Доклад проф[ессора] С. Н. Булгакова

(приложение к протоколу № 23)

1. Церковь согласно общему духу своего учения и преданию св[ятых] отцов осуждает алчность, сребролюбие и похоть, которые положены в основу новейшего хозяйственного строя, приводящего к угнетению трудящихся и взаимной зависти и вражды. Хозяйственная жизнь и социальные отношения должны определяться началами христианской нравственности и каждый член общества, как и отдельные группы или классы должны сознавать ответственность пред Богом за распоряжение своим имуществом и приложение своего труда. Все классы и общественные группы должны сознавать свою солидарность в своем труде и народном служении. Эгоизм личный или классовый как имущих, так и неимущих, должен быть умеряем этим сознанием. К сожалению, и жизнь, и экономическая наука наших дней открыто провозглашает эгоизм единственной основой хозяйства. И новейший капиталистический строй, навлекший странную игру в виде мировой войны породил и духовную отраву классовой борьбы и современного социализма. Церковь благословляет хозяйственный труд, совершаемый во славу Божию как общественное служение, призывает имущих к заботе о неимущих, а трудящихся к ответственности пред своим трудом.

2. Социализм, как практическое течение, порожденное хозяйственным строем и представляет собою смешанную совокупность добра и зла. В своем стремлении облегчить положение трудящихся и униженных социализм совершает правое дело любви к ближнему. Но он соединяет это с ложными учениями, составляющим отраву наших дней.

3. Социализм распространенных учениях есть в основе своей безбожие (или человекоборие), которое в основу человеческих отношений налагает корысть, зависть, злобу, разжигает ненависть классов и разрушает духовные основы общества и хозяйства. Он, лишая веры в Бога, вселяет в человека уверенность в том, что путем борьбы и ненависти можно достигнуть рая на земле. При этом он искореняет сознание греха в человеке и необходимости покаяния и борьбы. Однако вселяют надежду на суетные стихии мира сего изменением общественных форм. Они соблазняют людей отречься от веры ради мнимых и призрачных земных благ. Поэтому учение безбожного социализма есть антихристианство, прельщение от которого остерегает Церковь чад своих.

4. Отсюда понятна вражда современных социалистов против христианства, которую они обычно прикрывают двусмысленным выражением как «отделение государства от Церкви», религия есть частное дело и проч[ее]. Однако повсюду они первой своей задачей считают разрушение веры в сердцах народных. Действия «совета народных комиссаров», открывших прямое гонение на церковь об этом свидетельствуют всей России. Добавить, кстати, социалисты обнаружили антихристову ненависть к Церкви. В этой вражде сходятся различные социалистические течения, неверие полагающие в свою основу. Сыны церкви, борясь с антихристовыми прельщениями безбожного социализма и ложными его обетованиями должны внести христианский дух в социальное движение.

5. Надлежит обратиться к православным рабочим с приглашением образовать православные курсы, имеющие свой храм и святого покровителя или же группирующие около православного народа.

Проф[ессор] С. С. Глаголев. Социализм есть дело антихристово. Предложения антихристовы обыкновенно совпадают с заповедями Божиими: любовь к брату, забота о брате. Познание истины, повеление быть как боги, одинаково идут от Христа и от антихриста. И в этом подкупающая сила антихристовых предложений; социализм намечает возвышеннейшие, идеальнейшие цели жизни и христиане увлекаются социализмом  ис тех пор как возник социализм Христа многократно называли социалистом. Но антихристовы предложения принимаются не как Христовы, они принимаются гораздо охотнее Христовых и в этом их существенное различие. Антихрист всегда предлагает крайне легкие средства для достижения идеальных целей. Для устроения рая нужно лишь убить несколько министров, ограбить буржуев, вообще так несколько (сравнительно немного) убийств, грабежей, воровства. Христов путь к святости лежит через подвиг, самоусовершенствование. Царство Божие силою берется. Путь, предлагаемый антихристом для достижения счастья и рая, всегда лежит чрез преступление. Результаты усилий идти антихристовым путем прекрасно характеризуются сном фараона: тощие коровы съели тучных, но не стали от этого лучше.

Проф[ессор] Н. Н. Фиолетов. Положения, высказанные С. Н. Булгаковым по существу веры и безусловно приемлемы. Было бы желательно, однако, чтобы во введении к предполагаемой декларации была поставлена общая проблема отношения Православной Церкви к организованной социальной жизни. Нужно каноническое определение этого отношения, нужна формулировка Православного учения по этому вопросу. До сих пор мы не имеем по этому поводу определенно формулированной точки зрения. Такая формулировка в настоящий момент тем более необходима, что, во-первых, до сих пор еще распространены мнения, что церковный идеал есть идеал исключительно внутреннего совершенствования и что формы социальной жизни безразличны для Церкви, во-вторых, социалистические учения получили характер своеобразной религиозной веры или суррогат этой веры с чаяниями земного рая, с верой в абсолютное значение экономических и социальных форм, с человекобожием и даже обществлением класса. Именно для Православной Церкви этот вопрос ставится с особенной глубиной и сложностью. Она должна пойти здесь по самостоятельному пути и избежать тех соблазнов, которые в свое время пережили католические и протестантские Церкви. Католичество не может и сейчас освободиться от мысли о теократии как внешнем господстве и обладении. Для нее участие в социальной жизни в идеале и ныне представляется как непосредственное внешнее механическое воздействие на социальные формы. Отсюда «клерикализм», опасность «обмирщления», смешения вечного и временного, относительного и безусловного.

 Для протестантства, для которого Церковь представляется как «невидимое общество святых», для которого внешне организованное церковное общество не имеет прямого отношения к существу Церкви, социальные формы имеют автономное, самостоятельное значение. Религия замыкается в область замкнутого самосознания, а социальная жизнь должна жить по своим законам, которые поскольку не претендуют на абсолютное значение, получают, впрочем, и религиозное освящение. Для Православной Церкви неприемлемы и католический Клерикализм и нейтралитет, и приспособляемость протестантства. И соблазн клерикализма, и соблазн «модерлизации» должны быть его преодолены. Преодоление это можно найти в недрах православного церковного сознания, но необходимо эту самостоятельность и своеобразную полицию православной Церкви формулировать. Нужно, поэтому, проделать ту же работу, которая проделана была в декларации, составленной здесь же С. Н. Булгаковым для Отдела об отношении Церкви и государства.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. Л. 110–112. Машинопись.

Доклад С. Н, Булгакова

1. Человек создан Богом как глава и средоточие всей твари, которая вверена ему для любовного попечения, дабы возделывать и хранить сад Эдемский (Быт. 2, 15). Деятельное отношение человека к миру, выявляющее его творческие силы, осуществляется в труде, в котором поэтому отражается и Богоподобие человека как имеющего на себе образ своего Творца. Труд, имеющий природу творчества, свободного и бескорыстного, любовного и непринужденного, был райским жребием человека и навсегда остался бы в этом смысле его уделом, если бы вся природа человека. А с ним и всего мироздания не сделалась отравлена первородным грехом, исказившимся до неузнаваемости, хотя и не изменившим в существе природу человека, а с ним и всей твари. В мир вошла смерть, а земля по слову Божию была проклята за грех человека, который обречен в поте лица отстаивать свою жизнь в борьбе с неминуемой смертью. Человек увидел себя в плену стихий мертвых и суетных и его изначально свободный, и радостный труд сделался подневольным, унылым и тягостным. Бедность и голод всегда подстерегают человека, имеют его рабом подъяремным. А через то, что человек оказался в плену у своего греха и извращенной им природы, он становится также рабом и себе подобных. Возникает хозяйственная неволя человека у природы и человека же, которая принимает различные формы от наиболее грубых до самых тончайших, но никогда человек, облеченный в сие тело смерти не может своими силами сбросить с себя этого хозяйственного ига и освободиться от этого хозяйственного плена. Он должен послушно и терпеливо нести наложенное на него бремя не только как наказание, но и как спасительную заповедь Божию, определяющую самые условия земной его жизни по слову апостола: кто не трудится, да не ест, Господь Иисус Христос завет нас к благодатной свободе от хозяйственной работы в полном доверии к Отцу Небесному, в надежде на чудесную помощь Божию, но и Он не освобождает от попечения о хлебе насущном, о подаянии коего научил нас молиться, а сею молитвою освятит и труд для добывания этого хлеба.

2. Христианин во всем своем делании должен стремиться к свершению воли Божией, а не ставить для себя законом похоть плоти и страстной природы совей. Посему и труд свой для добывания насущного хлеба и всего потребного для существования он должен освятить молитвою и рассматривать в качестве исполнения долга, который каждый обязан исполнять в своем звании (ап.).

Христианин не должен допускать, чтобы им всегда овладевала низкая корысть и делала его послушным своим орудием. Каково бы ни было место, им занимаемое в обществе, он должен смотреть на себя как на ответственного носителя вверенного ему служения и проходить его в Господе. При такой настроенности общественный строй сколь бы он не казался суровым извне, принимал характер дружелюбия и согласия, при отсутствии же такой настроенности, никакие формы общества не дадут желанного мира и довольства. Разные формы владения имуществом поэтому имеют значение не сами по себе, но в зависимости от своего осуществления. Поэтому ошибочно и близоруко судят те, которые придают решающее значение только внешним формам владения и присвоения, они имеют лишь относительное и подчиненное значение. Главная борьба должна быть направлена не на отнятие собственности одних для передачи ее другим, но к преодолению себялюбия, своекорыстия, бессердечия, которые могут гнездиться во всяком общественном строе. Посему великие отцы и учители церкви св[ятые] Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский и др., которые многократно обличают себялюбие богатых и чванливых, надеющихся на свое богатство, призывая их к милосердию и любви, к исполнению своих обязанностей пред бедными, однако никогда не управомочивают этих последних к зависти и мятежу. Напротив, даже наличность рабства в глазах апостола не явилась препятствием для человеческих отношений между рабами и господами при условии признания взаимных обязанностей и ответственности каждого пред Богом. Церковь не связывала и не связывает себя ни с какой из форм собственности и в частности, она не отрицает, как и не утверждает, во чтобы то ни стало института частного общественного строя и имущественных отношений. Существенными для нее являются не формы, но дух их исполняющий. Во всяком общественном строе Церковь призывает к исполнению своего долга каждым в своем звании не ради своего интереса и себялюбия, но ради Господа. Она сурово осуждает  себялюбие и корысть, с чьей бы стороны они не проявились, видя в них начало духовной смерти и общественного разложения. Она требует духовной солидарности и согласия от всякого общественного строя.

3. В новейшую историческую эпоху, особенно в наши дни, восторжествовало ложное учение о том, что человеческая природа свободна от искажения и порчи первородным грехом, а потому естественный человек со всеми своими страстями и похотьми волен служить им невозбранно, в полном доверии к своему совершенству. Такое само обожествление или человекобожие, представляющее отпадение от Христа Спасителя, в жизни хозяйственной оно выражается в безудержном господстве низкой наживы, в разнузданной корысти, в погоне за богатством и чувственными наслаждениями. Провозгласив своекорыстие высшим и даже единственным рычагом человеческой воли, поклонившись мамону вместо Бога, эти служители золотого тельца весь мир стали рассматривать единственно как поприще  для обогащения, а вверенных их заботе тружеников как вьючных животных. Эти ревнители наживы последовательно привели человечество к тому, что весь мир теперь охвачен пламенем губительной войны, а вся энергия человеческого труда отдается на изготовление орудий смерти. Своей нечистой похотью эти служители золотого тельца заразили и отравили обездоленные трудящиеся массы, которые прониклись ответной завистью и злобой и вот мы видим весь мир распавшихся на два стана своекорыстных себялюбцев: владеющих и хотящих овладеть. И это ослепление себялюбия потрясает мир, оно губит и нашу родину. Все эти бедствия происходят оттого, что люди забыли Бога и поклонились золотому тельцу, личную корысть возведя в закон законной жизни. До тех пор, пока Ир не откажется от этой лжи и не освободится от сего греха, ему не побудить бушующей стихии.

4. Таковым же служением мамоне, поклонением золотому тельцу, является безбожный социализм, учение коего ныне отравляет народные массы. Он открыто исповедует, взамен веры в Бога ,поклонение пустым и суетным стихиям мира, вселяя надежду, что сама хозяйственная жизнь в своем развитии освободится от вражды и приведет к общему согласию людей. Вместе с тем социализм внушает народным массам, что вообще не существует никакой иной основы для отношений между людьми, кроме себялюбия и корысти, единоличной или классовой. Поэтому он стремится организовать корысть неимущих кроме корысти имущих, зажечь социальную войну и превратить человечество в грызущуюся стаю волков, как это ему уже и удалось в России. Отдавая душу безбожию, зависти и злобе, социализм обещает в тоже время наступление земного рая со всеобщим довольством и гармонией*. Забвение о силе греха и о значении личного подвига, о силе покаяния и молитвы делают социалистов** ослепленными фанатиками своего суеверия. Однако обще(?) или земному раю нет места среди грешных людей на земле проклятия, ранее наступления будущего века, в коем*** будет явлено новое небо и новая земля, идеже правда живет. Поэтому социализм есть средство духовного прельщения и обмана. Он хочет отнести человеческие души от церкви Христовой на путь человекобожия и безбожия и исполнен антихристовой вражды к церкви. Эту вражду он до времени лицемерно прикрывает, но та, где он чувствует силу, учиняется явное гонение на церковь с дикой злобой и хулой. Это показали теперь русские социалисты, это же было выявлено еще во время Великой французской революции. Злоба против церкви, боевое антихристианство составляет религиозную сущность социализма, этой духовной язвы наших дней, которая хуже чумы и голода, ибо есть массовая одержимость и беснование, тихое и буйное.

5. Это беснование было вскормлено безбожием капитализма, поставившего наживу единственным законом бытия и превратившего рабочий люд в материал для эксплуатации. Грехи капиталистического своекорыстия, безжалостное угнетение масс, разложение семьи, привлечение на фабрику женщин и детей изнурительный и одуряющий труд, непомерно низкие платы — все эти грехи организованной корысти или капитализма и подготовили почву для социализма, а до известной степени делают понятным и правым его гнев и негодование. Делом христианского долга, любви и справедливости поэтому является всяческая забота о ближнем: должны быть омыты и перевязаны гноящиеся раны Лазаря, и он не должен питаться одними крохами псов. Следует прилагать всяческую заботу со стороны всех тех, кто призван к тому своим положением и, прежде всего, имущих и богатых, к исполнению своего долга пред ближним, о нем спросится с каждого из нас на Страшном суде Господнем. Если бы имущие поступали по-христиански, то и не было бы той правды обличения социализма, которую ныне нельзя отрицать. Церковь не связывает себя с теми или  иными практическими средствами социальной помощи и любви, они изыскиваются человеческим разумом и подсказываются опытом жизни, но она благословляет всякое братолюбивое делание и призывает к нему каждого в своем знании.

6. В попечении о массах народных, подвергающихся особому духовному соблазну от социализма, церковь призывает пастырство и мирян возжигать святости христианского просвещения среди рабочих, создавать для него очаги, соединять их около веры и церкви Божией, вызывая к жизни православные содружества и объединения среди рабочего люда. Особенно желательно нарождение в крупных центрах православных рабочих братств, группирующихся около приходского или же собственного храма, имеющих своего святого покровителя и образующих духовный оплот для своих членов, а также и вновь притекающих в города. Такие братства не должны преследовать каких-либо иных целей, кроме религиозных, содействуя проникновению христианского духа в общественную жизнь.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. Л. 112–112в–об. Машинопись.


* слово «согласием» зачеркнуто

** «их» зачеркнуто

*** «когда» зачеркнуто