Доклад Отдела Собора о церковно-приходских школах

(Рассмотрен Собором в 1 сессию).

Докладчик Протоиерей П. И. Соколов

№ 3.

Святейший Синод 25 Августа сего года за № 8593 доложил Священному Собору Православной Российской Церкви, что Временное Правительство определением, от 20 июня сего года передало церковно-приходские школы, включенные в школьные сети и получающие от казны пособие на свое содержание или на вознаграждение преподающим, а также второклассные и церковно-учительские школы Министерству Народного Просвещения. Определение это Святейший Синод 3-го Июля сего года пред Временным Правительством опротестовал и просил отменить постановление о передаче церковно-приходских школ в ведение Министерства Народного Просвещения и во всяком случае не приводить его в исполнение до решения этого вопроса на Всероссийском Церковном Соборе и Учредительском Собрании». Эту просьбу Святейшего Синода Временное Правительство оставило без ответа. Закон о передаче церковных школ начинает приводиться в исполнение.

Сообщая о сем, Святейший Синод просит Священный Собор с своей стороны принять меры против состоявшегося решения о передаче церковных школ в Министерство, — просить об его отмене. Священный Собор доклад Синода передал на предварительное рассмотрение XIV-го Отдела о церковных школах. Отдел по рассмотрении сего доклада в трех заседаниях /4, 11 и 14 Сентября/ честь имеет доложить Собору нижеследующее.

Распоряжение Временного Правительства о передаче церковных, народных и учительских школ состоялось без согласия и даже без ведома Церкви, в лице ее органа — Синода. Между тем церковно-приходские школы являются достоянием Православной Церкви, ею они созданы, ей они и принадлежат. Православная Церковь с самого начала исторического существования России, имела неотъемлемое право воспитывать подростающее поколение в духе православной веры чрез руководимую ею народную школу. Школьно-просветительная деятельность Церкви продолжается свыше 1000 лет. Все культурное дело в Русском Государстве создалось при деятельном участии и силами Церкви. Если бы не было церковно-приходских школ, не было бы возможности в настоящее время ставить даже вопрос о всеобщем обучении; так много сделано церковными школами в смысле приготовления населения к всеобщему обучению.

Церковно-приходские школы создавались силами народа — прихожан, Школьные здания строились и содержались по большей части на средства народные. Многие частные лица во имя церковно-народного идеала, которому служит церковная школа, делали крупные пожертвования. Отсюда естественно было думать, что судьба церковных школ не будет решена без или даже вопреки воли народа, правильно соорганизованного в своем выражении. Между тем передача церковно-приходских школ в ведение Министерства Народного Просвещения явилась полною неожиданностью и для духовного ведомства и для народа. Святейший Синод узнал о предположении передать церковные школы в Министерство за несколько дней до решения этого вопроса в Временном Правительстве. Самое решение состоялось в то время, когда Обер-Прокурор Святейшего Синода был в Москве. Не успели даже доставить Временному Правительству протестующий отзыв Святейшего Синода по этому вопросу. Так спешно решен Временным Правительством весьма сложны и серьезный вопрос о судьбе свыше 37 тысяч церковных школ, одно имущество которых оценивается в 170 миллионов рублей.

По-видимому, неожиданна была передача церковных школ для многих земств и городов. Известно, что Министерство Народного Просвещения само не ведает хозяйственной частью начальных училищ. Оно полностью отдает эту сторону школьной жизни земствам и городам. По поступающим со всех сторон известиям, средства городских и земских самоуправлений, по причине всеобщей разрухи, до того скудны, что земства и города не в состоянии содержать свои земские или городские школы; от церковно-приходских школ они окончательно отказываются. Что станется с нашими школами. У духовного ведомства они насильно взяты; земствами не будут приняты. Очевидно, в наступающем учебном году многие наши школы будут закрыты.

Вопрос о передаче церковно-приходских школ в Министерство Народного Просвещения нельзя решать вне связи с устройством православных приходов. В настоящее время Святейший Синод и Священный Собор озабочены реформой православного прихода в целях оживления его религиозно-церковной деятельности. Но эти заботы не будут осуществлены, если не будет оставлена в ведении прихода его школа. Одна из величайших задач прихода есть просвещение населения на началах православной веры и правил церковных. Эту свою задачу приход осуществляет прежде всего чрез свою школу. В ней воспитываются православные дети школьного возраста, она является просветительным центром и для взрослого населения. Заботы прихожан о благолепии церковного богослужения не будут осуществлены, если в приходе не будет церковно-приходской школы, подготовляющей детей к чтению и пению в церкви. Ни какая другая школа общего типа не может заменить приходу церковно-приходской школы.

Церковно-приходская школа — школа особого типа, с особыми задачами, с особыми и средствами. В ней главное — воспитание души на началах веры и христианской нравственности; средства — не одно преподавание Закона Божия, но особый строй жизни, под сенью церкви и ее руководством.

В настоящее время, при радикальной ломке и переработке всей системы народного просвещения в России, приходу непременно нужно иметь свою школу церковного типа. Каково бы ни было будущее управление школами общего типа на местах, в нем интересы Церкви не будут обеспечены; определение на учительские должности не будет связано с православием; в школе для православных детей вполне возможно появление напр., учителя-лютеранина, который, конечно, не будет водить детей в Церковь, ибо он смотрит на молитвы святым, на поклонение святым иконам, на чудеса, как на суеверие. Если еще Закон Божий в курсе школьного обучения не будет обязательным, то в школе общего типа возможно появление учителя, хотя по паспорту и православного, но такого, который сам не обучался Закону Божию, не знает истории Русской Церкви и православной догматики, т.е. совершенно не подготовленного к тому, чтобы быть учителем в русской православной школе. Все это показывает, что интересы Православной Церкви и церковно-приходской жизни будут ограждены и обозначены только тогда, когда в приходах будут свои церковно-приходские школы, стоящие в административном отношении в общей системе церковного управления.

Правда, церковно-приходских школ сравнительно с требованием жизни, немного, многие православные дети прихожан учатся в школах другого типа. Но это не умаляет значения церковно-приходской школы. Церковно-приходская школа имеет большое и благотворное влияние на другие школы. К ней присматриваются и ей в области воспитания подражают. Если в школах земских или министерских воспитательный элемент силен, и имеет религиозно-церковный характер, то этим они обязаны церковно-приходской школе, как типу, который создан народом, любящим этот тип школы и требующим подражания ему в других школах. Если церковно-приходские школы будут переведены в Министерство, где сольются с школами общего типа, то этим нанесен будет великий ущерб всему народному просвещению.

Министерство Народного Просвещения, возбудившее ходатайство пред Временным Правительством о передаче ему, Министерству, церковно-приходских школ в своем законопроекте, говорит, что оно идет навстречу ходатайствам некоторых съездов духовенства и мирян, а также съездам учителей церковных школ, ходатайствовавших о передаче школ в Министерство. По поводу такого заявления Министерства Отдел Священного Собора о церковных школах считает необходимым заметить, что съезды духовенства и мирян в своем решении передать церковные школы Министерству выходили из соображений не идейного характера, а из желания освободиться от забот отыскивать средства на хозяйственное обеспечение школ. Эта сторона жизни церковно-приходских школ несомненно тяжелая. Она может людей, не сильных волею, расположить к тому, чтобы вынести неблагоприятное для школ решение. В противовес съездам духовенства и мирян, вынесшим решение о передаче церковных школ в Министерство Народного Просвещения, можно указать на такие съезды /напр.: Тобольский, Херсонский, Таврический, Вологодский, Владивостокский и проч./, которые настойчиво высказывались за сохранение школ в ведении Церкви с привлечением к управлению ими приходов. Всероссийский Съезд духовенства и мирян в Москве, на котором было свыше тысячи человек, постановил: «церковно-приходские школы должны непременно остаться в ведении Церкви и быть в ведении приходской общины».

По существу тоже необходимо сказать относительно писем и телеграмм, которые рассылали учителя церковных школ Министерствам и Обер-Прокурору Святейшего Синода с просьбою передать школы в Министерство Народного Просвещения. Учителя в сем случае также имели в виду свои личные интересы. Они надеялись чрез передачу школ в Министерство Народного Просвещения улучшить свое материальное положение и избавиться от надзора, который имели над ними священники. Но в интересах ли дела будет освобождение учителей от пастырского наблюдения и руководства. Учащие в начальных школах по большей части люди молодые, часто неустойчивые во взглядах, легко поддающиеся соблазнам и увлечениям. Им пастырские ограничения неприятны, но на этом нельзя строить решение участи школы.

В конце Марта текущего года духовное ведомство и Министерство Народного Просвещения одновременно возбудили ходатайство об увеличении основного содержания учащим начальных школ с 360 рублей до 600 рублей в год. Бывший в то время Министр Финансов Терещенко сочувственно отнесся к ходатайству духовного ведомства, находя справедливым, чтобы учителя начальных училищ и церковно-приходских школ были одинаково обеспечены содержанием, так как исполняют одно и то же дело. К сожалению, Временное Правительство решило иначе: оно учащим министерских школ увеличило содержание до 600 рублей в год, а учащим в церковно-приходских школах отказало. Такое явно несправедливое отношение к учащим в церковно-приходских школах вызвало в корпорации учителей целую бурю негодования и этим прежде всего объясняется стремление их уйти из духовного ведомства, как будто менее заботящегося, по неверному пониманию учащих, об учителях /учительницах/, чем Министерство.

Несправедливость, допущенная в отношении учителей /учительниц/, не исправлена и доныне. Учащие в церковно-приходских школах получают содержание в меньшем размере. Они получают основное содержание по-прежнему 360 рублей /министерские 600 р./ и кроме того прослужившие в учительской должности пять и десять лет не получают прибавок /по 60 р./ за пятилетие, как получают министерские учителя.

Необходимо теперь же возбудить ходатайство об уравнении учащих в министерских и церковно-приходских школах содержанием. Учителя и учительницы церковно-приходских школ имеют одинаковых образовательный ценз; труд у них один и тот же; программа преподавания в церковно-приходских школах не ниже программы министерских. Это удостоверено в Государственной Думе, куда неоднократно программы представлялись на просмотр Членов Думы. Если допущенная Правительством несправедливость не будет устранена, учащие в двух ведомствах в отношении содержания не будут уравнены, то боль от обиды, которую несут учащие в церковно-приходских школах, опять будет тянуть их к бегству из ведомства, опять будут попытки со стороны учащих унести с собою и школу.

По сведениям Училищного Совета при Святейшем Синоде к 1 Января 1915 года было: 1/ начальных церковных школ: а/ для детей 37.528, в том числе одноклассный церковно-приходских школ 34.341, двухклассных 1.016, школ грамоты 2.171, б/ для взрослых воскресных церковно-приходских школ 100, специально руководительных 4; 2/ учительских церковных школ: а/ второклассных 418 и б/ церковно-учительских школ или семинарий 21, При второклассных школах имелись дополнительные одногодичные или двухгодичные курсы: а/ регентские 3, учительские 48 и законоучительские 16.

В начальных церковных школах особых законоучителей было 38.716, учителей /учительниц/ общеобразовательных предметов 48.718. Кроме того особых учителей было: по пению 5.436, по ремеслам 761, по сельскому хозяйству 46 и по гимнастике с военным строем 686, всего 6.926. Все учащие по общеобразовательным предметам в начальных церковных школах имеют учительские права. Но имеющих учительского свидетельства /преимущественно в школах грамоты/ было 2.260.

В учительских церковных школах было: во второклассной — законоучителей 421, учителей /учительниц/ штатных 1.237 и в церковно-учительских 20, штатных учителей /учительниц/ 94. Кроме того были особые учителя /учительницы/ по специальным предметам и прикладным знаниям, во второклассных школах 271, в церковно-учительских 37. Все учителя /учительницы/ учительских школ имеют требуемых законом образовательный ценз.

Из начальных церковных школ имели специальное для них устроенные здания 27.714 школ.

На основании сказанного и в согласии с Святейшим Синодом Отдел Священного Собора о церковно-приходских школах полагал бы:

А/ Просить Временное Правительство: 1/ отменить закон от 20 июня сего года об объединении в ц целях введения всеобщего обучения учебных заведений разных ведомств в ведомстве Министерства Народного Просвещения /№ 29 Вестника Временного Правительства/, в части, касающейся передачи церковно-приходских школ, второклассных и церковно-учительских в ведомство Министерства Народного Просвещения, закрытия пенсионной кассы учителей и учительниц церковно-приходских школ, и перечисление в смету Министерства Народного Просвещения кредитов от казны, которые отпускались до этого на содержание означенных школ, а также на Училищные Советы: При Святейшем Синоде, Епархиальные и их Отделения, на содержание наблюдателей церковных школ, на строительные надобности и пенсионную кассу и суммы церковно-строительного фонда имени императора Александра III.

2/ Основное содержание учителей возвращаемых из Министерства Народного Просвещения духовному ведомству школ увеличить до нормы, до которой доведено содержание министерско-земских училищ и на этот предмет отпустить соответствующий дополнительный кредит из казны.

и 3/ В виду того, что в церковных школах, намеченных к передаче в Министерство Народного Просвещения, скоро должны начаться учебные занятия, а в некоторых школах уже начались, между тем удовлетворение ходатайства, изложенного в разделе 1, может замедлиться, сделать срочные распоряжения о приостановке на местах впредь до особых распоряжений, передачи церковных школ Министерству.

Б/ По воспоследовании закона об отмене определения Временного Правительства, изложенного в п. 1 раздела А.

а/ все церковно-приходские школы и школы грамоты передаются в ведение православных приходов или приходских собраний и советов, на основании правил, имеющих быть преподанными Священным Собором Православной Российской Церкви, за исключением школ, которые находятся при монастырях, духовных семинариях, второклассных и церковно-учительских школах, при женских епархиальных и духовного ведомства училищах;

б/ Синодальный Училищный Совет, Епархиальные Советы и уездные /окружные/ отделения должны быть преобразованы на выборных началах;

в/ в церковно-приходских школах, внесенных в сети или получающих на свое содержание пособие от казны, преподавание по общеобразовательным предметам ведется по программам, которые должны быть не ниже принятых Министерством Народного Просвещения для соответствующих училищ;

и г/ церковно-приходские школы, внесенные в школьные сети и получающие на свое содержание пособие от казны, подлежат в отношении выполнения условий, связанных с внесением школ в сеть и с получением казенного пособия Контролю со стороны Государства и местных учреждений, на которые законом возложено осуществление всеобщего начального обучения в известном районе.

и В/ Чрез Святейший Синод разъяснить Преосвященным, что Православная Церковь не может обходиться без школ. Если не состоится отмены передачи Министерству Народного Просвещения церковных школ, то Церковь должна будет открывать их вновь. Поэтому необходимо здания, которыми пользуются школы, сохранить в ведении Церкви. Здания церковно-приходских школ на правах собственника принадлежат церквам, монастырям, братствам, попечительствам, сельским обществам и частным лицам. Церкви и монастыри не должны отдавать зданий в собственность, они монут уступить помещения передаваемым школам во временное пользование при крайней необходимости не иначе, как на арендных условиях. Что касается братств и попечительств, то они, как учреждения, церковные, должны также блюсти интересы Церковные уступать здания школам по тщательном рассмотрении степени нужды каждого случая в отдельности.

Председатель Отдела о церковных школах

Докладчик

Секретарь

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 475–480 об. Машинопись. Копия. Подписи отсутствуют.