Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. Общие положения о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному почитанию

Докладчики: Епископ Феодосий Смоленский

и Н. И. Знамировский.

Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Тихоном 12/25 февраля 1918 г. Отделу Священного Собора о богослужении, проповедничестве и храме, при внесении оным на рассмотрение Священного Собора доклада о причтении к лику святых святителя Софрония, третьего епископа Иркутского, было предложено войти в обсуждение вопроса о том, не следует ли восстановить прежний, до-синодальный порядок прославления святых угодников Божиих, когда иные из святых признавались общецерковными всероссийскими, а другие — местными.

Мотивом к такому восстановлению, по мнению Его Святейшества, могло бы служить то, что при таком порядке, во-первых, не было бы места нареканиям (кои иногда слышатся за последние годы) на то, что Церковь прославляет святых, мало известных всей России; во-вторых, не задерживалось бы сим последним обстоятельством прославление тех довольно многих праведных мужей, кои в известных местах давно уже почитаются.

После подробного обсуждения вопроса о прославлении святых угодников Божиих Отделом о богослужении, проповедничестве и храме были выработаны следующие общие положения о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному почитанию:

1) В Русской Православной Церкви угодники Божии могут быть прославляемы к местному празднованию.

2) Право прославления святого к местному почитанию принадлежит Собору митрополичьего округа с благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода, преподаваемого чрез особую грамоту.

3) Почин возбуждения ходатайства о прославлении угодника Божия к местному почитанию принадлежит местному православному населению, с благословения епархиального Преосвященного.

4) Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по смерти его и народным почитанием.

5) Для церковного прославления святого чудеса его, записанные чтущими его память и священнослужителями, проверяются особой Комиссией, назначенной епархиальным архиереем, с благословения митрополита.

6) При поверке или обыске чудес заявители о них и свидетели дают показания под присягой о действительности записанных чудесных знамений.

7) Свидетельствование и открытие мощей для почитания угодника Божия к лику местночтимых святых необязательно. В случае необходимости свидетельствование мощей угодника Божия совершается с благословения Святейшего Патриарха и в присутствии его представителя.

8) С благословения епархиального архиерея составляется или просматривается ранее составленное житие святого и определяется соответствие жития свидетельствам и записям современников святого и летописным записям и сказаниям. Затем житие святого сокращается в виде пролога или синаксаря для богослужебного употребления.

9) С благословения епархиального архиерея составляется церковная служба святому (тропарь, кондак, стихиры и канон), а до составления таковой служба правится по общей Минее. Вновь составленные богослужебные песнопения и молитвы печатаются с благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода.

10) С благословения окружного собора устанавливается время празднования святому.

11) Имя святого вносится в обще-церковный месяцеслов с указанием местного празднования ему.

12) По получении благословения на прославление угодника Божия, о предстоящем торжестве возвещается ко всеобщему сведению чрез напечатание в «Церковных Ведомостях» патриаршей грамоты, краткого жития прославляемого святого, тропаря и кондака ему, если таковые будут к этому времени составлены.

13) Чин прославления святого вырабатывается местной епархиальной властью и утверждается Святейшим Патриархом и Священным Синодом.

14) Местно-чтимые святые могут быть прославляемы к обще-церковному празднованию в Русской Церкви.

15) Право причтения местно-чтимого святого к лику обще-церковных святых принадлежит Священному Собору Российской Церкви, если таковой заседает во время возбуждения дела о сем причтении. В междусоборное время это право принадлежит Святейшему Патриарху с Священным Синодом по сношении со всеми епархиальными архиереями.

16) Имя святого, прославленного к обще-церковному празднованию, вносится в обще-церковный русский месяцеслов уже без обозначения местного празднования святому.

17) О прославлении святых, причисленных к обще-церковному прославлению, Святейший Патриарх особым посланием доводит до сведения Вселенского Патриарха и предстоятелей других автокефальных церквей.

Изложенное общее положение о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному почитанию ныне и представляется Священному Собору.

Замещающий Председателя Епископ Черниговский Пахомий.

ДокладчикЕпископСмоленский Феодосий.

Делопроизводитель Николай Кедров.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 35. Л. 340–341. Типографский оттиск.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 196–197. Типографский оттиск.