Доклад Отдела о монастырях и монашестве об общем положении для монастырей и монашествующих

Докладчики: Архиепископ Тверской Серафим.

Епископ Волоколамский Феодор.

Архимандрит Гурий.

Отдел о монастырях и монашестве имеет честь доложить Священному Собору, что им на 27 заседаниях выработан подробный проект положения об устройстве мужских и женских монастырей, о монастырском церковном управлении и об ученом монашестве.

Материалами для составления этого проекта служили: а) действующие узаконения и распоряжения о монастырях и монашествующих, б) переданные в Отдел из Святейшего Синода дела по некоторым вопросам о монастырях и монашествующих, в) выработанные Предсоборным Советом положения под заглавием: «О монастырском богослужебном уставе», «О братстве ученых иноков», «Положение о государственно-правовом положении монастырей», «Тезисы об участии ученого монашества в просветительной деятельности монастырей», «Общие положения, определяющие культурные задачи монастырей в отношении к их насельникам», «Миссионерско-просветительно-богословская деятельность монастырей», «об архиереях-настоятелях» и «Имущество монастырское», г) журналы заседаний IX Отдела Предсоборного Совета 26 Июня и 21 Июля 1917 г. с приложением к ним докладов профессоров — Б. А. Турчева об ученом иноческом Братстве, и доклады И. И. Соколова и И. М. Покровского по вопросу о выработке нормального устава для русских монастырей, д) постановления Всероссийского съезда представителей от монастырей, бывшего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в июле месяце 1917 года; е) постановления Всероссийского съезда ученого монашества, бывшего там же, в том же месяце и з) полученные от настоятелей, настоятельниц, рядовых монашествующих и частных лиц письменные пожелания и мнения о современном положении монастырей и необходимых мерах к исправлению недочетов в их жизни.

Из выработанного проекта Отдел признал необходимым выделить прилагаемые при сем общие основные положения, каковые и представляет на благоусмотрение Священного Собора.

Председатель Отдела и докладчик Архиепископ Серафим.

Докладчики: Епископ Феодор Архимандрит Гурий.

Делопроизводитель Н. Туберозов.

Государственно-правовое положение монастырей.

1. Монастырь (или монастырская община) есть общество православно-верующих, принявших на себя образ монашеской жизни, пользующееся правами юридического лица (413 и 698 стт. X. т. Св. Зак. изд. 1887 г.).

2. Содействие Православной Церкви, в отношении монашествующих, со стороны государства выражается в распространении на монашествующих преимуществ, общих священнослужителям. Православной Церкви.

Внешний строй монастырской жизни.

а) Братия обители.

3. В православные монастыри принимаются лица православ­ного исповедания согласно церковным правилам.

4. Приходящих в обитель из мира, а равно трудников и послушников, поступающих в обитель из других монастырей, принимает и увольняет настоятель; указанные послушники приукаживаются и увольняются епископом по представлению настоятеля с духовным собором.

5. Послушники должны приниматься в монастыри с большой осторожностью. Настоятелям надлежит воспитывать в монастырях и их школах будущих послушников, а при приеме последних со стороны требовать, чтобы они представляли отзыв о своей нравственности от приходских советов того села или города, к которому они принадлежат по рождению или прежнему местожительству.

6. Относительно лет постригаемого и продолжительности искуса должно руководиться церков­ными правилами и практикой Православной Церкви. Постригаемые должны благонастроены в иноческой жизни, всячески испытаны со стороны настоятеля с духовным собором и иметь гражданское совершеннолетие.

7. Правилами святых соборов (4 пр. IV Всел.; 21 пр. VII Всел.; 4 пр. Двукр.) монашествующим предписывается пребывать в иноческом послушании в тех монастырях, где они положили начало, постриглись и отреклись от мира и отнюдь не переходить в другие монастыри, за исключением тех случаев, когда духовная власть признает полезным переместить монаха, известного по благочестию и честному житию, в другую обитель для ее благоустройства и ради общей пользы. На этом основании разрешается, по нужде и ради пополнения малых обителей, перевод монашествующих из одного монастыря в другой, по их собственному желанию, с согласия настоятелей и духовного собора и с утверждением того епископа, к епархии которого принадлежит монашествующий.

б) Должностные лица обители.

8. На должность настоятеля монастыря избираются лица, достаточно опытные в монастырской жизни, из братии той обители, где освободилось место настоятеля. Если в монастыре пребывает на покое архиерей, то он может быть, при желании братии и с его согласия, также избираем на должность настоятеля.

9. Избрание настоятеля монастыря совершается в присутствии благочинного монастырей или монашествующего лица по назначению епархиального начальства, посредством тайного голосования записками, при участии всех манатейных братий обители, кроме опороченных по суду лиц и тех, которые состоят под следствием по явно преступным делам. Каждый участвующей в выборе пишет на своей записке одного кандидата, и, по подсчете голосов, двое из получивших наибольшее число избирательных голосов отмечаются в акте избрания, который затем представляется благочинным монастырей епархиальному епископу на его усмотрение.

10. Епархиальный архиерей, по одобрении избранника, предоставляет такового Священному Синоду к назначению; при неодобрении же представляет своего кандидата.

Примечание. Указанное правило об избрании настоятеля монастыря самою братией не распространяется на те монастыри, где настоятелями состоят, по положению, правящие или викарные епископы, а также на монастыри специального назначения.

11. При неимении среди братии монастыря кандидатов на должность насто­ятеля, монашествующие могут: а) с ведома и согласия другой обители, избрать себе кандидата из числа монашествующих в ней, б) обратиться к епархиальному епископу за указанием кандидатов, или в) просить своего епископа избрать им настоятеля по своему усмотрению.

12. При увольнении на покой настоятели и настоятельницы должны быть обеспечены в монастыре приличным помещением и содержанием по определению епархиальной власти.

13. Если настоятелем монастыря состоит епископ, то он не пользуется по содержанию никакими преимуществами сравнительно с обычными настоятелями.

14. Архиереи, уволенные на покой (без пенсии) и имеющие пребывание в монастыре, пользуются содержанием и столом по определению епархиального начальства.

15. Наместник монастыря, где таковой есть, в отношении своих обязанностей, заменяет настоятеля в его отсутствие, действуя совместно с духовным собором. Избрание наместника в Лаврах и первоклассных монастырях происходит тем же порядком, как и избрание настоятеля монастыря.

16. Должностные лица — казначей, ризничий, духовник и эконом, где таковой есть по положению, должны быть избираемы посредством тайного голосования всех монашествующих обители из указанных ими лиц, при согласии на их кандидатуру настоятеля, и утверждаются, а равно и увольняются епархиальным архиереем.

Примечание. В малолюдных монастырях, где не имеется лиц, подходящих для занятия монастырских долж­ностей, настоятелям предоставляется право ходатайствовать пред епархиальным Преосвященным как о совмещении таковых должностей в одном лице, так и замещении некоторых из них монашествующими других обителей.

17. Все должностные лица монастыря ответственным пред законом.

18. Число причтов в женском монастыре зависит от средств, имеющихся в обители для содержания их, а не от штатов, как то было прежде.

в) Монастырский духовный собор.

19. Управление монастырем принадлежит настоятелю (настоятельнице), при содействии духовного собора.

20. В монастырский собор, кроме настоятеля, входят на­местник, где таковой есть, казначей, ризничий, благочинный, а также и эконом, где таковой есть.

21. Монастырский духовный собор в заседаниях своих обсуждает и решает все более или менее важные внутренние и внешние монастырские дела, выслушивает доклады настоятеля и других должностных лиц монастыря о всех внутренних и хозяйственных потребностях обители и делает соответствующие постановления, проверяет доходы и определяет порядок расходования сумм, проверяет и свидетельствует ежемесячно приходо-расходные книги; по надлежащем обсуждении собор делает постановление о предоставлении достойных членов братства к рукоположению в сан священника, к пострижению в монашество указанных послушников и о принятии в братство прошедших искус новоначальных.

22. Монастырский духовный собор в женском монастыре состоит из настоятельницы, казначеи, ризничей, благочинной и экономки.

23. Обязательными для всех насельников обители являются все постановления монастырского духовного собора; в случае несогласия настоятеля с духовным собором, дело переносится в епархиальный монашеский совет.

24. Изложенные правила относительно внешнего строя монастырской жизни применяются ко всем монастырям Православной Всероссийской Церкви, не исключая и находящихся ныне
на особом положении, например, к лаврам, ставропигиальным монастырям
и монастырям, где настоятелями состоят архиереи.

Внутренний строй монастырской жизни.

25. Общежитие, согласно иноческим обетам, признается наиболее высокой и наиболее удобной для спасения формой иноческой жизни, а потому общежительные монастыри и впредь должны оставаться общежительными, а необщежительные монастыри желательно обра­щать в общежительные там, где это возможно по местным условиям, но с согласия настоятелей и братии монастырей.

26. В тех женских монастырях, где положено, по недостатку средств, чтобы насельницы содержались личным трудом, т. е. приобретали обувь и одежду на свои средства, надлежит настоятельницам озабочиваться, дабы постепенно их обители переходили в общежительный строй, в особенности обладающие земельными угодьями.

а) Богослужение.

27. Главной и изначальной задачей иночества было строго уставное богослужение, которое приучало христианина к непрестанной молитве и поддерживало в нем постоянное, живое Богообщение, а потому богослужение в монастырских храмах должно совершаться по типикону, с точным соблюдением всего уставного чина, благоговейно, без всяких пропусков и без замены чтением того, что положено петь, и сопровождаться словом назидания. Богослужение является главною задачею и средством восстановления монастырей.

28. В обителях, где при совершении богослужебных чинов соблюдаются особые, освященные веками обычаи, производящие умиление на молящихся, но не предусмотренные типиконом, хотя и не противоречащие духу православия, эти обычаи должны быть неизменно сохраняемы.

б) Старчество.

29. При самом лучшем настоятеле, по немощи нашего времени, нужен в каждой обители старец для духовного окормления насельников ее.

30. Старцем называется в монастырях преуспевший в духовной жизни инок, которому поручается назидание братии.

31. Старицами в женских называются преуспевшие в духовной жизни инокини, которым поручается назидание сестер как вновь поступающих в монастырь, так и воспринятых ими от Св. Евангелия, при пострижении в мантию. Они должны быть более или менее знакомы со словом Божиим, отеческими творениями и правилами свв. отец.

в) Духовничество.

32. Духовник для братии обители избирается настоятелем с духовным собором и со всею монашествующею братиею. Утверждается избрание епархиальным епископом.

Монастырский быт и дисциплина.

33. Все насельники монастыря, как монашествующие, так и послушники, принятые в него в целях искуса, или пришедшие сюда на время поработать на святую обитель по обещанию, находятся в безусловном подчинении и повиновении настоятелю.

34. Без разрешения настоятеля ничто в монастыре не предпринимается и не делается.

35. В отношении монастырской дисциплины настоятель руководится общемонастырским уставом и уставом своей обители, принимая все меры к спасению братии и подавая во всем и всюду добрый пример.

36. Высший надзор за поведением братии принадлежит на­стоятелю с монастырским духовным собором, ближайший же надзор поручается благочинному мона­стыря и его помощникам, если таковые имеются.

37. Монастырский духовный собор при разборе дел братии обители делает отеческое увещание провинившемуся: если же это не помогает и не вразумляет провинившегося, то собор может налагать на него по своему усмотрению наказания сообразно его проступкам. В случае упорства таковых, он должен сообщать с соответствующим заключением епархиальному монашескому совету.

Примечание. Монашествующие, совершенно неисправимые в своей жизни, подлежат извержению из иночества, причем необходимо предпринимать возможные меры к тому, чтобы эти лица по извержении из иночества, а равно и послушники, оставившие обитель, не носили духовного одеяния.

Монастырское имущество и хозяйство.

38. Все движимое и недвижимое имущество, а также капиталы, принадлежащие монастырю, составляют собственность монастыря, как юридического лица.

39. Отчуждение и обмен недвижимых имуществ, принадлежащих монастырю, допускаются не иначе, как с разрешения высшей церковной власти.

40. В случае присоединения монастыря к другому монастырю, все его движимое и недвижимое имущество и капитал поступают в распоряжение монастыря, к которому он приписывается.

41. Источники доходов и способы извлечения их должны соответствовать началам и основам иноческой жизни. Только те монастыри процветают в экономическом, нравственном и духовном отношении, где монашествующие достойно носят свое звание и приучены к трудам и молитвам.

42. Все работы по монастырскому хозяйству должны исполняться по возможности самими насельниками обители, причем трудовое послушание, наряду с молитвенным подвигом, обязан нести по мере своих сил и способностей, не имея права от него от­казываться, каждый из входящих в состав братии.

43. В виду того, что монастыри являются не только молитвенными, но и трудовыми братствами, за ними должно сохраниться в полной мере право на обладание принадлежащими им земельными угодьями.

44. Для сохранения внешнего благосостояния и развития своей деятельности, все монастыри, обладающие земельными угодьями, обязаны, где это предоставляется возможным, без ущерба молитвенному делу, вводить усовершенствованное хозяйство, соответственно с условиями и потребностями местности и развить свою промышленность чрез устройство целого ряда предприятий как для удовлетворения потребностей своего хозяйства, так и для продажи продуктов и изделий монастырского производства.

45. Ближайший надзор за монастырским хозяйством при­надлежит епархиальному епископу и осуществляется им, наряду с прочими монастырскими делами, чрез епархиальный монашеский совет и благочинных монастырей.

46. Непосредственное заведывание монастырским хозяйством принадлежит настоятелю, (настоятельнице), с имеющимися при них монастырским духовным собором, по установленным высшею церковною властью правилам.

47. Круг дел, разрешаемых настоятелем с одним духовным собором, или при участии всей братии монастыря, а затем восходящих на усмотрение епархиального и высшего церковного управления, определяется особыми правилами.

48. На духовном соборе монастыря лежат: а) постоянная забота о сохранности движимого и недвижимого имущества и капиталов монастыря, а равно и всех документов на эти имущества; б) составление описи всем движимым и недвижимым имуществам и капиталам монастыря в двух экземплярах, из коих один хранится на месте, при делах духовного собора, а другой передается в епархиальное управление; и в) составление ежегодного отчета по хозяйственной части, сметы расходов и доходов на предстоящий гражданский год и представление их на утверждение епархиального архиерея.

Образовательные учреждения для монашествующих.

49. Для просвещения монастырской братии надлежит: 1) еженедельно вести, при помощи сведующих лиц, религиозно-нравственные и богословские беседы для всех насельников; 2) учредить в лаврах и больших монастырях особые общеобразовательные школы для продолжения образования иноков и послушников; 3) устроить там же школы для монахов и иеродиаконов, которые предназначаются к посвящению в иеродиаконы и иеромонахи; 4) в каждой епархии, если окажется возможным по местным условиям, основать в одном или нескольких монастырях также общеобразовательные школы для иноков и послушников, в которые бедные и малые обители могли бы посылать учиться свою братию, с тем, чтобы учащиеся по окончании учения возвращались в свои монастыри. Об организации таких школ и об изыскании средств на их содержание должен заботиться епархиальный монашеский совет.

50. Кроме того, для неграмотных и малограмотных монастырских насельников (и насельниц), соответственно их возрасту и способностям, устраивать занятия по обучению начаткам веры, церковно-гражданской грамоте и церковному пению.

51. В целях поддержания духовного просвещения среди братии, каждый монастырь должен иметь свою библиотеку из книг духовно-нравственного содержания, аскетических и святоотеческих, и снабжать ими, в должной последовательности, насельников монастыря. В библиотеке желательно иметь сочинения богословского, церковно-исторического, проповеднического и назидательного содержания. Важно, чтобы библиотекарем был монах развитой, могущий следить за выходом духовной литературы, с благословения настоятеля выписывать новые книги и разумно предлагать их братии для чтения. В выборе книг для чтения должны участвовать духовники и старцы, если таковые имеются в обители.

Миссионерско-просветительная деятельность монастырей.

52. Служение монастырей мирскому населению, как то: богомольцам и жителям окружной местности, может совершаться не только в духовном и материальном отношениях, но и в просветительном, выражаясь прежде всего в истовом, уставном совершении богослужения, в духовничестве и старчестве, где последнее имеется, в проповедничестве во время богослужений, в совершении молебных пений и крестных ходов, в устройстве внебогослужебных бесед для народа и в бесплатной раздаче брошюр и листовок религиозно-нравственного характера, а также в устройстве школ.

53. Желательно, чтобы в больших обителях, а также в каждой епархии были образуемы из монашествующих кружки или братства проповедников, члены которых могли бы предлагать богомольцам и братии живое слово и внебогослужебное собеседование. По приглашению епархиального монашеского совета, эти проповедники должны посещать в празд­ничные дни известные монастыри и проповедывать богомольцам.

54. Желательно, чтобы более обеспеченные монастыри, подражая обителям, широко развившим свою издательскую деятельность, посвятили часть своих сил на издатель­ство религиозно-просветительных листков, брошюр, книг, календарей и журналов, для распространения их в народе. Забота об осуществлении означенного издательства ложится на епархиальный и Всероссийский монашеский советы.

55. В монастырях, зараженных сектантством, расколом и иноверием, просветительная деятельность монастырей должна носить миссионерский характер.

56. Некоторые монастыри, расположенные среди инородческого населения, должны посвятить себя исключительно благовестническому служению, а другие могут иметь специально миссионерский характер и заводить училища, преследующие миссионерские задачи.

57. При всех монастырях должны быть церковно-монастырские школы с ремесленным образованием, одноклассные или двухклассные, смотря по средствам монастыря. При неимении среди братии учителей специальной подготовки, таковые приглашаются со стороны. Размер вознаграждения учителя стоит в зависимости от местных средств.

Благотворительная деятельность монастырей.

58. Монастырская благотворительность должна выражаться в заботах о помощи своим насельникам и мирскому населению. Каждый монастырь обязан обеспечить приют и уход своим престарелым и больным инокам. Если монастыри не могут устроить своих богаделен и лазаретов, то распоряжением епархиального монашеского совета изыскиваются средства на учреждение общих для всех монашествующих епархии богадельни и лазарета в одном из монастырей епархии. Желательно устройство, где возможно: а) приемного покоя и аптеки для удовлетворения нужд богомольцев и местного населения, б) приюта при церковно-монастырской школе для сирот, в) убежища для инвалидов, и г) странноприимных домов.

59. Монастыри должны приходить на помощь населенно во время народных бедствий — голода, войны и повальных болезней, а также помогать семьям заключенных в тюрьмах, кормить нищую братию и одевают нагих.

Монастырское церковное управление.

60. Церковное управление монастырями выделяется в особое, во главе с епископом, управление в форме выборных советов и съездов из монашествующих лиц.

61. Управление монастырями и монашествующими в пределах епархии осуществляется правящим епископом с помощью особого при нем совещательного монашеского совета.

Примечание. Действия епархиального монашеского совета распространяется и на те монастыри, которые находятся на особом положении, как то лавры, ставропигиальные монастыри и монастыри, состоящие под управлением епископов. В их число не входят архиерейские дома.

62. Председателем в епархиальном монашеском совете назначается епископом один из челнов совета, в случаях же когда епископ находит необходимым свое участие в обсуждении каких-либо дел, он председательствует лично.

63. Членами епархиального монашеского совета состоят монашествующие обоего пола из числа насельников как городских, так и пустынных монастыре, по назначению епископа и по избранию епархиального монашеского съезда, и в числе, определяемом епархиальным монашеским съездом в зависимости от местных условий. Две трети членов избираются съездом и одна треть назначается епископом, причем в Совете должно быть настоятелей и настоятельниц не менее половины всего числа членов. Как назначение, так и выборы делаются на 4 года. На этот же срок избираются кандидаты к членам Совета.

64. Наместники лавр и настоятели наиболее известных (по определению епархиальных монашеских Съездов) обителей состоят членами епархиального монашеского Совета по положению, в заседаниях же участвуют по желанию.

65. Епархиальный монашеский Совет имеет свою особую канцелярию и при ней секретаря из лиц монашествующих.

66. Заседания епархиального монашеского Совета собираются по мере надобности, но не менее одного раза в месяц. Заседания действительны при наличии половины числа всех членов Совета.

Примечание. Круг дел, подлежащих ведению епархиального монашеского Совета, определяется особой инструкцией.

67. В каждой епархии должен быть один или несколько благочинных, избираемых епископом из монашествующих лиц. Благочинные назначаются епископом членами епархиального монашеского Совета, в числе членов по назначению от епископа. При благочинных должны состоять помощники, избираемые епископом из монашествующих лиц.

68. Производство следствий по делам, касающимся монашествующих, должно быть поручаемо особому следователю из монашествующих, избираемому на три года епархиальным съездом, который намечает 2 — 3 кандидатов и представляет их на усмотрение епископа.

69. В дознаниях и следствиях над настоятельницами, производимых благочинными, должны участвовать одна монахиня и настоятельница другого монастыря, по назначению епархиального архиерея. По окончании следствия, или дознания, все дело должно быть прочтено обвиняемой и прописано ею по листам.

70. В тех епархиях, где, по малочисленности монашествующих, не могут быть устроены епархиальные монашеские Советы, управление монастырями сосредоточивается в ведении епархиального епископа, независимо от церковно-епархиального Совета.

71. При епархиальном монашеском Совете состоит особая поверочная комиссия, избираемая епархиальным монашеским съездом на три года для производства поверки денежной монастырской отчетности, денежных сумм монастырей и состояния монастырского хозяйства. Число членов поверочной комиссии определяется епархиальным монашеским съездом в зависимости от местных условий.

Епархиальный монашеский съезд.

72. Епархиальный монашеский съезд представителей мужских и женских монастырей созывается не менее одного раза в год.

73. Участниками епархиального монашеского съезда состоят: а) настоятели и настоятельницы всех монастырей епархии, б) выборные представители от монастырей епархии в количестве, определяемом по местным условиям епархиальным монашеским Советом, в) члены епархиального монашеского Совета (с правом решающего голоса), и г) некоторые из опытных в духовной жизни и наиболее полезные для дела иноков по приглашению епархиального епископа.

74. В выборах представителей от монастыря на епархиальный монашеский съезд участвуют только манатейные монахи.

75. Председателем епархиального монашеского съезда состоит епархиальный архиерей. Из своей среды съезд избирает помощников председателя и секретарей.

76. Епархиальный монашеский съезд имеет предметом своих занятий: а) обсуждение вопросов, касающихся жизни и деятельности монашествующих и монастырей епархии, в том числе вопросов, касающихся объединения монастырей епархии в целях их духовной и материальной взаимопомощи, б) рассмотрение донесений монастырских властей о состоянии и нуждах монастырей и в) выборы членов епархиального монашеского совета, членов поверочной комиссии и других представителей.

77. Исполнение постановлений епархиального монашеского съезда лежит на обязанности епархиального монашеского совета.

Отношение органов епархиального монастырского управления к Церковно-Епархиальным Советам и к Епархиальным съездам духовенства и мирян.

78. Дела, касающиеся взаимных отношений между приходами и монастырями, между церковно-епархиальным советом и епархиальным монашеским советом, разрешаются в особой согласительной комиссии, образованной под председательством епархиального архиерея из равного количества членов церковно-епархиального совета и епархиального монашеского совета.

79. На чрезвычайных епархиальных съездах духовенства и мирян участвуют с правом решающего голоса члены епархиального монашеского совета, настоятели и настоятель­ницы монастырей по положению и избранные в обителях, по одному от каждого монастыря, монашествующие лица.

80. На обычных епархиальных съездах духовенства и мирян представители монастырей могут принимать участие лишь по приглашению съездов с благословения епархиального епископа.

81. Возникающие на епархиальных съездах духовенства и мирян вопросы об обложении монастырей денежными взносами на ту или иную общеепархиальную нужду, а равно и все другие вопросы, касающиеся монастырей и монашества, передаются на обсуждение и ре­шение епархиальных монашеских съездов.

Всероссийский монашеский съезд.

82. Для объедения всех православных русских монастырей, пред каждым созывом Священного Собора Православной Российской Церкви и в другое время по усмотрению Высшей Церковной Власти в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре созываются всероссийские монашеские съезды.

83. В состав всероссийского монашеского съезда входят: а) епископы по желанию, б) монашествующие по назначению епископа, в) выборные представители от каждой епархии по особому росписанию, составленному всероссийским монашеским советом при высшей церковной власти, г) настоятели, (или на­местники) лавр и наиболее выдающихся обителей и д) некоторые из опытных в духовной жизни иноков по приглашению всероссийского монашеского совета.

84. Председателем съезда состоит Председатель всероссийского монашеского совета при высшей церковной власти. Из своей среды съезд выбирает помощников председателя и секретарей.

85. Всероссийский монашеский съезд имеет предметом своих занятий: а) обсуждение общих вопросов, касающихся жизни и деятельности всех русских монастырей, и б) выборы представителей на Церковный Собор, членов всероссийского монашеского Совета при высшей церковной власти.

Всероссийский монашеский совет при Священном Синоде.

86. При Священном Синоде образуется Всероссийский монашеский совет, как вспомогательный и совещательный орган по высшему церковному управлению монастырями.

87. Всероссийский Монашеский совет состоит из председателя и трех членов, избираемых Всероссийским Монашеским Съездом на три года.

88. Председателем Всероссийского Монашеского Совета состоит епископ-монах, один из членов Священного Синода, по назначению последнего. Совет избирает из своей среды помощника председателя в сане игумена или архимандрита, и секретаря.

89. Всероссийский монашеский совет имеет предметом своих занятий: а) обсуждение общих вопросов, касающихся монастырей и монашества, б) заключения по делам монастырей, восходящим на утверждение высшей церковной власти, в) заключения по делам, касающимся отношений монастырей к другим церковным и гражданским учреждениям, г) подготовление материалов для занятий Всероссийских монашеских съездов, д) исполнение постановлений Всероссийского монашеского съезда, и е) составление отчетов об общем состоянии монастырей Православной Русской Церкви и их деятельности.

Об ученом монашестве.

90. Ученое монашество едино со всем монашеством в силу единства цели иноческой жизни.

91. Все ученые иноки должны состоять в числе братии какого-либо монастыря; иноки, подвизающиеся вне обители, должны находиться в живом общении с братией своей обители, проживая в ней в свободное время и летом и содействуя ее деятельности.

92. Среди монастырей могут быть выделены монастыри, с особым учено-миссионерско-просветительным назначением, в числе братии которых были бы ученые монахи. Настоятелями таких монастырей должны назначаться иноки, соответствующие специальным задачам монастыря.

93. Иноки, состоящие на учебно-педагогическом, или ином церковно-общественном служении, обязаны: а) хранить монашескую дисциплину, б) исполнять монашеские молитвенные подвиги в том объеме, какой возможен в их послушании, не считать для себя дозволенным проводить такую же светскую жизнь, как их сослуживцы мирского звания, ибо без этого условия невозможно сохранить монашеские обеты и должное настроение, в) не заменять, без крайней нужды, монашеского головного убора шляпой, г) не постригать бороды и волос, д) уступать первенство за богослужением старшим по посвящению и положению священникам и монашествующим, хотя бы и не получившим образования, и е) в случае освобождения от послушания по учебно-педагогической службе и общественно-просветительной деятельности, бесспорно удаляться в монастырское братство.

О пострижении в монашество в духовных академиях и пастырских школах.

94. Студенты духовных академий и учащиеся в пастырских школах, самостоятельно выражающие желание принять монашество, обнаруживающие искренность и устойчивость в своем настроении и достигшие 21 года, — гражданского совершеннолетия, допускаются к пострижению в монашество.

95. С самого начала приготовления к монашеству указанные лица должны быть под руководством духовных старцев и в каникулярное время пребывают в тех монастырях, где живут эти старцы.

96. Пострижение в монашество совершается, с благословения старца, по представлению ректора академии или начальника пастыр­ской школы, и с разрешения епархиального архиерея.

Ученые иноки на духовно-учебной службе.

97. Монашествующие с высшим богословским образованием имеют право занимать административные и преподавательские должности в духовно-учебных заведениях, наравне с прочими лицами, получившими высшее обра­зование,

98. Монахи-педагоги пользуются всеми правами на пенсию на общих основаниях.

Ученые иноки на епархиальной службе.

99. Епархиальные архиереи приучают иноков, состоящих на духовно-учебной службе, к епархиальным делам, дают им особые поручения, командировки, и проч.

100. Ученые иноки привлекаются местными епископами к должностям епархиальных и уездных миссионеров и к проповедничеству в епархии.

101. Личные секретари преосвященных из ученого монашества состоят членами епархиального монашеского совета.

Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство.

102. Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Брат­ство основывается: а) для единения ученых иноков между собой, б) для более плодотворного служения Церкви на различных поприщах церковно-просветительной деятельности и в) для братской взаимопомощи вообще.

103. Иноческому Всероссийскому Церковно-Просветительному Братству необходимо иметь свой монастырь, или несколько монастырей, если того потребует его деятельность.

104. Научная разработка высших богословских вопросов составляет одну из главнейших задач Иноческого Всероссийского Церковно-Просветительного Братства.

105. Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство в своей жизни осуществляет: а) религиозно-просветительную деятельность через учреждение и содержание нарочитых духовно-учебных заведений (высших: академии и других, средних и низших и школ специально-пастырского и миссионерского характера) благовестничество, издательство, составление учебных руководств, переводы святоотеческих творений, разработку древне-богослужебных книг и нот и прочие работы научно-богословского и литургического характера, и б) благотворительную деятельность, по состоянию своих средств и в тех же просветительных целях. Братство имеет типографию и издает свои печатные органы.

106. При братской академии находится ученое содружество, имеющее целью специальную разработку богословских, церковно-исторических и археологических вопросов, существующее по своему уставу.

107. Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Брат­ство пользуется правами юридического лица, по приобретению всякого рода имуществ и владений ими, а равно и в других предусмотренных общими законами отношениях.

Председатель Отдела о монашестве и докладчик

Архиепископ Серафим

Делопроизводитель Отдела Н. Туберозов

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 35. Л. 274–281 об. (То же на Л. 363–370 об.) Типографский оттиск.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 36. Л. 23–30 об. Типографский оттиск.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 358–365 об. Типографский оттиск.