Доклад профессора И. М. Покровского «О местночтимых святых»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОТОКОЛУ № 30 ОТ 15 (28) МАРТА 1918 Г.

15 (28) марта 1918 г.

I. Прославление святых в Восточной Греческой Церкви

Православная Церковь имеет великий сонм угодников Божиих. Она верует в силу ходатайства их пред Богом за грешный мир. Эта вера побуждает христиан обращаться к ним с горячими молитвами и просьбами о скором заступлении. Молитвенное общение со святыми служит продолжением того общения, которое создавалось между обществом и угодниками Божиими при их жизни. Так было в первенствующей Церкви, так остается и в настоящее время в Православной Церкви. Вселенская Православная Церковь первых веков причла к лику святых Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим Богородицу, Матерь Божию, Заступницу рода христианского, святого Предтечу Иоанна Крестителя, святых апостолов, мучеников и других из сонма новозаветных молитвенников за род человеческий. Ветхозаветные угодники и святые мужи — праотцы, патриархи, пророки — также вошли в сонм святых Православной Церкви, который постепенно увеличился причтением к лику святых иерархов, преподобных отцов и учителей Церкви, православных царей и цариц и подвижников. Поименованные святые почитаются во всей Православной Церкви. Их принято именовать общецерковными святыми, т. е. прославляемыми и почитаемыми во всех Православных Церквах. В то же время каждая Поместная Церковь имела и имеет своих угодников Божиих, которых в разное время причислила к лику святых как мучеников за веру, или как прославленных от Бога знамениями и чудесами, или как известных благочестивою жизнью. В отношении общецерковных святых, иными словами — в отношении святых Древнегреческой Церкви, святые Поместных Церквей являются местными святыми. Они прославлены для почитания одной Церкви, например, Русской, Сербской, Черногорской и др[угих] Православных Поместных Церквей. Но и в каждой отдельной Церкви святые были и могут быть общепочитаемыми и местночтимыми. Первые почитаются во всей Поместной Церкви, вторые — в отдельных ее частях, областях, епархиях и местностях, как то: в отдельных городах, монастырях и храмах. Таким образом, общепочитаемый святой Поместной Церкви является местночтимым во Вселенской Православной Церкви. Следовательно, понятие местночтимый святой — понятие относительное. И оно не должно умалять достоинства угодников Божиих, чтимых местно. Местное почитание святых на первых порах всюду преобладало над общецерковным. Оно особенно может быть отмечено в Русской Церкви, которая всех святых сначала прославляла только к местному почитанию. Впрочем, в древневосточной Церкви первоначально также преобладало местное почитание святых. Св. апостолы сначала были прославлены теми Церквами, основателями которых они были. То же нужно сказать о мучениках, прославленных прежде всего на местах мучения. Преобладание местного почитания святых над общецерковным объясняется тем, что начальное почитание святых было не только местным, но возникало в народе и было не церковным. Тела мучеников тотчас после мучений брались родственниками и близкими из амфитеатров и с мест мучений, их даже покупали за деньги, затем погребали. Гробницы мучеников украшались зеленью, над ними зажигались лампады, и таким образом начиналось подготовительное местное народное почитание мучеников с пением панихид. То же нужно сказать о почитании угодников Божиих. Почитание их в древней Церкви было первоначально народным, оно начиналось тотчас по кончине праведников. Верующие в святость усопшего подвижника толпами шли на его могилу, чтобы здесь просить его ходатайства и помощи. Такое почитание, естественно, происходило на местах блаженной кончины угодников Божиих и создавалось верующей массой. Народное почитание подготовляло церковное почитание.

Но так как прославление угодников и причтение их к лику святых, а также призывание их в молитвах относится к догматам веры, то прославление святого в подлинном смысле этого слова не могло быть усвоено народу, хотя бы народное почитание святого выражалось церковным образом в служении панихид, молитве и т. д. Мирянам и ближним принадлежал почин в прославлении того или другого святого, но причтение его к лику святых принадлежало церковной власти. Оно — дело Церкви и высших ее представителей на земле.

Бесспорно, что народное почитание святого не было надежным и требовало проверки. Религиозно настроенные массы, уважая жизнь святого, нередко действовали по влечению сердца. В таких случаях естественные явления легко принять за чудеса и, более того, признать за святого такое лицо, которое таковым признано быть не может.

Право причтения к лику святых как в Восточной, так и в Западной Церкви до половины XII века принадлежало епископам тех Церквей, к которым святые и мученики принадлежали. Каждый епископ в своей Церкви или епархии мог устанавливать церковное празднование в честь того или другого святого или мученика. Но празднование ограничивалось только одной епархией и не простиралось на другие. Впрочем, добровольно и необязательно святые одной епархии чествовались и праздновались в других епархиях. Но это зависело не от епископов, а от славы самого святого и помощи его притекающим с молитвами к нему.

В Западной Церкви по отделении ее от Восточной скоро усилилась централизация церковной власти, поэтому уже при папе Александре III (1159–1181) такое великое дело, как прославление святых, перешло исключительно к папам.

В Восточной Церкви не существовало такого сосредоточения духовной власти, какое видим в Западной Церкви в лице папы; поэтому право причисления к лику святых здесь и после XII века осталось за епископами и местными церковными властями. Епископы проверяли мученические акты. Только после этой проверки акты получали богослужебное значение. Ввиду важности мученических актов для прославления святых, такие меры предосторожности были необходимы для того, чтобы недостойные не попали в святые. В Греческой Церкви от местного епископа зависело не только церковное прославление святого с внесением в Диптих, но также и исключение из Диптиха лица, неосмотрительно почитаемого за святого. Каждый епископ в своей епархии мог устанавливать празднование местночтимому угоднику Божию. Но такой праздник в честь того или другого мученика за Христову веру или святого праздновался только в одной епархии.

Местная церковная власть в лице епископа, устанавливая церковное празднование святому с внесением его в сонм местночтимых святых, чаще всего только подтверждала народное почитание святого. Церковное празднование местному святому на первых порах выражалось в установлении епископом местной Церкви воспоминания дня кончины святого. Такое празднование обычно называлось днем памяти святого. День смерти считался блаженнейшим как день перехода в новую жизнь, он даже назывался dies notolis. В день памяти святого при установлении празднования обыкновенно совершалась Евхаристия.

Местом празднования и совершения Евхаристии были могилы и гробницы святых, строились храмы в честь них. При установлении церковного празднования святому писалась его икона с нимбом и выставлялись мощи святого для поклонения, если таковые сохранились.

Установление церковного празднования требовало составления жития и канона святому, которые могли бы читаться и петься в церкви в день празднования. С этой целью почитатели святого еще до его церковного прославления записывали все относящееся к страданиям мучеников и покупали записи у нотариев. Это и были так называемые мученические акты. Что касается подвижников, то для составления их жития в целях прославления записывали все касающееся их благочестивой жизни и относящееся до их блаженной кончины. В этих записях заключался материал не только для составления жития и богослужебных синаксарей, но также для канонов и молитв святому.

Все это было необходимо для прославления местночтимого святого, также как для внесения его в диптих местной Церкви. Внесение в диптих и составление богослужения и совершение самого богослужения с Евхаристией было окончательным актом причисления угодника Божия к сонму святых.

Все Церкви имели свои диптихи святых, читаемые при богослужении. Эти диптихи получили название календарей и месяцесловов. Например, Церковь Эфиопская имела свои диптихи. То же можно сказать про отдельные епархии, не только отстоящие далеко друг от друга, но и про соседние. Даже такие маленькие соседние епархии, как Газская и Маюмская, делали особые собрания в память мучеников и своих святых и, конечно, имели особые диптихи, по которым за богослужением поминались местночтимые святые. Диптихи до IX века существовали рядом с календарями. Диптихи представляли собой каталоги или реестры святых той или другой местной Церкви. В то время как в календари или месяцесловы вносились только более чтимые святые и самое внесение их в календари служило выражением общецерковного прославления. Главным условием причтения к лику святых было проявление ими дара чудотворений. Со второй четверти XI века это требование дара чудотворения в Греческой Церкви стало прилагаться даже к патриархам и епископам, чтобы причислить их к лику святых. До этого времени очень немногие из лика святителей чтились всей Церковью. В XI веке все местночтимые святители стали причисляться к общецерковным святым, но зато требовалось проявление ими дара чудес. Нетления мощей было недостаточно. Недостаточно было также народного почитания угодника Божия. Те же требования предъявлялись при прославлении царей и цариц с причтением их к лику святых.

II. Прославление святых в Русской Церкви

Прославление угодников Божиих и причтение их к лику святых в Русской Церкви совершалось по примеру Греческой Церкви. В истории прославления русских святых различаются два главных периода: первый, древнейший — с XI века до макарьевских Соборов 1547 и 1549 годов; второй период — со времени макарьевских Соборов.

Прославление русских святых в первый период носило, главным образом, местный характер и так же точно, как в Греческой Церкви, начиналось с народного почитания угодников Божиих. В этом отношении Русская Церковь, как замечено раньше, даже преимуществовала пред Греческой и дру[гими] Церквами.

Русские подвижники не были такими аскетами, как восточные отшельники. При жизни они поддерживали тесную связь с миром; все окрестные жители знали своих подвижников, их мудрость и авторитет имели силу в глазах местной власти и всего населения ближайших городов и селений. Кончиной угодника не порывалась эта связь. Угодники Божии и подвижники являлись покровителями своей местности и всех насельников ее. Отсюда естественно, что почитание подвижника начиналось тотчас после его кончины. Особенно это нужно сказать об основателях монастырей, отчасти об иерархах.

В русских монастырях тотчас по кончине их основателей создавались сказания и передавались друг другу. Почитание, начавшееся в монастыре среди братии и богомольцев, скоро выходило за пределы монастырей. Почитатели подвижника шли в монастырь, служили там панихиду. Над могилой угодника, особенно погребенного под храмом, ставилась рака, покрытая покровом, над ней устраивалась лампада; иногда над ракой помещалось изображение подвижника и пред ней зажигалась неугасимая лампада. Так начиналось народное почитание святого. По молитвам верующих в святость почитаемого угодника при гробе начинали проявляться чудеса. Панихида заменялась молебном. Народное чествование принимало, таким образом, характер церковного. Местное народное почитание и проявление чудес служили побуждением для обитателей монастырей или почитателей угодников Божиих обработать отрывочные сказания о благочестивой жизни подвижника в житие с исчислением чудес. Одновременно с обработкой жития составлялись тропари, кондаки, стихиры и каноны. Словом, составлялась церковная служба святому и его житие. Все это было ясным признаком, что местное народное почитание святого переходило в церковное, и таким образом подготовлялось прославление святого местной церковной властью с причтением его к лику местночтимых святых.

Переход народного почитания святого в местное церковное почитание было самым обычным явлением в древнем периоде истории прославления русских святых. Почти все наши святые первого периода долго чтились местно — только в том монастыре или городе и вообще местности, где они жили, подвизались и где покоились их мощи. Даже такие святые, как преподобный Феодосий Печерский, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Кирилл Белозерский, — не сразу сделались общецерковными русскими святыми, некоторое время им праздновалось местно. Местное почитание преподобного Варлаама Хутынского, Никиты Переяславского, Михаила Черниговского продолжалось целые столетия.

Число общерусских святых вплоть до XVI века не превосходило десяти.

Рассматривая историю прославления русских местных святых, можно видеть, что прославление их для местного почитания принадлежало местному епископу. По благословению последнего устанавливалось церковное празднование, составлялось житие и церковная служба, т. е. тропарь, кондак, канон и т. д. Все это необходимо было для самого прославления святого. Иоанн, епископ Ростовский, установил празднование св. Леонтию, епископу Ростовскому. Тем же порядком местными епископами были причтены к лику местных святых второй Ростовский епископ Исаия, преподобный Стефан Пермский, преподобный Савва Вишерский, преподобный Антоний Печерский, Михаил Черниговский и другие.

Бывали случаи, что в прославлении святого для местного почитания принимал участие князь. Так было при прославлении Феодосия Печерского. По просьбе игумена Феогноста князь Святополк в 1108 году вписал преподобного Феодосия в синодик. Это не было особенностью в истории канонизации местных русских святых. В Греческой Церкви цари также имели влияние на прославление святых. Однако это было скорее исключением в Греции и у нас. Право причтения к лику местночтимых святых и установления празднования принадлежало местному епископу. Бывали случаи, что жития и службы составлялись еще до прославления святого, например, житие преподобного Иосифа Волоцкого было составлено ранее его прославления. Тогда на обязанности местного епископа лежало проверить житие и самую службу, составление которых должно предварительно быть разрешено епархиальным архиереем. Особенное внимание обращалось на чудеса в житиях святых: чудеса требовали серьезной проверки. Дело в том, что долго не было определенных правил, которыми руководствовались при прославлении местных святых. Так, при прославлении митрополита Петра Московского были записаны чудеса, о которых было сообщено всенародно в храме. При откры[вании] мощей ярославских чудотворцев впервые встречаются сведения об освидетельствовании мощей; при прославлении св[ятого] митрополита Алексия имела место проверка высшей церковной властью житий и канонов. Подобное разнообразие объясняется тем, что правила, которыми следовало руководствоваться при прославлении святых, <отсутствовали>. Но главным правилом, в конце концов принятым Русской Церковью при прославлении святых, <было> то, чтобы останки или мощи их прославлялись чудотворениями. Эти чудеса могли проявляться не при мощах, а при могилах или даже в иных местах.

В Древней Руси при прославлении святых главным правилом было требование: «Да сотворят три чуда: глух да прослышит, нем проглаголет, слеп да прозрит и аще сотворят чудеса, то от Бога и от святых апостолов, аще ли не сотворят тех чудес, то не приимите их».

В Русской Церкви требование чудес было самым главным и самым древним правилом при прославлении святых. Поэтому на чудеса при прославлении святых обращалось особенное внимание. Если же иметь в виду, что для прославления святого требовалось непременно три чуда известного рода, то здесь и проверка чудес являлась настоятельной необходимостью. Св. равноапостольный Владимир, креститель Руси, долго не был прославлен, потому что от него не творились чудеса. Равным образом обретенные мощи только тогда почитались останками святого, когда от них и при них проявлялись чудеса. Что касается самих мощей святых угодников, то нетление их сравнительно недавно стало считаться необходимым условием прославления местных святых. В древнейший период для прославления святого нетление мощей было необязательным. Митрополит Московский Петр, преп[одобный] Кирилл Белозерский, преподобный Варлаам Хутынский были причтены к лику святых задолго до открытия их мощей, другие, например, святитель Игнатий Ростовский, Сергий Радонежский, святитель Алексий, митрополит Московский, св. Феодор Ярославский и чада его Давид и Константин были прославлены уже после обретения мощей. Свидетельствования мощей до прославления святых у нас почти не было.

Исключительным случаем является свидетельствование мощей Ярославских чудотворцев. Проверка или обыски чудес при прославлении святых считались необходимыми и после макарьевских Соборов. В связи с проверкой чудес стояло рассмотрение высшей властью (митрополитом и соборами) самих житий и служб, если они были написаны до прославления святого. Разногласие житий с летописными сказаниями или с повествованиями современников служило если не полным препятствием к прославлению святого, то задержкой для прославления.

Точно и документально установить порядок прославления русских святых к местному и общецерковному почитанию не только за древний, но и за новый период не представляется возможности. Актов о причтении угодников Божиих к лику местночтимых русских святых не встречается за древний период. Встречаются только случайные заметки в летописях и житиях. Только в самое позднейшее время стали составляться такие акты с описанием прославления святых. Таковы акты 1831 года по случаю открытия мощей и прославления св. Митрофана Воронежского и 1861 г. по случаю прославления св. Тихона Задонского. Из древнейшего периода известен акт прославления св. Петра, митрополита Московского (1339). Из этого акта видно, что при его прославлении читались в храме записанные чудеса, и прославление его было утверждено даже Константинопольским Патриархом. Этот случай сношения с Вселенским Патриархом при прославлении святителя Петра является исключительным. Известно, что не только при прославлении местных святых, но при прославлении их к общерусскому почитанию сношений с Константинопольским Патриархом не было.

Не имея документальных сведений о порядке прославления местных русских святых, все же можно наметить некоторый порядок в прославлении святых за древний период. Дело можно представить так, как это отчасти уже представлено.

Умирает подвижник, известный святой жизнью. Почитатели идут на его могилу, молятся здесь и т. д. Спустя некоторое время составляется житие святого и служба ему, чаще всего теми еще почитателями, особенно в монастырях; писались даже иконы… Почитатели угодника Божия возбуждали ходатайство о церковном прославлении святого. Часто эта мысль принадлежала местной церковной власти в лице епископа. Церковное почитание непосредственно примыкало к народному. С установлением церковного почитания, обусловливаемого впоследствии проверкой житий, чудес и составленной службой, начиналась постройка храмов в честь святого. Святой вносился в местный диптих, затем в святцы, где имя его ставилось под днем установленного святому празднования. Прославление святого к местному церковному празднованию всецело зависело от епархиального архиерея.

Но были случаи, что местная церковная власть не знала о прославлении местного святого. Например, в 1458 г. помимо ее был даже церковно прославлен блаженный Прокопий Устюжский, или в 1539 году — благоверный князь Андрей Смоленский (Подробнее см. у [В. П.] Васильева: «Канонизация <русских> святых». <М., 1893>. С. 154–155). Но такое церковное прославление нельзя назвать вполне церковным, его скорее следует назвать народным прославлением.

Развитию местного прославления святых в Русской Церкви много способствовало разделение Русского государства на уделы. Удельный период весьма заметно сказался на обособленности и разобщенности народных масс в церковном отношении. Известно, что чужие святыни не только не признавались в отдельных уделах или епархиях, но даже презирались. Объединение уделов в одно государство, законченное при царе Иоанне Грозном, способствовало тому, что и прославление святых начало принимать общецерковный характер. Это падает на Соборы 1547 и 1549 годов. Поэтому неудивительно, что до этих соборов общепрославленных и общепочитаемых святых было не более десяти, и в истории прославления русских святых, как замечено выше, довольно резко отличаются два периода: первый период с XI в. до пол[овины] XVII в., отличающийся характером местного прославления святых, причем право церковного прославления святого принадлежало местному епископу; и второй период — со времени макарьевских Соборов 1547 и 1549 годов. В этом периоде прославление русских святых принимает более однообразный характер, и многие святые прославлены к общецерковному почитанию, при этом право прославления, или причтения к лику святых, переходит к митрополиту с соборами и затем к Патриарху и вообще к высшей церковной власти в Русской Церкви. Порядок и правила, установленные макарьевскими Соборами, действовали до Св. Синода, когда строже стали относиться к прославлению святых в Русской Церкви. Ведь за Синодальный период в XVIII в. был прославлен только один святой — Димитрий Ростовский, в XIX веке — не больше пяти лиц, и только в XX в. участились случаи прославления святых в Русской Церкви к общецерковному почитанию, начиная с прославления преп[одобного] Серафима Саровского.

Между тем как в ранний период, так и после до настоящего времени местно почитаются святыми угодниками Божиими много лиц во всех без исключения епархиях, но не прославленных Церковью.

III

В Православной Русской Церкви имеется целый сонм святых, не чтимых ныне и издревле Церковью, хотя и внесенных в рукописные святцы и другие древние акты. Некоторые из <них> ныне прославлены, но несравненное большинство их остались не прославленными и только местно почитаются чаще всего служением панихид и прославляются чрез совершение панихид на местах погребения, т. е. на местах, где часто устроены гробницы почитаемых местно угодников Божиих. Напр[имер], в Казани таковыми являются митрополит Ефрем и преп[одобные] иноки Иона и Нектарий, служившие при первом казанском архипастыре Гурии, преп[одобный] Евфимий, основатель Седмиозерной пустыни в 30-х гг. XVII века. Обо всех подобных угодниках Божиих скажем словами одной рукописи XVIII в., хранящейся в библиотеке Московской духовной академии. В ней мы читаем: «Эти святые чудесных преславно не просияша, но имеющим некиим от жития их или от чудодействия признашася; обаче же и тии Богу угодиша и венцы почести от него против трудов своих восприяша, мощи же их не свидетельствованы, и о овых известно, где почивают, овых же неизвестно».

Можно назвать целые сотни таких святых. Напр[имер], в Смоленской епархии почитаются за угодников Божиих не прославленные церковно местные митрополиты Сильвестр, Симеон и Дорофей; назовем еще Герасима Болдинского; в г. Шуе Владимирской епархии почитаются непрославленные святые — Иоаким затворник Николо-Шартомский, преп[одобный] иерей Григорий и праведные Димитрий, Артемий и Евфросин. Прозорливый и строгий затворник Иоаким Николо-Шартомский сподобился видения самой Царицы Небесной. Ныне церковного празднования ему нет, но в синаксаре, торжественно читаемом в одной из церквей г. Суздаля, он именуется святым, а в некоторых печатных исследованиях — преподобным. Богоугодная жизнь преподобного священноиерея Григория и праведных Димитрия, Артемия и Евфросина, ознаменованная чудодейственной силой, послужила к тому, что некогда они были причислены Церковью к лику святых: на месте их подвигов они именовались святыми, а их мощи чудотворными в официальной переписке самих духовных властей древне-суздальской епархии. Они упоминаются в иконописных подлинниках, куда заносились все изображаемые святые или подлежащие изображению. Много не прославленных Церковью святых имеется в Ярославский епархии. Назовем их. 1) св. епископ Трифон; 2) архиеп[ископ] Трифон; 3) схимонах Савватий; 4–5) преп[одобные] Феофан и Павел (братья); 6) блажен[ый] епископ Кирилл II; 7) Пимен затворник; 8) блажен[ный] Стахий; 9–10) преп[одобные] Стефан и Афанасий юродивые; 11) Алексий Степанович, юродивый; 12) преп[одобный] Дорофей; 13) иерей Петр, угличский подвижник.

Первые трое почивают под спудом ярославской Трифоновской часовни под сводами при Спасском монастыре ныне архиерейского дома. Они местно чтутся, хотя не канонизованы. Запись о чудесах их начала вестись с 1904 года. Чудес записано много. Во многих святцах они внесены в лик святых наряду с другими. Есть даже икона их. В Казанской епархии местно почитаются Иоанн (русский), Стефан и Петр (из татар). Все они потерпели мучения до смерти за веру Христову еще до присоединения Казанского Царства к Русской державе.

На Соловках имеется много чтимых, но не прославленных святых.

В числе местночтимых, также не прославленных таврических святых есть такие, имена которых неизвестны. Мощи одного из них видел русский священник Иаков, бывший в Крыму в 1634 г. при посольстве от царя Михаила Федоровича с посланником Борисом Дворяниновым. Иерей Иаков даже участвовал в переложении мощей этого святого без имени…

В числе таврических святых также почитается некий священник, убитый турками в 7 верстах от г. Судака. Сохранился древний православный храм, у входных дверей которого погребен этот мученик-иерей.

Подробнее о местночтимых святых см.:

1. Е. Е. Голубинский. История канонизации святых в Русской Церкви. Сергиев Посад 1894 и 1903 гг.

2. В. [П.] Васильев. История канонизации русских святых. Москва1893 г.

3. Архиепископ Димитрий (Самбикин). Месяцеслов святых [всей Русской церковью или местно чтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих в нашем отечестве. Вып. I–XII. [1893–1902].

4. Его же. Тверской патерик. [Краткие сведения о тверских местночтимых святых]. Казань, [1908].

5. [Н. К.] Жития ростовских угодников[Божиих. СПб., 1865].

6. Иеромон[ах] Иоасаф. <Краткие сведения о святых угодниках Божиих и местно чтимых подвижниках благочестия, коих святые мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860.

7. Свящ[енник] Н. [М.] Миловский. Неканонизированные святые г. Шуи [Владимирской губернии. Опыт агиографического исследования. М., 1893].

8. [Н. А.] Коноплев. Святые Вологодского края. [М., 1895]

9. Мордвинов. В. [П.] Жития святых и угодников Божиих в пределах Вологодской епархии [и почивающих, прославленных Церковью и местно чтимых. М., 1879]

10. Архимандрит Леонид [(Кавелин)]. Святая Русь [, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.). СПб., 1891].

11. [Святые] мученики Иоанн, Стефан и Петр казанские [чудотворцы. Казань, 1909].

12. Никодим [(Кононов), иеромонах]. Архангельский патерик[: Исторические очерки о жизни и подвигах русских святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. СПб., 1901].

13. Неканонизированные святые Ярославской епархии. Ярославль. 1913.

14. Ярославский патерик[, или Жития угодников Божиих, подвизавшихся в нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1912]

15. Д. М. Струков. Жития святых таврических (крымских) чудотворцев. [К дню празднования столетнего юбилея присоединения Крымского полуострова к России, апрель 8 (1783–1883 гг.). М.,] 18<8>2.

16. Верный месяцеслов всех русских святых[, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901–1902 годах. М., 1903].

17. См.: указание литературы о местных святых в епархиальных ведомостях у Е. Е. Голубинского.

18. Архиеп[ископ] Филарет[(Гумилевский)]. Святые южных славян. [Описание жизни их. В 2-х отделениях.] Чернигов, 1865.

Можно значительно увеличить число местно почитаемых угодников Божиих, не прославленных церковной властью. Не продолжая о том речи, необходимо остановиться на той мысли, что в настоящее время для поднятия религиозного настроения верующих масс следует пойти навстречу пожеланиям о прославлении святых к местному почитанию. Но сделать это осторожно. На местах может оказаться слишком много пожеланий прославить своих святых. Посему необходимо выработать общие пожелания о прославлении святых к местному церковному почитанию.

Далее, не излишне иметь в виду, что в настоящее время выдвигается вопрос о разделении Русской Церкви на церковные округа. Поэтому, весьма возможно, что некоторые святые будут прославлены к почитанию в целых церковных округах или областях, состоящих из нескольких епархий. Так, преподобный Серафим Саровский в свое время почитался во всех епархиях, смежных с Тамбовской.

Это прославление святых для окружного церковного почитания явится переходной степенью для общецерковного почитания, которое вправе установить Поместный Всероссийский Собор. На Собор могут быть переданы дела о прославлении святых к местному почитанию. После соборного пересмотра этих дел некоторые из святых будут внесены в общецерковные святцы, как это произошло на соборах 1547 и 1549 г.г.

Прославление местночтимых святых местной властью не будет иметь того величия, котор<ым> в последние времена — в XIX и XX вв. — отличались торжественные прославления святых к общецерковному начинанию. Но эту торжественность создавала светская власть. Скромное церковное прославление будет не столь пышным, сколько духовным и церковным, какое подобает подвижникам Божиим.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 414–421 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Карандашные Пометы в тексте.

Первые два раздела опубликованы: Священный Собор Православной Российской Церкви. Из материалов Отдела о богослужении…  Сб. 34. М., 1998. С. 347–353.