Доклад Отдела о Законе Божием об обязательном преподавании Закона Божия в школе

(Рассмотрен Соб. в 1 сессию)

Православно-русская Церковь может понимать закон о свободе совести, опубликованный 14 Июля 1917 года (Вестник Временного Правительства № 109, 1917 года), только как акт, которым государство желает выразить свое глубокое уважение к неотъемлемому праву каждого своего Члена на религиозное самоопределение. С тем вместе однако Церковь, соблюдая вечные интересы верных своих чад, хранит убеждение, что закон этот в практическом своем осуществлении должен быть всесторонне справедлив, не только справедлив по отношению к лицам, потерявшим религиозную веру, но и к лицам верующим. Обеспечивая первым непринужденных выход из религиозного общества, он по самой своей сущности призывается ограждать благожелательною защитою от всякого насилия и свободу религиозного исповедания верующих своих членов.

Между тем 4-е положение этого закона о праве свободного выхода из православия с 14-летнего возраста — положение, не вытекающее непосредственно из внутренней основы закона и психологически необоснованное, при истолковании его в применении к школьному религиозному обучению привело к явлениям, которые не могут быть поняты иначе, как прямое насилие над религиозною совестью верующих русских родителей. Государственный Комитет при Министерстве Народного Просвещения, социалистическая печать, отдельные представители педагогических организаций спешат использовать это положение распространительно в смысле узаконения, которым Закон Божий низводится на положение необязательного предмета в школьном курсе или совсем устраняется из школы. Государственный в частности Комитет, деятельность которого многими рассматривается, как выражение законодательной власти Временного Правительства, своими проектами об отношении детей к изучению Закона Божия в школе становится на путь единоличного и безапелляционного решения такого вопроса, и постановка и решение которого должны всецело принадлежать родителям учащихся, как непосредственно заинтересованных в мере совести своих детей.

В понятной тревоге за духовное благо подрастающих поколений, обиженные в своем естественном праве устраивать судьбу своих детей в религиозном отношении по указаниям своего разумения, а не по внушениям каких бы то ни было организаций, хотя бы и действующих в качестве органов государственной власти, православно-верующие родители настойчиво возвышают свой голос против всяких попыток неуполномоченных к тому лиц и учреждений узурпировать только им, родителям, принадлежащее право ведать вопрос о религиозной жизни детей, и беспрерывно в огромном количестве шлют горячие протесты по этому поводу церковной власти и просят ее авторитетом Поместного Собора оградить их законные права и совесть их детей от непрошенной опеки сторонних лиц.

Всероссийский Поместный Собор Православной Церкви, внимая голосу своих чад, вполне разделяя их тревогу за будущее подрастающих поколений, считаясь в частности с авторитетным суждением об обязательности школьного преподавания Закона Божия Всероссийского Съезда родительских организаций, в ограждение на будущее время религиозной совести учащихся от чьего бы то ни было стороннего, хотя бы в скрытой форме давления на нее, находит благовременным и неотложно важным представить Временному Правительству нижеследующие свои соображения о положении религиозного обучения.

Если закон о свободе совести, изданный Временным Правительством, в самом деле преследует гуманную цель, — защиту духовных интересов граждан российского государства и если этим законом родители не лишаются права на религиозное воспитание своих детей, то прямая справедливость и уважение к демократическим началам государственного строя требует, чтобы голос свыше стомиллионного православного русского народа, дающего Государству средства на содержание школ и настаивающего на обязательном для их детей изучении в этих школах христианской религии, не только был услышан государственной властью, но и признан достаточно сильным побуждением для ее органов в полной мере обеспечить для детей православных родителей возможность выполнения ими обязанностей, вытекающих из их принадлежности к православной Церкви.

Принадлежность к Церкви Православной налагает на верующих определенные обязанности. Одною из главных обязанностей, связанных с самой природой Церкви, есть обязанность для лиц, к ней принадлежащих, изучение Закона Божия.

До сего времени Закон Божий изучался в России не только в семье, но был предметов обязательного для православных изучения и в школе, как государственной, так и частной. Собор полагает, что так должно остаться и впредь, ибо такова воля народная.

Определенное и сильное стремление православных людей к защите обязательного в школе преподавания Закона Божия Собор считает нужным осветить и глубокую истину и справедливость его подтвердить общими соображениями.

1) Религия является основной потребностью и вечной и неискоренимой стихией человеческой природы. Христианская же религия есть основа мировой культуры и определяет направление не только религиозного, но и нравственного, научного, эстетического и социального развития современного человечества. Поэтому отсутствие изучения христианства в школе или даже его факультативное изучение было бы явным насилием над природой детской души и создало бы незаполнимый пробел в понимании подрастающими поколениями высших ценностей человеческого духа.

2) В школьный период формируется живая человеческая личность мировоззрение, определяющее характер и направление всей человеческой жизни. Между тем опыт и научно-психологические наблюдения удостоверяют, что выработка целостного и жизненного миропонимания и образование гармонически-здоровой личности недостижимы без органического введения в мир мысли растущей души законченной системы христианской философии. И потому исключение из школы обучения христианской вере или даже низведение обучения христианской вере на степень необязательного в школе лишило бы учащихся, освободившихся от этого обучения, здравого разумения полноценного идеала жизни и вдохновения для их морального и волевого творчества.

3) По свидетельству истории лишь на начале христианской морали наилучшие формы общественных отношений и явлены миру исключительные по высоте примеры воплощения в жизни православного идеала. И потому, такое или иное отчуждение детей от этого источника высшей жизни и воспитание их вне правильного нравственно-христианского влияния, роковым образом поклекло бы их к неустойчивости в нравственных понятиях и поставило бы на путь нравственного огрубения.

4) Христианская религия в ее православном понимании была великою творческою силою в истории русского народа: она воспитывала и устрояла сего быть, утешала и укрепляла во дни общественных бедствий, нравственною силою объединяла и создавала самое Государство русское. Поэтому лишение народа православно-христианского образования и воспитания, даваемого в школе, было бы преступным пренебрежением к вековым святыням души народа и к первоисточнику его нравственной силы.

5) Возраст учащихся в низшей школе, когда детская душа особенно чутка и восприимчива к восприимчива к воспитанию религиозно-нравственных влияний, и в средней, когда у детей происходит опасный душевный кризис в процессе установки жизненного мировоззрения, требует правильного и опытного руководителя в лице законоучителя. С другой стороны только в школе преподавание Закона Божия может быть поставлено на должную высоту, так как только школа, дает наиболее благоприятные условия к успешному изучению Закона Божия, какие вне школы для подавляющей массы христианских семейств недостижимы. Посему устранение Закона Божия из числа обязательных предметов школьного курса явилось бы ничем неоправданным гонением на законное стремление верующих родителей воспользоваться организованными средствами религиозного обучения и воспитания их детей, а детей бросало бы навстречу роковых случайностей в их жизни.

6) В согласии с поступившими к Церковной Власти многочисленными заявлениями нельзя оставить без протеста постановления закона о свободе совести, коим предоставляется каждому Члену Русского Государства по достижении 14-летнего возраста самостоятельно определять свои верования и следовательно оставлять изучение Закона Божия в школе. Нельзя не указать, что 14-летний возраст не есть возраст ни физической зрелости, ни нравственной устойчивости, ни окончательного умственного развития и назвать в законе временем, соответствующим поре религиозного самоопределения, без достаточных оснований. Совсем не трудно понять, что предоставление детям в этом возрасте самостоятельно решать вопрос о своих религиозных убеждениях, несомненно внесет в их только что надлежащим образом раскрывшееся сознание большое смятение и подготовит в будущем не одну тяжелую катастрофу детской души, — помимо того, что и общей жизни школы причинит глубокое потрясение и расстройство.

В соответствии и на основании вышеизложенного опираясь также на требование верующих родителей и вообще русских людей, ревнующих о моральной крепости родного Государства, Поместный Всероссийский Собор Православной Церкви признает справедливым следующие положения:

а) Во всех светских государственных и частных школах: низших, средних и высших, в которых учаться дети православных родителей, преподавание Закона Божия обязательно и должно быть поставлено в одинаковые условия со всеми главными предметами школьного курса.

б) Установленный в новом законе о свободе совести 14-летний возраст для осуществления права о перемене религиозного исповедания или о переходе в безрелигиозное состояние, а следовательно, и права прекращения с этого времени изучения Закона Божия в школе, должен быть признан противоречащим психическим и философским особенностям отрочества и как таковой, подлежит немедленной отмене в законодательном порядке.

в) Право перехода учащихся из одного исповедания в другое и право признания себя не принадлежащим ни к какой вере не может быть осуществлено в период пребывания ученика в низшей и средней школе.

Примечание. 1. Учащиеся могут прекратить изучение Закона Божия только при оставлении ими православия в связи с выходом из православия их родителей.

2. Место, время и средства для преподавания в школе православного Закона Божия предоставляет школа наравне с другими главными и обязательными предметами.

г) Православный законоучитель, осуществляющий в такой же (а может быть по вышеизъясненному и в большей) мере культурно-образовательную и воспитательную миссию в школе, как и преподаватели других обязательных предметов, пользуется всеми правами государственной службы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 487–490. Машинопись. Копия.