовлетворительность его была признана уже на Константинопольском Соборе 1583 г., созванном по поводу предложения папы Григория XIII Патриарху Иеремии принять новый стиль. Новый календарь нужен, и желательно, чтобы он стал общим календарем народов. Но напрасно думают, что григорианский календарь удовлетворяет требованиям идеального календаря и что против него идут только по религиозному упорству или по любви к рутине. Нет. Календари могут иметь разные задачи. И юлианский, и григорианский календари имели своей задачей дать такое летосчисление, в котором весеннее равноденствие и времена года неизменно падали бы на те же числа и месяцы. Год астрономический (время от одного весеннего равноденствия до другого) 365 дн[ей] 5 ч[асов] <48 минут> 45–52 секунды, здесь колебание (юлианский год 365 дн[ей] 6 ч[асов] — ошибка на 11¼ мин[ут]; григорианский год 365 дн[ей] 5 ч[асов] 49 мин[ут] 12 с[екунд] — ошибка на ½ мин[уты]). Несомненно, что продолжительность года в григорианском календаре определяется гораздо точнее, чем в юлианском. Но это преимущество — практически на самом деле бесполезное — получено им благодаря принесению непозволительных жертв. Задача календаря, во всяком случае, должна состоять в том, чтобы в нем не было несуществующих дней. Между тем, введение григорианского календаря началось с того, что в 1582 г. после 4 октября (четверг) стали считать 15 (пятница), 5–14 октября были выброшены. Занимающиеся историей и хронологией поймут, однако, как эта операция Григория XIII может затруднять хронологические расчеты. Если 4-го был четверг, значит, пятницы были 5-го, 12-го, 19-го, а оказывается, пятница была 15-го числа. Если 4-го было новолуние, значит, полнолуние было 18-го или 19-го, а оно было 28-го или 29-го. Григорианский календарь отличается от юлианского только одним правилом, согласно которому при окончании столетий, то есть когда число годов оканчивается двумя нулями, год будет високосным лишь в том случае, если число столетий делится на 4. Это правило просто, и им достигается большая точность григорианского календаря, но им чрезвычайно усложняются вычисления. Историку-хронологу при вычислениях лучше всего забыть о григорианском календаре и делать вычисления по юлианскому, а потом прибавлять соответствующее число дней.

Будучи непригодным для целей исторических, григорианский календарь не удовлетворяет и требованиям астрономическим. Так, еще в 60-х годах прошлого века предложен стиль, по которому в течение 128 лет должен быть 31 високос. По этому стилю ошибка в вычислении годов в течение тысячи лет не может стать более часа. К этому летосчислению можно приспособить православную Пасхалию. Григорианский календарь, являясь исторически вредным, оказывается астрономически ненужным.

Однако о православной Пасхалии нужно установить, что она разошлась с небом и нуждается в исправлении. Канонически это допустимо. Если в государственной жизни России окончательно утвердится новый стиль, то Церковь в своем религиозном обиходе может или сохранять старый стиль, или посредством тех или иных приспособлений перейти на новый. В последнем случае она должна действовать совместно со всеми Православными Церквами.

Можно различными способами перейти от старого стиля к новому. Одним из простейших представляется следующий. Нужно уничтожать 31-е числа месяцев, тогда через два года старый стиль сольется с новым. Допустим, что этот переход от старого стиля к новому начнется с 1919 года. Церковные службы в 31-х числах будут переноситься на 30-е; Пасха будет не 7-го, а 9-го апреля, ибо к апрелю календарь передвинется на 2 дня (исчезнут 31 января и 31 марта). В течение 1919 года Церковь приблизится к новому стилю на 7 суток (31-е числа января, марта, мая, июля, августа, октября, декабря). 1920 год Церковь может вместо високосного признать простым (хотя необходимости в этом не будет). По старому стилю Пасха в 1920 году должна быть 29 марта. При новом порядке она будет 8 апреля (если сохранить високос, то 7-го). После этого, если будут исключены 31-е числа в мае, июле и августе, 1 сентября Церкви совпадет с 1 сентября гражданским. Если Церковь сохранит високос, то совпадение произойдет 1 ноября. После этого церковный обиход пойдет совершенно обычным путем, только теперешняя Пасхалия должна быть заменена григорианской.

Анализ церковных правил (7-е Апостольского Собора и 1-е Антиохийского Собора 341 года) утверждает в мысли, что поступить так Церковь может. При первом чтении этих правил получается впечатление, что они ошибочно толковали, что правила предписывают праздновать Пасху после иудеев. На самом деле правила предписывают праздновать Пасху независимо от иудеев. Да и на самом деле, в настоящее время было бы странно Св[ятой] Церкви ставить себя в какую бы то ни было зависимость от иудеев, хотя бы в смысле обязательного празднования Пасхи после них.

Возможно улучшение и григорианского стиля чрез уничтожение еще одного дня (какого-либо 31-го числа) и через уничтожение одного високоса через каждые 128 лет. Тогда различие между гражданским и астрономическим годом станет очень ничтожным, но такое преобразование календаря, хотя по существу и очень незначительное, может быть произведено по постановлению всемирной международной конференции.

Но лучше передвинуть наш стиль указанным методом не на 13, а на 14 дней. Это будет, 1) точнее астрономически и 2) дни по-прежнему будут падать на те же числа.

Для ближайшего времени Церковь должна сохранить старый стиль, и необходимо издать на 1919 год научный церковный календарь. Это сделать можно, это нетрудно, полезно и даст верный доход.

Затем, изменение церковного стиля возможно лишь по согласию со всей Православной Церковью.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 430–432. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Из материалов Отдела о богослужении… С. 277–279; Календарный вопрос… С.  291–295.