Доклад Отдела о правовом положении Церкви в Государстве

Докладчики: П. И. Астров,

С. Н. Булгаков,

Ф. И. Мищенко.

Рассмотрев вопрос о правовом положении Православной Церкви в России при изменении ее государственного строя, Поместный Собор Православной Церкви находит, что свобода и независимость Православной Церкви могут быть обеспечены принятием со стороны государства следующих основных положений.

Основные положения.

Ст. 1. В Русском Государстве Православная Церковь занимает первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения.

Ст. 2. Православная Церковь в России в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине независима от государственной власти, а в делах церковного законодательства, управления, суда и сношений с другими автокефальными церквами, руководясь своими догматико-каноническими началами, пользуется правами самоуправления и самоопределения.

Ст. 3. Постановления и узаконения, издаваемые для себя Православной Церковью в установленном ею самою порядке, равно и акты церковного управления и суда, со стороны государства признаются, со времени обнародования их церковной властью, имеющими юридическую силу и значение, поскольку эти акты не нарушают государственных законов.

Ст. 4. Государственная власть наблюдает за действиями органов Православной Церкви лишь со стороны их соответствия государственным законам и осуществляет это наблюдение в судебно-административном и судебном порядке.

Статьи 2 — 4 определяют общее положение Православной Церкви в России независимо от того или другого государственного строя; ими обеспечивается свобода Церкви. Церковь совершенно независима от государства во всем, что касается учения веры и нравственности, богослужения и внутренней церковной дисциплины, — а во всех других отношениях пользуется самой полной самостоятельностью на начале автономии, пределы которой определяются единственно тем, что церковные власти не должны нарушать государственных законов.

Ст. 5. Государство признает церковную иерархию и церковные установления в силе и значении, которые им приданы церковными постановлениями.

Эта статья содержит развитие начал, изложенных в предшествующих (2 — 4) статьях, в применении к церковной иерархии и всем церковным установлениям.

Ст. 6. Государственные законы по вопросам, касающимся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковною властью.

Государственная власть не может не считаться с теми, для кого она издает законы, не может не прислушиваться к их голосу; поэтому в делах, касающихся Православной Церкви, она должна считаться с ее голосом, тем более, что это — голос 114 миллионов православного народа.

Ст. 7. Глава Русского Государства, Министр Исповеданий и Товарищ Министра Исповеданий должны быть православными.

Это единственная статья, предъявляющая к Государству требования непосредственно с точки зрения государственного строя, — но не в смысле той или другой формы правления, потому что глава Государства есть и в республике, — а с точки зрения исключительно вероисповедной, и в этом отношении Церковь является выразительницей интереса 114 миллионов православного русского народа, создавшего русское государство.

Ст. 8. Во всех случаях государственной жизни, в которых Государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь.

Ст. 9. Православный календарь признается государственным календарем.

Ст. 10. Двунадесятые праздники, воскресные и особо чтимые Православной Церковью дни признаются государственной властью неприсутственными днями.

Статьи 8 — 10 содержат раскрытие положения, изложенного в статье 1-й, и в особых разъяснениях не нуждаются.

Ст. 11. Свобода исповедания и проповедывания православной веры и открытого ее богослужения ограждается государственною властью. Посему под страхом уголовного наказания воспрещается: 1) публичное поношение и поругание учения православной веры и предметов ее религиозного почитания; 2) осквернение мест богослужения и религиозного почитания; 3) насилие и угрозы для отвлечения из православия.

Свобода Церкви предполагает свободу исповедания и свободу проповеди. И в том, и в другом Церковь не нуждается в помощи со стороны Государства, но члены Церкви должны быть ограждены от насилия и преступных посягательств, — чего и требует настоящая статья.

Ст. 12. Добровольный выход из православия допускается не ранее достижения возраста, установленного для вступления в брак. Прежде достижения этого возраста дети могут оставить православие только по желанию родителей и притом только в случае оставления православия самими родителями; от детей, достигших 9-летнего возраста, требуется их согласие.

Свобода совести предполагает свободу оставления Православной Церкви ее членами, но при условиях, обеспечивающих действительную свободу такого оставления, т.е. не ранее достижения возраста, предполагающего необходимую в этом отношении сознательность действий. Общее гражданское совершеннолетие достигается по нашему законодательству в 21 год. Этому возрасту предшествует возраст 17-летний, когда приобретается право хотя и неполное — на распоряжение имуществом, и с которого начинается уголовная ответственность за проступки на почти одинаковых со взрослыми основаниях. Приблизительно этому же возрасту соответствует и брачное совершеннолетие. Очевидно, что возраст, обеспечивающий свободу религиозного самоопределения человека, не может быть приурочен к такому раннему возрасту, когда молодой человек по общему законодательству не имеет еще никакой дееспособности и даже в отношении ответственности за проступки признается действующим «без разумения». Поэтому возраст установленный в законе июля 1917 года — 14 лет — следует признать слишком низким. Наименьшим возрастом, с которого допускается выход из православия, следует признать возраст установления уже брачного самоопределения лица и исключение может быть допущено лишь для семейств, в которых родители пожелают оставить православие вместе со своими детьми. Однако в таком случае от детей, достигших известного возраста, надо спрашивать их согласие, так как, допускаемые с 7-летнего возраста к св. исповеди, они не могут считаться лишенными всякого в этом отношении разумения.

Ст. 13. Государственное законодательство, относительно условий заключения брака лиц православного исповедания, устанавливается сообразно с нормами церковного брака.

Ст. 14. Церковное венчание по православному чину признается законной формой заключения брака.

Ст. 15. Церковно-судебные решения по делам о разводе и о признании совершенного Церковью брака незаконным или недействительным признаются в силе судебных решений.

Ст. 13 — 15 не исключают возможности особого государственного законодательства по рассматриваемым вопросам и гражданского брака, но требуют, чтобы для православных такое законодательство сообразовалось с церковным правом, и кроме того, чтобы церковное венчание, как форма заключения брака, и церковно-судебные решения о разводе, недействительности и незаконности брака имели юридическую силу.

Ст. 16. Юридические условия и последствия смешанных браков, если один из брачущихся принадлежит к Православной Церкви, определяются согласно с законодательством последней.

Юридическое значение смешанных браков определяется началом, изложенным в статье первой, т.е. первенством Православной Церкви среди других исповеданий.

Ст. 17. Церковные метрические книги, ведущиеся согласно государственным законам, имеют значение актов гражданского состояния.

Этой статьей Государство не ограничивается в праве установить свою метрикацию, но церковная метрикация должна иметь государственное значение, если она ведется согласно с государственными законами, ибо метрикация приурочена к таким моментам жизни человека, которые имеют значение не только для Государства, но и для Церкви — момент рождения с принятием св. крещения, обращения к таинству брака и момент смерти, — было бы странно не придавать этим церковным законам того государственного значения, которое они в настоящее время имеют.

Ст. 18. Православная Церковь учреждает низшие, средние и высшие школы, как специально богословские, так и общеобразовательные. Школы эти пользуются в Государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании.

Ст. 19. Во всех светских государственных и частных школах, в которых учатся дети православных родителей, воспитание должно соответствовать духу Православной Церкви; преподавание Закона Божия обязательно как в низших, средних, так и высших учебных заведениях; содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается на счет казны.

Пользуясь свободой проповеди, Церковь может открывать свои учебные заведения, но и Государство в своей просветительной деятельности не может лишить православного просвещения детей 114 миллионов православного народа, посещающего государственные школы, являющиеся в громадном большинстве случаев единственными рассадниками просвещения в России. Поэтому преподавание Закона Божия в государственных школах обязательно и воспитание в них должно соответствовать духу Православной Церкви.

Ст. 20. Удовлетворение религиозных нужд армии и флота должно быть обеспечено заботой Государства о том, чтобы каждая воинская часть имела православное духовенство.

Религиозные нужды членов Православной Церкви, состоящих в армии и флота, составляют предмет попечения Церкви, но особое положение, в котором находятся армия и флот во всяком Государстве, приводит к тому, что Церковь может осуществлять задачу не иначе, как при особом содействии со стороны Государства.

Ст. 21. Священнослужители, монашествующие и штатные псаломщики свободны от воинской и других личных натуральных повинностей.

Свободой от воинской повинности пользуются лица, занимающие некоторые довольно многочисленные общественные должности, например, судьи, профессоры и т.д.; эта свобода должна распространяться на лиц, указанных в настоящей статье, и при том не только вследствие общественной важности их служения, но и на основании канонического права, признающего военную службу несовместимой с священным саном. Что касается личных натуральных повинностей, то в этой статье имеются в виду исключительные случаи чисто личных повинностей, подобных воинской, также несовместимых с священным саном.

Ст. 22. Имущество, принадлежащее установлениям Православной Церкви, не может быть от них отобрано, а самые установления не могут быть упразднены без согласия церковной власти.

Имущество, принадлежащее установлениям Православной Церкви, есть имущество, назначенное для определенной цели. Не располагая никаким имуществом, Церковь не могла бы выполнять своих задач. Настоящая статья имеет в виду сохранить за Церковью то имущественное достояние, которым она в настоящее время располагает.

Ст. 23. Имущества, принадлежащие церковным установлениям Православной Церкви, не подлежат обложению государственными налогами, волостными, городскими и земским сборами, если эти имущества не приносят доход путем отдачи их в аренду или наем.

Государство не облагает налогами имущества, назначенные на культурные цели; на этом основании не подлежит обложению имущество церковное.

Ст. 24. Православная Церковь получает из средств Государственного Казначейства по особой статье ежегодные ассигнования в пределах ее потребностей, представляя отчетность в полученных средствах на общем основании.

Принадлежащего в настоящее время Православной Церкви имущества далеко недостаточно для обеспечения Церкви в ее деятельности, — почему она не может обойтись без постоянной материальной поддержки со стороны русского православного народа. Русский православный народ своими средствами поддерживает русское Государство; поэтому нет надобности установлять особые церковные сборы и средства на церковные нужды должны доставляться русским Государством.

Ст. 25. Установления Православной Церкви, пользующиеся в настоящее время правами юридического лица, сохраняют эти права, а установления, вновь возникающие, получают такие права по заявлению церковной власти.

Признание за церковными установлениями прав юридического лица есть право Государства, но Государство должно беспрепятственно сообщать эти права церковным установлениям по заявлению церковной власти, если эти заявления будут соответствовать общим условиям, предъявляемым в этом отношении гражданскими законами.

Председатель Отдела: Арсений Архиепископ Новгородский.

Докладчики: П. И. Астров,

С. Н. Булгаков,

Ф. И. Мищенко.

Делопроизводители: И. Минин.

А. Архангельский.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 35. Л. 163–165 об. Типографский оттиск.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 179–181 об. Типографский оттиск.