Доклад Отдела о преподавании Закона Божия. О внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа

Докладчик: М. Ф. Глаголев.

«Шедше, научите вся языки» — вот последнее завещание, которое оставил на земле своим последователям Основоположник нашего спасения и нашей веры. Имея отношение к миссионерству, проповедничеству и церковной дисциплине, эта заповедь Господа Иисуса Христа является знаменем и для религиозно-школьного просвещения народа.

Религиозно-школьное учительство, как озарение ума светом Евангелия, имеет свою самостоятельную задачу в ряду остальных видов церковной деятельности. Священный Собор только недавно сделал постановление протеста на насильственное отобрание у Церкви церковно-приходских школ. Чем дальше, тем очевидней, что Государство не даст Церкви средств на развитие этого вида церковной деятельности. Между тем в настоящее время больше, чем когда-либо ясно, что религиозно-народное учительство требует особой заботы о себе. Церковь стоит пред необходимостью не только напрячь все усилия к осуществлению заповеди Христа о просвещении русского народа, но и сделать это в самые же ближайшие годы. После государственного потрясения, просвещение масс в России, призванных притом в небывалых доселе размерах к осуществлению всеобщего голосования, должно стать самой главной заботой государственных людей. И уже Временное Правительство прошлого состава объявило, что Министерством Народного Просвещения вносится на утверждение законопроект об осуществлении на всем пространстве Российского Государства всеобщего и притом обязательного, со штрафом за каждый день непосещения школы, народного обучения в течение ближайших пяти лет. По расчету, сделанному законодателями, вводится такая сеть школ, как ученических, так и учительских, которая даст возможность достигнуть того, что в России чрез пять лет не будет ни одного неграмотного ребенка. Одновременно разрабатывается законопроект и о всеобщем внешкольном образовании. Предусмотрены меры для осуществления такой же, как школьная, сети вечерних занятий, во внерабочее время, для взрослых, для открытия вечерних классов, курсов, а также вечерних начальных, средних и даже высших учебных заведений, с сетью библиотек, читален и эпизодических лекций на вопросы момента.

После таких усилий государства, вполне притом отвечающим действительной потребности, сознаваемой всеми сверху до низу, весьма возможно, что в ближайшие же годы, благодаря обязательной, как воинская, государственной повинности, в России не будет гражданина, не приобщившегося к обучению.

Принимаемые меры со стороны государства заставляют признать, что и Церковью должны быть сосредоточены все средства к тому, чтобы, параллельно с гражданским всеобщим просвещением, разливалось по земле нашей и воспитательной действие великих начал христианства. Здесь Церковь должна позаботиться о том, чтобы ни один верующий не миновал своим сознанием Божественной истины, чтобы в ее недрах не было ни одного члена, который бы не мог дать вопрошающему ответа о своем уповании, чтобы всякий, получивший в таинстве миропомазания способность к возрастанию духовному, имел возможность совершенствоваться в том познании истины, идеал которой беспределен, как Отец наш небесный, — совершенный. Пред Священным Собором стоит задача, чтобы ни один верующий не мог бросить упрека, что он лишен был возможности слышать поучение в вере. Для достижения же этого необходимо не только школьное, но и внешкольное обучение вере, так как посещающих школу у нас в России только 4 человека на 100 населения, тогда как в Англии, например, 21 на 100 (статистика проф. Х. Озерова).

Внешкольное религиозное научение должно вестись по особо продуманной системе. Должен быть составлен 1) план осуществления всеобщего и обязательного курса при помощи, главным образом, собственных средств Церкви, а также 2) план и необязательного, но желательного курса, построенный в расчете на содействие независимых от Церкви, но готовых придти на помощь ей организаций. Ясно, что одним пастырям своими личными усилиями одолеть гигантскую работу невозможно. Необходимо привлечение всех живых церковных сил к просветительной деятельности. Необходимы организованные группы деятелей, необходимо согласование их работы, чтобы не терялось дорогое время, чтобы все местности равномерно находились под благодатным воздействием Христовой проповеди, необходима забота о просветителях, чтобы не было нужды в них в той или другой местности, необходимо, чтобы не зарывались в землю многочисленные таланты, особенно среди интеллигентной молодежи и женщин, — одним словом, чтобы в винограднике Божием работали все деятели, даже пришедшие в единонадесятый час в Церковь.

Внешкольное народное просвещение, как государственная задача, в ближайшее время завоюет не только важное, но и первое место в системе народного просвещения. И теперь уже нет организации, которая не открыла бы особого отдела по народному образованию с особым составом руководителей и служащих. Церковь не должна отставать от государства и общества. Но за отсутствием специальных ассигнований, она вынуждается заменить дорого стоящий труд присяжного педагога даровым трудом ревнителя веры, и средства, получавшиеся от государства, средствами единичных благотворителей и частных обществ, которые и будут предпринимать, открывать и содержать ведомыми им путями просветительные учреждения. Так как они обратятся, конечно, к Церкви, за идеями и руководством, то Церковь должна быть готова к этому. История в общем своем развитии идет везде одним путем, и в этом заключается утешение для деятелей Церкви. Так случилось прежде нас с другими демократиями, особенно Англии и Америки, так неминуемо пойдет процесс и у нас. Указательницей технических приемов организации внешкольного религиозного учения при помощи общественных сил может быть хотя бы Америка, где глубокая религиозность граждан, как уже известно из специальных частных докладов Членам Священного Собора, сочеталась с полной свободой религий, опирающихся исключительно на общественные организации.

Содержанием религиозно-народного научения во внешкольное время должен быть Иисус Христос Распятый. Эта основа должна быть укреплена изъяснением смысла Богослужения и Таинств. Все это программа того необходимого, которое должно быть дано и потребовано от каждого прихожанина и каждой прихожанки. Дальнейшее должно быть предоставлено свободе частной инициативы вплоть до содействия со стороны Церкви открытию громадных церковно-народных домов, богословских институтов и академий.

Громадная предстоящая Церкви религиозно-просветительная задача ставит вопрос о необходимости учреждения такой центральной и местной организации управления просвещением, которая смогла бы призвать к деятельности, планомерно направив ее, все народные силы, способные придти на помощь своим младшим братьям в их стремлении к познанию Христа и Его заповедей. Это управление, получив специальные задания, в видах экономии средств могло бы быть приурочено к существующим церковным организациям: Училищному Совету или Учебному Комитету. Об организации его Отдел обязуется доложить Священному Собору позже.

В осуществление изложенных соображений Отдел имеет честь предложить Священному Собору нижеследующее Положение о внешкольном религиозном просвещении.

Положение о внешкольном религиозном просвещении.

Общие положения.

1. Народно-просветительную миссию Церковь осуществляет, кроме церковного и школьного учительства, чрез внебогослужебное и внешкольное преподание христианской истины.

2. Целью внебогослужебной, внешкольной народно-просветительной миссии должно быть сообщение детям и взрослым и укрепление в них основных начал христианской веры и жизни.

Задача Церкви.

3. Ближайшею задачею Церкви в осуществлении намеченной в § 2 цели является обязательное научение всех верующих, детей и взрослых, основным истинам христианской веры и жизни в объеме определяемом Высшей Церковной властью.

Примечание. В целях удовлетворения потребностей верующих, стремящихся к более широкому религиозному образованию и просвещению, Церковь ставит себе задачей изыскивать все меры и средства для обеспечения им такового.

Приход, как главный деятель.

4. Основной церковной организацией, осуществляющей задачи внебогослужебного, внешкольного религиозного просвещения народа, является православный приход, действующий под руководством пастыря, как самостоятельно, так и при посредстве независимых от него, помогающих ему организаций.

5. В пределах прихода устраиваются правильные занятия с детьми и взрослыми по определенной программе, завершаемой обязательно в течение года.

6. Помещением для занятий может быть Св. Храм, также школа или другое какое-либо подходящее место.

7. Прихожане, не имеющие начальных познаний в Законе Божием, обязываются к прослушанию внешкольного курса по очереди, определяемой в самом приходе.

8. Занятия с детьми и взрослыми ведутся или священно-церковно-служителями, или же поручаются священником и приходским советом другим лицам.

9. Кроме обязательных занятий, в приходе устраиваются, по возможности, и другие занятия, способствующие достижению более высокой степени религиозного просвещения народа, а также создаются соответствующие этой цели учреждения и организации.

Другие деятели.

10. Кроме прихода, внебогослужебное, внешкольное религиозное просвещение народа приурочивается к другим высшим, административно-церковным центрам, где оно осуществляется, так же, как и в приходе, или самостоятельно, или же при посредстве независимых от них, помогающих им организаций, при высшем руководстве епархиального архипастыря.

Помогающие организации.

11. Помогающими внебогослужебному и внешкольному религиозному просвещению организациями могут признаваться как существующие, уже оказавшие ему услуги — братства, попечительства, общества, напр. религиозно-нравственного просвещения, религиозно-философские, трезвости и др., союзы, напр. законоучителей, родительские, педагогов духовной школы, клира и мирян и др., кружки ревнителей православия, христианские содружества, — так и иные, могущие образоваться подобные им свободные организации.

12. Церковные и содействующие им свободные организации: а) устраивают систематические курсы и лекции, вечерние и воскресные классы, чтения с туманными и кинематографическими картинами, читальни, библиотеки, музеи, школы, б) открывают средне-учебные заведения, богословские, церковно-археологические и др. институты и академии, библейские и церковно-исторические кабинеты; в) организуют церковно-народные дома, курсы для лекторов и деятелей религиозного воспитания, союзы книгонош, церковно-певческие, союзы учащихся молодых христиан, женщин-христианок, братьев и сестер милосердия, союзы христианской помощи, г) устраивают паломничества, экскурсии, общественные собрания; д) издают избранные места из книг Священного Писания, сборники церковных служб и песнопений, жития святых, также журналы, особенно для юношества и детей, и газеты, листки и брошюры для распространения и раздачи; издают иконописные изображения и художественные произведения: живописные, скульптурные, музыкальные, кинематографические ленты и световые картины; е) вообще пользуются всеми средствами для достижения цели народного религиозного внешкольного просвещения.

Денежные средства.

13. Средствами для предприятий по религиозному просвещению народа служат главным образом местные специальные сборы с приходов и организаций; затем самообложение, доходы от предприятий, пожертвования, а также обще-церковные ассигнования и вспомоществования из средств государственных, местного самоуправления и других источников.

Центральный орган.

14. Центральное церковное управление внебогослужебным, внешкольным религиозным просвещением народа, находящееся при высшем органе церковного управления, 1) разрабатывает проекты, а также планы и системы организаций по религиозному народному просвещению, 2) ведает изданием руководящих распоряжений, согласующих действия местных организаций, 3) посылает на места руководителей и инструкторов из своей среды, или же из лиц посторонних, устраивает курсы инструкторов на местах, 4) созывает Всероссийские и местные съезды представителей просветительных организаций для совместной разработки вопросов и ознакомления с задачами и способами религиозного просвещения, вызываемыми текущей жизнью, 5) предпринимает издательство всякого рода, а также снабжение изданиями населения; 6) организует союзы необходимых сотрудников, книгонош, союзы борьбы с безнравственностью, с неверием, охраны детства и т.п.; 7) организует статистику религиозно-нравственной деятельности и ее результатов, а также справочное бюро по вопросам просветительного дела; 8) составляет ежегодный отчет о состоянии своей деятельности с предположениями на будущий год, представляя его Высшему органу церковного управления на утверждение, и доводит его до сведения, по возможности, всех деятелей внешкольного религиозного просвещения.

15. Помянутое в п. 14 Управление действует на основании особого, утверждаемого Всероссийскими Поместными Соборами, Положения.

16. Средства для содержания центрального церковного управления, ведающего религиозным просвещением народа, получаются из государственного казначейства, или же, за отсутствие такового ассигнования, покрывается из обще-церковных источников.

Отделения.

17. Центральное Церковное Управление религиозным просвещением народа имеет отделения по округам, епархиям и уездам, действующие на основании правил, утверждаемых Высшим органом Управления Всероссийской Церковью, и получает свое содержание из местных источников, если не будет на то специального церковного ассигнования.

Объединяющая отчетность.

18. Все церковные и содействующие им свободные организации, работающие по религиозному просвещению народа, ведут тщательную отчетность своих занятий и предприятий, ежегодно представляемую в Центральное Церковное Управление религиозным просвещением для составления им и опубликования сводки и общей картины положения религиозно-просветительного дела за истекший год.

Председатель: Архиепископ Кирилл.

Докладчик: Михаил Глаголев.

Делопроизводитель Н. Сперанский

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 35. Л. 235–237 об. Типографский оттиск.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 36. Л. 66–68 об. Типографский оттиск.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 495–497 об. Типографский оттиск.