Доклад Отдела о просвещении населения приходов с Особой главой в приходском уставе

Апрель 1918 г.

Искони, с самых первых времен существования России, народное образование исходило от Церкви и имело церковный характер. Учились по церковному: читали слово Божие, особенно псалтирь, богослужебные книги, жития святых, творения св. отцев. Обучали прежде всего иноки в своих келлиях. В то время монашествующие не чуждались мира. Они охотно принимали мирских людей, которые приходили к ним учиться грамоте. Подвиг тогдашнего инока определялся не только аскетическим, но и образовательным трудом. «Иноку, — говорит игумен Феодосий Печерский, — надлежит быть бодрым на пение церковное, на предания отческие и на почитание книжное».

Вместе с монашеством дело народного образования в Древней Руси несло и белое духовенство. Это было в то время сословие передовое. Оно глубоко понимало пользу и значение грамотности. Учась само, оно усердно учило и других. Сохранилось изречение одного духовного лица тогдашнего времени: «Попови, что есть ино дело, разве учения». Эти достойные внимания слова показывают, с каким увлечением занимались тогда духовные лица обучением грамоте. Для них ничего не было лучше, дороже и приятнее, как учить.

В Древней Руси обучение грамоте имело характер частный. Учили в монастырских келлиях, в домах священников, причетников и других лиц. Официальное значение и более или менее правильную, организацию получило начальное обучение в Новой России, впервые при императрице Екатерине Второй и сначала только в городах. В селах и деревнях разрешение устроять начальные училища последовало в 1804 году. В царствование императора Николая I школы при церквах и монастырях получили официальное признание; тогда же духовенству православному предоставлено было право повсеместно заводить школы для обучения детей поселян Закону Божию, чтению, письму и счету. Духовенство с любовью, охотно начало продолжать свое просветительное дело, и в 1839 году у него было церковных школ 2000; в 1841 году — 2700; в 1851 [г.] — 4713; в 1860 [г.] — 7907 с 133 660 учащимися.

Особенно энергично стало работать духовенство по насаждению церковных школ после освобождения крестьян от крепостной зависимости. С марта 1861 года за пять лет было открыто свыше 13 тысяч новых церковных школ.

К сожалению, тогдашнее правительство не вполне оценило усердие и труды православного духовенства по насаждению начальных церковных школ и вместо сочувствия, поддержки и поощрения проявило к нему невнимание, постановив 14 июля 1864 года церковно-приходские и воскресные школы передать в ведение губернских и уездных училищных советов. Духовенство, таким образом, лишилось самостоятельности в деле народного образования. Стали появляться, рядом с церковно-приходскими и взамен их, школы министерские и земские. И в то время, когда последние получали от своих учредителей полное материальное обеспечение, церковно-приходские школы не имели ниоткуда материальной поддержки. И вот, число церковно-приходских школ, достигшее к марту 1865 года до 21 420 с 412 524 учащимися, стало быстро уменьшаться. С уменьшением числа школ уменьшилось влияние Церкви на народное образование. Печальные последствия этого сказались скоро. Не прошло и 10 лет, как со всех сторон стали слышаться жалобы, что народные школы вместо служения истинному делу просвещения стали служить орудием его развращения. Число уроков по Закону Божию в начальных училищах было уменьшено до 2 в неделю. Чтение священных и церковных книг, а также изучение церковно-славянского языка и церковного пения было в небрежении. Священник в школе своего прихода не был руководителем и воспитателем подрастающих поколений, а являлся лишь преподавателем Закона Божия, во всем подчиненным светскому начальству.

Ненормальная постановка начального образования скоро была сознана самим правительством. Оно увидело свою ошибку и в 1884 году вновь призвало православное духовенство на его исконное место духовного просвещения русского народа.

О деятельности духовенства с этого времени и до настоящего Отделом уже доложено Священному Собору. Известно Собору и о вопиющей несправедливости, которую учинило Временное правительство в текущем году в отношении Церкви чрез отнятие церковно-приходских школ. В 1917 году с церковно-приходскими школами поступлено буквально так, как в 1864 году. Но тогда школ было меньше, они были бедны, постоянных средств содержания и собственных зданий не имели; открыты без плана и системы в зависимости от благотворений. Тогда отнятие школ не было так обидно, как теперь. Теперь церковно-приходские школы окрепли, обзавелись своими приличными зданиями, инвентарем, правоспособными учителями, прочным и постоянным содержанием; теперь отобраны вполне благоустроенные училища, расположенные по плану, по школьной сети. Священный Собор дважды имел суждение по этому вопросу. Он осудил действия правительства и протестовал против них. Вместе с тем, он признал безусловно необходимым, чтобы приходы вновь открывали церковные школы. Вредные последствия уничтожения церковно-приходских школ несомненно скажутся скоро и будут больше, сильнее, чем в 60-х и 70-х годах прошлого столетия.

Чтобы предупредить сказанные вредные последствия или, по крайней мере, ослабить их значение, надо приходам незамедлительно открывать свои школы. С этой целью отдел Предсоборного совета о приходе составил для приходского устава особую главу о просвещении, в которой главное место занимает начальная школа как первая просветительница и воспитательница подрастающего поколения. Отдел Священного Собора о церковно-приходских школах рассмотрел проект названной главы устава о приходе, исправил его, дополнил и представляет при сем на утверждение общего собрания Священного Собора Православной Российской Церкви.

В названной главе устава с полною определенностью проводятся следующие две мысли: 1) Церковь считает для себя обязательным дело народного образования и воспитания, совершаемого, кроме благодатного воздействия и живого слова, чрез книжное обучение и наглядное показание, и 2) отныне дело народного образования и воспитания населения будет совершаться усилиями не одного духовенства, как было прежде, но и прихожан.

В соответствии с этими двумя положениями, церковно-приходские школы должны находиться в заведывании прихода. Он открывает и закрывает училище, решает вопросы о расширении курса и программ, изыскивает средства содержания, утверждает хозяйственные сметы, избирает учащих, следит за их исправностью и пр.

Доселе школьная просветительная деятельность Церкви не шла дальше начальной одноклассной школы. Школ повышенного типа было немного (двухклассных до 1000 и второклассных 420). Курс обучения в начальной школе продолжается четыре, а иногда три года. Учебный год в деревне равняется шести и даже меньше месяцам. Этого времени совершенно недостаточно для того, чтобы установить прочные основы обучения и воспитания. Воздействие школы на душу обучающегося обыкновенно оканчивается как раз в то время, когда он начинает сознательно относиться к книге, к учению и окружающему миру. Предоставленный самому себе без возможности продолжить образование, окончивший курс начальной школы обыкновенно забывает уроки школы и даже грамоту, а попав под влияние дурных элементов, развращается и увеличивает собою число хулиганов, от которых в деревнях становится невозможно жить.

Чтобы предотвратить это зло, надо, чтобы школа не бросала своих питомцев так рано; необходимо там, где нет школ повышенного типа, организовать в приходах, как можно шире, внешкольное образование. Доселе этот вид народного образования не был распространен в России. У нас почти нет на местах организаций, которые бы имели целью продолжить воспитание подростков, укреплять их в добре, пополнять их знания. За границей при подобных условиях устрояются дополнительные школы и курсы. Нечто подобное начиналось было в духовном ведомстве. Отдел разумеет второклассные школы в первое пятилетие их существования. Тогда эти школы не имели определенного курса учения, открывались на местные средства, по местной инициативе, с общежитием для учащихся и с содержанием на артельных началах. В последствии эти школы изменили свой облик, получив специальное назначение.

Дополнительные школы или классы по конструкции, по задачам и предметам обучения могут быть очень разнообразны. Их можно открывать в виде постоянно действующего учреждения, но можно и на время, например, на одну зиму. Учащимися могут быть прошедшие курс начальной одноклассной школы подростки, но могут быть и взрослые обоего пола. Предметы преподавания могут быть разные, по местным условиям. Можно преподавать те же предметы, что и в начальной школе, но в расширенном виде, в целях улучшения и дополнения знаний и в предотвращение рецидива безграмотности; но можно преподавать и новые предметы в целом и частях, в отдельности и совместно, например, отечествоведение, правоведение, природоведение, сельское хозяйство вообще или отдельные его отрасли: садоводство, огородничество, пчеловодство, животноводство, и пр.

Учащими лицами в приходских дополнительных школах могут быть или посторонние лица, приглашаемые приходом за известную плату, или наличные учителя начальных школ, если имеют свободное время, или, наконец, местные образованные члены прихода, изъявившие желание отдать свой труд и знание на пользу народа.

Все, что сказано о дополнительной школе, приложимо и к дополнительным курсам, с тою только разницею, что курсы представляют из себя учреждение временное, менее сложное и менее организованное. Курсы открываются для удовлетворения потребностей, вызванных обстоятельствами временного, случайного характера. Таковы, например, курсы по случаю появления в приходе сектантских лжеучений, эпидемических болезней, стихийных бедствий. Могут быть курсы, вызываемые любознательностью, например, по географии, по истории, по естествознанию, по гигиене и пр.

Чтобы можно было поставить внешкольное образование в приходе широко, надлежит приходу иметь свой просветительный дом. Это первое, с чего надо начинать дело. Не имея помещения, отвечающего потребностям, нельзя работать с пользою и успехом. Просветительный дом должен иметь зал для публичных чтений, для бесед и собраний; там же должно быть помещение для библиотеки и читальни.

Прошло то время, когда книга была роскошью нужною и доступною немногим; теперь она — потребность существенно необходимая, без которой обходиться уже нельзя. Поэтому в каждом приходе должна быть библиотека, и чем обширнее и богаче она будет полезными книгами, тем, конечно, лучше. При библиотеке должно быть помещение для чтения газет и других периодических изданий. Многие не довольствуются прочтением книги, но желают иметь ее своею собственностью. Особенно это необходимо сказать относительно книг священных, житий святых и вообще рассказов и размышлений религиозного содержания. Отвечая на эту потребность, приход должен организовать, кроме библиотеки и читальни, продажу книг. Книжная лавка, значит, также должна иметь в приходском просветительном доме помещение для себя. Вообще, поле для просветительной деятельности в преобразованном приходе велико. Пошли, Боже, делателей! Требуется инициатива; но ее должны явить пастыри Церкви и лучшие из прихожан.

Особая глава в приходском уставе

Просвещение населения

1. Одною из важнейших задач прихода является просвещение и воспитание православного населения в духе православной веры и Церкви Христовой.

2. Обязанность эту приход осуществляет главным образом чрез свои церковно-приходские училища.

3. В церковно-приходских училищах, кроме обязательного преподавания Закона Божия, богослужебного языка и церковного пения, изучаются и все другие общеобразовательные предметы по программам не ниже программ начальных школ Министерства народного просвещения.

4. Обучение Закону Божию в церковно-приходском училище лежит на обязанности приходского священника, а если их в приходе несколько, то на обязанности одного из священников, по избранию приходского собрания. При полной невозможности почему-либо для священника нести эту обязанность, обучение Закону Божию в церковно-приходском училище, под руководством и ответственностью священника, может быть поручено приходским собранием учащемуся в школе или другому лицу.

5. Церковно-приходские училища находятся в ведении прихода. Приходское собрание открывает и закрывает училища, избирает тип церковно-приходских училищ, решает вопросы о расширении школьных программ, изыскивает средства содержания, утверждает хозяйственные сметы и контролирует выполнение их.

6. Исполнительным органом приходского собрания по отношению к училищным делам является приходский совет.

7. В круге обязанностей приходского совета по заведыванию церковно-приходским училищем входит избрание кандидатов (кандидаток) на учительские должности. Избранный кандидат немедленно допускается приходским советом к исправлению учительской должности.

8. Ближайшее заведывание школьным делом вверяется школьному совету.

9. Школьный совет состоит из священника, одного представителя от родителей учащихся, двух от прихода по избранию приходского совета, из попечителя, если таковое имеется, и учащих в школе. Председатель школьного совета избирается приходским советом из числа членов приходского совета.

10. Церковно-приходские училища содержатся: 1) на церковные и приходские средства, пособия от казны, от земских, городских и других общественных и частных учреждений, на пожертвования отдельных лиц и поступления из других источников и 2) на общеепархиальные церковно-школьные средства. Изыскание общеепархиальных средств, поступление и порядок расходования их устанавливаются епархиальным съездом (духовенства и мирян).

11. Для открытия и содержания церковно-приходских училищ смежные приходы, в целях удобства, могут объединяться в отдельные союзы.

12. Приходское собрание имеет право вводить в приходском училище обучение ремеслам, полеводству, садоводству, огородничеству и т. п.

13. В целях выполнения обязанностей по христианскому просвещению и воспитанию православного населения приходу предоставляется учреждать и содержать, кроме церковно-приходских училищ, народные просветительные дома, библиотеки, читальни, дополнительные училища и классы, курсы для подростков и взрослых (катихизаторские, певческие, общеобразовательные, профессиональные), детские сады и др. учреждения для детей дошкольного возраста и т.п.

14. Указанные в предшествующей статье просветительные учреждения находятся в заведывании и управлении приходского совета. Ближайшее заведывание каждым из этих учреждений приходский совет может поручать школьному совету, отдельным лицам или особым комитетам и допускать их в случае нужды к немедленному исполнению возложенных обязанностей. Утверждение в должностях избираемых лиц или комитетов принадлежит приходскому собранию.

Примечание. Учреждения, имеющие вероучительный характер, действуют под руководством и ответственностью священника, а если священников несколько, то настоятеля прихода.

Председатель Отдела Архиепископ Назарий

ДокладчикПротоиерей Павел Соколов

Секретарь В. Антонинов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 394. Л. 19–29. Машинопись. Подлинник.  Подписи — автографы. Резолюция: «Соб[орный] Сов[ет] 24) XI».

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 393. Л. 121–131. Машинопись. Заверенная копия. Подпись секретаря. Резолюция: «Отпуск».

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 45. Л. 3–11. Машинопись. Копия. Без подписи.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 35. Л. 229–231 об. Типографский оттиск.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 36. Л. 72–74 об. Типографский оттиск.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 483–485 об. Типографский оттиск.