Доклад Отдела о Богослужении, проповедничестве и храме: О причтении к лику святых Святителя Иосифа — убиенного Митрополита Астраханского

(Рассмотрен Совещ. Епископов во 2 сессию Собора).

№ 68.

Докладчик Л. З. Кунцевич.

Святитель Иосиф родился в Астрахани в 1597 г. В 1649 г. он был назначен архимандритом Астраханским Троицкого монастыря, с 4 Мая 1656 г. Собором русского и греческого духовенства с Патриархами Никононм Всероссийским и Макарием Антиохийским во главе, как наидостойнейший кандидат хиротонисан во Архиепископа Астраханского. В 1666 г. по поручению Собора русских иерархов он встречал восточных патриархов, прибывших по приглашению царя Алексея Михайловича для суда над патриархом Никоном. По ходатайству патриархов Архиепископ Иосиф был возведен в сан митрополита. В 1671 г. 11-го Мая святитель Иосиф принял мученичество от руки убийц, которых он мужественно обличал в воровстве, грабежах и неповиновении власти. В то время был бунт Сеньки Разина.

Нравственный облик Митрополита Иосифа есть поистине облик угодника Божия. Непрестанное преуспеяние в подвигах благочестия, замечаемое в нем по его житию от юности, ревностное прохождение возлагаемых церковною властью служений в сан архимандрит Троицкой обители г. Астрахани, а затем и архиепископа и митрополита Астраханского, приветливое и любвеобильное ко всем отношение, особенно обнаружившееся в приеме восточных патриархов и сопровождении их в Москву; наконец, его пастырское самоотвержение, с особенной яркостью проявившееся во время Разинской смуты, завершившееся его мученическою кончиною — вот черты рисующие перед нами духовное величие святителя Иосифа.

Страдальческий образ Святителя, его высокая подвижническая жизнь, исполненная любви и милосердия к людям, в народном представлении давно окружили имя его ореолом святости. Достаточно сказать, что имя митрополита Иосифа убиенного было вносимо даже в старинные святцы. С первого времени по кончине Святителя и до сих пор, от его гробницы, находящейся под спудом нижнего кафедрального собора г. Астрахани, весьма многие из жителей как местных, так и далеко за пределами края, получили и получают благодатную помощь и исцеления.

История дела о прославлении святителя Иосифа такова.

25-го Сентября 1911 г. православные граждане г. Астрахани обратились к Архиепископу Астраханскому Георгию с прошением войти в Святейший Синод с ходатайством об открытии честных мощей Святителя и причтения его к лику святых. К сему прошению присоединились впоследствии и жители трех уездных городов губернии — Красного Яра, Черного Яра и Царева. В виду сей просьбы в том же году Архиепископом Георгием был образован особый Комитет по делу открытия и прославления честных останков Митрополита Астраханского Иосифа убиенного, под председательством Преосвященного викария епархии Епископа Царевского Иннокентия, выделивший из своей среды Комиссию по проверке заявлений о чудесных знамениях по молитвам святителя Иомифа убиенного.

Между тем Астраханский Губернатор генерал лейтенант П. Н. Соколовский в своем отчете о состоянии Астраханской губернии за 1911 год заявил, что он, совместно со всем верующим населением Астраханской губернии, ждет осуществления давнишнего желания края — прославления святителя Иосифа убиенного, Митрополита Астраханского. Против такого заявления последовало Высочайшая резолюция: «Обер-Прокурору доложить Мне». Во исполнение этого повеления Обер-Прокурор Св. Синода представил 17 Июля 1913 года сведения и жизни и деятельности святителя Иосифа, об обстоятельствам, при которых возникло желание о его прославлении, о деятельности Комитета для записи и проверки всех чудесных исцелений, совершившихся по молитвам святителя Иосифа. На этом докладе Государь написал: «Продолжать собирать сведения и донести Синоду». В исполнение сего Высочайшего повеления Св. Синод указом от 25 Октября 1913 года поручил Астраханскому Епархиальному Начальству продолжать собирание сведений о чудесных исцелениях, и за сим о таковых сведенияхв, в свое время, представить Синоду.

Тем временем учрежденная Комиссия закончила свои работы и представила в Комитет, от 27 Сентября 1913 года, особо изготовленную книгу, в которой вписаны в хронологическом порядке все заявления о чудесных знамениях милости Божией по молитвам святителя. Всех таковых записей оказалось 146, из коих проверены Комиссией 99, а 47 за отсутствием адреса заявителей или за нерозыском их по указанному адресу или за смертью, остали непроверенными. При проверке чудесных знамений ни святители, ни заявители к присяге не приводились. Комитет, признавая проверенные и надлежаще засвидетельствованные случаи знамений достаточными для надлежащего возбуждения дела, просил Преосвященного Никодима ходатайствовать пред Св. Синодом о направлении дела к благоприятному концу. Преосвященный Никодим, разделяя одушевлявшие его пасомых чувства благоговейного уважения к памяти почившего святителя Иосифа, от 9 Ноября 1913 г. просил Св. Синод о прославлении сего святителя, причем представил Синоду книгу для заявлений чудесных знамений по молитвам митрополита Иосифа убиенного, прошение православных граждан г. Астрахани, листы с подписями жителей г.г. Красного Яра, Черного Яра и Царева и две брошюры о святителе Иосифе. Св. Синод, обсудив это ходатайство и с чувством истинной радости и умиления встречая весть об утвердившейся среди жителей Астраханского края общей уверенности в святости святителя Иосифа, но вместе с сим, имея в виду, что Комиссия, производившая расследование чудесных действий, ограничивалась простым допросом заявителей и свидетелей, не сделала привода их к присяге, поручил от 7 Июля 1914 г. Преосвященному Филарету: 1/ возложить исполнения сего дела на Комитет по делу открытия и прославления честных останков святителя Иосифа, чтобы Комитет отбирал письменные показания под присягою, как от лиц получивших чудесные исцеления по молитвам святителя Иосифа, так и от бывших только очевидцами сих чудотворений, причем, так как за давностью времени многих из чудесных исцелений подвергнуть исследованию невозможно, то ограничил бы исследование случаями исцеления происшедшими в течение последних лет и 2/ по окончании исследования, все производство по сему делу представить Св. Синоду.

Во исполнение сего указа Епархиальный Комитет 15 Мая 1915 года, после торжественной панихиды на могиле святителя Иосифа убиенного, приступил к рассмотрению записей о чудесной помощи по молитвам святителя. К этому времени число таковых записей возросло уже до 176. Согласно указу Св. Синода рассматривались лишь случаи чудесной помощи позднейшего времени, как более доступное для расследования; таковых оказалось 128. Рассмотрение их потребовало 5 заседаний, причем о каждом случае Комитет, по обсуждении, делал особое постановление. Из общего числа 128 по 66 более выдающимся случаям чудесной помощи было назначено формальное расследование чрез особые комиссии в состав коих входили: в городе — один или двое из членов Комитета /а по селам — Окружный Благочинный/, приходский священник, представитель от полиции и врач.

С 27 Октября 1915 года рассмотрено 57 таковых дел, из коих в 32 обследованных случаях с допросом свидетелей под присягою Комитет признал несомненность чудесной помощи по молитвам святителя Иосифа убиенного.

23-го Октября 1916 года Преосвященный Астраханский Митрофан отправил ходатайство Св. Синоду о прославлении святителя Иосифа убиенного. Преосвященный Митрофан писал: «вера в чудодейственное молитвенное предстательство святителя Иосифа убиенного растет и продолжает распространяться не только в Астрахани и губернии, но и по всему Поволжью: ежедневно у могил святителя в нижнем кафедральном Соборе, при значительном стечении народа, совершаются панихиды: всевозможные больные с глубокою верою притекают сюда и усердно молят Святителя о своем исцелении».

Св. Синод 20 Февраля 1917 года поручил присутствующему в Св. Синоде Преосвященному Литовскому Тихону /ныне Святейшему Патруарху/ выехать в Астрахань для освидетельствования от Святейшего Синода честных останков митрополита Иосифа убиенного, в виду предполагавшегося к Май месяц сего 1917 года прославления Святителя Иосифа. Но в виду мартовского политического переворота, поездка Патриарха Тихона не состоялась и дело приостановилось. Но верующий народ ждет причисления к лику святых святителя Иосифа убиенного, долговременного в течение 200 лет почитаемого святым. Торжество его прославления будет величайшим торжеством веры и источником религиозного воодушевления для всего Поволжья, столь небогатого вообще православными святынями.

Так как все предварительные акты, требуемые практикою Православной Русской Церкви относительно канонизации угодников Божиих, уже исполнены, Отдел находит благовременным осуществить благочестивое желание многочисленных благоговейных почитателей памяти святителя Иосифа, Митрополита Астраханского, и потому предлагает Собору вынести следующее постановление: совершить прославление святителя Иосифа, причисленного к лику святых угодников Божиих/ с местным празднованием и оставлением под спудом его честных останков с тем, чтобы память его совершалась 11-го Мая в день его мученической кончины, а самое торжество причтения к лику святых совершено было в то время, которое местный епископ, в соглашении с представителями от приходов, признает наиболее благоприятным по местным условиям.

Замещающий Председателя Отдела Епископ Черниговский Пахомий.

Докладчик Л. Кунцевич.

Делопроизводитель Николай Кедров.

С подлинным верно:

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 204–207. Машинопись. Копия.