Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме об упорядочении богослужения

(Передан С. на рассмотр. Совещания Епископов).

Соб. Сов. 12/25 II

№ 47.

Докладчики: Евлогий, Архиепископ Волынский.

Свящ. проф. В. Д. Прилуцкий.

Проф. И. А. Карабинов.

Проф. Б. А. Тураев.

Совершение богослужения в современной Русской Церкви страдает многими важными недостатками, причиняющими существенный вред делу Православия и вызывающими справедливые порицания и осуждение. Главнейшими из таких недостатков являются: произвольное изменение порядка и состава богослужения /сокращения, вставки и т.п./, а также небрежность в его исполнении. Причины этих недостатков разнообразны. В них повинны часто и совершители богослужения, не всегда достаточно знакомые с Церковным Уставом и часто не обладающие надлежащим пониманием богослужения и развитым литургическим вкусом. Часть вины, затем, лежит и на молящихся, слабая ревность коих нередко побуждает исполнителей богослужения поступаться строгостью уставных предписаний. Наконец, некоторый повод для перечисленных недочетов дает и самый строй нашего богослужения: его устав не всегда и не во всем подходит к условиям современной жизни, равно как и некоторые другие стороны нашего богослужения нуждаются в пересмотре и исправлениях. Сознавая ее средоточия, Отдел находит возможным предложить Священному Собору следующие план и меры к упорядочению нашего Богослужения.

I. А. Рядовое Богослужение.

1. Заповедуемый нашим Церковным Уставом богослужебный строй хотя и образовался в окончательном виде в монастырях Православного Востока, но его основой послужили богослужебные обычаи соборных храмов Иерусалима и Константинополя, вследствие чего и этот устав не может быть признан чисто монашеским произведением.

2. Как свод богослужебных преданий двух виднейших церквей Православного Востока и как произведение многовекового богослужебного опыта, действующий Церковный Устав должен быть сохраняем в качестве высшей нормы нашего богослужения.

3. Во всей своей полноте Церковный Устав является трудно исполнимым.

4. Наши монастыри должны по возможности строго соблюдать уставный порядок богослужения с дозволением заменять для тропарей канонов, а также для кафизм, пение чтением по принятому обычаю.

5. Что касается мирских храмов, то Церковный Собор, отнюдь не одобряя каких-либо сокращений в Уставе, но снисходя к немощам молящихся и к условиям современной жизни, а также основываясь на истории Устава, знающей случаи смягчения уставных требований, равно как в виду разрешения самого Устава при некоторых обстоятельствах сокращать богослужение, может допустить известные послабления уставных требований.

6. Для упорядочения рядового богослужения в приходском храме предлагается:

а/ не допускать замены положенного по уставу произвольными вставками, напр., кафизм — акафистом или проповедью, литийных стихир — концертом и т.п.

б/ Псалтирь стихословить в объеме не менее одной «славы» вместо целой кафизмы. В церквах, где службы не совершается ежедневно, возможно последовательное чтение всей Псалтири по «славам», без отношения к седмичному расписанию стихословия. Во дни великих праздников рядовое стихословие можно заменить чтением или /антифонным/ пением особых праздничных псалмов.

в/ Чтение шестопсалмия не должно быть сокращаемо; не подобает опускать 50-й псалом и хвалитные псалмы на утрени.

г/ Песнопения Триодей и великих праздников должны исполняться без пропусков, хотя бы и без повторений. Во дни воскресные, будничные и в меньшие праздники из стихир «на Господи воззвах», стиховных, литийных, хвалитных должно петь не менее половины положенных, как из Октоиха, так и из Минеи.

Отнюдь не должна опускаться на воскресной утрене стихира евангельская, воскресные, тропари по непорочных не должны сокращаться. Должно быть восстановлено уставное пение тропарей, кондаков, степенн и седальнов. Из каждой песни канона должно читать не менее 4-х тропарей, хотя бы по одному из каждого канона.

7. В первой части литургии без всякого сокращения надлежит исполнять: антифоны Господских праздников, антифоны изобразительные /при невозможности пропеть оба псалма полностью следует читать их/, повседневные /в положенные дни/ и блаженны со стихами к ним; по входе полностью и в уставном порядке петь тропари и кондаки; строго соблюдать уставное количество апостольских и евангельских зачал на литургии; восстановить пение аллилуиа по уставу на гласы аллилуариев с выразительным исполнением последних. Отнюдь не допускается служение полной литургии в неположенные дни св. Четыредесятницы.

8. Богослужение в кафедральных Соборах и храмах при духовных учебных заведениях приближается к монастырскому, в домовых — к приходскому.

Б. Богослужение внерядовое, или частное.

9. Совершение последований частного богослужения, в особенности таинств, должно быть истовым, благоговейным и по возможности должно соединяться с службами рядового круга, главным образом, с литургией.

10. Крещение совершается или в храме, или в нарочито устроенных помещениях /крещальнях/. В случае совершения крещения в частном доме /что допустимо лишь в самых исключительных случаях/, для сего надлежит избирать лучшую из комнат.

При совершении крещения надлежит каждый раз освящать воду по указанному в требнике чину. Замена этого водоосвящения добавлением в купель св. богоявленской воды безусловно воспрещается.

Священник всякий раз поучает восприемников о важности и ответственности принимаемого ими на себя долга.

Крещение совершается по правилам Св. Православной Церкви трехпогружательно. Поливательное крещение допускается лишь в самых исключительных случаях «страха ради смертного» в отношении крещаемого младенца.

При публичном совершении крещения /пред литургией в праздники/ священник поучает молящихся, объясняя обряды таинства.

11. Исповедь есть главнейшее средство пастырского воздействия и должна совершаться с особливою тщательностью. При массовом стечении желающих причащаться Св. Таин, когда нет возможности совершать для каждого в отдельности чин исповеди /напр., в войсках во время походов/, допускается так называемая общая исповедь, но с восполнением ее для каждого исповедующего частною исповедью, состоящею из вопросов о наиболее тяжких грехах, лежащих на совести кающегося и с прочтением для каждого исповедника разрешительной молитвы и наложением епитимии.

12. Таинство брака надлежит совершать по возможности сейчас же после литургии; священнику надлежит располагать брачущихся приступить пред венчанием к причастию Св. Таин. По окончании браковенчания священник поучает брачущихся словом назидания.

13. Отпевание должно совершаться согласно с изложенным в требнике чином /замена указанных в требнике припевов на 17 кафизме припевами из чина панихиды, а также пение 3-х песней канона вместо 9-ти не допускается/.

Отпевание совершается над каждым православным христианином в вере скончавшимся; замен отпевания обрядом так называемая «печатания» могилы с совершением чина погребения спустя некоторое время после закрытия тела в землю не допускается.

При следовании погребальной процессии кресты, иконы и другие святыни носятся с подобающим благолепием и таким же образом возвращаются в церковь.

14. Служение молебнов по просьбе отдельных лиц должно быть благочинным, согласно с положенными в часослове последованием общего молебна. Соединение молебных канонов более чем четырем святым не допускается. При обхождении прихожан с праздничным молитвословием, за невозможностью совершать в каждом доме полный молебен, допускается совершение краткого моления по такому чину: начальный возглас, тропарь и кондак празднику или святому, ирмос 9-й песни с припевом /в двунадесятые праздники/ или «Достойно есть» /в день памяти чтимых святых/, сугубая эктения и отпуст.

II. Меры к упорядочению богослужения.

15. Существующая при Св. Синоде Комиссия для исправления богослужебных книг преобразуется в постоянное учреждение, которое кроме книжного исправления должно вообще ведать богослужение и решать все относящиеся к нему вопросы.

16. При исправлении богослужебных книг в ближайшую очередь следует пересмотреть текст нашего Типика, так как последнее его исправление было произведено еще в конце XVII в.; при этом пересмотре необходимо предписания о службах русским святым изложить совместно со службами святым вселенским и вставить устав о выносе плащаницы.

17. На ряду с славянским Типиком следует издать русский его перевод с более полным, ясным и общедоступным изложением уставных предписаний, снабженный предисловием, раскрывающим историю и значение Церковного Устава.

18. При новом издании богослужебного евангелия необходимо соединить вместе и исправить уставные статьи о евангельских чтениях и таблицы этих чтений так, чтобы рядовое чтение св. евангелия от Луки непременно начиналось с понедельника седмицы по Воздвижении.

19. В новом издании миней службы русским святым следует изложить в соответствии с правленным Уставом.

20. При исправлении и редактировании служебника образованная согласно пар. 15 Комиссия располагает в чинах литургии тайные молитвы так, чтобы они стояли непосредственно пред возгласами, являющимися заключением молитв.

Возглашение: «Господи спаси благочестивыя и услыши ны» должно быть опущено.

Для поминовения на великом выходе взамен бывших следует напечатать такие поминальные формулы: «Всех вас да помянет Господь Бог во царствии своем всегда, ныне и присно, и во веки веков» /для диакона/ «Да помянет Господь Бог всех вас во царствии своем всегда, и ныне и присно, и во веки веков» /для священника/.

Евхаристический канон следует напечатать с такой расстановкой знаков препинания, которая ясно обозначала бы грамматическое отношение возглашений к читаемым тайно молитвам, причем вводные части диаконские «напоминания» должны печататься мелким шрифтом.

Тропарь 3 часа: «Господи иже пресвятаго твоего Духа» печатается также мелким шрифтом и ставится пред словами: «еще приносим ти словесную и безкровную службу и просим и молим» /в Литургии Василия Великого пред словами: «Сего ради, Владыко»/.

21. В отношении к требнику Комиссия кроме исправления отдельных выражений в молитвах и замены малопонятных речений более понятными, должна еще заняться составлением некоторых новых чинопоследований, вызываемых потребностями современной жизни, а также составить особый чин на погребение диаконов. В книгу молебных пений должны быть внесены: новосоставленный чин молебного пения при открытии Всероссийского Церковного Собора и особое новогоднее молебствие.

22. Всякое богослужебное чтение должно совершаться на средине храма, на особом возвышении. Чтение евангелия допускается лицом к народу.

23. Необходимо принять всевозможные меры к тому, чтобы совершители богослужения знали церковный устав; для этого, между прочим, следует поднять преподавание науки о богослужении в духовных школах, а также озаботиться изданием ежегодников, дающих все нужные уставные указания на каждый богослужебный день.

24. Для привлечения внимания молящихся к богослудению и вообще для поддержания в них сознательного отношения к последнему необходимо издание всякого рада популярных книжек с богослужебными текстами, их переводом, изъяснением и т.п.

25. Собор обращается с особым посланием к совершителям богослужения, в котором он, с одной стороны, призывая благословение Божие на усердных и истовых его исполнителей, с другой — должен призвать всех к точному соблюдению настоящих постановлений.

Замещающий Председателя Феодосий, Епископ Смоленский.

Докладчики: И. Карабинов. Б. Туров.

Делопроизводитель Николай Кедров.

С п. в. Н. Соловьев

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 214–221. Машинопись. Копия.