Доклад Отделов о богослужении, проповедничестве и храме и о правовом положении Православной Церкви в Русском Государстве о применении нового календаря в церковной жизни

Докладчик проф. С. С. Глаголев.

Определением Соборного Совета от 27 Января 1918 г. за № 56-ым Отделам Священного Собора 1/ о богослужении, проповедничестве и храме и храме и 2/ о правовом положении Церкви в Русском Государстве предложено безотлагательно обсудить вопрос о декрете совета народных комиссаров о введении в России нового календаря. Означенные Отделы Священного Собора имели суждение по сему вопросу в совместном заседании 29 Января, причем было постановлено, что: а/ православной Российской Церкви следует оставить Юлианский календарь, б/ мотивировку того, почему это необходимо в настоящее время возложить на членов отделов профессоров С. С. Глаголева и П. Н. Жуковича, в/ подробное же обоснование и свод всех мнений по вопросу о календаре поручить богослужебному Отделу Священного Собора. Во исполнение изложенного определения Соборного Совета вышеупомянутыми Отделами Священного Собора Православной Российской Церкви и представляется вниманию Собора настоящий доклад.

Введение нового стиля в гражданской жизни русского населения не должно препятствовать церковным людям сохранять их церковный уклад и вести свою религиозную жизнь по старому стилю. И прежде гражданское новолетие 1-го Января не мешало Церкви освящать новолетие 1-го Сентября и вести свой счет от этого числа. И теперь ничто не должно препятствовать Церкви отпраздновать Сретение Господне 15 Февраля по новому стилю и 2 Февраля по старому.

2/ Но Церковь не только может сохранить старый стиль, она в настоящее время не может перейти на стиль новый. Церковь в своем богослужебном обиходе ведет своих чад истинным путем, определенными неделями она приготовляет к Великому Посту, к покаянию, в религиозно-воспитательных целях регулирует жизнь верующих. Введение нового стиля в церковный обиход теперь влечет за собою уничтожение в этом году праздника Сретения Господня и седмицы мытаря и фарисея /11 Февраля/, но главное оно вызывает ряд неразрешимых затруднений по отношению к празднованию Св. Пасхи. Когда ее праздновать? 22-го Апреля по новому стилю ее праздновать нельзя, так как Пасха, согласно церковным определениям, празднуется после полнолуния, а 22 Апреля /9 Апреля/ приходится пред полнолунием 26 Апреля /13 Апреля/. Пасху по новому стилю нужно будет праздновать 31 Марта /18 Марта по старому стилю/, ибо Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, если таковое будет не раньше 21 Марта. В текущем году полнолуние будет 27 Марта /14 Марта/. Но если праздновать Пасху по новому стилю 31 Марта, тогда от настоящего дня /30 Января — 12 Февраля/ до Пасхи /18–31 Марта/ осталось 48 дней. Как же может быть выполнен устав о приготовительных неделях к великому посту и о великом посте?

3/ Введение нового стиля имеет другую цель установления единения. Было бы, конечно, весьма утешительно, если бы у христиан разных исповеданий было хотя бы единение в днях празднования. Но в настоящее время переход Русской Церкви на новый стиль прежде всего повлек бы за собою не объединение, а разъединение. Все православные Церкви ведут свой церковный круг по старому стилю. Это имеет место и в тех странах, например, в Румынии, где для гражданского обихода употребляется новый стиль. Поэтому введение нового стиля в русской церкви было бы в некотором отношении разрывом ее с другими православными церквами. Вопрос о перемене стиля должен стать предметом обсуждения и быть решенным всеми православными церквами совместно.

4/ К григорианскому стилю нельзя применять правила о праздновании Пасхи. Согласно этим правилам 1/ Пасха празднуется непременно после еврейской, хотя бы на один день и 2/ Пасх празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния /21 Марта и позже нового стиля/. Но у евреев Пасха празднуется в весеннее полнолуние, если оно будет не ранее 14 Марта по старому стилю /27 по новому/. Отсюда следует, что евреи иногда могут справлять Пасху почти месяцем позже после григорианских христиан. Так это и было в 1891 году и 1894 и в течение столетия 1851–1950 представляется таких 15 случаев. Но такое празднование стоит в противоречии и с историею и с идеею празднования.

5/ Должно признать, что юлианский стиль несовершен и несовершенство, относительная неудовлетворительность его была признана уже на Константинопольском Соборе 1583 г., созванном по поводу предложения папы Григория XIII патриарху Иеремии принять новый стиль. Новый календарь нужен и желательно, чтобы он стал общим календарем народов, но напрасно думают, что григорианский календарь удовлетворяет требованиям идеального календаря и что против него идут только по религиозному упорству или по любви к рутине. Нет. Календари могут иметь разные задачи. И юлианский и григорианский календари имели своею задачею дать такое летосчисление, в котором весеннее равноденствие и времена года неизменно падали бы на те же числа и месяцы. Год /время от одного весеннего равноденствия до другого/ 365 дн. 5 ч. 45–52 секунды/ здесь колебание /Юлианский год 365 дн. 6 ч./ ошибка на 11 ¼ мин./, григорианский год 365 дн. 5 ч. 49 м. 12 с./ ошибка на ½ мин./. Несомненно, что продолжительность года в григорианском календаре определяется гораздо точнее, чем в юлианском. Но это преимущество практически на самом деле бесполезное — получено им, благодаря принесению непозволительных жертв. Задача календаря во всяком случае должна состоять в том, чтобы в нем не было не существующих дней. Между тем введение григорианского календаря началось с того, что в 1582 г. после 4-го Октября /четверг/ стали считать 15 /пятница/ 5–14 Октября были выброшены. Занимающиеся историей и хронологией поймут легко, как эта операция Григория XII может затруднять хронологические расчет. Если 4-е было четверг, значит, пятницы были 5-го, 12, 19, а оказывается пятница была 15 числа. Если 4-го было новолуние, значит полнолуние было 18 или 19, а оно было 28-го или 29-го. Григорианский календарь отличается от юлианского только одним правилом, согласно которому при окончании столетий, т.е. когда число годов оканчивается двумя нулями, год будет високосным лишь, если число столетий делится на 4. Это правило просто и им достигается большая точность григорианского календаря, но им чрезвычайно усложняются вычисления. Историку, хронологу, при вычислениях лучше всего забыть о григорианском календаре и делать вычисления по юлианскому, а потом прибавлять соответствующее число дней.

Будучи непригоден для целей исторических, григорианский календарь не удовлетворяет и требованиям астрономическим. Там еще в 60-х годах прошлого века предложен стиль, по которому в течение 128 лет должен быть 31 високос. По этому стилю ошибка в вычислении годов в течение тысячи лет не может стать более часа. К этому летосчислению можно приспособить православную пасхалию. Григорианский календарь, являясь исторически вредным, оказывается астрономически ненужным.

Введение григорианского календаря в разных странах совершалось далеко не мирным путем и у нас в Западной Руси велась борьба из-за стилей в течение целых столетий. Православные славяне всегда стояли за стиль юлианский. Австрия стремилась утвердить у подвластных ей славян стиль григорианский. Но ей приходилось уступать пред твердостью славян. В 1699 году сербский народ добился права «да по восточные церкви закона греческого и Россиянов обычаю и начину ветхого календаря обряды свободно задержит». Только этого и теперь хочет русская церковь от русского правительства, чтобы она могла свои церковные уставы по своему обычаю и начину свободно содержать.

На основании изложенных соображений, правовой и богослужебный Отделы в соединенном заседании постановили 1/ что в течение 1918 года Церковь в своем обиходе будет руководиться старым стилем и 2/ поручить богослужебному Отделу разработать в подробностях дело применения стилей во всей жизни Церкви.

Председательствующий /подп./ Митрополит Анастасий.

Член-докладчик /подп./ С. Глаголев.

Делопроизводитель /скр./ Николай Кедров.

С подлинным верно:

Делопроизводитель Н. Соловьев

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 615–620. Машинопись. Копия.