Доклад Отдела о правовом и имущественном положении духовенства «О материальном обеспечении православного духовенства»

[Между 27 и 29 ноября 1917 г.]

Докладчик прот[оиерей] Д. В. Рождественский

Отдел XVII Священного Собора Православной Российской Церкви имел первое организационное собрание 31 августа 1917 г.; на втором собрании — 1 сентября, по предложению преосвященного председателя, епископа Пермского Андроника, постановлено было в первую очередь приступить к решению вопросов, касающихся материального положения православного духовенства, а потом перейти к обсуждению вопросов о его правовом положении. План обсуждения вопросов о материальном положении духовенства первоначально дан был в записке преосвященного председателя, епископа Андроника, озаглавленной так: «О правовом и материальном положении русского православного духовенства». Этот план, равно как программа рассмотрения вопросов о денежном вознаграждении духовенства, предложенная преосвященным же Андроником (см. прот[окол] № 7), впоследствии, в связи с ходом прений, потерпели несущественные изменения и дополнения.

Отделом собраны и рассмотрены в особой комиссии (см. прот[окол] № 3) следующие материалы по вопросам, касающимся обеспечения православного приходского духовенства: 1) Правила о местных средствах содержания православного приходского духовенства и о разделе этих средств между членами причтов, утвержденные 24 марта 1873 г.; 2) Определение Св. Синода от 16–24 декабря 1887 г. относительно причтовых доходов и других местных средств содержания; 3) Устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства, утвержденный 3 июня 1902 г.; 4) всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания; 5) труды Предсоборного Присутствия; 6) отзывы епархиальных архиереев по вопросам церковной реформы; 7) печатная записка и архивный материал Особого совещания при Св. Синоде за 1910–1911 годы по вопросу об обеспечении духовенства; 8) четыре законодательных предположения разных политических партий об организации православного прихода и об изменениях в порядке содержания православного духовенства, внесенных в Государственную думу в 1913 году; 9) делопроизводство Особого совещания при Св. Синоде за 1916 год по вопросу об улучшении содержания духовенства; 10) полученные от высокопреосвященного Тамбовского Кирилла бумаги по вопросу о разделе причтовых доходов из VII-го Отдела Предсоборного Совета и по Тамбовской епархии за 1917 год; 11) брошюры: Е. Петровского «Историческая справка о содержании православного духовенства в России за синодальный период»; и 12) С. Троицкого «Содержание православного и инославного духовенства за границей»; 13) относящиеся к подлежащим обсуждению в Отделе вопросам листы из объяснительной записки к смете доходов и расходов по ведомству Св. Синода на 1917 год; 14) записка «О правовом и материальном положении духовенства» епископа Пермского Андроника; 15) доклады и постановления бывшего в июне 1917 года в Москве Всероссийского съезда православного духовенства и мирян; 16) протоколы заседаний Комиссии по церковному праву при Московском юридическом обществе; 17) протоколы заседаний церковной Комиссии при Государственной думе и др[угое].

Обсуждению частных вопросов в Отделе обыкновенно предшествовало чтение соответствующего содержания докладов, составлявшихся, по поручению Отдела, его членами. В начале занятий Отдела был предложен целый ряд докладов. В заседании 11 сентября прочитан доклад проф[ессора] В. А. Керенского «Об экономическом и правовом положении инославного и православного клира в западных государствах»; в том же заседании заслушан доклад И. М. Бич-Лубенского, в основу которого положены переданные VII-м Отделом Предсоборного Совета и архиепископом Тамбовским Кириллом письменные обращения с мест по вопросу о разделе доходов между членами причта и материальном обеспечении духовенства вообще. 15 сентября Отделом заслушано сообщение преосвященного Александра, епископа Вологодского, «О плате за таинства и требы, как способе содержания духовенства в греко-восточной Церкви с первых веков христианства до настоящего времени» — с разъяснением, как этот способ появился в Церкви, какие претерпевал изменения в течение веков, как Церковь относилась к нему и какие предъявляла требования касательно доброхотных даяний. В том же заседании проф[ессор] Л. И. Писарев предложил вниманию собрания доклад «О материальном и правовом положении русского духовенства в синодальный период»; а проф[ессор] И. М. Покровский, участвовавший в заседании по приглашению (впоследствии вошедший в состав Отдела), пожелал, с согласия собрания, сделать дополнения к сообщению проф[ессора] Писарева, причем последние касались экономического и правового положения православного духовенства на Руси — частию в древнее время, главным же образом — в царствование Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины II; и докладчик с особенной обстоятельностию остановился на отобрании государством у Церкви в разное время обширных и весьма ценных имуществ, обложение которых известным процентом ныне вполне обеспечивало бы Церковь и духовенство в их нуждах. 25 сентября проф[ессором] Л. И. Писаревым прочитан доклад «Об источниках и способах содержания русского православного духовенства за последние 20 лет на основании суждений совещаний последнего времени». 20 октября в собрании Отдела заслушан оглашенный членом Отдела А. В. Новосельским доклад согласительной комиссии по вопросу о размерах казенного жалованья диаконам и псаломщикам; 1 ноября — доклад об обеспечении в будущем соборных причтов казенным содержанием протоиерея Н. А. Преображенского — от имени комиссии, которой Отделом поручена была разработка этого вопроса; 3 ноября — доклад священника И. Ф. Андриевского по вопросу о причтовых домах и 10 ноября — доклад прот[оиерея] А. М. Станиславского о назначении православному духовенству пенсий.

Работы XVII Отдела Священного Собора могут кому-нибудь показаться малозначительными и несвоевременными, а цель их, по условиям переживаемого времени, совершенно недостижимою. Какими же соображениями руководился Отдел, не оставляя своей работы и вынося теперь на одобрение Священного Собора, как результат ее, свои постановления, касающиеся материального обеспечения православного русского духовенства на будущее время? Предоставляя другим Отделам рассуждать об обязанностях православных пастырей и всех вообще членов клира, Отдел XVII трудился над разрешением вопросов, касающихся прав священно- и церковнослужителей и, прежде всего, права их — на получение средств для пропитания. Тот идеальный порядок жизни первенствующих христиан, когда вообще было более дающих, нежели просящих, — когда пасомым стыдно было не удовлетворять материальных нужд пастырей, а эти последние, таким образом, не были вынуждаемы к тому, чтобы просить и требовать, безвозвратно миновал. Равным образом, и в условиях быта православного русского народа и во взаимных отношениях пастырей и пасомых за последнее время произошла столь резкая перемена, что пересмотр существующих законоположений о материальном положении духовенства является одною из настоятельнейших нужд нашего времени. Все, что до сего времени предпринималось в этом направлении властию светскою и духовною, — в последние годы, в частности, Государственною думою, — по разным обстоятельствам, не разрешило вопроса, не обеспечило материально приходского духовенства и не упорядочило отношений между пастырями и пасомыми. Это предстоит сделать Всероссийскому Поместному Церковному Собору.

В многолюдном (около 150 лиц) Отделе о правовом и материальном положении духовенства приняло участие не менее 60 членов из мирян разного звания и состояния; это служит ручательством того, что не одно духовенство, — как могут подумать, — увлекающееся духом времени, требует расширения его прав, улучшения его материального положения. Миряне, члены Собора, бывшие на благочиннических и епархиальных съездах, получившие при отправлении на Собор наказы от своих избирателей, получающие и теперь заявления и просьбы с мест, единогласно утверждают, что, по убеждению всех верующих русских людей, православные пастыри и все вообще клирики должны быть наконец прилично обеспечены в материальном отношении из надежного источника. Из докладов, прочитанных в Отделе, и из речей членов Отдела выяснилось, что в огромном большинстве приходов содержание православных причтов следует признать совершенно недостаточным. В конце своего доклада «Об экономическом и правовом положении инославного и православного клира в западных государствах» проф[ессор] Керенский говорит: «По сравнению с вышеописанным положением клира в западных государствах, экономическое и правовое положение духовенства в России является донельзя плохим. Более всего грустно то, что оно хуже экономического положения даже инославного клира в России, потому что еще с 1843 года этот последний пользуется от правительства православной России довольно хорошим казенным жалованьем, которое уже потом получило лишь православное духовенство на окраинах» (прилож[ение] к протоколу № 4).

Но мало того, что средства содержания православных причтов по большей части скудны и совершенно недостаточны для безбедного существования; они неопределенны и ненадежны. Самый способ получения так называемых доброхотных даяний унижает достоинство пастыря, доставляет ему постоянные огорчения, вызывает множество недоразумений, часто обостряет отношения между ним и паствою до такой степени, что приходская служба становится невозможною. Материальная зависимость священника от прихожан была виною приниженного его положения, лишала его возможности пользоваться в должной мере правами своего высокого звания; побуждала молчать тогда, когда нужно было возвышать свой голос, — заставляла иногда говорить не то, что подсказывала совесть. Тяжелое положение духовенства, материальное и правовое, служило и служит причиною уклонения семинаристов (и кандидатов духовной академии) от пастырства, как это неоднократно заявлялось уже в Высочайше учрежденном Предсоборном Присутствии (см. журналы и протоколы… Т. II, СПб., 1906. Стр. 144, 118, 124, 138, 152, 506). В связи с указанною же причиною радикально изменился весь уклад жизни членов клира. В три-четыре десятилетия совершился решительный поворот не только детей, но и отцов в пользу предпочтения светского образования духовному, светских должностей священно- и церковнослужительским. И в самом близком будущем, даже независимо от чрезвычайных обстоятельств переживаемого нами времени, мы должны были бы встретиться лицом к лицу с полным оскудением должным образом подготовленного священства. Прот[оиерей] А. В. Санковский в собрании Отдела 25 сентября, говоря о заметном понижении духовенства в образовательном цензе, сообщил, что «в Смоленской епархии из 620 сел в 200 священники с низшим образованием, и многие из них кончили лишь начальную школу». Упорядочение отношений между клиром и мирянами по вопросу о материальном обеспечении духовенства, как полагает Отдел, несомненно устранит одну из важнейших причин, по которой молодые люди, дети священно- и церковнослужителей, неохотно принимают священный сан; по которой и отцы, еще в очень недалекое прошлое, при большей простоте и патриархальности быта русского народа, при большей его религиозности и преданности Церкви Божией, при большей внимательности прихожан к нуждам своих духовных пастырей, и в детях своих чаще всего желавшие видеть своих преемников, теперь уже намечают для них другие пути.

При обсуждении вопросов о материальном положении духовенства Отделу приходилось на каждом почти заседании встречаться с двумя, главным образом, затруднениями, из которых одно грозило убить энергию работавших в Отделе, а другое в значительной мере тормозило планомерный ход самой работы. Первое затруднение — это общее неопределенное и критическое переходное состояние Русской державы, отсутствие прочной уверенности в том, что будет в ближайшем будущем, что будет завтра, — крайне затруднительное финансовое положение государственной казны, вполне вероятное отрицательное отношение правительства ко всем учреждениям церковным. Нашему Отделу приходилось намечать вехи в бушующем море. Но таково же, без сомнения, было положение, в различной, быть может, мере, — и всех других Отделов Священного Собора. Указанное затруднение устранено путем следующих соображений: Отдел, прежде всего, с полною определенностью хочет указать на то, что существующий способ содержания православного духовенства совершенно неудовлетворителен, ведет к нежелательным последствиям и в конце концов угрожает оскудением священства, могущего право править слово истины; посему должен быть решительно отвергнут. Указывается новый порядок обеспечения духовенства и главный источник этого обеспечения — жалованье от казны. Записка преосвященного Андроника в основу обеспечения духовенства полагает начало приходского самообложения на определенное содержание приходского причта. Но бывшие в Отделе рассуждения привели большинство членов к тому убеждению, что наиболее надежным источником содержания приходского духовенства следует признать Государственное казначейство. Отдел исходил из того положения, что предоставлять решение вопроса о материальном положении приходского духовенства самому возрождающемуся приходу (см. протоколы Комиссии по церковному праву при Московском юридическом обществе за 1911–1912 гг. М., 1913. Стр. 36 и далее) пока преждевременно и что на определенное вознаграждение от казны православное духовенство имеет неотъемлемое право. Но есть ли какая-нибудь надежда на то, что правительство пойдет на встречу справедливым его требованиям? Этот вопрос решен в положительном смысле в речах многих членов Отдела и с особенною ясностью и определенностью в речах проф[ессора] Н. Н. Фиолетова и свящ[енника] С. А. Сабинина. Первый говорил в заседании 25 сентября: «Собор, конечно, не может предписывать государству, но он может встать на путь правовой борьбы, заявить и обосновать свои права. То или иное государственное ассигнование Церкви не есть подачка со стороны государственной власти. Государственные суммы не есть достояние государственной власти. Содействие удовлетворению потребностей народа, — в том числе и религиозных, — обязанность правового государства». Второй, в речи своей в заседании 27 сентября, высказался относительно содержания и от прихода и от казны: «Обеспечение духовенства определенным содержанием со стороны прихода, — говорил он, — желательно, и такой порядок являлся бы идеальным, но практически его нужно отнести к области добрых, но неисполнимых пожеланий. Если бы он был возможен, то он был бы уже осуществлен… Проф[ессор] И. С. Бердников, по поводу усвояемого п.п. 47, 49 и 50 проекта нормального устава православных приходов в России (Журналы и протоколы Предсоб[орного] Прис[утствия]. Т. II, стр. 83–95) общему приходскому собранию права самообложения на «нужды прихода», замечает: «Сборы, установленные общим приходским собранием, настолько обязательны, что могут быть осуществлены при помощи светского суда, значит, с продажей последней коровы должника. Нам кажется, этот иноземный и инославный порядок приходской жизни неприменим к нашим приходам. Православные прихожане непривычны к такому порядку и будут тяготиться им не меньше, чем тяготятся сборами в пользу казны и земства…» (т. III, стр. 392). Не в большей ли мере применимы эти слова к мысли о самообложении прихода в пользу членов клира? Духовенство должно получать жалованье от государства. Может ли оно это сделать, в виду плачевного состояния Государственного казначейства, или нет, — это не так важно, как то, должно ли оно это сделать. Те, кто сейчас являются господами положения, не имеют ничего общего с подлинным народом, а наша сила в народе, который уже сказал свое слово о Законе Божием в школе… Пусть сам народ скажет, кто должен платить жалованье; а его желание, чтобы духовенство было обеспечено от казны». Таким образом, если бы правительство оставило без внимания голос православного русского духовенства и Священного Собора, оно должно будет принять во внимание волю православного русского народа. По инициативе Н. Н. Медведкова, члена Собора, не состоящего членом Отдела XVII, Отдел постановил, для осведомления правительства о таковой воле народа, предложить православному населению всей России обратиться с приговорами к правительству о наиболее желательном для него способе обеспечения приходского духовенства (протоколы №№ 16, 18 и 19); приговоры эти должны быть направляемы в Соборный Совет для передачи гражданскому начальству по назначению (проток[ол] № 24). При своих суждениях о праве русского православного духовенства на определенное содержание от казны Отдел руководился и тем соображением, которое высказано было в докладе проф[ессора] И. М. Покровского в заседании 15 сентября, высказывалось и ранее — в Предсоборном Присутствии: «Государство, конфисковавшее в XVIII столетии… все церковные имущества без всякого вознаграждения…, является должником Церкви и нравственно обязано придти на помощь ей в обеспечении духовенства» (журналы и протоколы… Предсоборного Присутствия, т. IV. СПб., 1907. Отд. IV, стр. 38).

Второе затруднение проистекало из необыкновенного разнообразия личного состава Отдела, в котором принимали участие представители православных приходы с разных концов России, — с необыкновенным разнообразием бытовых особенностей их, отражающихся иногда в значительной мере на способах содержания духовенства. В нашем Отделе принимали участие клирики всех степеней из городских и сельских приходов и миряне разного звания и положения и самых разнообразных профессий. Вследствие указанного обстоятельства Отделу нередко приходилось противостоять стремлению некоторых членов частности и особенности, существующие в той или иной местности, ввести в общее правило или, по крайней мере, побудить Отдел вынести о них свое постановление. Отдел о правовом и материальном положении духовенства все сообщения о местных особенностях в быте и взаимоотношении пастырей и пасомых выслушивал и обсуждал, принимая их во внимание при выработке своих постановлений, по мере возможности; но за совершенною невозможностию исчерпать все бесконечное разнообразие местных особенностей, в своих постановлениях обыкновенно умалчивал о них, не вынося своих решений о них хотя бы в виде примечаний. Устанавливались только нормы обязательные для всех приходов — с тем, чтобы местные обычаи и бытовые особенности сохранялись, где возможно, и отменялись во всех тех случаях, когда они стоят в противоречии с вновь установляемым порядком.

Отделом на двадцати пяти заседаниях, от 31 августа по 19 ноября 1917 г. включительно, кроме уже утвержденных Собором в заседаниях 13–14 ноября новых правил раздела местных средств содержания приходского духовенства, вынесены следующие постановления о материальном обеспечении православного духовенства, который Отдел ныне имеет честь представить на рассмотрение Священного Собора:

1. Православное духовенство Русской Церкви, наряду с удовлетворением религиозных потребностей большей части населения Русского государства, издавна исполняло и ныне исполняет многоразличные общественные обязанности культурно-просветительного характера. Одновременно оно служило и служит государству чрез ведение метрикации и совершение других необходимых для него актов, относящихся к гражданскому состоянию православного населения. По всем этим основаниям духовенство должно быть обеспечено от Русского государства необходимым постоянным за службу и пенсионным за 30-летний срок ее содержанием.

2. Православное духовенство в России должно получать ежегодно определенное денежное содержание из средств Государственного казначейства.

3. Необходимые для содержания русского православного духовенства суммы Министерством финансов ежегодно передаются в распоряжение Высшего Церковного Управления для распределения между православными причтами на основании сметы.

4. Клирики — священники, диаконы и псаломщики — для получения определенного штатного содержания должны иметь определенный образовательный ценз.

5. Удовлетворяющее установленным требованиям для принятия в клир и утвержденное в должностях приходское духовенство получает из средств Государственного казначейства при поступлении на службу: священник 1.800 руб., диакон 1.200 руб. и псаломщик 900 руб. в год с четырьмя периодическими прибавками 1/6 части основного оклада чрез каждые 5 лет службы, в установленном порядке.

6. Причтам кафедральных соборов казенное содержание должно быть назначено в размере: настоятелю 2.400 р., ключарю 2.100 р., двум священникам и протодиакону по 1.800 р. каждому, двум диаконам по 1.200 р. каждому, двум иподиаконам по 1.050 р. каждому, двум псаломщикам по 900 р. каждому; причтам соборов уездных городов: настоятелю 2.400 р., трем священникам по 1.800 р. каждому, двум диаконам по 1.200 р. каждому, четырем псаломщикам по 900 р. каждому, — в том и другом случае с 4-мя прибавками чрез каждые 5 лет службы в размере 1/6 части первоначального оклада.

7. Означенное содержание и периодические прибавки с зачетом прежней службы должны получать и те члены приходских и соборных причтов, котор<ы>е ко времени издания сего закона окажутся неудовлетворяющими установленным требованиям для принятия в клир.

Примечание. Священники с высшим образованием в причтах приходских и соборных должны получать основное жалованье и пятилетние прибавки на 1/5 часть больше, чем священники с средним образованием.

8. Духовенство тюремных церквей содержится на средства, определяемые соответствующим ведомством, но в размере не менее предположенного для приходского духовенства.

9. Духовенство церквей домовых и женских обителей содержится на средства, определяемые подлежащим начальством.

10. В тех случаях, когда имеются причтовые капиталы или арендные статьи на содержание местного духовенства (за исключением капиталов и арендных статей на поминовение или вознаграждение за служение в приписных храмах и часовнях), члены причта получают дополнительное содержание из средств Государственного казначейства лишь в размере разницы между суммою получаемого от указанных источников дохода и суммою причитающегося им в данное время содержания по установленному закону.

11. За определенное годовое денежное содержание из средств Государственного казначейства причты совершают следующие требоисправления: 1) крещение и миропомазание, 2) исповедь и причащение, 3) брак, 4) елеосвящение, 5) отпевание покойника в церкви (с встречей и проводами у храма), в часовне или на дому, 6) посещение домов прихожан однажды в год с молебнами или Пасхи, или Рождества Христова, или Богоявления, или главного храмового праздника, сообразно с местными обычаями (по решению приходского совета), 7) богослужение в храме в воскресные и праздничные дни, во время говения в посты и в дни общецерковных поминовений, согласно местных обычаев, а также молебствия по общеприходским нуждам, 8) выдачу прихожанам, по их надобности, и правительственным и общественным учреждениям, по их требованиям, письменных документов и разных справок.

12. За неперечисленные в предыдущем п[ункте] требоисправления причты получают от прихожан добровольные приношения.

13. Церковно-причтовая земля, составляя по церковным канонам неотъемлемую церковную собственность в лице приходского храма, полностию находится в распоряжении Церкви и в пользовании причта.

14. Приходы, в целях лучшего благоустроения своего, обязаны озаботиться предоставлением причтам удобных квартирных помещений или постройкой причтовых домов (для священника не менее 4-х комнат и кухни, для диакона 3-х комнат и кухни, для псаломщика 2-х комнат и кухни) со службами при них, а в сельских приходах — и огородными усадьбами. Епархиальные съезды духовенства и мирян в затруднительных случаях постройки приходами церковно-причтовых домов изыскивают пути к исполнению данного правила в пределах епархии, применительно к местным условиям и положению приходов (например — учреждением фонда для постройки причтовых домов, испрошением пособия или ссуды из синодального церковно-строительного фонда, из средств Государственного казначейства и других источников).

15. При указанных условиях казенного и от прихода содержания духовенству, в целях лучшей постановки пастырского дела в приходе, члены причтов, разделяя между собою преподавание Закона Божия в начальных училищах прихода, не могут иметь свыше двенадцати учебных часов в неделю в учебных заведениях высшего типа, а также и свыше этого числа часов побочных занятий, кроме пастырско-приходского дела.

16. Священнослужителям и псаломщикам за 30 лет службы должен быть назначен из средств Государственного казначейства полный оклад пенсии, за 15 лет службы 1/3, за 20 лет 1/2 и за 25 лет 2/3 полного оклада, причем не дослужившие 6 месяцев до означенных сроков должны получать пенсию, причитающуюся за полную выслугу их.

17. Члены православных причтов, выходя за штат по неизлечимой болезни, при которой не могут обходиться без постоянного постороннего ухода, если прослужили менее 5 лет, должны получать 2/3 причитающегося по должности полного пенсионного оклада, если прослужили от 5 до 10 лет, то полный оклад; те же из них, которые могут обходиться без постоянного постороннего ухода, если прослужили менее 5 лет, должны получать 1/3 пенсии, за службу от 5 до 10 лет 2/3, за 15 лет службы — полный оклад ее, с нарастанием к причитающейся неполной пенсии, в том и другом случае, увеличения за каждый год сверх указанных минимальных сроков выслуги.

18. Срок пребывания в последней должности для получения пенсии по этой должности определяется в 2 года.

19. Полный оклад пенсии должен исчисляться в размере основного, при поступлении на службу, оклада казенного содержания, а именно: протоиереям кафедральным и штатным уездных соборов в 2.400 р., ключарю кафедрального собора в 2.100 р., нештатным протоиереям, священникам городских и сельских церквей и протодиакону кафедрального собора в 1.800 р., штатным диаконам городских и сельских церквей в 1.200 р., иподиаконам кафедральных соборов в 1.050 р., диаконам на псаломщической вакансии и штатным псаломщикам городских и сельских церквей в 900 р., причем все священники с высшим образованием получают причитающиеся им пенсионные оклады с прибавлением к ним 1/5 части, т. е. кафедральные протоиереи — 480 р., а всего 2.880 р., ключарь кафедрального собора — 420 р., а всего 2.520 р., нештатные протоиереи и священники городских и сельских церквей — 360 р., а всего 2.160 р.

Примечание. В случае, если государством будет выработан и утвержден общий устав с определением выслуги полного пенсионного оклада не в 30 лет, а в какой-либо иной приближающийся к этому срок, и если в этом уставе полный пенсионный оклад будет исчисляться в размере до 65% основного оклада с пятилетними прибавками или без таковых, наперед признать такой устав приемлемым для духовенства.

20. Вычеты на пенсии из вышеозначенных окладов казенного содержания духовенству должны производиться на основании общего закона о вычетах в пенсионный капитал.

21. Вдовам умерших священнослужителей или псаломщиков выслуженные мужьями пенсии должны выдаваться в размере половины; если у них есть имеющие права на пенсию дети, то на каждого сына иди дочь должно выдаваться по ¼ всей пенсии, всего однако детям не свыше ¾ этой пенсии; при круглом сиротстве каждый из детей должен получать по ¼ пенсии, всего однако не свыше 4-х таких частей, хотя бы сирот было и более; на том же основании должна назначаться пенсия детям, не имеющим уже матери, если их отец поступит в монахи.

22. Права на указанные в п. 17 пенсионные оклады наследуют на общих основаниях семейства больных священнослужителей или псаломщиков в случае их смерти. Причитающуюся согласно того же п. 17 пенсию, на общих же основаниях, должны получать семейства тех священнослужителей или псаломщиков, которых ранее выслуги пенсии постигнет смерть, вызванная исполнением служебных обязанностей, при условии представления надлежащего в том удостоверения.

23. Вдовам священнослужителей и псаломщиков должно быть предоставлено право пользоваться пенсией за службу мужа независимо от пенсий за собственную службу и таким образом получать ту и другую пенсию вместе.

24. Детям их, обучающимся в учебных заведениях не на казенный счет, должно быть предоставлено право на получение пенсии и по достижении совершеннолетия (21 года), однако не свыше 25 лет.

25. Священнослужители, подвергшиеся лишению сана по суду, а равно псаломщики, исключенные по суду же из службы и духовного звания, теряют права на пенсию как для себя, так и для своих семейства; при сложении же первыми сана, оставления службы и звания вторыми по своей воле, они сохраняют права на выслуженную пенсию.

(Примечание. Преосвященный председатель и три члена Отдела остались по этому пункту при особом мнении. П. 25 они предлагают формулировать так: «Священнослужители, подвергшиеся лишению сана по суду и сложившие с себя сан по прошению (кроме случаев снятия сана по болезни, например, душевной невменяемости), а равно псаломщики, исключенные по суду из службы и духовного звания, теряют права на пенсию как для себя, так и для своих семейств; при оставлении же службы и звания вторыми по своей воле они сохраняют права на выслуженную пенсию». Это потому, что снятие сана по прошению церковными канонами подвергает виновного анафеме, как преступление сознательное, а не вынужденное).

26. Запрещение священнослужения или исполнения обязанностей псаломщика по суду, с внесением в послужной список должно служить основанием лишь к вычету из срока действительно службы, дающего право на пенсию, времени пребывания под запрещением, но не к лишению самых прав на пенсию.

27. Единовременные пособия должны быть назначаемы священнослужителям и псаломщикам, выходящим за штат ранее выслуги пенсии не по болезни, а по каким-либо другим причинам, равно семействам (вдовам и детям) священнослужителей и псаломщиков, умерших на службе до выслуги установленных выше на пенсию сроков, причем эти единовременные пособия выдаются соразмерно с числом лет службы вышедших за штат или умерших: до 10 лет — полугодовой, а свыше 10 лет — годовой оклад полной пенсии.

28. За указанными изменениями в утвержденном 3 июня 1902 г. Уставе о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам, прочие постановления сего устава, поскольку они не противоречат этим изменениям, остаются в силе. Высшее Церковное Управление имеет сделать сводку и согласование не отмененных прежних правил Устава о пенсиях духовенству с настоящими определениями, равно как установить соответствующий новому церковному и государственному строю порядок испрошения, назначения и производства пенсий и единовременных пособий, а также порядок прекращения пенсий.

29. Во внимание к переживаемому военному и переходному времени, впредь до назначения духовенству казенного содержания, необходимо испросить у государства, указав предположенный ставки казенного жалованья членам причтов, определенное денежное пособие духовенству, применительно к закону 22 октября 1916 г., о чем чрез Соборный Совет просить Св. Синод возбудить соответствующее ходатайство.

30. По рассмотрении изложенных предположений на Священном Соборе Православной Российской Церкви, Высшее Церковное Управление принятый Собором законопроект о материальном обеспечении православного духовенства имеет представить в первую очередь в Учредительное собрание.

Председатель Отдела Епископ Андроник

Член-докладчик протоиерей Димитрий Рождественский

Скрепил: Делопроизводитель Михаил Струженцов

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 445. Л. 26–34. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Карандашные пометы и подчеркивания в тексте и на полях. На первом листе в левом верхнем углу резолюция: «29 ноября в Соборный Совет. А[рхиепископ] А[рсений]». Отметка: «Соб. Сов. 6/19 II». Имеется перечеркнутая отметка: «Напечатать статьи 29 XI».

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 548–563. Машинопись. Копия. Подписи — рукопись, подпись делопроизводителя М. И. Струженцова и подпись-заверение делопроизводителя Н. А. Соловьева — автографы. На первом листе в левом верхнем углу копия резолюции почерком делопроизводителя: «29 ноября в Соб[орный] Сов[ет]. А[рхиепископ] А[рсений]». Отметка: «Собором не рассмотрен».

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 436. Л. 162–167об. Рукопись. Черновик (текст доклада); Л. 168–172. Машинопись с рукописными вставками (текст постановлений Отдела). Подпись и дата (22 ноября 1917 г.) — автограф делопроизводителя М. И. Струженцова.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 48. Л. 12–20 об. Машинопись. Подписи отсутствуют.