Доклад Отдела по единоверию и старообрядчеству об устроении единоверия

Докладчики: Митроп. Харьковский Антоний.

прот. С. И. Шлеев.

Отдел по Единоверию и Старообрядчеству имеет честь доложить Священному Собору, что им на 16 заседаниях подвергнут тщательному и всестороннему рассмотрению вопрос об устроении единоверия в целях его благоуспешного дальнейшего существования и миссионерского служения Православной церкви. Отделом была принята во внимание вся история единоверия с момента его учреждения и суждения об нем на 4-х миссионерских съездах, на Казанском епископском соборе, в Предсоборном Присутствии 1906 г., в Предсоборном Совете и на двух всероссийских единоверческих съездах. На основании этого материала, а также прислушиваясь к голосу представителей единоверия с мест, к наблюдениям и отзывам архипастырей, пастырей и деятелей миссии, Отдел признал возможным установить и предложить Священному Собору от его лица обнародовать, во изменение и дополнение прежних узаконений, следующие положения, определяющие существо единоверия, его назначения и строй его церковной жизни.

1. Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Церкви, при единстве с нею веры и управления, отправляют церковные чинопоследования по книгам, изданным при первых пяти русских патриархах, — при строгом сохранении древне-русского бытового уклада.

2. Единоверческие приходы выделяются в отдельные епархии, возглавляемые единоверческими епископами, на первый раз — по определению Всероссийского Поместного Собора, а в последующее время определением того же Собора по представлению областных соборов, с обязательным участием в них епископов (лично или через заместителей) всех епархий, единоверческие приходы коих выделяются в особую епархию.

3. Единоверческие епископы получают наименование своей кафедры от того или другого города, или иного населенного места, где имеются единоверцы.

4. Единоверческие епархиальные епископы, совместно с православными епархиальными епископами, канонически объединяются в окружных и всероссийских поместных соборах Православной Русской Церкви, подчиняясь высшему церковному управлению оной, какое будет установлено на поместном всероссийском соборе Православной Русской Церкви.

5. Единоверческие и православные епархиальные епископы, составляя высшую иерархию единой Православной Русской Церкви, находятся между собою в постоянном каноническом общении, вследствие чего, а равно и для возможно полного церковного единения между единоверием и православием, православные епископы имеют архипастырское попечение о религиозной жизни единоверческих приходов, находящихся в пределах их епархий, могут посещать, при обозрении своих епархий, единоверческие приходы, служа в единоверческих храмах по единоверческому обряду, и по делам единоверческих приходов сносятся с подлежащими единоверческими епископами; точно также единоверческие епископы посещают православные приходы и служат в них по православному.

6. Единоверческие епископы избираются на съездах епископов единоверческих и, по назначению от высшего духовного управления Православной Русской Церкви, епископов православных, а равно и представителей духовенства и мирян той епархии, коею избираемый епископ имеет управлять. Избранные во епископа утверждаются в сем звании высшим церковным управлением Православной Русской Церкви и поставляются епископами единоверческими и, по назначению того же высшего церковного управления, епископами православными.

7. Единоверческие епископы, в целях лучшего управления делами епархий, получают для себя в помощь по возможности епархиальные единоверческие советы и их отделения (благочиннические советы), состоящие из духовных и мирян; причем последние входят в двойном количестве.

8. Епархиальные советы и благочиннические епархиальные отделения советов избираются на три года на общем съезде духовенства и мирян тех приходов, кои составляют единоверческую епархию.

9. Епархиальные съезды ведают, между прочим, делом самообложения единоверческих приходов в пользу церковных установлений единоверческих епархий.

10. Делая взносы на свои епархиальные нужды, единоверцы не освобождаются от сбора на общие нужды всей Православной Российской Церкви, а единоверческие причты — на местные духовно-учебные заведения и сословные благотворительные учреждения.

11. Местными органами церковной власти в единоверческих епархиях являются выборные благочинные.

12. Во главе приходов состоят приходские советы, куда входят все члены причта и представители мирян, под выборным председательством.

13. Все штатные священно-служительские и церковно-служительские места в единоверческих приходах замещаются по выбору приходских общин, с утверждения единоверческого епископа.

14. Так как употребляемые единоверцами при богослужении книги и обряды православны, то перечисление православных к единоверию и обратно единоверцев к православным храмам совершается беспрепятственно.

Примечание. Единоверческие приходы с храмами передаются в ведение православного епископа и совершают богослужение по чину, благословенному Собором 1667 года, и обратно — православные храмы и приходы перечисляются в ведение единоверческого епископа и совершают службу по старопечатным книгам — в том случае, когда 4/5 всего наличия полноправных прихожан будут просить об этом.

15. При общих торжественных служениях, устраиваемых по взаимному соглашению, песнопения исполняются по чину того и другого прихода попеременно.

16. При браках, в тех случаях, когда один из брачущихся единоверец, а другой православный, венчание совершается по взаимному согласию в единоверческой или православной церкви.

17. Дети единоверцев, при поступлении в православные школы и училища и обратно — дети православных, обучаясь в единоверческих школах, беспрепятственно соблюдают обряды и обычаи своих приходов.

18. Единоверцы и православные не должны производить распрей — раздоров за содержание разных обрядов и разных книг, ибо таковая разность не относится к существу веры. Пусть те и другие пребывают в мире, любви и единении, как чада единой, Святой, Соборной и Апостольско-Христовой Церкви.

В отношении пунктов 1, 2 и 6-го часть членов Отдела осталась при особых мнениях, кои при сем прилагаются, причем мнение в отношении 2-го пункта об единоверческих епархиях, по желанию его авторов, подлежит оглашению в Соборе в подлинном его виде, в отношении же пункта 1-го представители единоверия в своем особом мнении заявляют лишь о том, что под управлением, которого единство требуется для единоверцев с Православной Церковью, они разумеют управление высшее (Патриаршее и митрополичье), а в отношении пункта 6-го епископ Челябинский Серафим и его единомысленные предлагают свою формулу, которая в отличие от этого пункта гласит следующее: «кандидаты в единоверческие епископы намечаются на единоверческом съезде клира и мирян, — и здесь же из намеченных съездом избираются собором епископов округа, возглавляемого митрополитом, при участии приглашенных на Собор единоверческих епископов, и утверждаются высшим церковным управлением Православной Русской Церкви».

В зависимости от нужд и в связи с задачами единоверия, Отдел признал необходимость существования особых единоверческих школ, чтобы воспитывать в учащихся любовь и привязанность к древнему укладу жизни, подготовлять из них чтецов и певцов и познакомить с тем, как нужно вести борьбу с расколом. Школы желательны а) приходские начальные, курс которых равнялся бы курсу министерской школы и в которых бы, на ряду с обычными предметами, преподавалось церковно-славянское чтение, крюковое пение, устав и было обращено внимание на воспитание детей в строго церковном духе; б) где невозможно устроить такие самостоятельные школы, желательно, чтобы единоверческие священники и, под их руководством и, при содействии членов приходского совета, члены клира обучали детей своих прихожан церковно-славянскому чтению, уставу и пению, устраивая с ними два-три раза в неделю школьные занятия; в) для единоверческих священно-церковнослужителей желательно устраивать ежегодно краткосрочные единоверческие курсы, кои имели бы своею целью расширение и укрепление для клириков познаний и г) наконец, для большого процветания и развития единоверия желательно иметь хотя бы одну высшую единоверческую школу, где бы воспитывались столь необходимые для единоверия деятели (учителя для единоверческих школ и священнослужители), и в которой бы на ряду с другими предметами преподавалась церковная археология.

В отношении совершения богослужения в единоверческих храмах Отделом принято постановление: «необходимо, чтобы в единоверческих церквах сохранялось древнее пение и древний чин службы (поклоны, лестовки, подручники, нестояние на коленях, невоздеяние рук) и чтобы причты единоверческих церквей в тех приходах, где наблюдается уклон в сторону общероссийского чина, старались постепенно восстановлять чин древний.

В виду желания значительной части единоверцев, заявленной на всероссийских единоверческих съездах, и от представителей их в заседаниях Отдела, именоваться «православными старообрядцами». Отдел нашел допустимым, сохраняя во всей силе прежнее наименование — «единоверие», «единоверцы», писать на ряду с ним в скобках и это новое наименование «православное старообрядчество», «православные старообрядцы».

По вопросу о возможности открытия, согласно пункту 2-му, единоверческих епархий Отдел, на основании постановлений Нижегородского Единоверческого съезда и заявлений с мест, проверенных особою при отделе комиссиею, нашел возможным предложить Собору признать готовыми к открытию 5 епархий и 5 епархий разрешенными к открытию лишь принципиально, могущими же быть открытыми лишь по выяснении достаточных средств к обеспечению их епископов жилищем и содержанием. К числу первых отнесены епархии: Охтенская, с местожительством для епископа в Петрограде; Павловская, — епископ живет в г. Павлове, Нижегородской губ.; Саткинская, — епископ живет в Златоустовском Воскресенском монастыре; Тюменская — в Тюмени, и Уральская[1]), епископ большую часть года живет в Уральске. К числу последних отнесены епархии: Новозыбковская, Новогеоргиевская, Хвалынская, Восточно-Сибирская и обнимающая приходы из Московской и соседних губерний. Кроме обеспечения епископов жилищем в первых пяти епархиях даны значительные гарантии с мест на их содержание, в последних же ни то ни другое не обеспечено.

Что касается числа приходов, имеющих войти в открываемые и предполагаемые к открытию епархии, то по докладу своей комиссии, проверившей постановления Нижегородского единоверческого, по этому предмету, съезда, Отдел признал необходимым установить его в зависимости от желания с мест со стороны самих приходов после принципиального решения Собором в положительном смысле самого вопроса об открытии единоверческих епархий; предположительно же, в соответствии с решением этого вопроса на Нижегородском единоверческом съезде, состав этих епархий намечается следующий: 1) Охтенская епархия состоит из единоверческих приходов и монастырей епархий: Петроградской, Олонецкой, Новгородской, Ярославской, Тверской, Псковской, Полоцкой и Рижской; 2) Павловская из единоверческих приходов и монастырей епархий: Нижегородской, Костромской, Вятской, Казанской, Симбирской; 3) Саткинская из приходов и монастырей епархий: Уфимской, Оренбургской и Тобольской (Курганский уезд), при желании единоверцев — приходы Пермской и Екатеринбургской епархий. 4) Тюменская из приходов епархий: Тобольской (без Курганского уезда), Томской и Красноярской; 5) Уральская из приходов и монастырей как православных, так и единоверческих Уральской области, Николаевского и Новоузенского уездов Самарской губернии и из приходов и монастырей единоверческих всей Самарской губернии; 6) соответствующая Московской (пока без наименования) из приходов епархий: Московской, Владимирской, Калужской, Тульской, Рязанской, Пензенской, Тамбовской и Орловский; 7) Новозыбковская из епархий: Черниговской, Курской, Воронежской, Харьковской, Могилевской; 8) Новогеоргиевская из приходов епархий: Киевской, Кишиневской, Волынской, Подольской, Херсонской, Екатеринославской, Полтавской и Таврической; 9) Хвалынская из единоверческих приходов Донской и Кубанской области и из единоверческих приходов епархий Астраханской, Саратовской и Ставропольской и 10) Восточно-Сибирская из единоверческих приходов всей Восточной Сибири.

Применительно к примечанию к 6-му, принятого Предсоборным Советом «Положения об единоверии», по которому «кандидаты на первые единоверческие епископии намечаются на Всероссийском съезде единоверцев и представляются на утверждение Всероссийского Поместного Собора», Отдел с своей стороны, по обсуждении состава кандидатов в единоверческие епископы, намеченных на Нижегородском единоверческом съезде, признал возможным представить на утверждение Собора некоторых из них как достойных и изъявивших свое согласие; причем самое назначение их должно предваряться голосом клира и паствы; если же последние пожелают представить не помеченное здесь лицо, как излюбленного для себя архипастыря, и это не возбраняется, но с тем, чтобы оно получило одобрение уже избранных единоверческих епископов и тогда только представлялось на утверждение высшей церковной власти.

Председатель Отдела: Архиепископ Антоний.

Члены Отдела: Прот. Сим. Шлеев.

Кн. Алексей Ухтомский.

Иван Щепкин.

Делопроизводитель Отдела: Н. Виноградский.

Особое мнение меньшинства в Отделе о Единоверии и Старообрядчестве.

При определении Отделом: что такое единоверие, некоторые члены Отдела — единоверцы просили в формулу, к словам «при единстве веры и управления» вставить пред словом «управления» слово «высшего», но большинство членов уверено, что присоединение означенного слова существа дела не меняет. Меньшинство однако считает нужным заявить, что под словом «управления» оно разумеет высшее управление Церкви, а не епархиальное.

К сему заявлению подписались:

Прот. Симеон Шлеев.

Иван Щепкин.

Протоиерей Григорий Шлеев.

Священник Андрей Новиков.

Священник Андрей Сосновцев.

Ив. Лаврентьев.

Н. Дурандик.

Священник Сергий Константинов Верховский.

Павел Владимирович Пулга.

Священник Петр Волков.

Николай Шахов.

К. Солдатенков.

Отдельное мнение членов Отдела о Единоверии и Старообрядчестве по вопросу о выделении единоверческих приходов в отдельные епархии, возглавляемые единоверческими епископами.

Мы, нижеподписавшиеся члены Отдела о Единоверии и Старообрядчестве не можем согласиться с решением нашего Отдела о выделении единоверческих приходов в отдельные епархии, возглавляемые единоверческими епископами. Выделение единоверческих приходов в самостоятельные епархии мы считаем невозможным по причинам каноническим, историческим и фактическим. Отцы и учители Церкви, на поместные и вселенские соборы собиравшиеся, устанавливая нормы церковного управления, со всею решительностью настаивали на единстве епархий, не допуская и мысли о том, чтобы на одной территории для людей, — истинных чад Церкви, бытовыми и родственными связями объединенных, открывались бы две самостоятельные равноправные епархии. С выделением единоверческих приходов в самостоятельные епархии получится то, что в недрах православной епархии открывается другая епархия со своим отдельным управлением и самостоятельным епископом. Учреждение епархии такой будет полным нарушением всей церковной каноники. Отцы вселенских и поместных соборов не знают таких епархий.

Учреждение самостоятельных единоверческих епархий поведет не к единению людей, а к обособленности и отчуждению. Вместо взаимной братской любви единоверцы и православные могут легко подойти к разобщению, замкнувшись в круг личных интересов. На этой почве будут возникать в той и другой епархиях постоянные недоразумения как между паствой, так и пастырством. Эти недоразумения будут выливаться в чувства недоброжелательные, а затем и враждебные, подразделяя людей на два лагеря.

С учреждением единоверческих епархий в сознании народном как среди православных, так главным образом и старообрядцев появится представление о двух самостоятельных отдельных церквах. В народном сознании будет вечно стоять тревожно мучительный вопрос о равноценности этих двух церквей. С единством церкви простой народ не в силах примирить двух самостоятельных епархий, на одной территории расположенных. Простой народ всегда будет в раздумьи: которая же из двух церквей есть церковь истинная.

С учреждением единоверческих самостоятельных епархий нельзя ожидать, чтобы старообрядцы более охотно стали присоединяться к церкви Христовой. Старообрядцы не шли в единоверие не потому, что у единоверцев не было епископа. Этот вопрос весьма многих из них совсем не занимал. Старообрядцы чуждаются нашей церкви по другим причинам. Они, во 1-х находят в ней ереси, во 2-х, воцарение и действие антихриста. Учреждение самостоятельных епископий этих причин в старообрядчестве не уничтожит. Беспоповцы, кои в количественном отношении превосходят поповцев, не имеют никакой нужды в священстве, ибо крепко верят, что в настоящее время царствует последний антихрист, который окончательно истребит жертву и священство. Старообрядцы Белокриницкой иерархии в единоверческом епископе не нуждаются, ибо имеют своих епископов, возглавляемых митрополитом. Беспоповцы во многих епархиях всегда тяготели более к православию, чем к единоверию. Вот соображения, кои заставляют нас решительно говорить против выделения единоверческих приходов в самостоятельные единоверческие епархии. — Просим данное наше мнение огласить в общем заседании Освященного Собора.

Сентября 29 дня 1917 года.

Андроник, Епископ Пермский и Кунгурский.

Миссионер, протоиерей Феодосий Воловей.

Священник Александр Альбицкий.

Андрей Куляшев.

Дмитрий Несмеянов.

Священник А. Ловцев.

Михаил Смирнов.

Особое мнение членов Собора, представителей от Уральской области.

Мы, нижеподписавшиеся, присоединяемся к формуле, принятой в Отделе об Единоверии и Старообрядчестве на заседании 20-го октября относительно открытия самостоятельной епархии в г. Уральске; но, принимая во внимание, что со включением в состав Уральской епархии Новоузенского и Николаевского уезда Самарской еп. большинство приходов будет православных, мы считаем наименование Уральской епархии «Единоверческой» не отвечающим справедливости, а поэтому находим, что выражение — «с наименованием Единоверческой» совершенно лишнее.

Священники: Мих. Голунов.

А. Ловцов.

Константин Данилевский.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 35. Л. 197–200 об. Типографский оттиск.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 36. Л. 49–52 об. Типографский оттиск.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 354–357 об. Типографский оттиск.


[1]) Некоторые члены Отдела «считают наименование Уральской епархии единоверческою не отвечающим справедливости, ибо со включением в состав ее уездов Никольского и Новоузенского (о чем речь ниже) большинство приходов не будет православных (см. особое мнение при сем приложенное).